Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SOCIAL PROBLEMS OF CIRCUMPOLAR REGION: EDUCATIONAL ASPECTS

Anisimova S.G. 1 Dranaeva I.A. 1
1 North-eastern Federal University named after M.K.Ammosov
The problem of indigenous peoples integration into the system of higher education is a great strategic importance for successful development of northern region. For sustainable development of Arctic and the North we should consider all human activities which play an important role in improving population policy, environmental management, as well as higher education system to prepare qualified personnel for Arctic and the North. Over the past years, Republic of Sakha (Yakutia), took a leading position in economy, industry, science and education in region. I this article, authors propose following: to promote a regional research and education centers (RECs) on the basis of regional universities, stimulate the creation of specialized training centers for training small business, including innovation in traditional activities of indigenous peoples; develop a system of support for young science teachers and professionals coming to work in the Far North, to provide them with comfortable accommodation and material support. The implementation of proposed measures will help to strengthen and improve the socio-economic situation of indigenous representatives in the North. Trained professionals with specialized secondary, vocational education and higher education can contribute to sustainable development of Arctic and the North
social danger
traditional activities
ulus
raion
indigenous people of the North
educationa; aspects
Arctic and the North
circumpolar
integration

Регионы Арктики и Севера давно обратили на себя внимание, чему способствовали природный потенциал региона, обилие полезных ископаемых, нетронутая  природа. В то же время территории Северо-Востока России отличаются резко-континентальным климатом,  неразвитой транспортной сетью,  что создает экстремальные условия  жизнедеятельности.

Население Республики Саха (Якутия)  распределено по улусам, городским и сельским поселениям крайне неравномерно: относительно густо населены центральные, южные и западные улусы, северные и восточные отличаются малозаселенностью. Несмотря на то, что в Якутии проживают представители более 100 национальностей и народов, население составляет менее миллиона человек. Среди проживающих в Республике Саха (Якутия) особое место занимают коренные малочисленные народы Севера, права которых гарантируются Конституцией Российской Федерации, а также законодательством Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.  Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» утвержден перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации [1]. Согласно данному списку в Республике Саха (Якутия) было обозначено более 20 регионов традиционного проживания коренных малочисленных народов, таких как: Абыйский, Алданский, Анабарский, Аллаиховский, Булунский, Верхнеколымский, Жиганский, Кобяйский, Мирнинский, Нерюнгринский, Нижнеколымский, Оймяконский, Оленекский, Среднеколымский, Томпонский, Эвено-Бытантайский, Верхоянский муниципальный районы (улусы) и др. В настоящее время в Республике  Саха (Якутия) компактно проживают представители пяти национальных коренных малочисленных народов Севера – эвенки, эвены, долганы, юкагиры, чукчи. В Российской Федерации проживает всего 52952 человек, относимых к коренным малочисленным народам; из них 8226 – городское население, 44726 – сельское. По итогам переписи 2010 года в Якутии проживают  всего 1906 долган (0,2 %),  1281 юкагиров – ( 0,1 %). Несколько больше проживает эвенков –  21 тыс. человек (2,2 %) и эвенов – 15 тыс. человек (1,6 %) [2].

В силу историко-географических условий, специфики образа жизни и традиционных форм хозяйствования коренные жители Севера оказались наименее приспособленными к рыночным условиям. Уровень жизни коренных малочисленных народов Севера существенно ниже средне республиканских показателей. Средняя продолжительность жизни – ниже средних показателей по России и республике. Продолжается разрушение национальной культуры, традиций, обычаев, языка и других важнейших составляющих культурного и духовного развития коренных народов. Малочисленные народы (юкагиры, долгане) фактически утрачивают национальный язык, живые носители языка, скорее всего, скоро исчезнут. В пределах российского Северо-Востока лишь эвенки – наиболее многочисленный  из коренных народов  – имеет шансы сохранить национальный язык, так как ещё сохраняется определённая доля носителей языка [3, 166], для Якутии – возможно сохранение и даже увеличение людей, говорящих на эвенском языке.

Для изучения ситуации авторами использовались различные методы: фокус-группы, экспертный опрос специалистов из различных сфер, сравнительный анализ результатов пилотного исследования 2010 г. по теме ««Форсайт этносов Северо-Востока РФ до 2050 г.» среди коренных малочисленных народов Красноярского края и Республики Саха (Якутия) (N=298) [3].

Исследование 2012 г. проводилось в Алданском, Булунском, Оймяконском районах (улусах) республики. В результате 3 групповых фокус-интервью были выявлены некоторые особенности жизнедеятельности населения данных муниципальных образований. Важно отметить, что доля респондентов, для которых традиционные промыслы являются основным источником дохода, существенно меньше, чем доля тех, для кого традиционные промыслы являются видом трудовой занятости. С точки зрения получения дохода традиционные виды хозяйства (оленеводство, рыболовство, охота, прикладные искусства) не конкурентоспособны с привнесёнными индустриальной цивилизацией видами деятельности, соответственно, высока доля тех, чьим основным источником доходов являются социальные выплаты. Подтверждается мнение, что «вторжение индустриальной цивилизации провоцирует распространение среди представителей северных народов неэкологического, псевдорационального мышления, что прослеживается в экстенсивном типе хозяйствования, расточительном отношении к земельным, водным, лесным ресурсам и в отношениях людей между собой» [3,184], нарастании деструктивного поведения. В настоящее время для циркумполярного пояса наибольшую социальную опасность представляют алкоголизм, принимающий форму «пивной эпидемии» среди молодежи и бытового пьянства в целом, и суицид. Суицидальность среди представителей коренных народов Севера – детей, молодёжи, трудоспособных мужчин, в десятки раз превышает общий уровень самоубийств по сравнению с другими этническими группами республики [9, 66]. Наблюдается рост социально-значимых заболеваний, «разрушение генофонда в результате миграций, падения рождаемости, изменения репродуктивного поведения» [8, 5].

В ряде районов проживания коренных народов отсутствуют средние специальные учебные заведения с ориентацией на подготовку специалистов для традиционных отраслей хозяйствования и промыслов. В конце 2009 года количество начальных профессиональных образовательных учреждений в Республике Саха (Якутия) составило всего 4 единицы, где обучались 443 студента – представителя КМНС [5]. Но вместе с тем следует отметить и положительные тенденции в самосознании и самоопределении самих представителей циркумполярных цивилизаций. Так, В. А. Роббек, специалист по культуре и образованию коренных малочисленных народов, отмечает: «по признанию самих малочисленных народов Севера их сохранение, возрождение в первую очередь зависят от восстановления кочевого уклада жизни и традиционных форм хозяйствования, умелой организации образовательного процесса» [3, 16]. Для этой цели в Республике Саха (Якутия) в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера функционируют общеобразовательные школы, кочевые школы, профессиональные лицеи.

Что  касается системы высшего образования, то в республике ведет свою деятельность один из крупных университетов Дальнего Востока – Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова (СВФУ).   По мнению сотрудников Центральной приемной комиссии СВФУ, наметилась положительная тенденция увеличения количества студентов из улусов – мест традиционного проживания коренных малочисленных народов (табл.1).

Табл.1

Cтуденты – представители КМНС, зачисленные в Северо-Восточный федеральный университет на очную, заочную, коммерческую и плановую форму обучения в 2008–2011 гг.

Улус/район 2008 2009 2010 2011
Анабарский 10 10 13 6
Абыйский 18 25 34 15
Оймяконский 31 25 47 19
Оленекский 24 32 35 26
Булунский 20 9 31 16
Нижнеколымский 6 7 9 1
Верхнеколымский 11 11 9 7
Среднеколымский 12 18 26 26
Момский 15 19 21 13
Алайховский 5 27 8 8
Верхоянский 58 54 97 50
Жиганский 7 10 21 8
Кобяйский 99 73 112 69
Томпонский 35 29 41 34
Усть-Майский 21 17 29 7
Усть-Янский 23 21 37 12
Эвено-Бытантайский 13 4 19 1

Источник: Материалы Центральной приемной комиссии СВФУ

В 2010 году из Верхоянского улуса в вуз поступило 97 студентов (ранее 58 студентов в 2008), в том же году из Усть-Янского улуса поступило 37 человек (ранее 21 в 2009 г.). Самый низкий уровень поступивших за 2011 г. наблюдается в Нижнеколымской улусе – 1 человек в 2011 г., 6, 7, 9 человек в 2008 г., 2009., 2010 г. соответственно (табл. 1).          

На рисунке приведены данные по численности студентов Северо-Восточного федерального университета из числа коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)  в 2008–2011 годы.

Цифрами на схеме обозначены следующие улусы (районы):
1 Анабарский 8 Эвено-Бытантайский 15 Момский
2 Булунский 9 Верхоянский 16 Верхнеколымский
3 Усть-Янский 10 Абыйский 17 Олекминский
4 Аллаиховский 11 Среднеколымский 18 Алданский
5 Нижнеколымский 12 Мирнинский 19 Нерюнгринский
6 Оленекский 13 Кобяйский 20 Оймяконский
7 Жиганский 14 Томпонский 21 Усть-Майский

Рис 1. Численность студентов – представителей КМНС, поступивших в Северо-Восточный федеральный университет с 2008 г. - 2011 г.

За последние 4 года наблюдается относительное увеличение количества студентов из числа коренных малочисленных народов Севера (КМНС), хотя, возможно, это связано с системой квотирования бюджетных мест для каждого улуса при поступлении абитуриента в  ВУЗ. Количество квотированных или целевых мест каждый год варьируется  в зависимости от различных факторов, включая активность представителей местных органов власти при отстаивании интересов молодежи. С Нерюнгринского, Томпонского, Оймяконского, Верхнеколымского, Момского, Среднеколымского, Нижнеколымского, Анабарского, Усть-Янского, Аллаиховского улусов до 5 человек. Самый высокий показатель у Оленекского улуса (более 15 человек), остальные – от 5 до 15 человек. По данным учебно-методического управления Северо-Восточного федерального университета, основными образовательными специальностями для студентов КМНС являются: нефтегазовое дело, горное дело, геологическая съемка, поиски и разведка; электроэнергетика и электротехника, педагогика, лечебное дело, педиатрия, социальная педагогика, математика, физическая культура, строительство, инфокоммуникационные технологии и системы связи. За последние годы отмечается, что студенты предпочитают технические специальности,  традиционно популярными остаются «лечебное дело» и «педагогика».

На период с 2008 г. по 2011 г. в Северо-Восточном федеральном университете общее количество студентов КМНС составляло 510 человек. В то же время общее количество выпускников на 2008 г. – 4 человека, 2009 – 39 человек, 2010 – 49 человек, 2011 – 38 человек. По мнению экспертов (8 человек) – специалистов сферы образования, причиной небольшого количества студентов – выпускников из числа представителей КМНС являются  различные причины. Складывается парадоксальная ситуация, когда  одни эксперты считают, что причина кроется в слабой школьной подготовке, так как школы испытывают недостаток педагогических кадров, не укомплектованы учебной и учебно-методической литературой, пособиями для внеклассного чтения, особенно на языках коренных народов, слабо оснащены современными техническими средствами обучения. Особой проблемой является обучение родному языку, который в школах изучают (в целом по регионам Севера) не более 50 % учащихся. Другие эксперты утверждают,  что практически отсутствует система образования, адаптированная к национальным особенностям коренных жителей. Обучение детей малочисленных народов идет по общегосударственным школьным программам, что способствует культурной ассимиляции подрастающего поколения северных этносов и обуславливает такие негативные моменты в школьном образовании, как немотивированный отсев, формальное получение образования, отсутствие заинтересованности в его продолжении. Однако большинство экспертов отмечают процессы, связанные с реформирование во всей стране, что подтверждают и данные официальных государственных органов: «увеличилось количество школ, находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта, не решена проблема создания малокомплектных школ» [8]. В результате стоит проблема  нехватки квалифицированных кадров в районах традиционного проживания КМНС. Это относится к специалистам и с высшим образованием, и со средним специальным.

Естественно, что  для дальнейшего перспективного развития арктических территорий нужны высокопрофессиональные специалисты, которые знают особую специфику работы и жизнедеятельности  в условиях  Севера. 

Активный интерес к изучению регионов Арктики и Севера поддерживается  в циркумполярных странах мира – Норвегии, Дании, Финляндии, Исландии, Швеции и США, в состав которого входит штат Аляска. В этих странах создана и действует система образования для становления экономически устойчивых, социально развитых приполярных регионов. В Университете Арктике (сеть из более чем 140 университетов) ведётся подготовка конкурентоспособных специалистов, выполняются научно-технические исследования и инновационно-технические разработки. На основе интеграции опыта зарубежных и российских вузов можно выделить ряд направлений, позволяющих, на наш  взгляд, интегрировать коренные малочисленные народы Севера в систему образования для последующего реального трудоустройства. Во-первых, возрождение довузовского образования в различных формах – средние специальные, начальные профессиональные учреждения. Во-вторых, стимулирование создания специализированных учебных центров подготовки кадров малого предпринимательства, в том числе с упором на инновации в традиционных сферах деятельности коренных малочисленных народов Севера, положительный опыт чего имеется в государствах Скандинавии. В-третьих, расширение системы поддержки творческой молодежи через гранты, образовательные конкурсы и олимпиады. Например, Северо-Восточный федеральный университет проводит для школьников региона ежегодную олимпиаду  «Шаг в будущее», предварительный отбор  для участия в которой осуществляется специалистами университета с выездом в районы. В-четвертых, расширение через Интернет системы дистанционного консультирования школьников для развития проектной и креативной деятельности и, что не менее важно, обучение  преподавателей  технологиям проектирования и моделирования. Как показывает опыт участия авторов в качестве экспертов республиканских олимпиад школьников и студентов, зачастую, проблемы у молодых людей возникают из-за слабых навыков выстраивания тактики и  стратегии исследования, неумения обозначить цель и задачи, показать свою работу и т.п. На наш взгляд, такой работе могут способствовать формирующиеся  на базе региональных ВУЗов научно-образовательные центры (НОЦ), мобильно реагирующие на насущные задачи системы образования с использованием современных технологий. Реализация предложенных мер поможет укрепить социально-экономическое положение представителей малочисленных народов Севера. Подготовленные специалисты со средним специальным, профессиональным образованием и с высшим образованием смогут внести свой вклад в устойчивое развитие территорий Арктики и Севера.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского государственного научного фонда  (проект № 12-16-14012).

Рецензенты:

Пестрякова Л. А., д.геогр.н., к. биол. н., профессор, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск.

Винокурова У. А., д.соц.н., к.псих.н., профессор, Арктический государственный институт культуры и искусства, г. Якутск.