Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE BASIC DIRECTIONS OF COOPERATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITH THE FAMILY ON THE BASIS OF JOINT PROJECT ACTIVITY

Pupysheva L.N. 1
1 MOAU <> Kirov
The modern educational institution is an open social and pedagogical system including cooperation of pedagogical, student´s and parental collectives as equal partners. In recent years experience of interaction with a family has been gained in the Gymnasium. There is the whole system of joint activity with parents. For many years Gymnasium Council work in system in our educational institution, Gymnasium parental committee, parental general compulsory education, Conference of a parental active, Fathers´ club and club at the residence "Mother", parental class committees works. Various projects are developed and realized. Let´s present the main directions of the project "Family": organizationally-methodical, experimentally-constructive, pedagogical, trustee-legal, psychologically-social, information-educational. The organization of joint activity teachers´, students´ and parents´ joint activity by means of project activity is the most effective technology.
cooperation.
family
project
educational institution
Одним из требований современного общества становится формирование активного инициативного человека, умеющего действовать в постоянно изменяющихся обстоятельствах. Сотрудничество образовательного учреждения с семьёй учащегося - залог успешной воспитательной деятельности с учениками, так как именно семье принадлежит основная роль в формировании личности ребёнка. В связи с этим перед учебным заведением  стоит важная и ответственная задача - сделать родителей соучастниками всего учебно-воспитательного процесса. Разнообразные технологии, методы, формы, приёмы работы помогают создать условия, когда родители и школа - партнёры, единомышленники, союзники. Главным принципом из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является усиление воспитательного потенциала школы,  деятельности родительской общественности в управлении и организации внеурочной занятости. «...школа будет более тесно взаимодействовать с семьёй. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества. Участие в работе школьных советов  превратится из обузы в увлекательное и почётное занятие. Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми станет интересно и взрослым. Школы как центр досуга будут открыты в будние и воскресные дни, при этом школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия станут привлекательным  местом семейного отдыха... Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая деятельности школы»3.

Семья с образовательным учреждением создают тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

Главный момент в контексте «семья - образовательное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого образовательного учреждения: оно должно стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость образовательного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу». Придать образовательному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, технологичным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах. «Открытость образовательного учреждения внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс посредством технологии проектной деятельности. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в образовательном учреждении, внести свой вклад в образовательную и воспитательную  работу.

Современная педагогика считает, что семья по праву является главным фактором и условием развития и воспитания ребенка, и  она  развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего рост количества неполных семей, падение жизненного уровня многих семей, решение проблем экономического характера усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательного учреждения. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Перед учебным заведением встаёт вопрос: каким образом можно обеспечить эффективное сотрудничество между образовательным учреждением, родителями и другими воспитательными институтами? Гимназия имени Александра Грина определила ответ: посредством технологии совместной проектной деятельности. Кроме проектов «Подросток», «Семья» в Гимназии разработаны и реализуются проекты: «Досуг», «Гражданин», «Здоровье и безопасность», «Грин», «Лидер», «Литература Вятского края», «Интеллект. Развитие. Творчество», «Информатизация», «Сопровождение», «Красивая Гимназия».

Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (учащихся, родителей, педагогов) навык работы с большим объёмом информации; самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и  общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребёнком, родителями и школой. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Перед планированием проекта «Семья» был  проведен большой социологический опрос, диагностика, анкетирование родителей и школьников. Выявлялся социальный заказ на гимназическое обучение, образовательный потенциал родителей, проблемы родителей в воспитании детей, группа риска, неблагополучия и т. д.; дана характеристика социума и образ современной семьи: большой процент неполных семей (34 %); наличие матерей-одиночек (6 %), полусирот (6 %), опекаемых детей (1 %), многодетных семей (4 %), средний образовательный родительский потенциал, семей с высшим образованием (26,4 %). Все итоги исследований доводились до сведения родительской общественности, вместе вырабатываются и утверждаются дальнейшие пути развития Гимназии. Проект «Семья» способствовал созданию организации внеурочной развивающей, творческой, исследовательской, комфортной  среды в образовательном учреждении.

На протяжении многих лет в учебном заведении  в системе работает Совет Гимназии, Гимназический родительский комитет, просветительский родительский всеобуч, Конференция родительского актива, Клуб отцов и клуб по месту жительства «Матушка», классные  родительские комитеты.

Организация сотрудничества образовательного учреждения с семьей осуществлялась поэтапно, соблюдалась технология проектной деятельности: определение проблемы, целеполагание, утверждение задач, выбор основной темы и направлений проекта; выдвижение первоначальных идей; выбор лучшей идеи; планирование конкретной проектной деятельности; диагностика, выдвижение ожидаемого результата, оценка и самооценка проекта, презентация проекта, реализация этапов и направлений проекта.

Первый этап (2002 - 2006) - поисково-теоретический - анализ научной литературы, обобщение опыта работы образовательного учреждения и отдельных классных руководителей, родительских комитетов в аспекте исследования, определение исходных идей и позиций, разработка методологического аппарата исследования (объект, предмет, цель, задачи), формулирование рабочей гипотезы, планирование эксперимента, разработка первой авторской модели в технологии совместной проектной деятельности «Семья».

Второй этап  (2006 - 2012) - экспериментальный - создание второй модели в технологии совместной проектной деятельности «Семья», проведение констатирующего и формирующего экспериментов по апробации моделей, анализ и оценка его результатов, разработка рекомендаций по его оптимальному применению в практике образовательного учреждения.

Третий этап (2012 - 2014) - обобщающий - проведение контрольного эксперимента, его оформление и внедрение результатов в общешкольную практику разных учебных заведений.

За последние годы в Гимназии  накоплен опыт взаимодействия с семьей. Сложилась целая система совместной деятельности с родителями. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность Гимназии  происходит через организацию проектной деятельности, общественное самоуправление, познавательные, творческие, спортивные мероприятия, семейные конкурсы: «Семья года», «Самая спортивная семья», «Самая интеллектуальная семья», «Самая читающая семья», «Самая поющая семья», «Самая творческая семья».

Представим основные направления одного из реализуемых нами проектов - «Семья».

Организационно-методическое (2007 - 2008 учебный год):

  • обеспечение защиты прав и законных интересов различных типов семей;
  • продолжение просветительской работы с родителями через всеобуч.

Экспериментально-конструктивное (2008 - 2009 учебный год):

  • оказание адресной помощи семьям;
  • стабилизация количества «нормальных семей», уменьшение количества семей социального риска посредством профилактической работы.

Педагогическое (2009 - 2010 учебный год):

  • выявление семейных династий;
  • введение унифицированных процедур информирования общественности о состоянии, результатах, перспективах развития Гимназии (Совет Гимназии, родительский комитет, конференция родительского актива, Клуб отцов, клуб «Матушка», просветительский родительский всеобуч);
  • воспитание нравственных качеств у гимназистов через педагогический пример;
  • развитие учительского потенциала.

Попечительско-правовое (2010 - 2011 учебный год):

  • обеспечение защиты прав и законных интересов учащихся и различных типов семей;
  • оказание адресной помощи семьям.

Психолого - социальное (2011 - 2012 учебный год):

  • социальная, педагогическая, психологическая, правовая, информационная поддержка и сопровождение семей;
  • продолжение публичной просветительской работы с родителями.

Информационно-воспитательное (2012 - 2013 учебный год):

  • сделать активным достоянием общества лучший опыт воспитания в многодетных семьях;
  • продолжение публичной просветительской работы с родителями;
  • оказание адресной помощи семьям.

Итогово-методическое (2013 - 2014 учебный год):

  • обобщение, стимулирование и публикации передового опыта педагогов Гимназии по работе с семьёй;
  • распространение лучшего семейного опыта по воспитанию детей.

В нашей работе мы применяли следующие формы работы с малообеспеченными семьями:

  • сотрудничество с центром помощи семье, детской поликлиникой, в том числе совместные рейды, постановка учащихся на бесплатное питание за счет средств всеобуча;
  • оказание материальной помощи на уровне классных коллективов, обеспечение одеждой и обувью, при необходимости обращение в Детский Фонд с просьбой об оказании материальной помощи;
  • трудоустройство учащихся, в том числе и в летний период, оказание помощи в организации летнего отдыха;
  • меры профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей.

Особое внимание мы уделили таким формам работы с разными видами семей:

  • индивидуальная работа (ранняя профилактика);
  • совместное консультирование родителей и детей;
  • представления в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • новые формы работы Совета профилактики (в форме малого педсовета);
  • посещение семей и составление актов;
  • акции «Милосердие; «Рука помощи», «Подросток», «Вырасти цветок»;
  • адресная помощь семьям;
  • совместные психологические тренинги психологов школы;
  • совместные родительские собрания «Отцы и дети»;
  • совместные мероприятия и дела родителей и детей (походы, вечера, трудовые дела и многое другое);
  • кинолекторий;
  • совместные проекты (создание и реализация) родителей и детей;
  • организация конкурсных работ на тему семьи;
  • анкетирование родителей, детей «Атмосфера в семье»;
  • обмен опытом воспитания детей;
  • показ спектаклей;
  • социально- психологическое сопровождение семей 1 классов, учащихся других классов;
  • обеспечение путёвками в школьный оздоровительный лагерь;
  • «Школа будущего первоклассника»;
  • проведение дней смотров знаний в классах;
  • дни семейных чтений «В среду вечером»;
  • Клуб отцов.

В работе с неблагополучными семьями нами применялись разные формы работы:

  • индивидуальные психологические консультации по вопросам семейного неблагополучия, работа медико-педагогического консилиума;
  • первичное обследование жилищно-бытовых условий асоциальных семей и семей, вновь поставленных на учет, составление актов обследования семей;
  • принятие мер административного характера к родителям, недобросовестно выполняющим или не выполняющим родительские обязанности по воспитанию детей, организация и проведение рейдов в семьи учащихся совместно с отделом по делам несовершеннолетних полиции №1 УМВД России по городу Кирову, поликлиниками;
  • работа школьного Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних, Административного Совета, Родительских комитетов класса и школы, Клуба отцов;
  • обращение в соответствующие инстанции по вопросу изъятия ребенка из семьи или постановка вопроса о лишении родительских прав;
  • стимулирование семейного устройства детей;
  • оформление опекунства родственниками;
  • предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций, использование примирительных технологий.

Отработаны и выявлены  способы выявления ожидаемых результатов:

  • прогноз в сравнительных таблицах за последние 12 лет (с 1998 года);
  • отслеживание уровня удовлетворения школьной жизнью (по методике Е. А. Степанова);
  • анкетирование; выявления уровня воспитанности;
  • методика изучения особенностей воспитания в семье (автор Иванцова);
  • анкетирование учащихся «Выявление уровня морально-психологического климата в семье» (ученик - родитель), (по Лизинскому В.М.);

Таким образом, проделанная нами работа на протяжении двенадцати лет показывает, что организация совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей посредством  проектной деятельности  на сегодняшний день является самой эффективной технологией в воспитании и образовании детей и подростков. Достигнуто тесное взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского коллективов. Родители принимают активное участие в общественном управлении Гимназии. Система школьного управления стала открытой и понятной для родителей и общества через  унифицированную  процедуру информирования общественности о состоянии, результатах, перспективах развития Гимназии (Совет Гимназии, Гимназический родительский комитет, просветительский родительский всеобуч, Конференция родительского актива, Клуб отцов и клуб по месту жительства «Матушка», классные  родительские комитеты). Все нуждающиеся семьи получили адресную  индивидуальную поддержку, сопровождение и помощь (педагогическую, психологическую, материальную, социальную, правовую, информационную). Не только у учащихся, родителей и законных представителей учеников, но и у жителей  близлежащего микрорайона сформировано положительное отношение к Гимназии. Кроме того, прослеживается динамика поступления в высшие учебные заведения выпускниками 11 классов (94 %). Прослеживается снижение количества учащихся, состоящих на разных профилактических учётах, уровня социализации и воспитанности гимназистов, количества и качества мероприятий, которые проводятся совместными силами, развился образовательный и воспитательный потенциал педагогов и родителей  через публичную  просветительскую деятельность. Своевременно и в системе происходит обобщение, стимулирование  и публикации передового опыта педагогов Гимназии по работе с семьёй и распространение лучшего семейного опыта по воспитанию детей.

Итак, современное образовательное учреждение - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя сотрудничество педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Благодаря технологии проектной деятельности можно добиться сотрудничества и взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

Рецензенты:

Александрова Н. С., доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики НОУ «Вятский социально-экономический институт»,  г. Киров.

Помелов В. Б., доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ «Вятский государственный гуманитарный университет» г. Киров.