Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TO THE PROBLEM OF THE DEFINING THE INDEPENDENCE CRITERIA AND INDICATORS IN PLAYING ACTIVITIES AMONG THE PRE-SCHOOL AGE CHILDREN

Savchenko M.V. 1
1 State Higher Educational Establishment «Donbas State Pedagogical University»
One of the actual problems of pre-school education on the contemporary stage is the development of the independence as the preschooler’s personality quality. In the psychologists’ works (L.Vigotskiy, A. Zaporozhets, S. Rubinshtein, D. Elkonin) and in the educators’ works (L.Artemova, R. Zhukovskaya, S. Marutyan, D. Mendzheritskaya, P. Samorukova, A. Usova and others) the role of playing activity is emphasized as the main tool of the independence development of pre-school age children. The influence on the development of the independence components of different games is shown, among which the peculiar attention is given to the art games (role plays with the plot, plays the a stage director). According to the analysis of the psychological and pedagogical literature the attempt to define criteria and indicators of the independence in playing activity was made. Among them are: personality criterion where the activity while role playing, the independence in defining the plan of a game, the responsibility to follow the behavior rules are the indicators of the personality criterion; action criterion where the awareness of the role and game contents, operationality while playing, persistence in achieving results are the criterion indicators.
indicators
action criterion
personality
playing activity
pre-school age
independence as a personality quality
Введение. Стремительная динамика общественных изменений, потребности высокотехнологического и информационного развития в мире выдвигают новые требования к адаптации ребенка в окружающей среде. В связи с этим целью современного образования является воспитание ответственных, целенаправленных, творческих людей, способных к критическому мышлению и самообразованию. Указанные личностные качества тесно связаны с развитием самостоятельности.

Основы воспитания самостоятельности закладываются на этапе дошкольного детства (Л. Артемова, Г. Година, В. Котырло, М. Крулехт, М. Кухарева, В. Кузьменко, Е. Кульчицкая, М. Лисина, А. Люблинская, Л. Порембская, Д. Эльконин и др.). В этот период особенности развития мотивационной сферы, формирование волевых и моральных аспектов поведения в связи с включением в сферу коллективной деятельности, расширением опыта создают условия для более глубокого развития самостоятельности. Это влияет на содержание и особенности общения дошкольника с окружающим миром, меняет их направленность и характер проявления.

Воспитание самостоятельности как базового качества у детей дошкольного возраста - сложный и многогранный процесс, который нуждается в целенаправленной работе. Одним из средств воспитания самостоятельности выступает игра, в которой создаются условия для самостоятельной деятельности детей, проявления ими целеустремленности, инициативности, независимости, творчества, познавательного интереса и других составляющих самостоятельности.

Целью исследования стал анализ воспитательных возможностей игры в развитии самостоятельности дошкольников, определение критериев и показателей самостоятельности в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Основное содержание исследования. Воспитательные возможности игры отмечали в своих работах Л. Выготский, А. Запорожец, С. Рубинштейн, Д. Эльконин и др. Исследованию особенностей игры на этапе раннего и дошкольного детства были посвящены работы Л. Артемовой, Р. Жуковской, С. Марутян, Д. Менджерицкой, П. Саморуковой, А. Усовой и др.

На каждом возрастном этапе развития личности игра имеет свои особенности и формы проявления. Детям раннего возраста присущи предметные игровые действия, в дошкольном возрасте преобладают сюжетно-ролевые и дидактические игры, в школьном возрасте на первый план выходят спортивные и другие виды игр.

По мнению Д. Эльконина, игра как деятельность содержит в себе всё разнообразие компенсаторных форм, которые проявляются в желании ребенка войти в мир взрослых. Именно в игре возникает первичная эмоционально-деятельностная ориентация в содержании человеческой деятельности, желание быть взрослым и понимание своей ограниченности в системе отношений взрослых. В основе возникновения этого желания лежит стремление к самостоятельному осуществлению действий, присущих миру взрослых. Развитие самостоятельности тесно связано с развитием самой игры. Так, в раннем возрасте ребенка интересуют предметы и действия с ними. Овладение этими действиями, их самостоятельное осуществление переориентируют внимание ребенка с предмета на человека, который стоит за ним. Итак, новый этап развития игры подчиняется проявлению ребенком интереса к действиям взрослого и ему самому как образцу поведения [7].

Игра ребенка является свободной деятельностью, подчинённой нуждам, желаниям и интересам самого ребенка (К. Бюллер, В. Штерн). При этом она видоизменяется и разворачивается как субъективная деятельность, в ней происходит усвоение различных содержаний и развитие психики ребенка (Г. Щедровицкий). Благодаря игре дети приобретают социальный опыт, познают окружающий мир и взаимоотношения в нем, овладевают социальными ролями и функциями, овладевают общечеловеческими ценностями, культурой, системой знаков, созданных социумом (Н. Захарова). При этом ребенок не просто копирует социальную действительность, отображая ее в игре, а комбинирует свои впечатления, старается передать собственное отношение (Т. Маркова).

В игре формируются личностные качества ребенка, умения и привычки, которые понадобятся ему в будущем во время обучения, работы, общения с окружающими. Среди них выделяем самостоятельность как базовое качество ребенка дошкольного возраста. Именно в игре создаются условия для самостоятельной деятельности детей, проявления ими целеустремленности, инициативности, независимости, творчества, познавательного интереса и других составляющих самостоятельности.

Исследователями подчеркивается, что в игре развивается умение доводить начатое до конца, формируется целеустремленность и инициативность, желание преодолевать трудности с целью достижения поставленной игровой задачи. Игра содействует развитию творчества, самостоятельности, активности. В игре ребенок может реализовать свои намерения, желания, выбрать направление деятельности, которая ему по душе, проявить свою индивидуальность.

Так, в исследованиях А. Бондаренко, А. Матусик игра выделена как одно из лучших средств воспитания целеустремленности у дошкольников. Сначала целеустремленность зависит от заинтересованности и удовлетворения, которое получает ребенок в игре. Постепенно, в связи с накоплением знаний и опыта, происходит обогащение и расширение целей. Продолжительные коллективные игры представляют широкие возможности для обдумывания цели, содержания игры перед её началом, содействуют развитию у детей самостоятельного мышления, творческого выполнения [1].

Р. Жуковская советовала организовывать коллективные игры с целью развития самостоятельности во время использовании полученных в игре знаний, умений и навыков. Особое значение имеет целенаправленное планирование развития самодеятельности дошкольников в игре [5].

По определению Т. Пониманской, игра объединяет в себе черты, характерные любой социальной деятельности, а также черты, присущие собственно игре. Среди последних она называет самостоятельность [10].

Существуют разные классификации детских игр. Исследователи различают их по таким параметрам: относительно возраста ребенка (Ж. Пиаже), применения психических или физических сил ребенка (Ф. Фребель), сюжетов из сферы подсознания (З. Фрейд), отображения разных функций из жизни человека (К. Гросс), наличия правил в игре (П. Лесгафт), развития способности к символизации (Н. Ньюкомб), объективных побуждений к деятельности (Д. Эльконин) и т.п.

Исследовательница С. Новосёлова распределила игры относительно понимания инициативы игроков как личностного проявления на: те, что возникают по инициативе детей; те, что происходят по инициативе взрослого с учебной или развлекательной целью; этнические игры [4].

Н. Кудыкина, опираясь на мнение А. Леонтьева о том, что игровая деятельность трансформируется от творческих игр к играм с готовыми правилами, приводила свою классификацию. Она выделяла творческие игры и игры с правилами. Творческие игры раскрываются как креативная деятельность ребенка по собственной инициативе. В отличие от них, игры с правилами направлены на реализацию уже созданных взрослым определенных содержательной и процессуальной основ игры. Среди творческих игр были выделены: сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и театрализации, игры с элементами работы, игры-фантазии. К играм с правилами были отнесены: дидактические, познавательные, игры-путешествия, подвижные, спортивные, хороводные, народные, интеллектуальные, компьютерные, игры-развлечения. Несмотря на многообразие игр, условием методического сопровождения игровой деятельности автор назвала развитие самостоятельной, активной деятельности детей параллельно с использованием системы педагогических методов и приемов. Они направлены на мобилизацию всех структурных компонентов игры и достижение положительного результата [10].

Каждый вид игр имеет свои особенности, отличается условиями организации, целью и задачами. Такое разнообразие предоставляет возможности для развития каждого структурного компонента самостоятельности как многогранного явления в воспитательном процессе.

В исследованиях Д. Менджерицкой подчеркивается положительное влияние разных видов игр на развитие самостоятельности ребенка. Игры с правилами нуждаются в мобилизации знаний детей и направляют их на самостоятельное разрешение игровой задачи. Творческие игры стимулируют их проявления самостоятельности: самим разыгрывать роли и события, размышлять над ними, устанавливать связи между разными событиями, по собственному усмотрению избирать наилучший образ реализации замысла, применять на практике уже полученные прежде знания, выражать их словом. Обусловленность поведения любым типом игры приучает детей к дисциплинированности и развивает у них целеустремленность, ответственность, самостоятельность [3].

В играх с правилами - творческих и подвижных - основой замысла является строгое соблюдение правил с целью выигрыша. Но соблюдение правил в старшем дошкольном возрасте выходит на первое место, когда возрастает умение согласовывать свои действия с действиями других участников игры, появляется ориентация на коллективную игру (З. Богуславская, Н. Пантина, Б. Хачапуридзе).

З. Богуславская отметила, что использование дидактических игр содействует развитию познавательной самостоятельности. Успешность разрешения игровых дидактических задач формирует стойкий познавательный интерес, который со временем приобретает самостоятельную направленность [5]. Во время использования дидактических игр решение учебных задач воспринимается ребенком как самостоятельный выбор. Именно дидактическая игра, по мнению А. Буровой, стимулирует получение ребенком удовлетворения от самостоятельного достижения цели, самостоятельного умственного усилия и осознанного преодоления трудностей [9].

В отличие от игр с правилами, творческие игры являются проявлением свободной самостоятельной деятельности детей. Они строятся на воображаемой ситуации, согласно которой разворачивается сюжетная линия игры, определяются роли и ролевые действия.

Условия для развития отдельных составляющих самостоятельности создают театрализованные (Л. Артемова, Л. Фурмина), режиссерские игры (И. Карабаева). Особое место исследователи отводят сюжетно-ролевой игре, что приводит к развитию самостоятельности у детей дошкольного возраста. В их составе выделяют сюжет, содержание игры, игровые действия. Сюжет игры может быть различным: на производственную, бытовую тематику, различные общественно-политические явления. Однако широта сюжета тесно связана с уровнем знаний ребенка об окружающей среде. Чем больше внимания взрослый уделяет знакомству малыша с окружающим миром, расширению его кругозора, тем меньше однообразия будет в сюжетах игры ребенка, тем более высокого уровня развития она достигнет. Эту особенность отмечали в своих работах Л. Выготский, А. Сорокина, А. Усова, Ф. Фрадкина [2; 5].

Так, согласно Л. Венгеру, сюжетно-ролевая игра - это свободный вид совместной деятельности детей, в которой они объединяются по собственной инициативе, сами выбирают сюжет, распределяют роли и подбирают игровой материал, намечают план и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Исследователь указывал, что отображение разных ситуаций в игре происходит через моделирование и замещение явлений действительности, содействуя развитию воображения, творчества, мышления [10]. Действия ребенка во время сюжетно-ролевых игр носят активный характер, направленный на поиск, инициативность, формируют способность понимать мысль другого человека. Такие навыки содействуют становлению самостоятельности как личностного качества.

П. Саморукова, изучая воспитательные возможности игровой деятельности с целью развития самостоятельности дошкольников, подчеркивала особые возможности творческих ролевых игр. В таких играх самостоятельность дошкольника проявляется в выборе темы игры, роли, в развертывании сюжета, ролевых действий, отношений и т.п. По ее мнению, о развитии самостоятельности ребенка в игре можно говорить, когда он проявляет инициативность в определении темы игры, ее замысла. Но о высоком развитии самостоятельности свидетельствуют проявления в коллективных играх. Ребенок дошкольного возраста способен выполнять принятую на себя роль, ориентируясь на свой замысел и учитывая игровые замыслы и роли других игроков. Поэтому воспитанию самостоятельности у дошкольников содействует не только игровая деятельность, а именно опыт коллективных игр [5].

Л. Артемова считает сюжетно-ролевую игру показателем высокой степени развития игровой деятельности дошкольника. Она даёт ребенку возможность самореализации, побуждает к овладению и усвоению образов поведения, взаимоотношений, ценностей, которые присущие выбранной роли [8].

Итак, самостоятельность детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности, по нашему мнению, проявляется в их осведомленности о роли и содержании игры, независимости в определении замысла, ответственном отношении к соблюдению правил поведения в игре, активном и умелом использовании ролевых действий, настойчивом достижении результата игры.

Заключение. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить критерии и показатели, которые характеризуют уровень воспитанности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Дадим их более подробную характеристику.

Личностный критерий, среди показателей которого: 1) активность во время выполнения ролевых действий; 2) независимость в определении замысла игры; 3) ответственность за соблюдения правил поведения в игре.

Деятельностный критерий, среди показателей которого: 1) осведомленность о роли и содержании игры; 2) операциональность в выполнении игровых действий; 3) настойчивость в достижении результата игры.

Личностный критерий самостоятельности связан с отношением ребенка к себе, другим, к игровой ситуации. Желание быть принятым в игру ровесников, заинтересованность сюжетом игры, знание содержания ролей являются побудителями проявлений самостоятельности, активности и инициативности в ролевых действиях. От успешности их реализации зависит желание ребенка и в дальнейшем брать на себя определенные роли, активно действовать в них, активизировать и направлять других участников игры и их ролевые отношения. Расширение и углубление знаний ребенка по разным темам, накопление игрового опыта, яркие впечатления помогают ему быть независимым и творческим в процессе определения замысла игры, согласовывая его с другими участниками. Принятие ребенком правил поведения в игре подводит его к пониманию ответственности за их выполнение перед партнерами, ориентирует на достижение общего замысла, понимание желаний и ожиданий партнеров по игре.

Согласно этому личностную самостоятельность в дошкольном возрасте можно характеризовать с позиции трех этапов: зависимость (неуверенность в игровых действиях, зависимость от замысла партнеров по игре, проявление активности лишь в случае поощрения другими участниками игры); частичная зависимость (проявления самостоятельности только в знакомой игровой ситуации, ориентация на замысел других, соблюдение правил лишь в случае критики партнерами по игре), независимость (проявление настойчивости, инициативности и активности во время выполнения ролевых действий, независимость и творчество в процессе осуществления замысла игры, соблюдение правил игры).

Успешность игровой деятельности зависит от уровня осведомленности ребенка о ролях и содержании игры, это придаёт ему уверенность в своих силах, направляет на развертывание сюжета игры, появление новых сюжетных линий. Важное значение при этом приобретает умение оперировать игровыми действиями, выполнение их согласно сюжету, содержанию роли, опираясь на установленные правила поведения в игре. Получение удовлетворения от игры углубляет стремление ребенка к самостоятельности в игровой деятельности, содействует проявлению и развитию у него целеустремленности и настойчивости в достижении результата игры.

Рецензенты:

Богуш А.М., действительный член НАПН Украины, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики дошкольного образования, Южноукраинский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, г. Одесса.

Горбунова Н.В., доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики, психологии и инклюзивного образования, заведующая кафедрой педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, РВУЗ «Крымский гуманитарный университет», г. Ялта.