Введение.
В настоящее время учебный процесс в аграрном вузе интенсивно совершенствуется, что связано с эквивалентным соотношением содержания высшего профессионального обучения и его формы с потребностями рынка труда [3]. Успешность совершенствования учебного процесса с целью качественной подготовки высококвалифицированных специалистов агропромышленного комплекса достигается различными активными методами обучения.
Вопрос эффективного внедрения в учебный процесс активных методов обучения на основе интегративного подхода с целью формирования профессиональных компетенций студентов аграрных вузов не исследован, что предопределило актуальность данной темы.
Объектом исследования явился процесс подготовки будущих специалистов-зооинженеров в условиях аграрного вуза.
Предмет исследования: использование деловой игры на основе интегративного подхода к преподаванию химии студентам аграрного вуза.
Цель исследования: рассмотреть влияние активной формы обучения – деловой игры на формирование профессиональных компетенций студентов при интегративном подходе к преподаванию химии.
Методы исследования: метод наблюдения, метод беседы, метод анкетирования, метод рейтинга, метод педагогического эксперимента.
Задачи исследования
- провести анализ соответствующей литературы (педагогической, философской, методической, научной) по данной теме;
- разработать модель деловой игры на основе интегративного подхода к преподаванию химии, выделить формирующиеся профессиональные компетенции;
- внедрить разработанную модель деловой игры в учебный процесс;
- проверить эффективность внедрения в учебный процесс модели деловой игры на основе интегративного подхода.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости использования деловой игры как активной формы обучения на основе интегративного подхода с целью формирования профессиональных компетенций студентов.
Деловая игра – это одна из форм активных методов обучения, заключается в обучении деятельностью. Установлено, что при подаче учебного материала в такой форме усваивается около 90 % информации. Педагогическая цель деловой игры заключается в активации мышления студентов, повышения их самостоятельности, умения принимать решения. По мнению Вербицкого А. А., [1] «внедрение в учебный процесс хотя бы одной игры ... приводит к необходимости перестройки всей используемой преподавателем методики обучения …».
На наш взгляд, интегративный подход в обучении как нельзя лучше подходит для организации деловой игры, является ее методологической предпосылкой. Вербицкий А. А. обращает внимание на очень важный момент: «в деловой игре нельзя играть в то, о чем студенты не имеют представления, это ведет к профанации деловой игры». Это значит, что участие студентов в деловой игре требует заблаговременной их подготовки. Такую подготовку обеспечивает интегративный подход в обучении и интеграционные процессы в науке.
Анализ литературы показал, что проблему интеграции в науке связывают с именем Б. М. Кедрова: «Интеграция наук есть конкретное выражение синтеза наук как междисциплинарного связывания» [4].
Интегративный подход в преподавании – это, на наш взгляд, основа формирования профессиональных компетенций студентов, которую составляют принципы дидактики – научности, доступности, системности, экспериментальности и т.д. [2].
Интегративный подход дает возможность углубить взаимосвязи между дисциплинами, отраслями знаний, научных знаний с практикой, тем самым обеспечивает целостность учебного процесса [5].
По вопросу формирования профессиональных компетенций студентов следует отметить, что нужно различать понятия «компетентность» и «компетенция». Компетентность – это новообразование личности студента, которое формировалось в процессе системной подготовки и является проявлением профессиональных знаний, умений, способностей и личностных профессиональных качеств.
Компетенция – это способность применять знания, умения и навыки в трудовой деятельности. Поэтому деловые игры ценны в процессе обучения тем, что:
– возможно получение целостного опыта выполнения будущей профессиональной деятельности;
– систематизация в целостную систему уже имеющихся у студентов наметок к умениям и навыкам [1].
Именно такие ценности деловой игры, организованной на основе интегративного подхода в обучении, в высокой степени качественно помогут сформировать профессиональные компетенции студентов.
Так как в имеющейся литературе не достаточно полно освещен вопрос взаимной необходимости активных методов обучения на основе интегративного подхода с целью формирования профессиональных компетенций студентов, нами была разработана модель деловой игры (рис. 1).
Согласно предложенной модели, процесс обучения строится на интегративном подходе. Интегративный подход в обучении – это выражение синтеза вертикальной и горизонтальной интеграции, конечной целью которого является подготовка высококвалифицированного специалиста с набором качественно сформированных профессиональных компетенций [2].
Рисунок 1. Модель деловой игры на основе интегративного подхода в обучении
Интегративный подход можно осуществлять через интеграцию содержания учебных дисциплин на понятийном уровне, через интеграцию научных методов исследования, через интеграцию дидактических целей учебных дисциплин. Он создает прочную базу для проведения деловой игры.
Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики, психолого-педагогическими принципами построения деловой игры являются принципы игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности, принцип имитационного моделирования конкретных условий производства, принцип совместной деятельности, принцип диалогического общения, проблемности содержания имитационной модели, двуплановости.
Принципы построения деловой игры основаны на интегративном подходе, так как органично включают в себя интеграцию содержания, научных методов, дидактических целей, что формирует интегративный характер профессиональных компетенций.
Структура деловой игры должна включать следующие компоненты: цель, предмет, сценарий, правила.
При определении целей деловой игры необходимо учитывать, зачем проводится деловая игра, кто в ней будет принимать участие, чему и как обучать в процессе деловой игры, какие результаты необходимо достичь.
Предмет игры – это такой элемент деятельности участвующих в игре, который замещает элемент настоящей профессиональной деятельности.
Сценарий игры – это её подробное описание, правила игры – это отражение конкретных профессиональных процессов и явлений.
Результатом деловой игры должно стать формирование определенных профессиональных компетенций студентов.
Таким образом, разработанная модель деловой игры на основе интегративного подхода была внедрена в учебный процесс с целью эффективного формирования профессиональных компетенций. Следует отметить, что организации деловой игры предшествовало также внедрение в учебный процесс интегративного подхода. Это обеспечивалось учебно-методической базой (учебно-методическим комплексом, методическими и учебными пособиями, проведением интегративных научно-исследовательских работ студентов, учебно-исследовательских работ студентов и т.д.).
Интегративный подход в учебный процесс внедрялся, начиная с 1 курса направления подготовки «Зоотехния» факультета биотехнологии и ветеринарной медицины, при изучении неорганической и аналитической химии. Деловая игра проводилась во 2 семестре по теме –«Определение качества кормов». В качестве формируемых профессиональных компетенций были взяты в производственно-технологической деятельности – способность использовать достижения науки в оценке качества кормов и продукции, в организационно-управленческой деятельности – способность к организации работы коллектива исполнителей, принятия управленческих решений в условиях различных мнений, в научно-исследовательской деятельности – готовность к участию в проведении научных исследований, обработке и анализу их результатов исследования.
По окончании педагогического исследования студентам были предложены следующие характеристики владения отдельными профессиональными компетенциями:
– полностью понимаю, могу объяснить и использовать на практике («отлично»);
– хорошо разбираюсь, могу попробовать применить на практике («хорошо»);
– имею общее понятие, затрудняюсь применить на практике («удовлетворительно»);
– не представляю, что это такое, как это реально использовать («неудовлетворительно»).
Обобщение и систематизация результатов исследования показали эффективность внедрения в учебный процесс модели деловой игры на основе интегративного подхода. Активное включение такого вида активной формы обучения в учебный процесс позволяет эффективно формировать профессиональные компетенции студентов аграрных вузов.
Рецензенты:
Котькова Галина Евгеньевна, д.п.н., профессор кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы, ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орел.
Ковешников Алексей Иванович, д.п.н., профессор кафедры садово-паркового и ландшафтного строительства ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет», г. Орел.