Введение
Базовой отраслью промышленного производства любого региона, в том числе Дальневосточного, является электроэнергетика. Она обеспечивает функционирование всех сфер национального хозяйствования, благодаря чему входит в добавленную стоимость производимых товаров и услуг [1].
Перевод экономики страны на рыночное регулирование повлек за собой ряд реформ, затрагивающих внутренние (внутриотраслевые) и внешние (межотраслевые) экономические взаимодействия, в том числе и в отрасли электроэнергетики [5].
Заключительный этап реформы, запущенной в 2001 году, стартовал в 2006 году и был призван демонополизировать отрасль, путем ликвидации ОАО РАО «ЕЭС РОССИИ», привлечения частного капитала в объекты генерации и сбыта. Сети решено было оставить в руках государства как естественные монополии. В рамках этой реформы был создан оптовый и розничный рынки электроэнергии со своими регламентами и участниками обращения. При этом планировалась поэтапная либерализация тарифов путем полного ухода от государственного регулирования к рыночным ценам в 2011 году [6].
Дальний Восток в силу своей отдаленности от центрального региона и слабой пропускной способностью ЛЭП, решено было пустить по своему особому пути. По подобию ОАО РАО «ЕЭС РОССИИ» создали ОАО «РАО ЕЭС ВОСТОКА», которая была призвана контролировать всю энергетику Дальнего востока [2].
В Приморском крае функционирует ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» как единый закупщик электроэнергии и ОАО «Дальневосточная генерирующая компания», в актив которой входят генерирующие мощности. Процесс купли-продажи электроэнергии производится на оптовом и розничном рынках по регулируемым государством тарифам с учетом плат за отклонения электропотребления крупных потребителей.
Основные цели реформирования электроэнергетики РФ формулируются следующим образом:
· ресурсное и инфраструктурное обеспечение экономического роста, с одновременным повышением эффективности электроэнергетики;
· обеспечение энергетической безопасности государства, предотвращение возможного энергетического кризиса;
· повышение конкурентоспособности российской экономики на внешнем рынке.
Любая реформа является синонимом улучшения. Поэтому во многих документах, касающихся региональной политики, говорится, что современная экономическая реформа должна быть направлена на: выравнивание экономического и социального развития регионов по всем показателям, определяющим уровень жизни населения; формирование эффективных территориальных пропорций, крупных производственных комплексов, создание условий для территориальной системы расселения; преодоление диспропорций в развитии народнохозяйственного комплекса и отдельных отраслей на основе сокращения сырьевой сферы экономики в пользу перерабатывающей сферы и сферы услуг [7].
Основные итоги реформирования электроэнергетики проанализированы на примере Приморского края.
За основу анализа был взят базовый экономический показатель-цена 1 КВтч электроэнергии. Рассчитаем темп прироста тарифа по среднегеометрической взвешенной, используя формулу:
Тприроста тарифа=,
Таблица 1.1. Динамка тарифа на электроэнергию для населения Приморского края 2006–2011 гг. [10]
№ |
Годы |
Тарифы на электроэнергию для населения. Приморский край Коп/КВтч. |
Индекс потребительских цен % |
1. |
2006 |
88 |
100 |
2. |
2007 |
99 |
109,7 |
3. |
2008 |
112 |
132,64 |
4. |
2009 |
140 |
139,62 |
5. |
2010 |
154 |
123,19 |
6. |
2011 |
169 |
132,64 |
Тприроста тарифа=, где , , , ,
Тприроста тарифа2,66,
где Тприроста тарифа – темп прироста тарифана электроэнергии для населения Приморского края 2006–2011 гг.
Следует отметить, что стоимость электроэнергии для населения в других регионах Российской Федерации значительно разнится, так например, в Чеченской республике цена 1 КВтч составляет 115 копеек, Красноярском крае – 106 копеек, Иркутской области – 48 копеек. Этот факт дает основания предположить, что возможно целесообразно со стороны правительства ввести в стране придельные рамки колебания цены электроэнергии, не говоря о едином тарифе [9].
Рост тарифа для юридических лиц с потреблением электроэнергии низкого напряжения, а это большая часть малого и среднего бизнеса, в натуральном выражении в период 2009 –апрель 2011 г. составил 1,25 руб. (см. рисунок 1.1).
Рисунок 1.1. Динамика тарифа на электроэнергию
Динамика выплат за электроэнергию, начиная с 2006 года, непрерывно растет, и этот рост заметно ускорился к финишу реформы отрасли. Этот факт и взятие ситуации в «ручное управление», путем снижения тарифов, правительством РФ говорит о том, что созданный относительно недавно рынок электроэнергии еще в полной мере не готов к самостоятельному регулированию.
Планомерное увеличение потребления газа в энергобалансе Приморского края (перевод согласно концепции 2020 Амурской ТЭЦ-1, Владивостокской ТЭЦ-2, Камчатских ТЭЦ-1,2 на газ) с учетом динамики мировых цен на топливо (см. таблица 1.2) видится необходимым для улучшения экологической составляющей региона, но не достаточным для дальнейшего роста экономики региона [8].
Таблица 1.2. Прогнозы мировых цен на топливо [3]
Продукты |
2005 |
2010 |
2015 |
2020 |
2030 |
НефтьUrals, долл./баррель |
50,6 |
46–62 |
50–70 |
55–80 |
65–100 |
Природный газ в Европейском союзе, долл./тыс. мЗ |
235 |
215–285 |
230–325 |
255–345 |
300–400 |
Энергетический уголь в Европе, долл./т |
65 |
50–65 |
52–60 |
54–65 |
57–70 |
Обратившись к данным социально-экономической статистики, можно отметить, что рост ВРП в 2010 году составил 111.7 % к уровню 2009 года, а в 2009 г. – составил 102.4 % к уровню 2008 года. Индекс промышленного производства предприятий Приморского края, занимающихся производством и распределением электроэнергии, газа и воды в 2010 году составил 102, 9 % к уровню 2009 года. К 2012 году рост показателей сохранился и составил 105,7 % к уровню 2011 года, в сопоставимых оценках. Тенденции к росту очевидны, но, учитывая амбициозные проекты, заявленные руководством страны, недостаточны для полноценного экономического роста региона.
Учитывая вышеизложенное, экономическая стратегия региона, в частности, должна следовать современному курсу инновационного развития в целом, базирующегося на знаниях, образовании и науке. Причем в электроэнергетике как в базовой отрасли эти новации должны нести первичный характер (снижение издержек производства, нахождение новых, оптимальных видов топлива и т.д.), а не вторичный, к которым относится реорганизация структуры отрасли.
Так переход на новые виды топлива в энергетике, а именно – на возобновляемые и экологически чистые источники энергии, к которым можно отнести водород, солнечную и ветровую энергию, определит не только экономический, но и социальный прогресс. При этом конъектура современного мирового рынка характеризуется повышенным уровнем спроса на продукты такого типа, принимая во внимание и экологические ограничения [4].
Например, Япония приняла международные обязательства по сокращению на 25 % выбросов в атмосферу углекислого газа (CO2). Для решения этой задачи привлечены ученые к разработке новейших научно-технических решений. Одним из таких прорывных решений является широкомасштабное применение водорода в качестве топлива. Но в силу относительной дороговизны себестоимости производства 1 м³ водорода в Японии (около 100 центов) фирмы страны восходящего солнца начали изучать возможность налаживания его массового и дешевого производства за границей с помощью энергии ветра с последующим экспортом готовой продукции в Японию. Ученые проанализировали наиболее благоприятные территории по ветровому режиму. В их число попали полуостров Крильонский и остров Уруп (Курильские острова) Сахалинской области. В силу транспортной составляющей привлекательным выглядит строительство ветряной электростанции на полуострове Крильонский. Здесь можно построить ветряную электростанцию, вырабатывающую дешевую электроэнергию для производства водорода с помощью электролиза воды. Полученный водород будет сжижаться и погружаться на танкеры. 15 июля 2010 г подписан «Меморандум о понимании» – о совместной работе дальневосточных ученых России с учеными Японии над решением различных научно-технических аспектов Сахалинского ветро-водородного проекта.
Следует отметить, что согласно концепции 2020 в рамках развития Приморского края планируется строительство ветропарка на о. Русский и на о. Попова (суммарной мощностью до 36 МВт) [8].
По нашему мнению, внедрение возможности электролиза водорода на этих энергоблоках должно дать существенный толчок в развитии энергетики региона и решить социальные проблемы, связанные с ограничением роста тарифов.
Немаловажным остается и вопрос о развитии территорий, прилегающих к крупным населенным пунктам нашего края. Тот факт, что плата за строительство 1 км воздушной линии электропередачи составляет 240 тыс. рублей, а если учесть, что для электропитания необходима трансформаторная подстанция, то затраты увеличатся на 140–150 тыс. рублей. Тогда как стоимость полноценной локальной ветростанции, работающей на ветрогенераторе, составляет 500–600 тыс. рублей.
В заключение следует вывод: для осуществления инновационного прорыва на огромных территориях Дальнего Востока, инновационное развитие топливно-энергетического комплекса должно стать решающим фактором в обеспечении конкурентоспособности территории в борьбе за привлечение инвестиционных ресурсов, необходимых для качественного прорыва и достижения высоких темпов экономического роста.
Рецензенты:
Останин Владимир Анатольевич, доктор экономических наук, профессор. Дальневосточный федеральный университет, кафедра «Финансы и кредит» г. Владивосток.
Бакланов Петр Яковлевич, академик РАН, профессор, директор Тихоокеанского института географии ДВО РАН, Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, г. Владивосток.