Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ALCOHOLISM PREVENTION AT THE LEVEL OF THE FAMILY: TECHNICIANS OF THE ORGANIZATION OF JOINT CREATIVE ACTIVITY AND SOCIAL INTERACTION

Eremina L.I. 1 Nagornova A.Yu. 2 Kayzer N.Yu. 3 Kulikova O.V. 4 Plakhina L.N. 5
1 Ulyanovsk State Teacher’s Training University
2 Togliatti State University
3 Altai State University
4 Belgorod State National Research University
5 Penza State Technological Academy
In article need of prevention of alcoholism at the level of a family in a context of modern technologies of social work is reasoned. Influence of a family on socialization of the personality is shown. The organizational and communicative activity of the social worker including the organization of communication, initiation of joint activity, joint leisure, creativity is considered. The theoretical and practical importance of research locates, the main directions of prevention of alcoholism at the level of a family reveal, technicians of the organization of joint creative activity and social interaction in a family are described. The intrinsic characteristic of concepts interaction, training in interaction, joint creative activity is given. Types of creative technologies are considered: technology of active training, game interactive technologies (trainings), game technologies (business, role-playing, imitating games).
technologies of creative development
social interaction
joint creative activity
alcoholism prevention
1. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Изд-во «Речь», 2007. – 256 с.
2. Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Совместное творчество как ресурс деятельности организации: состояние и перспективы исследований // Психологический журнал. – 2011. – Т. 32. – № 1. – С. 3-21.
3. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издат. центр «Академия», 2000. – 200 с.
4. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов вузов / под ред. Н. Ф. Басова. – М.: Издат. центр «Академия», 2004. – 288 с.
5. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс; Универс, 1994. – 480 с.
Семья как важнейший микрофактор социализации личности представляет собой персональную среду жизни и развития всех ее членов, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи, а именно: демографический, социально-экономический, социально-культурный, технико-гигиенический [3].

Социальная работа, ориентированная на стабилизацию семейных связей, включает в себя нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими. Социальная работа в семьях должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов в социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Одной из функций социального работника выступает организационно-коммуникативная деятельность, включающая в себя организацию общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества [4].

Одной из актуальных проблем общества является семейный алкоголизм. Профилактика алкоголизма на уровне семьи включает в себя комплекс мероприятий: организационных, социальных, психолого-педагогических и медицинских. Она заключается в своевременном выявлении и оценке фактов злоупотребления членом семьи спиртными напитками, создании социальных и организационных барьеров на путях развития этого негативного явления, оказании медицинской и психологической помощи больным, квалифицированном разъяснении алкоголикам и членам их семей физических, психологических и социальных последствий пьянства и алкоголизма.

Задача социального работника - постепенно оздоровить, выправить нарушенные взаимоотношения в семье алкоголика. Сделать это возможно при условии четкого по­нимания ее проблем и нужд. Члены семьи нуждаются в эмоциональной поддержке, гармонии взаимоотношений, самореализации каждого ее члена как неповторимой индивидуальности, стимуляции к активной деятельности и пр.

Рассмотрим особенности профилактики алкоголизма на уровне семьи, а именно техники организации совместной творческой деятельности и социального взаимодействия.

Взаимодействие можно рассматривать как организацию совместных действий индивидов, групп, позволяющую им реализовать какую-либо общую для них работу [3].

Организация социального взаимодействия предполагает следующие этапы: выдвижение и постановка целей, планирование работы, реализации намеченного, анализа проделанной работы.

Выдвижение целей происходит в ходе совместного обсуждения, состоящего из следующих этапов:

1) постановка проблемы («о чем говорим?»);

2) прояснение вопроса («что необходимо решить?»);

3) предложение вариантов решения («каковы все имеющиеся предложения?»);

4) обсуждение вариантов решения (прояснение вопросов, выявление сильных и слабых сторон обсуждаемых вариантов, сомнения в их правильности и пр.);

5) выбор варианта решения («что предпримем?»);

6) внесение изменений, дополнений в обсуждаемый вариант, принятие или снятие варианта;

7) обсуждение шагов по реализации найденного решения, планирование процесса реализации принятого решения.

Особенностью деятельности социального работника выступает обучение социальному взаимодействию членов семьи.

Под обучением взаимодействию понимается формирование и развитие у человека интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию во взаимодействии и освоение им способов практической реализации этой готовности [3]. Данное обучение предполагает включение членов семьи в процесс организации взаимодействия в ее быту и жизнедеятельности; в ходе специально создаваемых ситуаций в жизни семьи, которые предполагают взаимодействие; с помощью различного рода тренингов, игр и этюдов, органично включенных в жизнь семьи.

Профилактика алкоголизма на уровне семьи осуществляется за счет использования игровых тренинговых занятий, направленных на совместную творческую деятельность. В литературе в последнее время достаточно широко освещен данный вид занятий (С. В Гиппиус, А. Г. Грецов, О. В. Евтихов, О. А. Казанский, А. П. Панфилова, Ю. В. Пахомов, Н. В. Цзен и др.).

А. Л. Журавлев, Т. А. Нестик, проанализировав основные теоретические подходы к изучению креативности как группового феномена, отмечают, что изучение индивидуального творчества привело исследователей к выводу о том, что креативность невозможна вне социального взаимодействия, то есть является не только индивидуально-психологической, но и социально-психологической характеристикой [2].

Организуя совместное творчество, необходимо опираться на следующие принципы:

- принцип гуманистической направленности (признание индивидуальности и уникальности каждого человека, его творческого потенциала; поддержка личности в стремлении к самоопределению и помощь в самореализации; создание психологического комфорта, ситуаций успеха, доверия; гуманное отношение к личности, уважение ее прав и свобод);

- принцип вариативности (учет индивидуальных особенностей каждого человека; признание наличия и правомерности индивидуальных целей личности наряду с целями семьи; дифференциация содержания, форм, методов, приемов, средств, технологий творческого развития личности применительно к семье как социальной группе);

- принцип коллективности (реализация данного принципа в семье способствует обогащению опыта членов семьи к жизни в обществе, опыта взаимодействия с окружающими; создает условия для формирования способности к творчеству, для саморазвития и самореализации; для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе);

- принцип диалогичности (опираясь на субъект-субъектный подход, сотрудничество членов семьи, направленное на формирование креативности каждого, должно быть основано на их безопасном конструктивном диалоге);

- принцип центрации социального воспитания на развитии личности (стратегия и тактика социальной работы должна быть направлена на становление, обогащение и совершенствование творческого потенциала личности, в создании условий для формирования креативности, исходя из приоритета личности каждого члена семьи).

В качестве групповых методов и методических средств социальный работник может использовать следующие: ролевые игры, психодраматические приемы, метод фиксированных ролей, мозговой штурм, анализ ситуаций, психогимнастику, элементы арт-терапии и музотерапии и пр. [1].

Особое внимание уделяется серии тренинговых упражнений, направленных на взаимопонимание, командное творчество, креативное решение проблем, развитие креативности в повседневной жизни и бытовых условиях.

Творческое отношение к жизни, поведенческую креативность раскрывал в своих работах К. Р. Роджерс (1957). Автор понимал под креативностью способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения, определив условия творческой деятельности:

- внутренние: 1) экстенсиональность (открытость новому опыту); 2) внутренний локус оценивания; 3) способность к необыкновенным сочетаниям;

- внешние: 1) психологическая безопасность; 2) защищенность (признание безусловной ценности индивида, создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание); 3) психологическая свобода самовыражения [5].

Работа с семьей требует высочайшей деликатности и конфиденциальности, ибо в ходе ее затрагиваются сведения и моменты, разглашение которых может нести серьезный ущерб индивидам, а неловкое обращение с ними непоправимо разрушает возможности для сотрудничества с членами семьи.

Успешность использования техник организации совместного творчества и социального взаимодействия для профилактики алкоголизма на уровне семьи зависит от ряда условий.

Используя специальные способы обучения взаимодействию (этюды, тренинги, совместные обсуждения, специально создаваемые ситуации, игры и пр.), социальному работнику необходимо так определять их содержание, чтобы оно было адекватно реальностям быта и жизнедеятельности членов семьи и значимо для них.

Одним из основных условий профилактики алкоголизма на уровне семьи является создание креативной среды, благоприятной творческой атмосферы в семье. Социальному работнику необходимо создавать такую атмосферу своего взаимодействия с семьей, которая бы исключала возникновение чувства страха перед неудачным словом или действием, способствовала бы стремлению членов семьи к самостоятельным поискам, стимулировала бы их отказ от тривиальных способов решения проблем и ситуаций. Для этого важно постоянно демонстрировать свою уверенность в силах каждого, в его возможности искать и находить решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия.

Сказанное выше позволило нам выделить следующие характеристики благоприятной творческой атмосферы в семье: соблюдение принципов построения креативной среды, соответствие содержания креативной среды выделенной проблеме, насыщенность и разнообразие креативной среды, обеспечивающей занятость каждого члена семьи, ориентация на творческие возможности и индивидуальные особенности каждого члена семьи.

К сожалению, далеко не все виды семейных дисфункций поддаются коррекции, причем это зависит не только от недостаточности или неадекватности усилий специалиста по семейной работе. Некоторые варианты проблем разрешимы на ранних этапах, но усложняются по мере откладывания их разрешения. Социальный работник не должен считать ситуацию безнадежной, как бы ни обострились отношения между членами семьи, однако следует помнить, что разрешение семейных проблем - это, прежде всего, дело свободного выбора и ответственного поведения самих членов семьи алкоголика. Без их волевого усилия и настойчивости самые эффективные формы, методы и социальные технологии не принесут успеха.

Следовательно, профилактика алкоголизма на уровне семьи и технологии коррекции семейных взаимоотношений многочисленны, их выбор определяется спецификой конкретной ситуации, особенностями членов семьи, профессиональной компетентностью социального работника. Со временем каждый опытный специалист по-своему модифицирует методики, создает собственную систему форм, методов, средств работы. Сущность всех применяемых способов социальной работы - профилактика семейного алкоголизма.

Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (№14.B37.21.2121).

Рецензенты:

Богомолова Мария Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, г. Ульяновск.

Арябкина Ирина Валентиновна, доктор педагогических наук, декан факультета педагогики и психологии, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, г. Ульяновск.