Социально-экономическое развитие Российской Федерации в настоящее время зависит от проводимой модернизации и инновационных процессов. Организация инновационных процессов охватывает информационную, научную, проектно-конструкторскую, производственную, вспомогательную, экономико-управленческую и социально-культурную деятельность и носит многовариантный характер [1]. Многие ученые отмечают, что на современном этапе развития образовательного пространства России обнаруживается недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов, отсутствие должной экспертизы инновационных образовательных проектов и мониторинга качества и эффективности их внедрения [7].
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации отмечается, что образование является одним из значимых факторов инновационного развития и должно создавать условия для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности:
- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
- способность к критическому мышлению;
- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высококонкурентной среде;
- владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению [5].
Тем не менее вопросы определения степени готовности населения к инновациям, предрасположенность их к участию в инновационной деятельности, уровень инновационной активности в современной научной мысли получили небольшое освещение. Многие страны в настоящее время стремятся перейти к экономике знаний и инновационному развитию государства. Особенно актуальным является выделение предпринимательских университетов как точек роста инновационной деятельности. Именно университеты, ведущие исследования и разработки, становятся в такой ситуации важнейшим ресурсом для наукоёмкого производства [4].
В процесс внедрения инноваций в высшем профессиональном образовании включаются люди с разными взглядами, различными ценностями и целями. В то же время нововведение выступает в виде взаимодействия разных профессиональных и организационных групп: организаторов, разработчиков, проектировщиков, изготовителей, пользователей, при этом каждая из них играет свою роль [3]. В свою очередь, и классические университеты в настоящее время не являются только образовательными учреждениями, одной из его задач становится развитие собственной инновационной инфраструктуры. Формирование внутриуниверситетской инновационной инфраструктуры позволит упростить процесс коммерциализации результатов научной деятельности и даст возможность развитию экономике знаний. Управление развитием внутриуниверситетской инновационной инфраструктуры в университете должно осуществляться посредством продуктивного взаимодействия всех заинтересованных структур как на уровне содержания образования (введение в стандартные учебные планы «нестандартных» дисциплин: основы патентования, менеджмент инновационной деятельности и др.; организация образовательного процесса в соответствии с требованиями работодателей к квалификации выпускников; оценка качества подготовки специалистов независимыми экспертными комиссиями по тестам, составленным совместно с работодателями; сертификация квалификационных характеристик выпускников с участием социальных партнеров; внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий, в первую очередь, модульно-компетентностных; организация практики студентов на современном оборудовании в условиях производства), так и на институциональном уровне, для которого характерны вариативные формы социального партнерства (проектная интеграция, формирование базовых кафедр ведущих вузов в академических институтах и отраслевых лабораторий в вузах, создание «распределенных» научных школ и др.).
В инновационную инфраструктуру современного университета входят учебно-научные инновационные комплексы, научно-образовательные центры, научные производственные подразделения, проблемные научно-исследовательские лаборатории, технопарки, малые инновационные предприятия и т.д. (Рис.1). Перечисленные подразделения требуют внедрения системы эффективного менеджмента в инновационной сфере, которой является университетская среда.
Многие авторы отмечают недостаток высококвалифицированных кадров, обладающих как профессиональными предметно-специализированными, так и междисциплинарными компетенциями для управления инновационной инфраструктурой университета [2,6].
Рис.1. Инновационная инфраструктура современного университета
В этой связи актуализируется потребность определения ситуационной локализации инновационной готовности менеджера в системе ВПО. Ситуационную локализацию инновационной готовности менеджера, на наш взгляд, можно определить при помощи социологических инструментов и социологической диагностики. Социологическая диагностика определяет ряд качественных и количественных показателей и критериев локализации инновационной готовности менеджера. Данные показатели должны отвечать следующим принципам:
Принцип научной обоснованности. Предусматривает разработку и совершенствование системы локализации инновационной готовности менеджера с учетом достижений теории, апробации новых инструментов оценки полученных данных, использования возможностей современных информационных технологий.
Принцип объективности. Его суть – в необходимости отражения в формируемой информационной базе показателей инновационной готовности менеджера, определяющих состояние и перспективы развития всей инновационной инфраструктуры.
Принцип реалистичности. Он требует, чтобы система показателей, используемых для оценки состояния, динамики и результатов оценки инновационной готовности менеджера в системе ВПО, могла быть насыщена необходимой информацией.
Принцип системности и комплексности. Предполагает учет действия условий и факторов разной природы, выявление их взаимосвязей, а соответственно, привлечение и анализ различных видов информации.
Определить и локализировать инновационную готовность менеджера можно при помощи следующего алгоритма социологической диагностики:
- определение мотивации менеджеров при внедрении инноваций в процессе управления при помощи экспертного опроса;
- определение степени готовности использовать полученные знания и навыки на различных этапах выполнения инновационных проектов при помощи фокус-групп;
- определение технологической готовности к инновациям на всех управленческих уровнях при помощи массового опроса;
- постанализ полученных данных с их дальнейшей верификацией.
Из вышесказанного следует, что в современных условиях развития инновационная деятельность учреждений системы ВПО становится индикатором развития всех структур российского общества. Ситуационная локализация инновационной готовности менеджера в системе ВПО подразумевает безусловное выполнение стоящих перед ним функциональных задач, нацеленности на инициативное, творческое и ответственное отношение к участию в инновационной деятельности вуза. Менеджер должен уметь применять эффективные традиционные и новые технологии развития системы ВПО, обладать высоким уровнем профессиональной компетентности. Важным условием эффективной инновационной деятельности является оптимальное протекание интеллектуально-познавательных, эмоционально-чувственных и психомоторных процессов менеджера, что и включает в себя феномен ситуационной локализации инновационной готовности менеджеров системы ВПО.
Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) (проект №12-06-00220-а Системная модель инновационной готовности менеджера в учреждениях ВПО: диагностика, проектирование и внедрение).
Рецензенты:
Тарабаева Виктория Борисовна, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры управления персоналом, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.
Шаповалова Инна Сергеевна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры управления персоналом, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.