Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODEL OF INTELLECTUAL TYPE OF REFLECTION

Samsonova A.O. 1
1 Siberian Institute of Management – the branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
There are 4 types of reflection: intellectual, personality-bound, communicative and cooperative (I. N. Semenov, S.U. Stepanov). In the article the short analysis of approaches to concept «intellectual type of reflection» in pedagogical and psychological sciences is given. This type of reflection involves comprehension based on cognitive strategies and cognitive styles. The development of intellectual aspect of reflection plays a significant role in the main spheres of an individual´s life. For example, it acts as an important part of educational process, professional activities, etc. In the article the role of intellectual reflection in the personality formation and enhancement of the future professionals is substantiated. The author focuses on the theory and practice of psychology of intelligence. The works of Russian and foreign authors are examined. The model of intellectual type of reflection is presented. The article a brief orientation into the theory on which the model is based. The material presented can open new prospects for further research studies.
reflection
reflective thinking
types of reflection
intellectual type of reflection
Несмотря на активное использование термина «интеллектуальный тип рефлексии», данное понятие не имеет однозначной определённости и четко прописанных структурных компонентов. Описание проблемы интеллектуальной рефлексии есть в работах Я.М. Пономарёва, В.В. Давыдова, О.В. Долженко, Э.В. Ильенкова. В контексте изучения когнитивных процессов интеллектуальный аспект рефлексии рассматривается Н.Г. Алексеевым, Л.Ф. Берцфаи, Л.Л. Гуровой, А.З. Заком [3] и др.

Экспериментальное изучение интеллектуальной рефлексии в когнитивной психологии началось в 1970-е годы с работ Дж. Флейвелла по метакогнитивизму. Знаменательно, что Ж. Пиаже в конце своей научной деятельности также обратился к её изучению на материале умозаключений и рассуждений. Наиболее активные исследования данного типа рефлексии в отечественной психологии в настоящий момент проводятся С.Ю. Степановым и И.Н. Семеновым.

Интеллектуальный тип рефлексии нередко выделяют как одно из важнейших новообразований младшего школьного периода развития. По мнению В.С. Мухиной и Н.Г. Алексеева, интеллектуальная рефлексия развивается раньше личностной и коммуникативной, что вызывает значительные трудности в межличностном общении у подростков [6].

Таким образом, отмечается тесная взаимосвязь интеллектуального аспекта рефлексии и сферы общения. Предпосылки учебной деятельности формируются на основе игровой, значимой ролью в которой обладает воображение - одно из ключевых новообразований дошкольного этапа развития. В контексте игры ребёнок приобретает навыки общения и начинает занимать рефлексивную позицию в коммуникативных, интерактивных и перцептивных актах. Таким образом, рефлексия непосредственно связана с процессом общения ребенка и взаимодействия с окружающими. То есть первоначальный этап формирования, развития интеллектуального типа у личности приходится на ранний возраст.

Интеллектуальная рефлексия неразрывно связана с воображением, развитием речи и самооценкой. В теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова учебная деятельность развивает у обучающихся способность к рефлексии, являющейся одним из трех компонентов теоретического мышления (анализ, планирование, рефлексия). Исследуя интеллектуальную рефлексию, авторы теории учебной деятельности показали пути и средства её развития у младших школьников. Проблема, которая не нашла своего решения в теории учебной деятельности, - это проблема трансформации интеллектуальной рефлексии в личностную характеристику, использование приобретенной рефлексивной способности не только при рассмотрении оснований собственных учебных действий в организованной учителем ситуации на уроке, но и в других жизненных, важных для ребенка контекстах [1, с. 7].

Скачок в развитии интеллектуальной рефлексии человек получает в подростковом возрасте. На данном этапе он уже умеет мыслить гипотезами и владеет многими приемами научного и творческого мышления. Интеллектуальный тип рефлексии применяет непосредственное участие в становлении гипотезы и работе с ней, сопровождаясь осознанием оснований и средств решения задачи. При решении задач нетривиального характера формулирование и дальнейшая проработка гипотезы происходит в условиях выхода за пределы рассматриваемой ситуации.

Интеллектуальная рефлексия определяется в качестве умения субъекта оценивать, выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия [2]. В качестве основы интеллектуальной рефлексии, таким образом, выступают мыслительные операции.

Важными функциями интеллектуального типа рефлексии являются критичность анализа, логичность обоснования, обобщённость, систематизация, составление собственных представлений, накопление опыта.

В форме интеллектуальной рефлексии человек осмысляет предметности проблемной ситуации, определяющиеся содержанием задачи, и их операциональные преобразования [7, с. 101]. Она помогает ему находить нестандартные решения проблем и реализовывать эти решения наиболее эффективным в складывающихся условиях образом.

Интеллектуальная рефлексия проявляется на уровне интеллектуального контроля. Она связана с осознанием собственных интеллектуальных качеств, формированием регулятивных мыслительных процессов и предполагает возможность произвольного управления своими когнитивными ресурсами. Это проявляется, во-первых, в отслеживании хода протекания своей умственной деятельности, в знании своих познавательных качеств, их слабых и сильных сторон, а во-вторых, в обнаружении и использовании приемов регуляции работы своего интеллекта, смены стратегий переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций, предсказании, планировании [4].

Данный тип рефлексии важен, прежде всего, для преодоления проблем и затруднений, возникающих из-за несоответствия интеллектуальных стереотипов наличной ситуации. Функция его состоит в переосмыслении и преобразовании первоначальной модели объекта в более адекватную модель на основе новой информации о нем.

Сущность интеллектуальной рефлексии заключается также в осуществлении движения смыслов посредством следующих речевых функций: фиксаций, установок, вопросов, оценок, предположений и утверждений. В фиксациях и установках личностью реализуется экстенсивный вид интеллектуальной рефлексии, связанный с осмысленностью. В форме оценочных или вопросительных высказываний, выделяемых интонацией, реализуется интенсивный вид интеллектуальной рефлексии. Предположения и утверждения представляют собой конструктивный вид интеллектуальной рефлексии и наиболее тесно связаны с гештальтообразованием [5, с. 154-181]. Реализация указанных функций поддерживает процесс осмысления и переосмысления содержания объекта, отношения субъекта к нему, его намерения реализовать значимость и адекватность данного содержания для достижения определенного результата.

Необходимо особо отметить роль интеллектуального типа рефлексии в образовательных процессах. Значение имеет не только высокий уровень развития рефлексивных способностей обучающихся, но также и педагогов. Преподаватель высшей школы в рамках образовательной системы выполняет многогранную роль, являясь одновременно субъектом процесса передачи знаний, формирования профессиональных компетенций и организации данного процесса. Под педагогической рефлексией понимается способность преподавателя аналитически относиться к своей педагогической деятельности и обслуживающим ее мыслительным процессам. Являясь катализатором профессионального и личностного развития, она обеспечивает успешное использование основных принципов и методов самоанализа для постоянного самосовершенствования.

Итак, интеллектуальная рефлексия - это осознание и переосмысление собственных действий, составляющих содержание интеллектуальной деятельности, в основе которых лежат процессуальные и личностные характеристики познавательных психических процессов.

Для раскрытия и понимания содержания интеллектуального типа рефлексии необходимо опираться на конкретную концепцию интеллекта. По результатам проведенного в 2011 году пилотажного исследования (изучение особенностей интеллектуальной рефлексии у студентов-психологов) в качестве базовой нами была выбрана модель психологического устройства интеллекта М.А. Холодной (1997). В данном подходе интеллект рассматривается как форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего [8, с. 108]. Особенности организации выделенных автором концепции структурных элементов (когнитивный, метакогнитивный и интенциональный опыт) определяют свойства индивидуального интеллекта.

Разработанная нами модель предполагает, что в структуре интеллектуальной рефлексии можно выделить осознание и переосмысление таких категорий, как виды, формы, операции, свойства и функции психических познавательных процессов, а также способы переработки информации или индивидуальные познавательные стили. Таким образом, модель интеллектуального типа рефлексии включает три основных компонента:

  1. рефлексия в форме самоконтроля и саморегуляции протекания познавательной деятельности;
  2. рефлексия индивидуальных особенностей процессуальных характеристик познавательной деятельности - мыслительных тактик и стратегий;
  3. рефлексия индивидуальных особенностей личностных характеристик познавательной деятельности - интеллектуальных способностей и интенционального опыта (убеждения, предпочтения, умонастроения).

Для успешного развития интеллектуальной рефлексии в различных сферах жизнедеятельности личности (образовательной, профессиональной и т.д.) необходимо осуществлять комплексную проработку указанных компонентов, создавать и поддерживать благоприятные для этого внешние и внутренние условия.

Рецензенты:

Агавелян Р.О., д.псих.н., профессор, директор Института детства ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск.

Меньшикова Л.В., д.псих.н., профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет», г. Новосибирск.