Введение. Мы живем в динамичном полиэтническом мире. Изменения, которые происходят в нем, касаются не только экономики и политики, но и самосознания личности как в индивидуально-психологическом, так и в социально-психологическом масштабе.
Самосознание личности формируется на основе обобщения жизненного опыта, в том числе накопленного в процессах социализации в той или иной этнокультурной среде. В структуре самосознания нас интересуют аспекты, которые касаются осознания личностью собственного жизненного пути в прошлом, настоящем и будущем и себя как субъекта жизненного пути. Представление о себе и своей жизни является важнейшей характеристикой самосознания личности. Оно со временем может вырасти в целостную концепцию жизни, называемую в психологии «субъективная картина жизненного пути» (далее СКЖП). В своей работе мы опираемся на определение этого термина Б. Г. Ананьевым. СКЖП – это «психический образ, отражающий социально обусловленные пространственно-временные характеристики жизненного пути, его этапы, события и их взаимосвязи» [1].
На основе теоретического анализа литературы нами были выделены следующие блоки в структуре СКЖП:
1. событийная структура жизненного пути (тип и количество событий, время антиципации и ретроспекции, значимость событий);
2. временные характеристики: восприятие времени (прошлого, настоящего и будущего) и отношение ко времени;
3. осмысленность своего жизненного пути, которая включает смысложизненные ориентации (целеустремленность, результативность, удовлетворенность жизнью) и осознание себя во времени своей жизни (локус контроля – Я, локус контроля – жизнь, психологический возраст, коэффициент взрослости, субъективная реализованность и ожидаемая продолжительность жизни);
4. осознание себя как субъекта жизненного пути – уровень субъективного контроля и ответственности личности (интернальность – экстернальность).
Поскольку СКЖП формируется в процессе социализации, факторами ее формирования являются характеристики среды и социальной ситуации развития личности, в том числе, как мы предполагаем, и этнокультурная составляющая. Этнокультурная идентичность формируется у человека по мере его развития, зависит от среды и выражается в представлении личности о типичном образе жизненного пути с его обязательными событиями и обстоятельствами, о личности как субъекте жизненного пути.
В психологической науке взаимосвязь этнокультурной идентичности (далее ЭИ) и СКЖП является малоисследованной областью. Между тем, на наш взгляд, изучение особенностей СКЖП личностей, с различной ЭИ, является важным моментом в осмыслении своеобразия поведения, общения, ценностных и смысложизненных ориентаций представителей того или иного этноса.
Цель исследования – выявить и изучить этнокультурные особенности СКЖП у людей с разной этнокультурной идентичностью.
В нашем исследовании объектом является СКЖП русских и таджиков. Предметом исследования являются этнокультурные особенности их СКЖП.
Предполагалось, что среди прочих факторов, влияющих на формирование СКЖП, действует этнокультурная детерминация. Особенности СКЖП у представителей разных этносов зависят от характера их базовой этнокультуры и уровня ЭИ личности. Наша гипотеза состоит в том, что ЭИ и ее уровень влияют на характер СКЖП, (т.е. на выраженность ее характеристик и ее структуру).
Под ЭИ мы понимаем осознание личностью своей тождественности с этнической и культурной общностью и отнесения себя к ней. ЭИ включает в себя 3 компонента — эмоциональный, когнитивный и поведенческий.
Соответственно цели исследования были использованы следующие методы:
I. Для диагностики ЭИ:
1. Респондентам был предложен модифицированный опросник «Этнокультурная идентичность» (составленный на основе теста О. Л. Романовой «Этническая идентичность» и этнопсихологических опросников Л. М. Дробижевой, Г. В. Старовойтовой и В. В. Пименова) [6, 8]. Он позволяет выявить уровень ЭИ и содержит 3 блока вопросов: 1) принадлежность к этнической группе и ее значимость (аффективный компонент), 2) знание языка, истории, культуры, обычаев и традиций своей национальности (когнитивный компонент) и 3) следование, приверженность традициям и обычаям, правилам и нормам своей культуры (поведенческий компонент).
II. Для выявления особенностей СКЖП были выбраны методики, направленные на выявление разных аспектов отношения личности к жизни:
1. Методика экспресс-диагностики СКЖП личности «Оценивание пятилетних интервалов» Е. И. Головахи, А. А. Кроника [5]. Эта методика выявляет обобщенные представления личности о своей жизни и применяется для измерения показателей самооценки и самосознания личности.
2. Методика «Семантический дифференциал времени» Л. И. Вассермана. Шкалы методики, характеризующие прошлое, настоящее и будущее, позволяют определить индивидуальное своеобразие переживания личностью временных аспектов своей жизни [4].
3. Методика «Психологическая автобиография» Е. Ю. Коржовой. Методика позволяет исследовать событийную структуру и восприятие значимых жизненных ситуаций и переживаний [3].
4. Тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева. Эта методика позволяет изучать такие характеристики СКЖП как целенаправленность, осмысленность, результативность и контролируемость жизни [7].
5. Опросник «Уровень субъективного контроля» Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткинда. Данная методика позволяет определить степень чувства личной ответственности за происходящие в жизни личности события [2].
В исследовании приняли участие 150 человек (из них 75 русских и 75 таджиков).
Все респонденты были условно разделены на 3 группы по формуле Е. И. Сидоренко (М±1/2δ, где М=23,4; δ=9,78): с низким (30 – рус. 31 – тадж.), средним (20 – рус. 19 – тадж.) и высоким (25 – рус. 25 – тадж.) уровнями ЭИ [9].
Результаты и их обсуждение
Сравнительный анализ показателей СКЖП в общей выборке в зависимости от уровня ЭИ, выявил, что люди с высоким уровнем ЭИ более направлены на свое будущее, чем с низким и средним уровнями (табл. 1* –*здесь и далее – в таблицах приведены результаты только по значимым различиям – прим. автора).
Таблица 1. Средние показатели и значимость различий в восприятии времени в зависимости от уровня этнокультурной идентичности
Шкалы |
Низкий |
Средний |
Высокий |
P низ./ ср. |
P низ./ выс. |
P ср./ выс. |
|||
Средн. |
Ст. откл. |
Средн. |
Ст. откл. |
Средн. |
Ст. откл. |
||||
Будущее |
5,828 |
4,580 |
6,231 |
3,916 |
7,890 |
2,602 |
,651 |
,006 |
,019 |
Психологический возраст также выше у людей с высоким уровнем ЭИ. Субъективная реализованность выше у людей с низким и высоким уровнем ЭИ. У людей со средним уровнем ЭИ выше ожидаемая продолжительность жизни вследствие, как мы полагаем, именно меньшей субъективной реализованности (табл. 2).
Таблица 2. Средние показатели и значимость различий в отношении ко времени и переживании продуктивности жизни в зависимости от уровня этнокультурной идентичности
Шкалы |
Среднее значение |
P низ. / ср. |
P низ. / выс. |
P ср. / выс. |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
||||
Психологический возраст |
18,000 |
18,231 |
19,400 |
,816 |
,071 |
,209 |
Субъективная реализованность |
34,689 |
27,641 |
35,000 |
,051 |
,925 |
,020 |
Ожидаемая продолжительность жизни |
71,738 |
78,718 |
75,980 |
,004 |
,047 |
,307 |
Люди с высоким уровнем ЭИ более продуктивны и открыты, они придают большее значение событиям своей жизни, у них более выражены целеустремленность и обязательность выполнения возложенных обязанностей, им более свойственно воспринимать процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, они больше удовлетворены жизнью в целом и своими результатами и достижениями, чем представители с низким и средним уровнями ЭИ. Люди со средним уровнем ЭИ более целенаправленны, чем люди с низким уровнем ЭИ (табл. 3).
Таблица 3. Средние показатели и значимость различий в показателях осмысленности жизни в зависимости от уровня этнокультурной идентичности
Шкалы |
Низкий |
Средний |
Высокий |
P низ./ ср. |
P низ./выс. |
P ср./выс. |
|||
Средн. |
Ст. откл. |
Средн. |
Ст. откл. |
Средн. |
Ст. откл. |
||||
Цели |
28,328 |
8,049 |
31,205 |
7,509 |
32,520 |
8,321 |
,077 |
,008 |
,442 |
Процесс |
27,311 |
8,984 |
29,462 |
8,441 |
31,240 |
6,793 |
,235 |
,012 |
,274 |
Результат |
22,738 |
6,676 |
24,872 |
5,944 |
25,180 |
5,565 |
,107 |
,041 |
,802 |
Анализ взаимосвязей показателей СКЖП позволил заключить, что: структура взаимосвязей показателей СКЖП у испытуемых с низким уровнем ЭИ характеризуется большей интегрированностью, большей включенностью в нее будущего, которое они планируют контролировать и таких показателей как коэффициент взрослости и целенаправленность. У лиц с высоким уровнем ЭИ структура СКЖП характеризуется меньшей интегрированностью, в ней системообразующим фактором является прошлое. У лиц со средним уровнем ЭИ структура СКЖП по степени интегрированности занимает промежуточное положение между СКЖП людей с высоким и с низким уровнями ЭИ. Здесь системообразующими являются удовлетворенность жизнью и значимость прошлого и настоящего (рис. 1, 2 и 3).
Рисунок 1. Взаимосвязь показателей СКЖП у людей с низким уровнем ЭИ
Рисунок 2. Взаимосвязь показателей СКЖП у людей со средним уровнем ЭИ
Рисунок 3. Взаимосвязь показателей СКЖП у людей с высоким уровнем ЭИ
На рисунках разными рамками обозначены показатели СКЖП из различных методик. Так, в прямоугольнике – показатели методики «Оценивание пятилетних интервалов», в двойном прямоугольнике – «Психологической автобиографии», в прямоугольнике с округленными углами – «Семантический дифференциал времени», в овале – «Смысложизненные ориентации», в двойном круге – показатели методики «Уровень субъективного контроля».
Отметим, что сравнительный анализ показателей СКЖП как русских, так и таджиков в зависимости от уровня ЭИ выявил схожую общей выборке картину (полные результаты исследования будут приведены в диссертации автора).
Таким образом, высокий уровень ЭИ сопровождается довольно разрозненной структурой СКЖП, в то время как низкий – высоким уровнем ее интегрированности. Возможно, низкий уровень ЭИ способствует более самостоятельному осмыслению СКЖП, выстраиванию собственной «модели мира», в то время как высокий уровень идентичности – постоянному соотнесению собственной жизни с культурными образцами и стереотипами, что не способствует формированию собственной модели. Кроме того, в группе с высоким уровнем идентичности, как и в других группах, были представители и русских, и таджиков. Но при высокой идентичности они оказались наименее похожи между собой, что и отразилось в существенно меньшем количестве связей.
В связи с предположением о том, что именно национальная принадлежность повлияла на малое количество связей в группе с высоким уровнем идентичности, нами была предпринята попытка проанализировать структуру СКЖП у русских и таджиков с высоким уровнем идентичности в отдельности.
Нами было обнаружено, что количество связей у русских и таджиков с высоким уровнем идентичности различается (у русских 10, у таджиков 8 связей).
Обнаружились различия в системообразующем факторе: у русских это целенаправленность (она связана с ответственностью в области неудач, семьи, межличностных отношений и с прошлым) у таджиков – интернальность в области здоровья (связана с событийными характеристиками СКЖП и с настоящим и прошлым (с временными характеристиками)).
Таким образом, наше предположение о том, что именно фактор разной национальности способствует снижению сходства в СКЖП у респондентов с высоким уровнем ЭИ, практически не подтвердилось, поскольку количество связей в национальных подгруппах увеличилось. Отсюда можно сделать вывод, что на различия в СКЖП у людей с высоким уровнем ЭИ больше влияет именно фактор ЭИ.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:
1. Несмотря на то, что национальный, гендерный, возрастной и др. факторы оказывают существенное влияние на выраженность различных компонентов СКЖП и ее структуру, наше исследование подтвердило гипотезу о том, что фактор ЭИ также детерминирует выраженность некоторых психологических характеристик и структуру связей в СКЖП. Этнокультурные особенности СКЖП проявляются в различии ее структурных и уровневых характеристик не только у представителей разных национальностей, но и у респондентов с различными уровнями ЭИ. Наблюдаются различия в таких характеристиках СКЖП, как временная направленность, субъективная реализованность, удовлетворенность жизнью, целенаправленность, открытость новому опыту. Независимо от национальности эти характеристики более выражены у людей с высоким уровнем ЭИ, они больше направлены на будущее, но при этом лучше в целом осознают свою жизнь, придавая большое значение событиям своей жизни.
2. Уровень ЭИ не способствует целостности СКЖП: чем выше уровень ЭИ, тем меньше интегрированность СКЖП, тем более дифференцированными предстают ее составляющие.
3. Предположение о том, что интегрированность СКЖП по мере увеличения ЭИ уменьшается вследствие несходства двух этносов – русского и таджикского, не подтвердилось.
Таким образом, фактор ЭИ представляется нам важным аспектом как теоретических, так и практических исследований. Это особенно актуально для такой многонациональной страны, как Россия, где одной из наиболее важных задач является обеспечение спокойной жизни населения, взаимопонимание ее жителей, что невозможно без знания и учета психологических особенностей этого населения.
Рецензенты:
Бочкарёв Леонид Львович, д-р психол. наук, профессор, профессор кафедры общей психологии Астраханского государственного технического университета, г. Астрахань.
Бызова Валентина Михайловна, д-р психол. наук, профессор, профессор кафедры общей психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург.