Введение
По мере развития и становления информационного общества возникает необходимость использовать образовательный потенциал, который представляет использование средств массовой информации и каналов массовой коммуникации, что помогает найти истинное место и наиболее эффективные способы использования новых информационных технологий в образовательном процессе.Современный человек должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать «готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме»[3]. Работа в этом направлении - один из наиболее динамичных процессов, изменения которого определяются происходящими в современном обществе переменами (глобализация, информатизация, обновление технологий и др.). Формирование новой образовательной средыприводит к необходимости формирования и использования цифровых технологий,новых средств обучения, методическое применение которых часто становится проблемой для современного педагога.Информационные образовательные среды обеспечивают комфортные условия образования и ориентацию на формирование коммуникативной компетенции, творческих качеств личности, критического мышления, самостоятельной работы, рефлексии, реализацию художественно-творческого потенциала учащихся, изменение сферы мотиваций и жизни в открытом информационном пространстве новой образовательной среды.Основными целями школьного математического образования становятся интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе; овладение конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин и для продолжения образования; воспитание личности в процессе освоения математики, формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности. Реализация названных целей вызывает необходимость в обновлении системы школьного математического образования, которая призвана обеспечить гармоничное сочетание интересов личности и общества. Особую роль в процессе достижения целей и повышения мотивации играют мультимедийные и сетевые технологии, так как их применение способствует повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени; интерактивность и мультимедийная наглядность способствует лучшему представлению материала, привитие практических навыков, включая сюда и умение решать различные геометрические задачи теоретического характера, так и умение применять свои знания к решению вопросов практики.В результате проведенного теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы выявлено, что исследования влияния инфокоммуникационных технологий и информационных образовательных сред на учебно-воспитательный процесс достаточно разнообразны и многочисленны по темам, тем не менее, исследования целесообразности и оценка эффективности внедрения инфокоммуникационных технологий и информационных образовательных сред на основе их интеграции с традиционными подходами не проводились. В исследованиях лишь фрагментарно затронуты вопросы учебно-методического анализа использования современных педагогических и инфокоммуникационных технологий в образовании. Требуют разработки проблемы учебно-методического сопровождения учебного процесса с использованием информационных образовательных сред и различных сетевых порталов, а также вопросы методики использования телекоммуникационных средств. Проблема развития технологий обучения занимаетважное место в современной педагогической науке, поскольку достижениемаксимальной эффективности учебного процесса напрямую зависит отналичия грамотно разработанного методического обеспечения и определенияместа и роли образовательных сред и их инфокоммуникационных технологийв учебном процессе.Характеризуя современное образование как личностно-ориентированное,представляется важным необходимость проведения исследований,отражающих восприятие учащимися процесса внедрения информационных образовательных сред и их инфокоммуникационных технологий при изучении дисциплины математика. Тем не менее, инфокоммуникационные технологии сами по себе не способны обеспечить оптимизацию и интенсификацию учебного процесса. Так же анализ современного состояния проблемы их использования в сфере образования, показал, что существуют многочисленные работы, рассматривающие возможности, свойства, функции, потенциал информационных технологий и образовательных сред без четкого обоснования на основе фактических данных, полученных в результате практической деятельности, в ходе экспериментов. Прослеживается очевидный недостаток исследований, представляющих теоретически обоснованные методические рекомендации и психолого-педагогическими разработки по их применению. Недостаточно проработаны вопросы, связанные с развитием и влиянием инфокоммуникационных технологий на эффективность учебного процесса. Не существует продолжительных и обширных исследований, показывающих степень эффективности и целесообразность поддержки различных курсов. Как показал анализ динамики изменений, происходящих в учебных предметах связанных с дисциплиной математика, объем знаний и информации, которые должны школьники в настоящее время усваивать, достаточно велики и с каждым годом возрастают, объем же аудиторной учебной нагрузки остается практически неизменным. На это обращают внимание многие исследователи. Онивидят два пути выхода из этого противоречия. Первый - изменение содержания обучения и перестройка структуры учебных программ в сторону уменьшения учебного материала.Второй - рационализация методов обучения, повышение производительности учебного труда путем внедрения в учебный процесс новых информационных технологий обучения
Образовательная среда представляет собой системную интеграцию информационных объектов и инноваций с целью создания информационно-педагогических ресурсов для внедрения в педагогический процесс, позволяющую использовать различные формы и стратегии освоения знаний и развивать самостоятельную, познавательную учебную деятельность. Примером такой образовательной среды может служить региональный математический портал, реализованный на базе нескольких школах Нижегородской области. (МБОУ Ильинская ООШ с. Ильинское, Лицей№1 МБОУ СОШ г. Лукоянов , МБОУ Газопроводская СОШ с. Починки, МБОУ Наруксовская СОШ с.Наруксово)на протяжении 2008-2011гг.В эксперименте приняли участие 582 учащиеся и 13 учителей вышеперечисленных школ под руководством Лаврова П.Н.
Региональный математический портал - это система сбора информации, система формализации знаний опирающаяся на весь накопленный потенциал знаний образовательных организаций, на коллективный интеллект задействованных в процессе обучения людей, на вычислительные приложения,а также система выдачи накопленной и вновь созданной информации обучаемому в соответствии с принятой технологией обучения. Таким образом, региональный математический портал нужно воспринимать не только как единое информационное пространство школы, но и как эффективную образовательную систему. Чтобы эта система работала, необходимы кардинальные изменения в информационной культуре участников образовательного процесса (учителей, обучающихся и родителей, их законных представителей), поэтому на первый план выдвигаются проблемы формирования информационной культуры личности, использующей данный ресурс на тактическом и операционном уровнях в процессе реализации различных видов деятельности в образовании. Педагогические воздействия тех или иных систем формирует и соответствующий индивидуально-психологический склад человека, который, в свою очередь, с определенного момента начинает оказывать влияние на самостоятельные выборы его внешних связей и отношений, причем условием наиболее успешного развития индивида является обеспечение открытого взаимодействия (диалога) его в окружающей среде.
Рассматривая региональный математический портал в контексте решения задач совершенствования дидактической теории в условиях новой образовательной парадигмы и практики применения инфокоммуникационных технологий как средство, позволяющее эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу педагога и обучающегося, а также интегрировать различные формы и стратегии освоения знаний по предмету, направленных на развитие самостоятельной познавательной учебной деятельности, мы выделяем основные составляющие нашего портала как информационной образовательной среды:
1) Организационно-управляющий компонент (документооборот, планирование учебной деятельности, расписание учебных мероприятий, электронные рейтинги, организационные условия, систему безопасности и модуль разграничения прав доступа и полномочий участников, доски объявлений, системы электронной почты и форума, обмен различного рода информацией с субъектами образовательного процесса).
2) Программно-стратегический компонент(доступ к программам иучебным планам дисциплин, стандартам образования, целям обучения и требованиям к знаниям умениям и навыкам, формам и методам обучения, вариативность учебных программ, свобода выбора образовательного маршрута в рамках одного образовательного учреждения, разнообразие методических обучающих средств, акцент на диалогическое общение).
3) Учебно-методический компонент (структурированные учебные материалы по предметам, включающие блоки методических разработок, сценариев занятий, теоретических занятий, тренировочных практических примеров, разноуровневых самостоятельных работ; проектный блок, блок контроля, дискуссии, конференции, экскурсии, исследовательские общества, структуры самоуправления и т.д.).
4) Ресурсно-информационный компонент(вспомогательные учебно-информационные ресурсы, структурированные по типу ресурса и по предметным областям).
Информационно-образовательная среда строится по принципу создания целостного образовательного пространства, ориентированного на становление личности обучаемого. Для достижения новых целей и ценностей образования должны быть обеспечены возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создание оптимальных условий для такого движения [1]. Иначе говоря, приоритетами системы образования становятся ориентация на развитие личности, адекватной потребностям современного общества, личностно-ориентированное, индивидуализированное обучение, формирование ключевых компетенций, развитие познавательных потребностей и способностей обучаемых. В исследованиях А.А.Кузнецова, Е.С. Полат, Т.А.Сергеевой, Л.О.Филатовой и др. показано, что применение средств информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе будет эффективным, если эти средства будут реализовать свои собственные, присущие только им функции, а не только поддерживать традиционные функции преподавателя в рамках ранее сложившейся системы образования. Речь, таким образом, идет о новой образовательной среде, ориентированной на новые цели и ценности образования, отражающие современный социальный заказ. Приоритетной становится задача разработки педагогических программных продуктов для использования в общеобразовательной школе, их массового внедрения и постепенного создания системы опережающего образования, основанной на новой информационной технологии.Одним изспособов повышения качества математического образования является создание и использование информационной образовательной среды. Она должна строиться как интегрированная многокомпонентная система, компоненты которой соответствуют учебной, внеучебной, научно-исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения, деятельности по управлению учебным заведением. Подобная среда должна обладать максимальной вариативностью, обеспечивающей дифференциацию всех возможных пользователей. В такой среде должны широко использоваться электронные образовательные ресурсы. В процессе проведения эксперимента Лавровым П. Н. были обнаружены основные причины недостаточного уровня усвоения математического материала из-за:
непонимания терминов и процессов;
несинхронности восприятия учебного материала;
ограниченности объема усвоения новых понятий за определенный промежуток времени;
не умелого использования дидактических приёмов и форм самостоятельной, индивидуальной, групповой и коллективной работы учащихся;
Повысить качество преподавания математики удалось за счет использования математического регионального портала. В ходе эксперимента были выявлены положительные тенденции усвоения школьного курса математики. Информационная компетентность и умение применять полученные математические знания при решении различных задач значительно увеличились с применением математического регионального портала в процессе обучения математики. Так же вырос уровень познавательной активности, мотивации, самостоятельной деятельности при изучении математики учащихся. У многих школьников наблюдалось развитие пространственного воображения за счет возможности динамического деформирования образов. Использование регионального математического портала изменило к лучшему межличностные отношение между учениками, учителями и учащимися. Ребята в итоге, как правило, приходят к пониманию, осмыслению и умению самостоятельно получать и применять полученные знания в жизни.
В настоящее время информационно-образовательная среда учебного заведения рассматривается как составляющая единого российского информационно-образовательного пространства, формирование и развитие которого осуществляется в рамках региональных и федеральных программ информатизации образования в России. Кроме того, сегодня важным компонентом развития теории и практики организации учебного процесса в образовательном учреждении любого уровня в условиях информатизации и модернизации образования являются информационно-образовательные системы, использующие сетевые технологии и представляющие собой составную часть информационно-образовательной среды учебного заведения. Анализ процесса развития информационной образовательной среды в отечественном образовании показал, что эффективность процесса ее становления зависит от следующих взаимосвязанных факторов: государственной поддержки, создания глобальной информационной инфраструктуры образования и подготовки кадров для системы образования в области использования и внедрения информационных технологий.С целью удовлетворения запроса современного общества - формировать личность с необходимым набором образовательных компетенций - школа создаёт условия, обеспечивающие успешное развитие обучающихся. Совокупность педагогических условий в современной образовательной реальности объединяют в понятие «образовательная среда». В настоящий момент времени происходит внедрение Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения. Создание каждой школой информационно-образовательной среды это уже не нововведение, а одно из требований, которое предъявляет государство к учебному учреждению. В выстраиваемой иерархии информационно-образовательных сред всех уровней образования предметная информационно-образовательная среда является составляющей школьной информационно-образовательной среды.
Рецензенты:
Шабанов Г. И., доктор педагогических наук, профессор, Мордовский государственный университет им Огарёва, г.Саранск.
Егорченко И.В., доктор педагогических наук, профессор, Мордовский педагогический институт им Евсеева, г.Саранск.