Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF SPEECH THERAPY WORK FOR THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOLCHILDREN’S INTONATION WHO HAVE EXPRESSIVE ALALIA

Ermakova M.A. 1
1 Blagoveschensk State Pedagogical University
The necessity of development of the methods of formation of intonation in the complex of speech therapy measures in work with children of senior pre-school age who have expressive alalia is substantiated in this article. The development of intonation serves as a precondition for mastering of the semantic and grammar systems. It also influences the following aspects: the arrangement of the communicative action, the social and perceptual part of communication, the condition of a future pupil’s writing speech. For this purpose the linguistic bases of intonation and its components, the functions of intonation are revealed in this article. The particularities of the development of intonation in ontogenesis are presented in this article. The theoretical and experimental analysis of materials for researching intonation in work with children of senior pre-school age who have expressive alalia is also presented in this article. The methodological principles and the stages of speech therapy work connected with thedevelopment of intonation revealed in this article on the base of the theoretical and practical aspects.
intonation; intonation disturbance and disturbance of its components; expressive alalia.
Специальные исследования показывают, что одним из необходимых направлений в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является развитие интонации. Являясь важным аспектом коммуникации, интонация позволяет разграничивать высказывания между собой, выделять главное в их структуре, выражать собственное отношение к сообщаемой информации или к собеседнику, а также создавать смысловые контрасты в высказываниях с одинаковым лексико-грамматическим составом. Своевременное ее развитие оказывает положительное влияние на организацию коммуникативной деятельности, социально-перцептивную сторону общения, потребность в речевом взаимодействии и достижении его эффективности, а также на состояние письма будущего школьника.

Целью данной статьи является теоретическое обоснование поэтапного развития интонации в процессе логопедической работы у детей старшего дошкольного возраста с экспрессивной алалией.

Согласно современным лингвистическим представлениям интонация представляет собой совокупность просодических элементов и рассматривается как одно из основных фонетических средств оформления речевого высказывания, участвует в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения [2, 8]. Являясь двусторонним процессом, она участвует как в восприятии речи, так и в ее воспроизведении. При этом ведущим компонентом интонации в стилистике кодирования, порождения речи является мелодика, а в стилистике декодирования, восприятия речи - ударение, так как через ударение происходит восприятие всех остальных ее компонентов [12].

Интонация является существенным элементом системы языка. Это подтверждается результатами экспериментально-фонетических и экспериментально-психологических исследований, проведенных В.А. Артемовым. Он считает, что интонация - это языковое явление, с помощью которого смысловое содержание предложения, его коммуникативное значение, синтаксический строй и лексический состав получают свое конкретное выражение, то есть, при помощи которого предложение становится фразой [1]. Необходимость признания за интонацией языкового статуса выражения и сообщения подтверждается данными экспериментальных исследований В.И. Банару, Д.Л. Ленца, Т.К. Макаренко, Т.М. Николаевой.

Как равноправное языковое средство, участвующее в передаче смысловой стороны высказывания, интонацию рассматривают Е.А. Брызгунова, С.М. Гадуйчук, И.Г. Торсуева. Под интонацией авторы понимают сложное единство речевой мелодии, фразового ударения, временных характеристик (длительности, темпа, паузации), ритма, а также качества голоса [9].

Характеризуя интонацию, обычно выделяют 4 акустических параметра, количественные соотношения которых различны. Среди них выделяют частоту основного тона, спектр, интенсивность и длительность. С перечисленными акустическими параметрами интонации обычно соотносят компоненты интонации: мелодику, тембр, ударение (динамический компонент) и темп (временной или темпоральный компонент). Для описания речевой интонации большое значение имеют паузы (Л.Р. Зиндер, Ю.В. Ковалев, М.Н. Панова, С.С. Хромов) и ритм (Е.А. Брызгунова, Г.Н. Иванова-Лукьянова, О.С. Родионова, Н.Д. Светозарова, Н.В. Черемисина).

Интонация относится к числу языковых факторов, которые наиболее рано усваиваются детьми. Их усвоение ребенком в онтогенезе происходит по определенным закономерностям и характеризуется определенными особенностями.

Принадлежа к базовым структурам языковой способности, интонация первоначально начинает проявляться в предречевых вокализациях, на стадии гуления (Е.Ф. Архипова, М. Зееман, М.М. Кольцова, В. Овчинников, И.А. Поварова, И.А. Сикорский, Р.В. Тонкова-Ямпольская, М.Е. Хватцев, С.Н. Цейтлин, Т.Я. Чертюк и др.), а затем и лепета. (Е.И. Исенина, Р.В. Тонкова-Ямпольская, С.Н. Цейтлин и др.). Роль предречевых вокализаций в довербальный и «дограмматический» период очень велика. Она заключается в формировании коммуникативных умений, в построении первоначальной базы для развития семантической и синтаксической сторон экспрессивной речи. Кроме того, характер интонаций в предречевых вокализациях способен отражать биологическое и психическое состояние ребенка, его деятельность и способность к коммуникации. В дальнейшем, путем подражания - имитационно - ребенок учится перенимать все элементы звучащей речи, в том числе тон, темп, ритм и интонацию. При этом установлено, что интонационные средства воспринимаются и усваиваются детьми раньше появления словесной речи (Е.Ф. Архипова, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, И.А. Поварова, И.М. Румянцева, Г.П. Стулова, Р.В. Тонкова-Ямпольская, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович, Н.Х. Швачкин).

Компоненты интонации также усваиваются детьми неравномерно. Результаты исследований Н.Ю. Вахтиной и М.В. Гординой показывают, что самым первым усваивается мелодический компонент интонации. Тенденция к противопоставлению коммуникативных типов интонации по интенсивности намечается к 4-м годам. К этому возрасту существенно расширяется диапазон относительной интенсивности, встречающийся в высказываниях детей. Тенденция к связанности темпа высказывания с его коммуникативным типом отмечается также в возрасте 4-х лет, но носит еще непостоянный характер [3].

Первые интонации у детей являются не языковыми, а экспрессивными и служат средством выражения эмоционального состояния ребенка. А.Н. Гвоздев отмечает, что ребенок начинает пользоваться интонацией понижения для выражения спокойствия в период однословного предложения. В этот же период появляются различные виды восклицательной интонации, а на втором году жизни - вопросительные [4].

Н.И. Лепская считает, что начало появления нормативных с точки зрения «взрослого» языка интонационных конструкций в речи ребенка приходится на середину второго года. В возрастном периоде от 2 лет 4 мес. до 3-х лет возникает интонация утверждения и перечисления. Вопросительная интонация формируется на основе удивления в возрасте 3-х - 4-х лет. Позднее всего усваивается ребенком восклицательная интонация [6].

По данным исследования О.И. Яровенко, интонационные типы (повествование, вопрос, восклицание) в спонтанной речи отмечаются также в середине второго года жизни (в возрасте 2 лет 6 мес.), а их произнесение по заданию доступно для детей в возрасте 3 лет 6 мес. Поэтому «рубежом» в усвоении различных типов интонаций автор считает возраст 4-х лет при условии сохранности работы речедвигательного и речеслухового анализаторов. В 5 лет интонационные возможности детей соответствуют взрослым [13].

При разработке методики поэтапного развития интонации у дошкольников с экспрессивной алалией в комплексе логопедических мероприятий учитываются имеющиеся у них нарушения в этой области.

Анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы показал, что нарушения мелодики, темпа и ритма речи, характерные для детей с экспрессивной алалией, обусловлены нарушениями ритмической структуры слова и фразы и проявляются в замедленности речевого потока, в послоговом произнесении слов с паузированием между слогами и словами, с равно- и разноударностью. Речь таких детей может носить либо характер скандированности (между одинаковыми по величине речевыми отрезками есть паузы равной длительностью), либо фрагментарности (разные речевые отрезки разрываются разновеликими интервалами) [7].

Н.Н. Трауготт, описывая состояние «музических» компонентов речи - мелодии, ритма и интонации», отмечает, что у одной части детей речь монотонная, мало модулированная, невыразительная, наблюдаются нарушения темпа, ритма речи и неправильная постановка логического ударения, у другой в этом отношении нет никаких особенностей [10].

М.Е. Хватцев считает, что у детей с моторной алалией нарушения экспрессивной речи проявляются в трудностях подражания устной речи, нарушении использования мимико-жестикуляторной речи, а также темпа, ритма и мелодики речи [11].

В.А. Ковшиков отмечает, что остановка, замедление темпа речи, протягивание звуков являются следствием языковых нарушений, имеющихся у данной категории детей, и возникают при поиске языковых единиц и правил их функционирования [5].

На основе анализа компонентов, входящих в интонацию, нами была разработана методика и проведено специальное исследование интонации у 60 детей старшего дошкольного возраста с экспрессивной алалией. Выявленные интонационные особенности характеризуются нарушением восприятия и воспроизведения мелодики речи, ритмических структур, неумением произвольно усиливать и ослаблять силу голоса, правильно употреблять в речи логическое ударение, некоторыми изменениями темпа речи, неправильной расстановкой пауз. Степень нарушения указанных компонентов интонации различна, а процесс восприятия компонентов интонации оказывается более сохранным по сравнению с их воспроизведением. Успешность выполнения заданий по исследуемым показателям на этапе констатирующего исследования можно представить следующим образом: логическое ударение (34,5%), паузация (37,8%), ритм (44,2%), мелодика (48,3%), эмоциональный характер тона голоса (48,6%), интенсивность (49,8%), темп (60,9%). Из представленных данных видно, что наименее сформированным является логическое ударение и паузация, а наиболее - темп речи.

Испытывая трудности при осознанном восприятии и воспроизведении компонентов интонации, дети с экспрессивной алалией не умеют их объединять в единую систему в процессе речевой коммуникации для передачи основных типов интонации (повествование, вопрос, восклицание). Они не используют комплекс структурных компонентов интонации для реализации различных коммуникативных типов высказывания. Поэтому успешность выполнения заданий, направленных на восприятие и воспроизведение основных коммуникативных типов высказывания составляет 32,1%.

Опираясь на лингвистическую природу интонации, особенности ее развития в онтогенезе, а также характер нарушений у детей с экспрессивной алалией представляется возможным обозначить основные методические положения (принципы) и этапы логопедической работы по развитию интонации у данной категории детей.

Логопедическая работа по развитию интонации у дошкольников с экспрессивной алалией осуществляется с учетом следующих принципов:

  • 1. Онтогенетический принцип предполагает учет данных становления интонационной системы в онтогенезе, а именно: учитывается опережающее развитие восприятия ребенком интонации по сравнению с ее воспроизведением, а также порядок появления коммуникативных типов высказывания в экспрессивной речи детей (от повествования к вопросу и к восклицанию).
  • 2. Принцип развития предполагает учет степени сформированности (уровня развития) интонации у детей с экспрессивной алалией, зоны ее актуального развития и опору на зону потенциального («ближайшего») развития (по Л.С. Выготскому) в процессе проведения логопедической работы.
  • 3. Этиопатогенетический принцип предполагает учет причин и механизмов речевого нарушения (экспрессивной алалии).
  • 4. Принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, на возможно бо́льшее количество функциональных систем, на различные анализаторы (особенно на начальных этапах работы) применяется при реализации направлений каждого этапа логопедической работы по развитию интонации. Например, процесс дифференциации ритмических структур сначала осуществляется с участием зрительной (схема ритмического рисунка), кинетической и кинестетической (воспроизведение ритмического рисунка с помощью хлопков), слуховой афферентации и с опорой на речедвигательный анализатор при проговаривании слогов, отражающих схему ритмического рисунка. Позднее ведущую роль приобретает слуховая дифференциация, а также кинетические и кинестетические ощущения, возникающие в речедвигательном анализаторе при проговаривании слов различной слоговой структуры.
  • 5. Принцип поэтапного формирования умственных действий. В психологических исследованиях П.Я. Гальперина отмечается, что становление умственных действий - сложный и длительный процесс, который начинается с установления развернутых внешних операций, затем сокращается, автоматизируется и осуществляется во внутреннем плане, становясь умственным действием. Так, П.Я. Гальперин выделяет следующие этапы формирования умственных действий: 1) составление предварительного представления о задании; 2) этап материализации действия, на котором его выполнение возможно лишь с опорой на вспомогательные средства и действия, т.е. реализация во внешнем плане; 3) этап осуществления в плане громкой речи, т.е. с опорой на внешнее проговаривание; 4) перенос действия во внутренний план; 5) окончательное становление умственного действия.

Принцип поэтапного формирования умственных действий реализуется на каждом этапе логопедической работы по развитию интонации. Например, развитие логического ударения осуществляется сначала с опорой на вспомогательные средства (графические схемы и действия с ними). В дальнейшем выполнение действия происходит в речевом плане - с опорой на громкую речь и без опоры на вспомогательные средства. На последнем этапе - ребенок выделяет главные слова в предложениях, произнесенные с различной интонацией без материальных и речевых опор, по представлению. Таким образом, в процессе логопедической работы происходит интериоризация действия.

  • 6. Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала предполагает: 1) поэтапное проведение логопедической работы; 2) от невербального к вербальному выполнению заданий; 3) от восприятия к воспроизведению интонации и ее компонентов; 4) различную степень самостоятельности детей с экспрессивной алалией на каждом из этапов логопедической работы (от сопряженного выполнения заданий к отраженному и самостоятельному их выполнению).
  • 7. Принцип комплексного подхода предполагает не только решение образовательных, коррекционных (развивающих) и воспитательных задач в рамках одного логопедического занятия, но и участие различных специалистов (воспитателей, музыкального руководителя) и родителей в процессе реализации этапов логопедической работы по развитию интонации.
  • 8. Принцип закрепления усвоенных интонационных структур в естественных и специально созданных коммуникативных ситуациях реализуется посредством разучивания диалогов, проведения ролевых и театрализованных игр, а также в различные моменты режима дня, где не только логопед может контролировать правильность интонации различных коммуникативных типов высказывания, но и воспитатели, а в домашних условиях - родители.

Разработанная нами методика логопедической работы по развитию интонации состоит из следующих этапов:

•1. Подготовительный - этап восприятия и воспроизведения компонентов интонации. На данном этапе логопедическая работа проводится по следующим направлениям: развитие восприятия и воспроизведения высоты голоса и мелодики речи, силы голоса и интенсивности, эмоционального характера тона голоса (тембра), темпа и паузирования, ритма и логического ударения.

•2. Основной - этап интеграции интонационных компонентов для передачи смысла высказывания через интонацию. Основными направлениями работы являются: знакомство с повествовательной, вопросительной и побудительной интонацией; развитие восприятия, воспроизведения и дифференциации различных типов коммуникативного высказывания в специально созданных коммуникативных ситуациях с учетом цели и ситуации речевого общения.

•3. Заключительный - этап закрепления различных типов коммуникативного высказывания в естественных условиях общения с взрослыми и сверстниками. Третий этап логопедической работы по развитию интонации направлен непосредственно на дифференциацию и закрепление различных типов коммуникативного высказывания в естественных условиях общения с взрослыми и сверстниками.

Методика поэтапного развития интонации и ее компонентов у детей с экспрессивной алалией сочетается с развитием различных речевых умений и навыков на логопедических, логоритмических и музыкальных занятиях.

Таким образом, развитие интонации у детей старшего дошкольного возраста с экспрессивной алалией должно быть целенаправленным, и предполагает знание лингвистических основ интонации, ее компонентов, функций, которые она выполняет; особенностей ее развития в онтогенезе, а также характер нарушений интонации и ее компонентов у исследуемой категории детей.

Рецензенты:

Денисова Рута Робертовна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой специальной дошкольной психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет», г. Благовещенск.

Лейфа Андрей Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Амурский государственный университет», г.Благовещенск.