Введение
Идея построения «Соцгородов» и реконструкции существующего уклада жизни была одним из главных объектов исследования в 20-30 годы ХХ века. Споры между теоретиками архитектуры, социологами, экономистами, градостроителями носили серьезный научный характер. Различные точки зрения на концепцию представлены в работах: экономиста Л.М. Сабсовича, социолога и теоретика конструктивисткой архитектуры М.А. Охитовича, советского архитектора М.Я. Гинзбурга. Основные идеи концепции «соцгорода» представлены в работе одного из ведущих теоретиков архитектуры 1930-х г.г. Н.А. Милютина «Проблема строительства социалистических городов». Есть основание утверждать, что впервые идеи, предзнаменовавшие мечты утопистов о лучшей организации человеческого общества и его поселений лежат в устройстве жизни первых христианских общин, изложенные в Деяниях Апостолов: «Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа» [1]. Основываясь на это свидетельство об устройстве первой христианской общины, можно выделить несколько ее черт: общая собственность, распределение имущественных благ в связи с потребностями каждого, единые ритуалы (священнодействия) в виде общих молитв и преломления хлеба. Христианская община, в первую очередь, объединяла людей общей идеей, от этого и сформировались принципы жизни и само устройство общин. По сути, Соцгорода тоже предназначались для объединения людей общей идеей, только в ее основе лежала не религия, а государственная идеология. Быстро растущее стремление к коллективизации принуждала менять все устройство жизни, вплоть до разработки новых урбанистических моделей и архитектурных форм.
В основе обоих населенных пунктов, лежит принцип коллективизации, но если в общинах он основывается на чувстве милосердия к ближнему, то в Соцгороде зерном этого принципа является взаимовлияние поколений, воспитание детей общественностью и освобождение женщин от закрепощения хозяйством, путем создания общественных помещений, замещающих функции жены и матери в традиционном понимании. Вот как пишет об этом, архитектор и теоретик градостроительства, Н. А. Милютин: «Вместе с тем этим же будет обеспечено взаимовлияние различных поколений населения на базе труда и культуры, так как современное влияние на воспитание семьи должно постепенно заменяться влиянием коллектива. Само собой разумеется, что попытки механического решения этой задачи должны быть нами решительно отвергнуты. Однако в новой организации территории населенных пунктов мы должны полностью учесть эту проблему, чтобы не создавать тормоза там, где жизнь созреет для новых бытовых форм. На построение кухни на 2 - 3 комнаты, мы затрачиваем в десятки раз больше средств и трудов, чем требуется для постройки большой фабрики-кухни или пищекомбината с сетью общественных столовых» [2]
Следующим прототипом концепции Соцгорода можно назвать идеи, которые появились на территории Чехии. Здесь в 1421 г. Попытались основать город равноправных жителей, названный Гуситским Табором. Вспомним известные слова о том, что «в Городище, или в Таборе, нет ничего моего и твоего, а все вместе одинаково имеют: у всех все всегда должно быть общим и никто не должен иметь ничего отдельно, тот же, кто имеет отдельно, смертельно грешит»[3]. Идея табора очень напоминает идею общественной собственности, коллективного воспитания и полного отсутствия индивидуального в самих Соцгородах.
Часто схожие представления о коллективной жизни и труде без частной собственности можно проследить и в уставах монастырей, и в народных повествованиях о сказочных странах. Реальный пример можно найти у анабаптистов - членов «Мюнстсрской коммуны», поставивших перед собой в 1534 г. цель основать идеальное поселение «Новый Иерусалим». За короткий период своей власти в трудных условиях осады и голода они ввели общественную собственность, общественное питание, заботу о бедных и обучение взрослого населения.Но кроме мечты о создании идеального поселения появляется также отрицание городов. Так, например, в одном из текстов народного сектанства в Чехии высказывается мысль о том, что «до сотворения неба и земли не было никакого позора и никакого страха, ни денег, ни письма, ни короля, ни города, а все были одного языка и имели всего в обилии... и у всех была одинаковая одежда прекрасная, белая, полотняная»[3]. Уже здесь видно четкое разделение градостроительных теорий: преобразование города и его отрицание.
Более близким к социалистическим идеям является период XVII и XVIII вв., время расцвета утопических романов во Франции. Тогда утописты, недовольные имеющимся укладом жизни пытались уйти от проблем, строя свои идеальные общества в воображаемых государствах островах.Одним из представителей данного направления является Дени Вэрасс, автор книги по истории вымышленного народа — севарамбов. Первая часть этой книги в 1675 г. была издана на английском языке, а после переработки в 1677 г. — на французском. Вэрасс интересовался географией и знал большое количество популярных в то время путевых дневников, что и оставило след в его творчестве. Население Севарамбии, по существу, в условиях коммунизма и здесь мы видим первые прототипы домов-коммун ХХ века. Основную единицу севарамбского общества, и в то же время единицу производственную, представляют собой осмазий сельскохозяйственные или осмазии-школы. Разумеется, каждая осмазия сама не может обеспечить себя всем необходимым, поэтому между ними организовано сотрудничество, причем излишки хранятся в общественных складах. У Вэрасса можно заметить не просто идею домов-коммун, но концепцию города как структуры полностью оборудованных между собой частей.Дальнейший шаг в развитии утопических градостроительных идей можно проследить в произведениях французских теоретиков утопического уравнительного коммунизма. В 1753 году Морелли написал поэму из четырнадцати песен – Базилиаду, где описывается общество, основу которого составляют коллективные производственные общины, по 100 человек каждая, что совершенно точно описывает принцип устройства Соцгорода ХХ века. Морелли первый создает представление о коммунистичеком поселении, где есть все функциональные части города – центр, жилая зона, зона обслуживания, производственная зона и зона отдыха. При чем окрестные зоны, рассматриваются им не только как объекты сельскохозяйственного производства, но и как наиболее удачная местность для размещения производственных зон.Следующий же этап, наиболее полно отражающий историческую обусловленность появления принципа Соцгорода, являются классические работы утопического социализма ХIХ века. В этом контексте интересен опыт Роберта Оуэна, потому что свой жизненный путь он начинает с карьеры промышленника и директора фабрики. Он впервые практически осуществляет сокращение рабочего дня, строительство яслей, детских садов и школ на территории фабричного поселка. Фактически его представления о расселении является прообразом Соцгородов ХХ века, разница лишь в том, что это было осуществлено в реальности, а не осталось просто идеей. Основой его фабричных поселков являются жилые коммуны с числом жителей от 300 до 2000 человек, в которых объединено промышленное и сельскохозяйственное производство. В одной из последних работ Оуэна в 1841 году, он дает наиболее подробное и систематичное описание коммун. Здесь становится ясно, что жилые коммуны представляются не просто колониями для рабочих, но в целом жизненной средой, о которой сам Оуэн в заключении говорит: «это, следовательно, общее описание того, что по праву может быть названо блестящим дворцом, который объединяет в себе преимущества метрополии, университета и деревенской усадьбы, исключает все их недостатки и располагается посреди прекрасного парка площадью от 2000 до 3000 акров. Все устроено абсолютно научно и размещено удобно для жителей. Ежегодные расходы весьма умеренны, а общее решение находится на более высоком уровне, чем все то, что мы знаем о создании и разделении богатств, о формировании характера и о правительстве, с бесчисленными преимуществами, которых до сих пор никогда не имел никакой, даже чрезвычайно осчастливленный судьбой отдельный представитель какого угодно времени или страны»[4].Еще одним представителем утопического социализма является Шарль Фурье и его концепция «фаланстера» - нового типа жилья. Наиболее подробно эту концепцию описывает ученик Фурье Виктор Консидеран в произведении, в котором он в 1841 г. обобщает взгляды Фурье и говорит: «социальная коммуна будет образована одним хорошо решенным зданием, достаточно большим по объему и площади и достаточно удобным внутри, так что в нем сможет жить 400—500 семей... которые имели бы в распоряжении все необходимые службы. Это здание называется фаланстерой... У него открытый двор и два крыла — влево и вправо... По центру фасада возвышается «Башня порядка», где находится телеграф, обсерватория, часы и т. д. Внутри в середине находятся залы для общественных мероприятий. В крыльях и сзади размещены квартиры... Наиболее важная часть фаланстеры — крытая пешеходная галерея, которая занимает первый этаж всего здания и может отапливаться зимой и проветриваться летом. Через нее можно попасть во все части здания независимо от погоды»[5]. Все эти принципы изначально лежали в концепции Соцгорода, то есть идея того как должно быть организовано городское пространство для привития идеи коллективизма и освобождения человека от тягот домашнего хозяйства, ради труда на взаимную выгоду была воплощена только при появлении нового общественного строя в России. Логичным будет вывод, что архитектура всегда отражает состояния общества.В России идея «фаланстера» приобрела популярность после выхода романа Чернышевского «Что делать?». Свои взгляды на будущее автор выразил в снах Веры Павловны. В четвертом сне героини легко можно узнать «фаланстеры» Фурье.В ходе анализа прототипов концепции Соцгород, становится ясным, что идеи советской градостроительной политики были совершенно не новаторскими, а являлись скорее историческими последователями многих других предшествовавших теорий наиболее благополучного расселения людей. Но при всей схожести этих теорий, у них есть качественное различие в целях применения именно такого типа расселения людей и организации их пространства и жизни.
Цель применения подобных принципов организации городского пространства в случае с Соцгородом изложена Н. Милютиным: «Направление нашего строительства неизбежно... должно определяться размещением промышленности; производственное задание должно определять строительство городов, поселков и т. д. Старый капиталистический город возникал в большинстве случаев не на базе сырьевых ресурсов и энергетики, а на базе рынка ... в условиях советской действительности, в которых рынок и рыночные отношения заменяются плановым регулированием и в которых промышленные предприятия создаются на базе сырьевых ресурсов ... мы должны будем уйти, в большинстве случаев от тех центров, которые исторически сложились и строить новые города в местах размещения промышленных предприятий подле источников электроэнергии и сырьевых ресурсов»[7].
Драма советских урбанистов и дезурбанистов состояла в том, что как бы их концепции не были логически выстроены и обусловлены, руководство страной не собиралось воплощать утопические идеи, оно преследовало цель воплотить в жизнь организационно-управленческие концепции – «соцрасселения», которые повысили бы производство на промышленных предприятиях. В итоге же концепция Соцгорода не была воплощена в жизнь в том, первоначально задуманном виде, и это лишь подтверждает факт того, что архитектурные концепции, содержащие в себе какую-либо утопическую идею, не могут быть воплощены на самом деле, так как это всего лишь игра воображения людей, которая в реальной жизни не может найти устойчивого фундамента.
Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение №14.В37.21.0492 «Социалистический город как историко-культурный феномен советской эпохи (на материалах соцгорода Горьковского автозавода.1930 – сер. 1960-х гг.)» в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годыРецензенты:
Мельников М. В., доктор исторических наук, профессор ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева (НГТУ), г. Нижний Новгород.
Курбакова Е.В., доктор исторических наук, профессор кафедры культурологии, истории и древних языков НГЛУ, ГОУ ВПО Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова (НГЛУ), г. Нижний Новгород.