Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MOBILE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AND TEACHING METHODS IN THE TRAINING OF FUTURE TEACHERS TO SOCIAL AND PEDAGOGICAL INTERACTION

Doronina N.A. 1
1 Tobolsk state teacher training academy named after D.I. Mendeleyev, Tobolsk, Russia (626150, Tobolsk, Znamenskaya St., 56)
Social and pedagogical interaction is an integral and central part in the professional pedagogical occupation. It´s necessary for the future teachers to use mobile educational technologies and teaching methods in training to successfully carry out their traditional duties and organize social and pedagogical interaction. Contextual training’s technology is aimed at the frequent use of gaming techniques, case-method, analysis technique, work with the correspondence’s method and mediated communication’s method. By means of collaborative teaching technology’s use the experience is enriched, skills of cooperative, purposeful and significant work are acquired, as well as skills of decision-making in groups and the ability of social and pedagogical interaction are acquired. For the implementation of the technology of the workshop in the form of dialogue there are following methods, such as: dialogic, interactive, heuristic, role-playing and business games, and trainings, that contribute to the future teachers’ integration in the solution of various problems through dialogue, that contribute to the forming of empathic trends, stress resistance and communicative tolerance. Moderation technology is focused on a specific issue and aimed at the cooperation; it rules out a formal monitoring and marks; it has ways of working, pointing the way to solve a problem for the group; it creates psychologically comfortable conditions for the future teachers; for the implementation of this technology the focus-groups’ method is often used. Mastering mobile technologies and methods contributes to the forming of professionally oriented individual who can build friendly, affectional, heartwarming relationships with the students and develop these same features in the pupils.
moderation technology.
the technology of the workshop in the form of dialogue
collaborative teaching technology
contextual training’s technology
teaching methods
mobile educational technologies
social and pedagogical interaction
Социальная практика показывает необходимость закреплять некоторые типы социальных отношений в обществе, сделав их обязательными для всех членов и определенных социальных групп. Социальное развитие человека состоит в его постепенном вхождении в общество, освоение которых первично целенаправленно осуществляется в процессе обучения и воспитания, в социально-педагогическом взаимодействии педагога и школьников. Социально-педагогическое взаимодействие представляет собой целенаправленную, согласованную деятельность педагогов с субъектами, нуждающимися в помощи, и специалистами социальных институтов по координации деятельности для разрешения проблем, успешной социализации и личностному развитию субъекта [2, с. 8]. Субъектом такого взаимодействия чаще всего выступает ребенок - школьник. Именно педагог организует социально-педагогическое взаимодействие, как с отдельными учащимися, так и с целым классом, являющимся той общностью, в которой происходит непосредственное общение, порождающее систему социальных отношений. Эти отношения образуют личностно-развивающую среду. В задачи педагога входит трансформация социальных норм и правил в личные требования, которые должны стать обязательными нормами поведения учащихся [1]. Поэтому так важно установить доброжелательные, приязненные, теплые взаимоотношения с учащимися и научить их тому же, а для успешной работы педагогу необходимо овладеть мобильными педагогическими технологиями и методами обучения и воспитания.

Использование в процессе подготовки педагогов к социально-педагогическому взаимодействию мобильных педагогических технологий (контекстное обучение, обучение в сотрудничестве, проведение семинаров в форме диалога, модерации), методов обучения (интерактивные, игровые, ситуационные, эвристические) и овладение ими способствует формированию личности педагога: а) коммуникабельной и мобильной; б) умеющей влиять на общение, отношения между школьниками, на ситуацию в микросоциуме школы; организовывать сопровождение, посредничество, выступать в качестве модератора в конфликтах; в) способной взаимодействовать на основе диалога, сотрудничества, партнерства и развивать эти же качества у школьников.

Так, игровые методы, кейс-метод, анализ, метод работы с корреспонденцией и опосредованного общения, способствующих формированию когнитивной компетентности социально-педагогического взаимодействия, часто используются в рамках технологии контекстного обучения [4, с. 85].

Игровые методы способствуют формированию и развитию у будущих педагогов самостоятельного мышления, организаторских и коммуникативных способностей, эмпатии, толерантности, мобильности, что необходимо в социально-педагогическом взаимодействии. Часто эти методы предполагают постановку этюда, который требует подготовительной работы (планирование, продумывание участниками содержания сцены, распределение ролей), его проигрывание и анализ произошедшего.

Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, интегрирующую другие, более простые методы познания: моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации и игровые методы. Данный метод играет важную роль в выработке навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Цель таких занятий - углубить, расширить, детализировать знания о формах, видах и стратегиях социально-педагогического взаимодействия; строить взаимоотношения на основе диалога, сотрудничества, партнерства, оценивать свои действия и действия других.

Основной составляющей метода являются ситуация, представленная в виде кейса и технологии работы с ним. Кейс - это описание какой-либо конкретной проблемной ситуации, с которой столкнулись люди в процессе деятельности. Например, «... второклассница Юля в столовой убирала за собой посуду, так как в школе с начальных классов вводили элементы самообслуживания. Но вдруг она споткнулась и вдребезги разбила тарелку и стакан. Девочка от неожиданности и испуга оцепенела, а потом горько заплакала». Что делать? Как лучше поступить в данной ситуации? Ситуации, описываемые в кейсах, - это реальные жизненные ситуации, которые очень важны для участников, должны каким-либо образом разрешиться, предполагающие различные способы их решения и дальнейшего развития событий. Работа с ситуацией (кейсом) строится по определенному алгоритму, состоящему из определенных этапов.

На начальном этапе преподаватель-ведущий занятия представляет кейс-метод, объясняет основные шаги дальнейшей работы и задачи, раздает студентам кейс, например, «Татьяна Николаевна - учительница со стажем и большим опытом работы. В школе, где она работает, обучается большой контингент детей выходцев из Дагестана. Елена П. работает школьным социальным педагогом. Недавно Татьяна Николаевна попросила помочь ей успокоить учеников в классе. Учительница пожаловалась социальному педагогу, что раньше у нее не было такого количества проблем с учениками. Трудности, по её мнению, возникли из-за большого количества детей из семей - выходцев с Дагестана. Елена не была уверена, что проблемы вызвана только учениками (вероятно, учительница вела себя некорректно), но дала совет, как усадить детей на места и успокоить» и задание к нему: «1. Правильно ли поступает социальный педагог в данной ситуации? 2. Какие обязанности у социального педагога перед коллегами, детьми, обществом? 3. Какие рекомендации дает или дал специалист учителю? 4. Продумать стратегию решения проблемы и аргументировать свои позиции». Задание к кейсу - это перечень вопросов, которые помогают «разобраться» в ситуации, подталкивают к нахождению решения. Это могут быть вопросы как диагностического характера (Что произошло? В чем заключается проблема? и т.д.), так и практического (Как следовало бы поступить в данной ситуации? Что бы вы сделали на месте пострадавшего?). На данном этапе студентам предлагается самостоятельно изучить ситуацию: познакомиться с ней, попытаться понять, в чем заключается проблема, каковы причины ее возникновения, каковы могут быть вероятные способы ее разрешения. В этот момент работы студенты, анализируя ситуацию, основываются, прежде всего, на своем личном опыте.

На втором этапе, после того как студенты сформировали собственное представление о ситуации, им предлагается поработать в малых группах (по 3-6 человек). Основные задачи данного этапа - обменяться результатами индивидуальной работы, обсудить возможные причины возникновения проблемы и все предложенные варианты решений. Помимо этого студенты должны выбрать наиболее подходящий, на их взгляд, вариант решения и аргументировать свой выбор, а также подготовиться к следующему этапу работы - продумать стратегию представления итогов работы своей подгруппы и аргументов в поддержку своей позиции. Работа основывается на коллективном опыте. В этой связи немаловажными являются согласованность, умение выслушать и принять точку зрения своего коллеги, навыки коммуникации, умение обоснованно и аргументировано представлять свою точку зрения.

На третьем этапе в форме дискуссии представляется результат работы малых групп. Каждая подгруппа показывает наиболее подходящие способы разрешения ситуации и аргументирует свои позиции. Остальные студенты выступают в роли оппонентов: задают уточняющие или провокационные вопросы, высказывают свое мнение относительно вариантов решения ситуации. От студентов требуются умения четко, доходчиво и аргументировано представить свою позицию, а также умения критически, но при этом объективно относиться к точке зрения своих оппонентов. В процессе дискуссии студенты могут за определенный промежуток времени увидеть самые разнообразные способы решения одной и той же ситуации, увидеть различные «плюсы» и «минусы» каждого из них.

На последнем этапе подводится итог работы самими студентами и преподавателем-ведущим. Основная роль, которую играет преподаватель, используя кейс-метод, - это роль консультанта, помогающего участникам искать и находить обоснованное решение. Наличие в структуре метода спорных, дискуссионных моментов требует от него дополнительной нагрузки, заставляя быть достаточно эмоциональным в течение всего занятия, не допускать возникновения конфликтных ситуаций и/или следить за разрешением конфликтов в случае их появления, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно.

Игровые методы и кейс-метод являются родственными методами обучения, создающие возможности для их сочетания в процессе обучения. Возможны следующие варианты такого сочетания: деловая игра включена в описание кейса и предполагает предварительное проигрывание ситуации для получения дополнительной информации; в деловую игру включена ситуация (несколько ситуаций), проигрывая ее, формируется описание ситуации, т.е. создается кейс-метод.

Игра и кейс-метод благотворно сказываются на содержании учебного процесса, придают ему новый потенциал интереса и творчества. Так, игра представляется имитацией практики, а кейс-метод - имитацией ситуации, в которой развертывается практика жизни. Игра акцентирована на умения, навыки, тренинг, а кейс-метод - на поиск проблемы, заложенной в ситуацию, и её мысленное разрешение. Кейс-метод учит навыкам выработки стратегии поведения, а игра вырабатывает навыки тактики поведения [3, с. 73].

Следующий метод, метод анализа ситуаций, предполагает использование суммы методов: наблюдение, изучение документов и сравнение. В основе метода лежит коллективное решение. Ситуация (задача) может требовать нахождения конкретного решения или определения совокупности действий, которые приведут к выходу из проблемной ситуации. Такие задачи носят проблемный характер, т.к. построены на реальном материале, могут не иметь однозначного решения, содержать избыточную информацию или ее недостаток. Данный метод активизирует мыслительную деятельность будущих педагогов.

Использование методов работы с корреспонденцией при подготовке педагогов позволяет вырабатывать навыки составления деловых (официальных) писем, справок, актов и т.п.

Методы опосредованного общения направляют на овладение техникой ведения телефонных разговоров, разговора с автоответчиком, этикетом делового телефонного разговора.

Технология обучения в сотрудничестве легко интегрируется в учебный процесс любого учебного заведения и, как результат, достигается поставленная любой программой, стандартом образования цель по каждому предмету. По средствам использования данной технологии обогащается опыт, приобретаются навыки совместной, целенаправленной, ценностной деятельности, группового принятия решения [4, с.94] и умения социально-педагогического взаимодействия. Основная идея технологии обучения в сотрудничестве заключается в создании условий для активной совместной деятельности будущих педагогов в разных учебных ситуациях. Технология отличается от обучения в малых группах тем, что появляется взаимозависимость членов группы наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих одногруппников; на уровне группы обсуждается способ общения между членами группы; складывается общая оценка работы группы из оценки общения одногруппников наряду с академическими результатами работы; после совместной работы проводится обсуждение совместных форм поведения, анализируются результаты и намечаются пути совершенствования своего сотрудничества.

Умение работать в сотрудничестве приобретается постепенно и должно стать одной из стратегических целей обучения. Преподаватель, выступая в роли консультанта и модератора, реализует данную технологию поэтапно:

1. На подготовительном этапе преподавателем готовится план будущего занятия. Студентам заранее сообщается тема, вопросы и литература, которую следует заранее самостоятельно рассмотреть.

2. На основном этапе организуется работа в малых группах. Из группы выбирают 5-6 руководителей, которым дается несколько заданий: а) набрать свою команду; б) составить со своей малой группой по каждому вопросу изучаемой темы план или схему ответа, и пять вопросов; в) руководители по очереди в каждой команде должны проверить знания каждого участника по своим вопросам и дать оценку по пятибалльной системе; г) проверить знания у руководителей соседних групп.

3. На заключительном этапе подводятся итоги занятия. Преподаватель по оценочным листам оценивает работу каждого студента группы. Анализирует работу группы в целом, фиксирует основные моменты обсуждения - какие вопросы были затронуты, какие нет, что необходимо учесть при проведении следующего подобного занятия.

Частое использование методов: диалогических (дискуссии, диспуты, дебаты); интерактивных (сообщающая беседа, включение в лекцию элементов диалога, эвристическая беседа, активное поощрение вопросов студентов, с целью повышения эффективности лекционной формы преподавания); эвристических (принятие нестандартных решений, мозговой штурм); ролевых и деловых игр, тренингов, способствующих включению будущих педагогов в решение разнообразных проблем на основе диалога, формированию эмпатийных тенденции, стрессоустойчивости и коммуникативной толерантности осуществляется при реализации технологии проведения семинара в форме диалога [4, с. 101].

Диалогические методы требуют специальной подготовки участников и способствуют формированию у студентов личных суждений, выводов, собственной точки зрения на определенную проблемную ситуации.

Интерактивные методы вовлекают будущих педагогов в процесс познания, они имеют возможность рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Эвристические методы позволяют студентам самостоятельно приобретать знания, открывать истину за счет личных размышлений, собственной деятельности; развивать организаторские качества (умение ставить цель, планировать, организовать процесс, анализировать внешние изменения и собственные результаты), что является важным в подготовке педагогов к социально-педагогическому взаимодействию в динамично изменяющемся социуме.

Тренинг связывают с необходимостью формирования у студентов осознанно устанавливать деловые контакты с новыми людьми; развития навыков гибкого поведения, способности внимательно слушать друг друга и поддерживать разговор.

Следующая технология модерации сосредоточена на конкретной проблеме, ориентирует на кооперацию, исключает формальный контроль и оценку, содержит способы деятельности, указывающие путь решения проблемы для группы, создает психологически комфортные условия для будущих педагогов, при реализации которой чаще применяется метод фокус-групп. Технологическую основу процесса модерации составляет техника организации интерактивного общения, благодаря которой работа участников взаимодействия становится более целенаправленной и структурированной. Технология применяется в процессе консультирования в сфере профессионального взаимодействия и внутрисемейного общения, лежит в основе организации командной работы, построения бесконфликтного общения, фокус-групповых исследований в социуме [5, с. 4]. Выбор данной технологии обусловлен тем, что одним из способов оптимизации социально-педагогического взаимодействия в аспекте помогающих профессий является модерация. В любой сфере, связанной с взаимодействием людей, выбором целей, стратегий и образа действий использование модерации значительно повышает эффективность работы и стремление достичь цели. Профессиональная модерация может значительно повысить уровень культуры общения в системе социальных отношений школьников, а также эффективность совместной работы в команде и организации в целом.

Таким образом, мобильные педагогические технологии и методы в подготовке будущих педагогов к социально-педагогическому взаимодействию легко интегрируются в образовательный процесс вуза. Могут использоваться при подготовке как будущих педагогов, так и студентов педагогических профилей, слушателей курсов повышения квалификации к социально-педагогическому взаимодействию. Овладение мобильными технологиями и методами способствует формированию профессионально-ориентированной личности педагога, умеющей влиять на общение, отношения между школьниками, на ситуацию в микросоциуме школы, организовывать сопровождение, посредничество, выступать в качестве модератора в конфликтах и развивать необходимые знания, умения и навыки социально-педагогического взаимодействия у школьников.

 

Статья выполнена в рамках финансирования долгосрочной целевой программы «Основные направления образования и науки Тюменской области»

Рецензенты:

Егорова Галина Ивановна, д.п.н., профессор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет» Филиал «Тобольский индустриальный институт», г.Тюмень.

Иванова Ольга Анатольевна, д.п.н., профессор кафедры управления образовательными системами, государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский институт открытого образования», г.Москва.