Постоянно меняющиеся современные условия жизнедеятельности общества предъявляют высокие требования к личности. Ее активность играет значительную роль в том, какое место занимает человек. Жизненная активность личности формируется совокупностью всех социальных влияний на человека. Иными словами, одновременно выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Главная цель активности человека - самореализация, самовыражение и самораскрытие.
Понятие активности привлекает внимание исследователей во многих областях человеческого знания: философии, психологии, биологии, социологии, культурологии, педагогики и др. Однако понятие активность остается слабо разработанным вследствие того, что каждая наука допускает свои собственные интерпретации и придает свой смысл определению.
Рассматривая проблему активности в современной науке, нельзя ни обратить внимание на то, что понятие «активность» находятся в теснейшей взаимосвязи с понятием «жизненная активность».
Активность - индивидуально-типологическое функциональное качество личности. Она включает в себя различную направленность личности, разный индивидуальный жизненный опыт, обобщающий те или иные стратегии по критериям ценности, легкости - трудности, успешности - неуспешности, удовлетворенности - неудовлетворенности. Вторичная детерминация жизни - удовлетворенность - неудовлетворенность личности - с оценкой того, как она реализует себя в жизни, с рефлексией по поводу именно данного способа жизни. Все известные концепции или интерпретации жизни как долга, призвания, вины, судьбы, выкупа и т.д. представляют собой не только рефлексию жизни, но и определенным образом повышают или понижают активационные способности личности (жизненные «силы», жизненную «энергию», инициативность, предприимчивость и т.д.). Иными словами, удовлетворенность - неудовлетворенность повышают или понижают жизненную активность личности.
В социально-культурном аспекте понятие жизненная активность может рассматриваться как стремление к личному культурному росту, к самостоятельности, к самореализации, реализации собственных способностей, навыков и умений за счет вовлечения, включения в активные виды деятельности, при которых наиболее полно будут удовлетворяться разнообразные потребности, интересы и запросы личности с учетом их специфических особенностей и социально-демографических характеристик.
В контексте социально-культурной деятельности активность личности заключается в проявлении самостоятельности в решении собственных проблем, уверенности в своих силах, ответственности за выбор способов поведения и видов деятельности, адекватных собственным интересам и потребностям [1].
Анализ различных научных исследований, посвященных проблеме активности, обобщение основных подходов к пониманию активной жизненной позиции позволили вывести свое определение активной жизненной позиции, необходимое для исследования. Под активной жизненной позицией автор понимает особое состояние личности, при котором человек способен осознанно, целенаправленно осуществлять деятельность по преобразованию, изменению существующей действительности, в зависимости от собственных потребностей, интересов и ценностей.
В контексте нашего исследования это вызывает особый интерес, так как нестабильность социально-экономического положения малообеспеченных слоев населения приводит к появлению внутреннего дискомфорта, эмоциональной неустойчивости, разочарования, усиливающих равнодушие и потерю самоуважения, неуверенность в завтрашнем дне, ощущения несостоятельности своих запросов, зависимости и неспособности самостоятельно и осознанно принимать решения, что приводит безработных к различным стрессам, соматическим болезням, растерянности и аффективным состояниям. В последнее время специалисты отмечают, что у малообеспеченных слоев населения все чаще проявляются признаки психологических и психиатрических нарушений. Эта теория предполагает, что люди при столкновении с неподдающимися контролю событиями убеждаются в том, что они бессильны перед трудностями и не могут самостоятельно преодолеть их. Малообеспеченные становятся беспомощными, апатичными, подавленными, теряют интерес к различным культурно-массовым мероприятиям и к жизни вообще. По мнению немецких специалистов Ф.-Т. Готвальда и В. Ховальда, значительная часть малообеспеченных людей, подвержена стереотипному мышлению и поведению, характерным для «проигравших», и, в значительной степени, отличающимся от мышления и поведения «победителей», которые при любых обстоятельствах настроены на успех [2].
Понятие малообеспеченность автор рассматривает как состояние, при котором возникает несоответствие между достигнутым среднем уровнем удовлетворения потребностей, принятых в данном обществе, и возможностями их удовлетворения применительно к отдельным социальным группам и слоям населения. Она характеризуется неразвитостью у малообеспеченных слоев населения разнообразия потребностей, приводя как к низкой материальной обеспеченности определенных групп людей, так и к изменению их системы ценностей, формированию особого социального мира и своей культуры (субкультуры бедности), жизненного стиля, который может находиться в состоянии дисбаланса с принятым в данном обществе стилем жизни, в структуре которого важное место занимает распространенные формы проведения свободного времени, досуга [4].
Немаловажное значение в данном контексте имеет то обстоятельство, что малообеспеченные слои в настоящее время уже начинают воспроизводить сами себя: для детей из таких семей резко ограничиваются возможности добиваться в жизни того же, что и большинству их сверстников из иных социальных слоев. Особенно ярко это проявляется в образовательной сфере, где малообеспеченным становится все более трудно получать необходимые им знания, оплачивать образовательные услуги. Распространение платности в системе профессионального образования благоприятствуют тому, что для множества малообеспеченных граждан получение высшего образования становится фактически недоступным. Возможностью определить своего ребенка в престижное учебное заведение в настоящее время обладают преимущественно высшие и средние слои населения российского общества [2].
Необходимость затрачивать немалые средства на поддержание здоровья и образовательные услуги объективно снижает для малообеспеченных слоев возможность проведения полноценного досуга. Кроме чисто материальных факторов, большую роль играют проблемы психологического характера: в какой степени представители малообеспеченных слоев ощущают стабильность своего положения, уверены ли они в завтрашнем дне, имеют ли перспективы на будущее (в данном случае идет речь о степени удовлетворения потребностей экзистенционального характера) [3].
Из вышеизложенного следует, что особенность жизнедеятельности малообеспеченных слоев населения определяется совокупность материальных и психологических условий, что, в свою очередь, сопровождаться отказом от традиционных форм досуговой деятельности, образованием целого комплекса лишений в сфере досуга.
Малообеспеченные люди часто недооценивают важности своей активности и инициативности в полноценной досуговой деятельности. Уровень субъективного контроля над жизненными ситуациями невысок. Малообеспеченные не видят зависимости между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными влиять на них и контролировать. Все события, которые с ними происходят в жизни, они считают случайными. Как правило, они не имеют четких целей и планов своей деятельности [5].
Таким образом, сущность формирования активной жизненной позиции малообеспеченных слоев населения, с использованием средств социально-культурной деятельности определяется их взаимодействием с социальным окружением, в процессе которого формируются принципиально новые способы и формы поведения, характеризующиеся проявлением активности, инициативности, предприимчивости, способности к самоорганизации, что, в свою очередь, способствует конструктивному выходу их жизненной ситуации.
Специфика формирования активной жизненной позиции малообеспеченных слоев населения, с использованием средств социально-культурной деятельности, заключается в универсальности технологий социально-культурной деятельности и возможности их применения в различных учреждениях социально-культурной сферы и состоит в разработке и реализации социально-культурных программ, ориентированных на актуализацию потребности в постоянном саморазвитии, самосовершенствовании; на повышение уровня самооценки и развитие способности постановки четкой цели и способов ее достижения; на раскрытие сильных сторон личности малообеспеченного и формирование навыков снятия эмоционально-психологического напряжения, а также на развитие потребности в поиске активных форм деятельности и способов поведения, способности к самоорганизации малообеспеченных лиц [6].
В качестве экспериментальной части исследования автором разработана модель формирования жизненной активности малообеспеченных слоев населения. Данная модель выступает как совокупность взаимосвязанных компонентов, призванных и способных последовательно и максимально эффективно использовать социально-педагогические ресурсы культурно-досуговой деятельности. Каждый элемент, будучи реализованным во взаимодействии с другими в практической деятельности, позволяет обеспечить эффективность формирования жизненной активности малообеспеченных слоев населения средствами проектных технологий.
Разработанная модель представляет собой систему принципов, функций, методов и форм социально-культурной деятельности, совокупности условий и факторов, способствующих формированию позитивной жизненной активности малообеспеченных слоев населения. В основе алгоритма осуществления этой модели лежат проектные технологии.
Заключение
Таким образом, процесс формирования жизненной активности малообеспеченных слоев населения обуславливается рядом педагогических, психологических, экономических, организационных, социальных факторов. Целенаправленное формирование жизненной активности обеспечивается созданием особых условий, способствующих оптимизации этого процесса. Представленная модель представляет собой целенаправленный педагогический процесс формирования жизненной активности с использованием различных средств, форм, методов, технологий социально-культурной деятельности, смягчающих последствия сложной жизненной ситуации и ориентирующих малообеспеченные слои населения на принципиально новые формы, способы и стратегии поведения. При этом наиболее эффективным решением проблемы формирования жизненной активности может быть проявление способности к организации, за счет их объединения в общественные организации, клубные объединения различной направленности деятельности.
Рецензенты:
Быков Василий Александрович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры фитнеса и режиссуры театрализованных представлений Смоленской государственной академии физической культуры спорта и туризма, г. Смоленск.
Галкин Юрий Петрович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта Смоленской государственной академии физической культуры спорта и туризма, г. Смоленск.