Электроэнергетика России как сложная производственно-экономическая система сформировалась не сразу, а постепенно в течение длительного периода. Ее становление проходило на основе поэтапной организации параллельной работы региональных энергетических систем с образованием межрегиональных объединенных энергосистем и формированием на их основе Единой электроэнергетической системы (ЕЭС).
Предпосылки реформирования электроэнергетики проявились 1980-х годах. В тот период в электроэнергетике страны стали проявляться признаки стагнации: производственные мощности обновлялись медленнее, чем росло потребление электроэнергии. В 1990-е годы объем потребления электроэнергии уменьшился, а процесс обновления мощностей практически остановился. Общую ситуацию в отрасли, на основе литературных источников, можно охарактеризовать следующими показателями:
1) по технологическим показателям российские энергокомпании отставали от своих аналогов в развитых странах;
2) отсутствовали стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, электросбережения;
3) в отдельных регионах происходили перебои энергоснабжения, наблюдался энергетический кризис, существовала высокая вероятность крупных аварий;
4) отсутствовала платежная дисциплина, были распространены неплатежи; предприятия отрасли были информационно и финансово «не прозрачными»;
6) доступ на рынок был закрыт для новых, независимых игроков.
Все это вызвало необходимость преобразований в электроэнергетике, которые создали бы стимулы для повышения эффективности энергокомпаний и позволили существенно увеличить объем инвестиций в отрасли. Основная цель реформирования электроэнергетики России – повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей. При этом основными задачами реформы являются следующие: разделение отрасли на естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности; создание системы эффективных рыночных отношений в конкурентных видах деятельности; эффективное и справедливое государственное регулирование естественных монополий, создающее стимулы к снижению издержек и обеспечивающее инвестиционную привлекательность естественных монополий.
В связи с этим в электроэнергетике России происходят радикальные изменения: меняется система государственного регулирования отрасли, формируется конкурентный рынок электроэнергии, создаются новые компании. В ходе реформы меняется структура отрасли: осуществляется разделение естественно-монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций. Вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, создаются структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности. Генерирующие, сбытовые и ремонтные компании становятся преимущественно частными. В естественно-монопольных сферах, напротив, происходит усиление государственного контроля. Таким образом, создаются условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.
Изначально цели и задачи реформы определены постановлением правительства от 11 июля 2001 года № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации». Основные цели и задачи реструктуризации: обеспечение реализации реформирования РАО «ЕЭС России»; обеспечение надежности и бесперебойности теплоснабжения; увеличение рыночной стоимости холдинга РАО «ЕЭС России»; выделение из состава РАО «ЕЭС России» эффективных, инвестиционно привлекательных компаний; повышение текущей эффективности и развитие профильных бизнесов РАО «ЕЭС России»; повышение прозрачности компании, совершенствование системы корпоративного управления, превращение ее в бизнес-ориентированную компанию [4].
Формируемые в ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и др.) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов, либо являются общероссийскими. Так магистральные сети переходят под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети предполагается интегрировать в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений предаются общероссийскому Системному оператору. Активы генераций также объединяются в межрегиональные компании, причем двух видов: генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании – ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединяют электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТКГ входят главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, в то время как ТГК объединяют станции соседних регионов.
Процесс реформирования АО-энерго начался в 2003 году с реформирования ОАО «Кулугаэнерго», ОАО «Орёлэнерго», ОАО «Брянкэнерго», ОАО «Тулэнерго» и затронул более 30 компаний. К апрелю 2004 года была завершена процедура реорганизации первой региональной энергокомпании – ОАО «Калугаэнерго», а к концу года разделены по видам деятельности пять АО-энерго. В последние месяцы 2004 года созданы первые три ОГК и две ТГК. В 2004 году также была практически сформирована новая вертикаль оперативно-диспетчерского управления: функции региональных диспетчерских управлений были переданы (за некоторым исключением) от АО-энерго Системному оператору [2]. В 2005 году процесс реформирования охватил большинство АО-энерго, причем значительная их часть к концу года была разделена. В этом же году учреждено большинство оставшихся межрегиональных компаний: к марту зарегистрирована последняя из семи ОГК, к августу – тринадцать из четырнадцати ТГК, созданы четыре МРСК. С 1 сентября 2006 года вступили в силу новые правила работы оптового и розничных рынков электроэнергии. На оптовом рынке осуществлен переход к регулируемым договорам между покупателями и генерирующими компаниями, ликвидирован сектор свободной торговли, запущен оптовый рынок — «рынок на сутки вперед». В 2006 году, начале 2007 года процесс формирования компаний целевой структуры приблизился к своему завершению.К 1 марта 2007 завершено формирование целевой структуры ТГК-3 (ОАО «Мосэнерго»), ТГК-4, ТГК-5,ТГК-6, ТГК-9, ТГК-13 («Енисейская» ТГК) и ТГК-14; завершен 1 этап реорганизации ТГК-1, ТГК-2, ТГК-8, ТГК-10. На базе реорганизованных АО-энерго создано 55 из запланированных 56 магистральных сетевых компаний [2].
К 2011 году, в соответствии с решением, принятым Правительством России 30 ноября 2006 года, предусматривается постепенная замена регулируемых договоров на свободные (нерегулируемые) договоры. Правила функционирования розничных рынков предполагают постепенную либерализацию розничных рынков электроэнергии параллельно с либерализацией оптового рынка, при сохранении на переходный период обеспечения населения электроэнергией по регулируемым тарифам [1].
Таким образом, основу производственного потенциала электроэнергетики России составляют электростанции общего пользования; на них приходится более 90 % генерирующих мощностей. Остальная часть – ведомственные электростанции и децентрализованные энергоисточники. В соответствии с Энергетической стратегией страны до 2020 г. в структуре генерирующих мощностей предполагается увеличить долю АЭС (примерно в 1,5 раза по сравнению с 2000 г.), а также снизить долю природного газа в топливном балансе ТЭС, соответственно существенно повысив использование угля. Сложившаяся структура генерирующих мощностей обуславливает необходимость перераспределения избыточной мощности ряда регионов в энергодефицитные регионы. Через соответствующие перетоки в форме оптовой торговли электроэнергией реализуется преимущество параллельной работы объединенных энергосистем. На рисунке 1 нами представлена система управления предприятием с учетом контроллинга производственно-экономической деятельности.
Рисунок 1. Система управления предприятием с учетом контроллинга производственно-экономической деятельности
Таким образом, в ходе реформы исчезает прежняя, монопольная структура электроэнергетики: большинство вертикально-интегрированных компаний сходят со сцены, на смену им появляются новые компании целевой структуры отрасли.
I этап (1990-е годы). Предпосылки реформирования. Уменьшение объема потребления электроэнергии. Процесс обновления мощностей практически остановился.
II этап (2001–2003 гг.). Создаются условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.
III этап (2004–2005 гг.). Процесс реформирования АО-энерго, реализация пилотных проектов, сформирована новая вертикаль оперативно-диспетчерского управления: функции региональных диспетчерских управлений переданы от АО-энерго Системному оператору.
IV этап (2006–2008 гг.). Закончено формирование целевой структуры всех тепловых ОГК и ТГК, закончен процесс выделения сетевых компаний. Вступили в силу новые правила работы оптового и розничных рынков электроэнергии.
V этап (2009–2011 гг.). Постепенная замена регулируемых договоров на свободные (нерегулируемые) договоры. Либерализация розничных и оптового рынков электроэнергии, при сохранении обеспечения населения электроэнергией по регулируемым тарифам.
VI этап (2012 по наст. время). Реализация политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, с учетом формирования системы контроллинга на предприятиях энергетики.
Для более детальной, конкретной характеристики функционирования электроэнергетичекого комплекса считаем целесообразным проанализировать организационно-экономическую, управленческую, контроллинговую деятельность энергокомпаний двух приграничных друг другу регионов – Самарского и Оренбургского.
За годы реформ энергетика Оренбуржья претерпела множество изменений. Только за период – 2004–2006 годы произошло три реорганизации ОАО «Оренбургэнерго». Так долгое время, вплоть до 1 июля 2005 года, ОАО «Оренбургэнерго» имело четкую вертикаль управления и входило в РАО «ЕЭС России». С 1 июня 2005 г. ОАО «Оренбургэнерго» распалось на три самостоятельные компании: ОАО «Оренбургская теплогенерирующая компания» (ОТК); ОАО «Оренбургэнегосбыт», ОАО «Оренбургэнерго». Основные изменения в организационной структуре ОАО «Оренбургэнерго» коснулись сферы производства тепло- и электроэнергии, из которой на Федеральный уровень перешла Ириклинская гидроэлектростанция, которая имеет государственную форму собственности. В январе 2006 года Муниципальное унитарное предприятие «Оренбурггортепло» (МУП «ОГТ») влилось в Оренбургские тепловые сети (ОТС). Таким образом, по сравнению с 2005 г. увеличилась управленческая структура Оренбургской тепловой сети и организационная структура (семь новых структурных единиц, вошедшие в ОТС в результате данного слияния). За последние годы реформирования отрасли электроэнергетики в Оренбуржье наибольшему изменению подверглись – сфера производства тепло- и электроэнергии и сфера транспорта тепловой энергии, а также произошла структурная реорганизация Оренбургской теплогенерирующей компании [5].
Реформирование ОАО энергетики и электрификации «Самараэнерго» также завершилось в 2006 году. В настоящее время основной деятельностью ОАО «Самараэнерго» является покупка электрической энергии на оптовом рынке и поставка электрической энергии на розничный рынок Самарской области по договорам энергоснабжения и купли-продажи. ОАО «Самараэнерго» – одна из первых сбытовых организаций получила статус «гарантирующего поставщика» в Самарской области.
Основной целью ОАО «Самараэнерго» является максимизация прибыли при сохранении устойчивого финансового состояния. Общество, за последние годы характеризуется стабильной финансово-экономической деятельностью. Так 2011 г. ОАО «Самараэнерго» закончило с чистой прибылью, которая составила 1182728 тыс. руб. Анализ результатов работы Общества показывает, что компанией решены следующие задачи: обеспечена надежность поставок электроэнергии на территории Самарской области; сохранено устойчивое финансовое положение; обеспечена стабильная работа энергокомпании на розничном рынке и эффективная на оптовом рынке электроэнергии.
В качестве основных рисков, которые могут снизить эффективность функционирования энергосбытовой компании, правомерно выделить следующие: изменение структуры отпуска в сеть и полезного отпуска по уровням напряжения в связи, с изменениями состава сетевых организаций; снижение полезного отпуска электроэнергии и, соответственно, выручки компании за счет самостоятельного выхода потребителей на НОРЭМ; нарушение платежной дисциплины со стороны потребителей компании и появление неплатежеспособных потребителей; появление конкурирующих энергосбытовых компаний и уход к ним части потребителей. Для укрепления конкурентоспособности, снижения вероятности возникновения рисков и минимизации их возможных последствий руководители ОАО «Самараэнерго» выделяют следующие цели стратегического развития компании (в порядке приоритетности):
1. Сохранение и расширение существующей абонентской базы за счет формирования более гибкой политики взаимоотношений с потребителями электроэнергии.
2. Увеличение активов предприятия, направленных на повышение эффективности основной деятельности компании.
3. Повышение производительности, бизнес-процессов и эффективности системы управления компанией.
Для реализации целей поставлены следующие задачи: оптимизация структуры основных статей затрат; оптимизация алгоритмов управления финансовыми ресурсами компании; диверсификация бизнеса за счет разработки и предложения сопутствующих услуг; укрепление позитивного имиджа компании; повышение качества обслуживания абонентов; развитие инфраструктуры сбора денежных средств за отпущенную электроэнергию; внедрение автоматизированной системы коммерческого учета электрической энергии (АСКУЭ) промышленных и бытовых потребителей; повышение квалификации персонала.
Рецензенты:
Коновалова М. Е., д.э.н., профессор кафедры экономической теории, Самарский государственный экономический университет, г. Самара.
Коробейникова Е. В., д.э.н., доцент кафедры банковского дела и страхования,ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург.