Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

COGNITIVE MODELING OF SPEECH BEHAVIOUR IN STRESSFUL SITUATION

Voropaeva A.B. 1
1 Amur State University of Humanities and Pedagogy
The article is devoted to the research of spontaneous speech in stressful situations. The work represents the classification of cognitive models of the utterances produced in the psycholinguistic experiment. In order to distinguish the notional parts of the produced text and trace its consistency the author introduces a new notion “thought-unit” which denotes one or more homogeneous predicate acts. The predicate act, considered to be a micro-text, means the relation between the stimulus and the response to it. Homogeneous predicate acts are the ones which are related to the same subject. The cognitive model of spontaneous speech in the stressful situation under the conditions of the psycholinguistic experiment represents the relations between the stimulus and the response to it from the speaker’s point of view. All the models can be of the following kinds: a) the stimulus and a single response; b) the stimulus and several homogeneous responses; c) the stimulus and the final response which generalizes the previous responses; d) the stimulus and the response, the meaning of which is repeated after some other responses; e) the stimulus and the response which acts as a stimulus for the following responses; f) the stimulus and a non-verbalized response which acts as a stimulus for the verbalized responses. The other models are variants or combinations of the main six types.
cognitive model
cognitive modeling
thought-unit
stressful situation
spontaneous speech production
psycholinguistic experiment
consciousness

Поиски в области сопряжения языка и мышления являются одной из наиболее приоритетных задач современности. Ученые задаются вопросами о том, как устроена картина мира, как она представлена в сознании и проявляется в мышлении, каковы механизмы речевого порождения коммуникативных единиц [1, 2, 3, 4, 5] . При решении такого рода проблем, когда не известен механизм явления, возможно построить только конструкт, и он должен быть таким, чтобы отражать процессы, доступные восприятию. Целью нашей работы явилось исследовать особенности спонтанного речепорождения в стрессовой ситуации посредством когнитивного моделирования спродуцированных в процессе психолингвистического эксперимента высказываний.

Данный эксперимент проводился со студентами и преподавателями АГАО им. В.М.Шукшина (г. Бийск) и Амурского гуманитарно-педагогического университета (г. Комсомольск-на-Амуре). Перед каждым испытуемым ставилась задача выразить все, что приходит в голову, по возможности без пауз, на предъявляемый стимул. Запись речепорождения осуществлялась диктофоном. В качестве стимульного материала выступили следующие выражения: «малиновый пиджак», «безответная любовь», «необузданное воображение», «грязные истории», «нарисовать картину», «читать книгу», «нарисовать перспективу», «далеко ехать».

Далее представим когнитивное моделирование процесса речепроизводства в стрессовой ситуации в условиях психолингвистического эксперимента, предварительно дав определение понятию «мыслеблок» и пояснив символы в представленных ниже схемах.

Мыслеблок представляет собой один или несколько однородных предикативных актов (термин разработан совместно с Е.Б. Трофимовой). Под предикативным актом, рассматриваемым как микротекст, подразумевается отношение между стимулом и реакцией, однородными же акты являются тогда, когда они направлены на осмысление одного и того же объекта. Когнитивная модель спонтанного речепорождения в стрессовой ситуации в условиях психолингвистического эксперимента представляет собой структуру отношений между стимулом и реакцией с позиции реципиента.

В представленных ниже авторских когнитивных моделях порождаемого на различные стимулы текста S обозначает стимул, выступающий в качестве номинации, а R указывает на реакцию, которая в данном случае играет роль предиката. В совокупности мы получаем микротекст, который и подлежит моделированию. Стрелки указывают на характер отношений между стимулом и реакцией. Rn(Sn) указывает на реакцию, которая является стимулом для последующих реакций (n в первом случае (Rn) – номер реакции, которая выступила в роли стимула, во втором случае (Sn) – это номер такого стимула). Номер реакции в схеме соответствует цифре в скобках рядом с каждой реакцией в тексте продуцента, представленного в качестве иллюстрации. R0 – это реакция, не вербализованная в ходе эксперимента, но обозначенная при пояснении продуцентом неоднозначных реакций в беседе после эксперимента. Различными видами линий и цветовыми оттенками в схемах определены границы мыслеблоков. В кавычки взяты сами стимулы, после которых представлены данные на них реакции.

Схема 1

«Грязные истории»: Ммм.. реалити-шоу…ээ..все./

«Нарисовать перспективу»: Ммм…для этого нужно иметь воображение..наверное.

Схема 2

«Необузданное воображение»:

Ээ…сумасшедший человек (1)/ …странная фантазия (2) …так…потом…/

Схема 3

«Нарисовать картину»: ..мм..для этого нужно иметь необходимые навыки (1), инвентарь (2) собственно…ну и главное вдохновение (3).

Схема 4

«Безответная любовь»: .ээ.ну какая-то печаль (1), боль (2)…ну и так далее..в общем негативные эмоции (3).

Схема 5

«Необузданное воображение»: Геометрические фигуры непонятной формы (1) /..неуравновешенность (2)…/

Схема 6

«Малиновый пиджак»: Свадьба (1), учитель (2), мужчина (3).

Схема 7

«Нарисовать картину»: Км..э..художник(1)/.. красивое..км..изображение (2), пейзажи (3), природа (4).

Схема 8

«Безответная любовь»: Страдания (1)/..мысли (2)..мечты (3) ..надежды (4)/..грусть (5), тоска (6) ..потеря (7)./

Схема 9

«Безответная любовь»: Страдания (1), слезы (2), тоска (3), одиночество (4)/..дождь (5)/..грусть (6), бессонные ночи (7)/ ..э.стихи Лермонтова (8)/...грустные фильмы (9), грустные песни (10)..грустные картинки о любви (11)/..письма (12)./

Схема 10

«Малиновый пиджак»: Новый русский (1), шикарная золотая цепь (2), Мерседес (3) …эээ..наглое поведение (4), ну там допустим стиль(5).. все.

Схема 11

«Нарисовать перспективу»: …работа (1)..важная должность (2) ..человек занимающий эту должность (3)/ ..э..человек в униформе (4) ..кейс (5) ..или дипломат (6)./

Схема 12

«Малиновый пиджак»: 90-е (1) ..малина (2)… розовый (3)… малина (4), тепло (5), лето (6).

Схема 13

«Малиновый пиджак»: Ээ..малиновая роща (1), малиновая свитер (2) … (смех) ..висит пиджак (3) ..аа.бабушки (4)..роща (5)…аа.роща..в поле (7), может быть.

Схема 14

«Малиновый пиджак»: Клоун (1), шут (2), 90-е (3) …дискотека (4).

Схема 15

«Малиновый пиджак»: Э..красный (1), вредный (2), богатый (3), дешевый (4), глупый (5), ..ээ.некрасивый (6)…ээ..юморной (7), смешной (8)..ээ. забавный (9), безвкусный (10), гадкий (11), мерзкий (12)…кхек(смех)..сочный (13)… ууу..дорогой (14), брильянтовый (15).

Далее представляем типологию когнитивных моделей.

Когнитивная модель, соответствующая Схеме 1, представляет собой структуру, входящую в состав последующих более сложных структур. Данная схема передает отношение между стимулом и реакцией, выраженное в предикативном акте, рассматриваемом как микротекст. Переводя схему в слова в соответствии с первым примером, получаем утверждение «Грязные истории – это реалити-шоу», вариантами которого в речи могут быть такие высказывания как «Грязные истории связаны с реалити-шоу», «Грязные истории являются неотъемлемой частью реалити-шоу», «Грязные истории можно увидеть или услышать на реалити-шоу». Реакция на стимул также может быть в форме глагола или целого предложения. В речи это может быть выражено следующим образом: «Нарисовать перспективу значит иметь воображение» или «Для того, чтобы нарисовать перспективу необходимо воображение.» Данная модель, как и передающие ее в речи высказывания, представляет собой один мыслеблок.

Схемы 2 и 3 передают когнитивную модель, в которой на стимул дается более одной реакции. Реакции однородны, так как описывают один и тот же объект или ситуацию, формируя, таким образом, один мыслеблок. В схеме однородность реакций передана символом R, от которого отходят пронумерованные R1, R2 и R3, соответствующие реакциям в тексте продуцента.

Когнитивная модель, представленная Схемой 4, примечательна тем, что последняя реакция, обозначенная как R3, обобщает предыдущие две, что отражено на схеме с помощью фигурной скобки и взаимообратной стрелки.

В отличие от предыдущих схем пятая когнитивная модель состоит из неоднородных реакций, которые, определяя один и тот же стимул, характеризуют его с разных сторон, таким образом, представляя разные мыслеблоки.

Аналогичная предыдущей схеме, но имеющая в своем составе на одну реакцию больше, когнитивная модель, соответствующая Схеме 6, представляет собой три разнородных смысловых образования или мыслеблока.

Когнитивная модель, соответствующая Схеме 7, представляет собой комбинацию двух мыслеблоков, один из которых состоит из единственной реакции, другой – из нескольких однородных реакций. Основанием для деления на два блока послужило то, что R1 является реакцией, обозначающей деятеля, а все остальные реакции передают возможный результат или объект его деятельности.

Следующая схема (Схема 8) представляет собой расширенный вариант предыдущей модели, но главная ее особенность состоит в том, что смысловое содержание первого мыслеблока повторяется в последнем. Реципиент как бы возвращается к своей первоначальной мысли, но уже выраженной другими словами.

Когнитивная модель, представленная Схемой 9, является сочетанием равных по количественному соотношению однородных и неоднородных мыслеблоков.

Отличительным признаком следующей когнитивной модели (Схема 10) является то, что реакция на основной стимул становится стимулом для последующих реакций. В данной схеме такая реакция-стимул, обозначенная R1(S1), порождает еще три однородные реакции (R1, R2 и R3), образуя вместе единый мыслеблок. Помимо данных реакций присутствует еще одна, неоднородная по отношению к предыдущим реакциям, поэтому обозначаем ее как отдельный смысловой блок.

Принцип построения модели в Схеме 11 идентичен модели в Схеме 10, но является его усложненным вариантом. Мыслеблок, образованный однородными реакциями, включает в себя еще один микроблок, который стал результатом того, что одна из реакций основного мыслеблока, обозначенная как R3(S2) послужила стимулом для реакций вторичного мыслеблока (R4, R5, R6). Таким образом, один мыслеблок как бы «вложен» в другой.

Когнитивная модель, соответствующая Схеме 12, включает два мыслеблока, первый из которых образован по предыдущему типу (Схема 11), а второй содержит единственную реакцию и тождественен первой структуре (Схема 1). Также примечательным является повтор реакции, послужившей стимулом для других реакций. Данный повтор обозначен цифрой через запятую – R2,4(S1).

Когнитивная модель по Схеме 14 является вариантом Схемы 3, в которой каждая реакция образует со стимулом отдельный мыслеблок. Модификация данной модели состоит в том, что как и в Схеме 11, реакция становится стимулом для последующей реакции, тем самым усложняя структуру мыслеблока.

Реакции в следующих трех случаях (Схемы 14, 15) не позволяли однозначно представить структуру когнитивной модели, так как было неясно, к чему они относятся и какой объект описывают. Неоднозначность ситуации была устранена в ходе полученных пояснений от реципиентов сразу после окончания эксперимента. Невербализованный предмет речи обозначен в схемах как R0, а следующий за ним знак S в скобках и номером является показателем того, что данная реакция послужила стимулом для других реакций в тексте продуцента. Так в Схеме 14 неозвученный в ходе эксперимента стимул, представляет собой выражение «человек в яркой одежде».

В отличие от предыдущей схемы когнитивная модель, соответствующая Схеме 15, представлена целым комплексом мыслеблоков, стимулами для которых послужили невербализованные реакции. К данным неозвученным в ходе эксперимента реакциям относятся следующие: R0(S1) – «олигархи в 90-е годы», R0(S2) – «Гарик из Comedy Club», R0(S3) – «малина», R0(S4) – «Пэрис Хилтон».

Таким образом, все выше перечисленные модели можно свести к нескольким основным типам: а) стимул и единичная реакция (Схеме 1); б) стимул и несколько однородных реакций (Схема 2); в) стимул с последней реакцией, которая обобщает предшествующие ей однородные реакции (Схема 4); г) стимул и реакция, значение которой повторяется через несколько других реакций (Схема 8); д) стимул и реакция, которая служит стимулом для последующих реакций (Схема 10); е) стимул и неозвученная реакция, которая служит стимулом для вербализованных реакций (Схема 14). Остальные модели представляют собой варианты и комбинации основных шести типов.

В дальнейшую программу исследования входит проведение когнитивного моделирования на материале различных типов афазии, психических отклонений, связанных с задержкой в развитии, действием различных наркотических средств.

Рецензенты:

Трофимова Елена Борисовна, д.ф.н., профессор кафедры восточных языков и методики преподавания иностранных языков ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина», г. Бийск.

Бузуев Олег Александрович, д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой русского языка и литературы ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», г. Комсомольск-на-Амуре.