Введение
Выбор профессии – это достаточно трудный и вместе с тем важный этап в жизни каждого человека, поскольку от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью. Определение будущей профессии может быть спонтанным, случайным или осознанным. Известно, что небольшое количество людей проявляются склонность к той или иной профессии в школьном возрасте. Многие осознают свои профессиональные предпочтения тогда, когда образование уже получено, накоплен профессиональный опыт, и, казалось бы, уже навсегда решен вопрос «кем стать». Ошибочный выбор профессии это не только личная проблема конкретного индивидуума, она имеет социальные и экономические последствия. Получение информации школьником об особенностях профессии происходит через систему профессиональной ориентации. Профориентация – это совокупность мероприятий, цель которых помочь молодому человеку осознанно выбрать будущую профессию, она предполагает системную работу многих специалистов, использующих различные взаимодополняющие формы и методы работы для представления учащемуся различных профессий, их положительных и отрицательных сторон, востребованности на рынке труда. Профориентация включает: профессиональное просвещение; профессиональную диагностику, предпрофильную подготовку и профильное образование. Профессиональное просвещение предполагает работу по пропаганде сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах. Частью профессионального просвещения является профессиональное воспитание, включающее в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Профессиональная диагностика и консультирование - изучение личности человека (ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья) и на этой основе предложение профессиональных рекомендаций - важный этап профориентационной деятельности. [1]
Предпрофильная подготовка и профильное образование в школе дают возможность сконцентрировать педагогическую деятельность на личности школьника. Профильное обучение обладает рядом преимуществ, среди них:
1. Профильное обучение содействует процессу самоопределения старшеклассников в плане построения долгосрочных жизненных планов, помогает им в их взрослении, в выборе и освоении основ знаний по профессии.
2. Профильное обучение, откликаясь на потребности и склонности учащихся, корректирует направленность их интересов, ориентирует молодых людей на максимальное познание своих способностей, возможностей, ресурсов, а также потенциалов и ограничений их развития и применения.
3. Профильное обучение стимулирует активность молодых людей в плане ориентации на рынке труда с учетом изменения спроса на специалистов различного профиля и прогноза их конкуренции за рабочие места.
На наш взгляд, эффективными средствами формирования профессионального самоопределения школьников в условиях профильного образования являются: практико-ориентированное содержание образования, включающее проектную, исследовательскую деятельность, элективные курсы, олимпиада и творческие конкурсы.
Склонность к профессии развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Учащимися необходимо пробовать себя в самых различных видах деятельности, чему способствуют уроки-пробы.
Целью данного исследования стала разработка системы профессионального самоопределения школьников в отношении профессии «провизор» с позиций личностно-деятельностного подхода, инструментом реализации которого, являются уроки-пробы. Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся, его мотивы и цели.
Уроки - профессиональные пробы можно отнести к категории диагностических методов, в основе которых - профессиональные пробы, осуществляющиеся в форме последовательно сменяющих друг друга производственных стажировок различной продолжительности на предприятии или в центре профессионального обучения. Профессиональная проба это профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. Направление профессиональной ориентации «урок-проба» возникло именно в профильных классах. Это направление подразумевает вовлечение учащегося школы в псевдопрофессиональную деятельность. Уроки-пробы позволяют школьнику определить уровень собственной готовности к избираемой профессии, адаптационные возможности профессии в отношении собственных индивидуальных свойств, интересов, устремлений и сделать осознанный выбор специальности. [5]
Можно утверждать, что в отечественной педагогической теории и практике всегда присутствовал интерес к вопросам предоставления учащимся возможности знакомства с элементами профессиональных субкультур через практическую деятельность в процессе предпрофессиональной подготовки, который характеризовался комплексным рассмотрением теории вопроса с позиций педагогов, психологов, физиологов, социологов, демографов и других специалистов. (Е. Голомшток, К. А. Иванович, Н. Н. Чистяков, Н. Я. Канторович, В. А. Поляков, А. А. Шибанов и др.)
В настоящее время школы, самостоятельно или взаимодействуя с определенными организациями или промышленными предприятиями, используют следующие виды профессиональных проб: проектная деятельность; решение ситуационных задач, характеризующих деятельность человек-человек, человек-техника, человек-природа; присутствие на реальном рабочем месте и выполнение некоторых профессиональных функций. [1,4]
Анализ публикаций школьных преподавателей, использующий метод профессиональных проб, говорит о том, что данные уроки позволяют учащемуся школы приобрести опыт в той деятельности, которую он выбрал на основе склонности к какому-либо школьному предмету [2,3]. Конечной целью организуемых школой уроков-проб является привлечение внимания к конкретному школьному предмету, повышение заинтересованности школьника в изучении материала данного предмета, выборе его в качестве ЕГЭ, на основе объединения представления о школьном предмете и возможной профессиональной деятельности в направлении данного предмета.
Однако специальностей, точно совпадающих со школьным предметом не так много, на современном рынке труда чаще востребованы комплексные специальности, базирующиеся не только на предметных, но и межпредметных компетентностях. Школьный преподаватель чаще не обладает знаниями о подобных комплексных специальностях, не представляет возможности реализации таких специалистов в профессиональной деятельности, их востребованности на рынке труда. Возникает вопрос, где и как ученик должен получить развернутые данные о комплексной специальности, если в школе нет предмета, раскрывающего возможности этой профессии? Что делать вузу для того, чтобы не происходил отсев студентов первых курсов, понявших, что выбрали не соответствующую своим желаниям и возможностям специальность?
Одной из комплексных специальностей является специальность «Фармация». Пермская государственная фармацевтическая академия (ПГФА) осуществляет подготовку провизоров. Факультет довузовской подготовки молодежи ПГФА (ФДПМ), созданный в 2000 году, регулярно проводит опросы абитуриентов о факторах, повлиявших на выбор ими специальности «Фармация» и вуза. На основе анализа полученных данных корректирует свои планы, включая в них новые виды и формы профориентационной деятельности. Очевидно, что главная задача в том, чтобы, позиция школьника «хочу», максимально совпадала с позицией «могу», чтобы абитуриент представлял возможные сферы деятельности провизора и те требования, которые предъявляет фармацевтический рынок к профессиональным компетентностям и личностным качествам специалиста. В такой ситуации, использование метода «профессиональная проба» в профориентационной деятельности вуза является реальной возможностью не только привлечения внимания абитуриентов к профессии и конкретному вузу, информирования их об объектах и перспективах развития фармацевтического рынка, но формирования у учащихся комплексных представлений о специальности, навыков практических действий, отображающих различные направления деятельности в рамках одной профессии. Стратегическая задача уроков-проб, организуемых вузом, отличается от задач школьных профессиональных проб, - на примере различных направлений деятельности провизора показать привлекательность одной специальности - «Фармация».
В рамках исследования в декабре 2010 года нами разработана программа новых видов уроков - проб, построенных на присутствии учащихся общеобразовательной школы в вузовской аудитории, имитирующей профессиональное рабочее место, и выполнение ими некоторых профессиональных функций. Для школ предлагается комплекс уроков-проб, объединенных в два блока: уроки-пробы профессиональных кафедр и уроки - пробы кафедр общеобразовательного профиля (гуманитарного и естественно - научного цикла) (рис.1).При разработке уроков – проб выделены три ключевых компонента: ситуационный, технологический и функциональный.[5]
Рис.1. Блоки уроков-проб ПГФА
Урок- проба «Деятельность центров контроля качества. Контроль качества лекарственных средств неорганического происхождения»
Цель: формирование интереса к профессии через знакомство с деятельностью центров контроля качества; знакомство с перечнем, свойствами и видами лекарственных форм лекарственных средств (ЛС) неорганического происхождения; проведение химических реакций качественного анализа ЛС; развитие предметных компетенций.
Компоненты пробы |
||
Содержательный |
Технологический |
Функциональный |
Подготовка |
||
Последовательность технологических операций при подготовке к контролю качества ЛС, знакомство с основными правилами техники безопасности. |
Организация рабочего места в соответствии с правилами научной организации труда и техники безопасности. |
Выполнение качественных реакций, написание ионных и молекулярных уравнений качественных реакций, объясняющих видимые эффекты качественных реакций. |
Задание |
||
Подготовить рабочее место и в соответствии с правилами техники безопасности. |
Производится подбор необходимых для проведения реакций реактивов. |
Проведение качественных реакций. |
Условие |
||
Выполняется самостоятельно. |
Выполняется самостоятельно под контролем преподавателя. Учащиеся пользуются таблицами Менделеева и растворимости. Разрешается обращаться к преподавателю за консультацией. |
Выполняется самостоятельно. |
|
Результат |
|
Выполнено, если учащийся правильно оформил рабочее место провизора, осуществляющего контроль качества ЛС. |
Выполнено, если учащийся правильно выполнил технологические операции по подготовке к проведению качественных реакций. |
Выполнено, если получены соответствующие качественные реакции. Правильность прохождения реакций определяется по выпадению осадка, выделению газа, изменению окраски раствора появлению запаха. Учащийся должен написать ионные и молекулярные уравнения качественных реакций, отчитаться перед преподавателем. Пояснить последствия использование несоответствующих ЛС для здоровья больного. |
Материально-техническое оснащение: рабочее место в лаборатории; реактивы; лабораторная посуда; химическое оборудование; таблица Д.И. Менделеева и таблица растворимости.
Нами сформулированы основные требования к урокам-пробам, организуемым вузом на базе своих кафедр в рамках предпрофильного и профильного обучения учащихся общеобразовательных школ:
1.Отражение в системе уроков-проб основных характеристик реальной профессиональной деятельности специалиста: представляемый для абитуриентов перечень уроков-проб должен отражать рынок труда данной профессии.
2. Количество и содержание отдельных уроков-проб: количество и тематика всех уроков-проб должны быть достаточными для представления всех видов профессиональной деятельности данной специальности: взаимодействие с человеком, техникой, природой, знаковыми системами.
3. Продолжительность уроков-проб: краткосрочные, 1- 2 академических часа и раскрывать одну тему, уроки-пробы могут представлять цикл уроков и включать несколько тем.
4. Вариативность уроков-проб: при выявлении интереса и даже увлеченности учащихся каким-либо направлением, представленным уроком-пробой – число уроков-проб по данному направлению может быть увеличена от 1 до нескольких занятий.
5. Размер группы школьников, посещающих урок-пробу: микрогруппа 6-10 человек: в неё объединяются дети, имеющие общие предметные интересы в той или иной степени, одинаково определяющие свои жизненные цели и устремления, профессиональное будущее.
6. Возможность посещения одним учащимся нескольких уроков-проб: опыт проведения подобных уроков-проб для учащихся школ Пермского края показал, что учащимся интересно посетить от 2 до 4 предложенных ФДПМ ПГФА уроков-проб.
7. Формы проведения: практическое занятие.
8. Структура урока: урок должен включать 3 части: теоретическую часть, в которой ведущий занятие преподаватель характеризует профессию провизор, показывает место и значение данного предмета для специальности, характеризует виды практической работы, которые будут выполнять учащиеся (лекция и компьютерная презентация); практическую часть, в которой учащиеся самостоятельно выполняют определенные виды профессиональной деятельности под руководством и наблюдением преподавателя; итоговую, – в ходе которой подводятся итоги занятия, закрепляются полученные знания о видах деятельности провизора. В итоговой части занятия может быть проведено консультирование учащихся по выбору тем для научно-исследовательской работы (НИР), составлению плана научного исследования.
9. Формы закрепления полученных знаний: выступление с докладами по материалам уроков-проб; выполнение учащимися НИР на основе знаний, полученных на уроках-пробах; выступление с докладами по материалам своих научных исследований на школьных, районных, городских и краевых научно-практических конференциях учащихся.
10. Основные результатами проведения уроков-проб: повышение уровня осведомленности учащихся о специальности «Фармация», отдельных направлениях специальности, повышение уровня знаний учащихся о своих профессиональных интересах, способностях и личностных особенностях; увеличение количества учащихся, имеющих конкретную профессиональную цель, желающих заниматься НИР в рамках специальности «Фармация» и участвовать в открытой заочной олимпиаде по специальности «Фармация.
В течение второй половины 2010-11 уч. г. и первой половины 2011-2012 уч. г. на уроках пробах в ПГФА побывали 354 учащихся 9 -11 классов общеобразовательных и основных школ девяти населенных пунктов Пермского края. Учебная программа уроков - проб включает 12 занятий по 5 заявленным направлениям (рис. 1).В результате эксперимента удалось определить предпочтения школьников, внести в программу коррективы и определить направления продолжения проекта. Таким продолжением стала стажировка преподавателей школ на базе ПГФА, как поддерживающий информационный фактор системы профориентации в целом.
Рецензенты:
Солонинина Анна Владимировна, доктор фармацевтических наук, профессор, заведующий кафедрой управления и экономики фармации ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия», г. Пермь.
Алексеева Ирина Владимировна, доктор фармацевтических наук, проректор по учебно-воспитательной работе ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия», г. Пермь.