Развитие Интернет-сервисов, особенности организации сети Интернет, в которой отсутствует цензура, централизованное регулирование, несовершенство механизма проверки владельца вводимых персональных данных, опосредованный обмен информации между пользователями привело к возникновению с абсолютно новых этико-правовых нарушений в процессе осуществления информационной деятельности школьников, не имеющих аналогов в реальной жизни. К ним относятся взлом сайтов, электронной почты, аккаунтов, спам, фишинг, спуфинг, кросспостинг, оффтопик, флуд, подменой профилей и аккаунтов, on-line игры с особо жестоким сюжетом, скачивание нелицензионных копий книг, музыки, фильмов, программных продуктов, установка нелицензионного программного обеспечения. В условиях использования компьютерной техники и коммуникационных технологий специфически проявились проблемы общей культуры общения, связанные с провокацией, подстрекательством, словесной перепалкой, которые в новой информационной среде получили название троллинга и флейма соответственно. Также в новых условиях информационного обмена усугубились проблемы, касающиеся массового размещения материалов, содержание которых направлено на пропаганду аморального образа жизни, суицида, жестокости и т.п. [3]. Примечательно, то, что большинство школьников толерантно относятся к таким примерам нецивилизованного и даже преступного информационного поведения, что свидетельствует о несформированности ценностных ориентаций у подрастающего поколения при осуществлении ими информационной деятельности в условиях использования компьютера и сети Интернет и, соответственно, низком уровне этико-правовой культуры в информационной сфере.
Наряду с падением общего уровня нравственности молодежи вопросы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также развития этико-правовой культуры информационной деятельности в аспекте применения ИКТ в системе школьного образования получили новый импульс. Проект федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования указывает на необходимость понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете, принятия этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности при создании и использовании информационных систем и распространении информации, формирования навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете», соблюдения норм информационной этики и права [4].
Развитие этико-правовой культуры информационной деятельности школьника осуществляется в основном на теоретическом уровне: изучение правовых норм информационной деятельности, представленные в различных лицензионных договорах установка и эксплуатация программного обеспечения и федеральные законы. Многие ученые, методисты и учителя информатики предлагают в качестве действенных средств развития этико-правовой культуры информационной деятельности учащихся в условиях применения ПК и средств ИКТ использовать на уроках информатики ситуационные задачи, ролевые игры. А. Ю. Федосов, Г. Н. Исаичева, Г. Н. Чусавитина, А. П. Распутин считают целесообразным для развития этико-правовой культуры информационной деятельности школьника использование ролевых игр, иллюстрирующих такие проблемы этико-правовой культуры информационной деятельности людей в условиях использования компьютера и средств ИКТ как создание и распространение компьютерных вирусов, нарушение авторских прав на программное обеспечение [2], [5], [7]. З. В. Семенова предлагает для развития этико-правовой культуры информационной деятельности школьников использовать на уроках информатики разноуровневые ситуационные задачи. В них описаны этико-правовые нарушения, связанные не только с созданием и распространением вредоносного программного обеспечения и нарушением авторских прав на программное обеспечение, но и с неправомерным доступом к компьютерным программам и данным, подделкой ключа электронно-цифровой подписи документа [6]. А. П. Распутин предлагает для развития этико-правовой культуры школьников организовывать уроки информатики в виде уроков-семинаров или конференций, в ходе которых обсуждаются злободневные этико-правовые проблемы информационного общества, связанные с сохранностью данных на компьютере, использованием компьютерного жаргона в межличностном общении и коммуникации в Интернет-сервисах, распространение спама, психологической зависимостью молодежи от компьютерных игр, осуществлением информационных войн [5]. В ходе проведения уроков-семинаров, уроков-конференций, осуществления ролевых игр, решений ситуационных задач обучающиеся анализируют обыгранное, описанное этико-правовое нарушение или обсуждаемую проблему, опираюсь на знания этико-правовых норм осуществления информационной деятельности в условиях использования ПК и ИКТ, а также ответственности за нарушения соответствующих норм, обосновывают свою точку зрения или решение задачи. Следует отметить, что в процессе осуществления школьниками информационной деятельности с использованием ПК и ИКТ они, несмотря на знания этико-правовых норм информационной деятельности, далеко не всегда применяют их в реальности.
Выше предложенные средства и формы организации урока информатики для повышения уровня этико-правовой культуры информационной деятельности школьников в условиях применения ПК и ИКТ имеют сравнительно небольшой потенциал для применения учащимися этико-правовых норм, умений и навыков осуществления информационной деятельности в соответствующих условиях. В этой связи более эффективным средством развития этико-правовой культуры информационной деятельности школьников в сфере ИКТ могут служить задачи-ловушки. В педагогике ловушкой называют задачу, заранее рассчитанную на возможный неправильный ответ решателя [1]. Главной причиной, влияющей на принятие неправильного решения в процессе решения задач-ловушек, по мнению психологов, является психологическая инерция, т.е. свойство учащегося мыслить по прямой аналогии [1]. Педагогами выделяются следующие проявления психологической инерции: инерция в понимании условия задачи, инерция в понимании вопроса, инерция в выборе способа решения [1]. В педагогической литературе приведены различные способы построения учебных задач-ловушек. В условии таких задач в качестве ловушки при построении таких задач в условии используются такие приемы как выделение несуществующего признака изучаемого объекта, усиление этого признака или игнорирование существенного признака изучаемого объекта.
В формулировках соответствующих задач по информатике, направленных на развитие этико-правовых навыков информационной деятельности в условиях использования персонального компьютера, в качестве ловушки используются установки на выполнение недопустимых с этико-правовой позиции способов информационной деятельности в условиях применения компьютера и ИКТ. Это обусловлено тем, что при осуществлении информационной деятельности с использованием сети Интернет и соответствующих сервисов школьник достаточно часто сталкивается с проблемой выбора: осуществлять свою деятельность в соответствии с этико-правовыми нормами или с их нарушениями. В задачах-ловушках ученик сталкивается с психологической инерцией в выборе способа решения задачи, т.е выполнить информационное действие, нарушающее нормы этико-правовой культуры в сфере ИКТ. Предпосылками такого выбора могут служить функционал информационных сервисов, примеры многочисленных этико-правовыми нарушений в глобальной сети, установки со стороны друзей, сверстников и авторитетных лиц, которые провоцируют школьника к нарушению правовых и этических норм информационной деятельности. Следует отметить, что использовать на уроках информатики задачи-ловушки следует в том случае, когда школьники уже знакомы с этико-правовыми нормами осуществления информационной деятельности в условиях использования ИКТ, примерами нецивилизованных информационных действий и их негативными последствиями. Несвоевременное применение задач-ловушек может привести к формированию нездорового интереса школьников к проблемам информационного общества и намеренного нарушения ими норм этико-правовой культуры информационной деятельности в условиях применения компьютера и ИКТ. Рассмотрим некоторые алгоритмы создания этико-правовых задач-ловушек по информатике.
Алгоритм создания задачи-ловушки с прямой установкой на выполнение недопустимого этико-правового информационного действия.
- В формулировке задачи в качестве информационного объекта выбрать установленный на школьном компьютере программный продукт, являющийся допустимый с точки зрения этико-правовой культуры: программа, установленная с лицензионного диска на ПК, демо-версия программного продукта и т.д.
- Дать в формулировке задачи установку на непосредственное выполнение недопустимого с точки зрения этико-правовой культуры действия (й) над этим объектом.
- В формулировке задачи пояснить цель выполнения данного действия.
Приведем пример формулировки задачи-ловушки, построенной по данному алгоритму.
Задача 1. У 30-дневной демо-версии антивирусной программы Avast Internet Security, установленной на компьютере заканчивается срок бесплатной эксплуатации. Измените на компьютере системную дату (на более раннюю), чтобы и в дальнейшем получать обновления данной программы и осуществлять антивирусную проверку компьютера.
Комментарий к задаче 1. В качестве информационного объекта была выбрана 30-дневная демо-версия Avast Internet Security. В качестве этически-недопустимого информационного действия ученику было предложено изменить системную дату (на более раннюю). Это действие считается таковым, т.к. предполагает нарушение договора о 30-дневной эксплуатации программного продукта. Целью данного действия является полноценная эксплуатация демо-версии этого программного продукта на более длительный срок.
Верным решением данной задачи-ловушки является верно аргументированный отказ ученика выполнить предложенное ему информационное действие.
Алгоритм создания задачи-ловушки с прямой установкой на выполнение нескольких информационных действий, различных по этико-правовому характеру: цивилизованного и нецивилизованного.
- В формулировке задачи в качестве информационного объекта выбрать программный продукт, являющийся не допустимым с точки зрения этико-правовой культуры: контрафактный экземпляр коммерческой программы.
- Дать в формулировке задачи установку на непосредственное выполнение допустимого и недопустимого с точки зрения этико-правовой культуры действия (й) над этим объектом.
- В формулировке задачи не давать пояснение о цели выполнения данного действия.
Приведем пример формулировки задачи-ловушки, построенной по данному алгоритму.
Задача 2. Используя возможности сети Интернет найдите и скачайте дистрибутив программы Photoshop с помощью программы bittorrent-client.
Комментарий к задаче 2. В качестве информационного объекта была выбран контрафактный экземпляр программы Photoshop, т.к. демо-версия данной программы на официальном сайте разработчика не выложена. В сети Интернет можно найти только нелицензионные версии данного программного продукта. В качестве этически-недопустимого информационного действия ученику было предложено скачать нелицензионный дистрибутив с произвольного файлообменника.
Верным решением данной задачи-ловушки является верно аргументированный отказ ученика выполнить предлагаемые ему информационные действия.
Алгоритм построения задачи-ловушки с косвенной установкой или провокацией на выполнение недопустимого этико-правового информационного действия.
- В формулировке задачи в качестве информационного объекта выбрать информацию (текстовую, графическую, видео-, аудио-, мультимедиа), содержание которой удовлетворяет требованиям этико-правовой культуры.
- Включить в формулировку задачи фразу, провоцирующую на выбор недопустимого с точки зрения этико-правовой культуры действия (й) над этим объектом.
Приведем пример формулировки задачи-ловушки, построенной по данному алгоритму.
Задача 3. Используя Интернет-сервис «Форум» разместите на нем тему (ы), относящиеся к прокату фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» таким образом, чтобы получить максимальный отклик от посетителей данного сервиса.
Комментарий к задаче 3. В качестве ловушки к выполнению этически-недопустимому информационному действию ученика служит фраза «получение максимального отклика от посетителей Интернет-сервиса». Данная фраза может спровоцировать ученика на размещение однотипной информации в различных ветках форума, т.е. выполнение этически недопустимого информационного действия.
Верным решением данной задачи-ловушки является размещение темы форума только в один раздел, относящийся к кино или развлечениям.
Задача 4. Уважаемые ученики. Необходимо набрать в текстовом процессоре открытку с поздравлением с Днем рождения для Пети Иванова, используя максимальный функционал соответствующего программного продукта. В случае, если на компьютерах не стоит соответствующее программное обеспечение (ПО), для выполнения этой задачи, вы можете воспользоваться предложенными дистрибутивами, (На компьютерах отсутствует соответствующее ПО. На столе учителя лежат диски с бесплатным ПО Open Office. Writer и нелицензионная копия платной программы Microsoft Office Word).
Комментарий к задаче 4. В качестве ловушки к выполнению этически-недопустимому информационному действию ученика служит фраза «используя максимальный функционал программного продукта». Данная фраза может спровоцировать ученика на установку программы Microsoft Office Word с нелицензионного диска, т.к именно она обладает значительно большим функционалом, чем ее бесплатный аналог. Также наличие нелицензионного диска побуждает ученика к выполнению неправомерного информационного действия.
Верным решением данной задачи-ловушки является установка на ПК бесплатного программного средства Open Office. Writer и создание открытки в данном программном приложении.
Таким образом, с появлением персональных компьютеров и развитием Интернет-сервисов связано не только расширение функциональных возможностей ведения информационной деятельности людей, но и создание условий для нецивилизованного с этико-правовой позиции осуществления этой деятельности. Среди подрастающего поколения наблюдается нарушение этико-правовых норм в процессе осуществления своей информационной деятельности с помощью компьютера и ИКТ, что свидетельствует о несформированности этико-правовой культуры в сфере ИКТ. В этой связи практические навыки этико-правовой культуры информационной деятельности школьников в условиях использования компьютера и средств следует развивать на протяжении всего курса обучения информатике. Наряду с проведением уроков-конференций, уроков-семинаров, использованием ситуационных задач и ролевых игр, способствующих формированию представлений об этико-правовых нормах информационной деятельности в сфере ИКТ, уровне ответственности за осуществление нецивилизованных информационных действий, о негативных последствиях таких действий, целесообразно использовать задачи-ловушки. Они обладают большим потенциалом для развития умений и навыков цивилизованного осуществления информационной деятельности в сфере ИКТ.
Рецензенты:
Раскина Ирина Ивановна, д.п.н., профессор, зав. кафедрой прикладной информатики и математики, ФГБОУ ВПО «ОмГПУ», г. Омск.
Семенова Зинаида Васильевна, д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «ОмГПУ», г. Омск.