Для эффективного управления тренировочным процессом, постоянного уравновешивания программы тренировки с состоянием и возможностями спортсмена тренер должен систематически получать информацию о переносимости предлагаемой ему нагрузки. Тренировочная и соревновательная деятельность спортсмена должна проводиться в условиях постоянного контроля за существенными компонентами спортивной подготовленности: физическом, функциональном и психическом состоянии спортсменов в учебно-тренировочном процессе, определяя его основные направления [1, 2, 3 и др.]. Несмотря на высокий уровень достижений российской спортивной науки в вопросе контроля, носящих в ряде случае приоритетный характер, в пауэрлифтинге положение совсем иное. Теоретические вопросы контроля подготовленности спортсменов-пауэрлифтеров с учетом специфических особенностей этого вида спорта в достаточном полном объеме не разработаны, что обуславливает актуальность исследования.
Материалы и методы исследования
Целью нашего исследования явилось повышение эффективности подготовки пауэрлифтеров массовых разрядов на основе методики оперативного контроля их спортивной подготовленности.
Мы предположили, что разработка и использование методики оперативного контроля в процессе подготовки пауэрлифтеров массовых разрядов позволит индивидуализировать их тренировочные нагрузки за счет своевременного получения объективной информации и внесения необходимых корректирующих воздействий, что, в свою очередь, даст возможность более качественно решать задачи как отдельных учебно-тренировочных занятий, так и этапов подготовки спортсменов.
Методика комплексного оперативного контроля в учебно-тренировочном процессе пауэрлифтеров осуществлялась на основе принципов структуризации организации (целеполагание, адаптивности, полной координации, минимум сложности), которые являются правилами построения рациональных структур [4, 5 и др.].
Цель оперативного контроля - определить степень выраженности срочных изменений функциональных состояний ведущих систем организма спортсмена в процессе учебно-тренировочного занятия: после выполнения физического упражнения, серий упражнений или тренировочного занятия в целом. По результатам оперативного контроля определялась оптимальная пауза отдыха между выполнением упражнений или серии упражнений, величина и интенсивность тренировочной нагрузки в серии физических упражнений или тренировке в целом.
Программы срочного контроля за спортивной подготовленностью и процессом адаптации организма пауэрлифтеров к предлагаемым тренировочным нагрузкам разрабатывались на основе индивидуального подбора показателей с минимальными временными затратами, максимальной информативностью и сильной корреляционной зависимостью с факторами спортивной подготовленности. Тестирование не требовало от спортсменов значительных дополнительных затрат сил: тесты должны быть по возможности нетрудоемкими, не отвлекать спортсменов от решения основных задач учебно-тренировочного занятия, органически вписываться в процесс тренировки. Информативность показателей оперативного контроля определялась при сопоставлении динамики результатов тестов с показателями нагрузки в учебно-тренировочных занятиях и микроциклах.
Разработанная методика оперативного контроля учебно-тренировочного процесса пауэрлифтеров массовых разрядов имеет две взаимосвязанные, упорядоченные, взаимодействующие подсистемы: «контролирующие процедуры» и «коррекционные мероприятия».
Подсистема «контролирующие процедуры» состоит из следующих компонентов: средств и методов педагогического, психологического и медико-биологического контроля, математической обработки результатов контроля, их анализа, интерпретации и архивирования.
При определении комплекса тестов экспресс контроля спортивной подготовленности пауэрлифтеров учитывался этап подготовки спортсменов (подготовительный, соревновательный, переходный); направленность, цель, задачи учебно-тренировочного занятия; индивидуальные особенности спортсменов.
Подсистема «коррекционные мероприятия» включает психолого-педагогические методы и приемы срочного и пролонгированного регулирования тренировочных и соревновательных нагрузок.
Экспресс-контроль осуществлялся обязательно перед учебно-тренировочным занятием для оценки состояния спортивной подготовленности пауэрлифтеров к выполнению предстоящих задач, во время занятия после выполнения тренировочных заданий для оценки состояния мобильных компонентов состояния спортивной подготовленности и в конце занятия для оценки состояния утомления.
К основным задачам оперативного контроля предстоящего учебно-тренировочного занятия следует отнести:
- оценку состояния спортивной подготовленности пауэрлифтеров к выполнению задач занятия;
- предоставление информации о качестве спортивной подготовленности к занятию, об индивидуальных достоинствах и недостатках подготовленности спортсменов;
- оценку состояния мобильных компонентов состояния спортивной подготовленности;
- составление основного и дополнительного плана занятия для каждого спортсмена в отдельности с учетом его индивидуальных возможностей.
Основными задачами оперативного контроля в процессе учебно-тренировочного занятия являются:
- оперативная оценка состояния непосредственной готовности спортсменов к выполнению заданий занятия;
- предоставление информации о качестве выполненных заданий;
- контроль за реакцией состояния спортивной подготовленности и входящих в него компонентов;
- отслеживание динамики показателей индивидуального состояния спортивной подготовленности;
- оценка эффективности тренировочного задания каждого спортсмена.
Решение этих задач предполагало мобильность операций контроля состояния спортивной подготовленности, поскольку предметом их оценки являются динамичные, изменчивые процессы и явления.
Основными задачами оперативного контроля в конце учебно-тренировочного занятия являются:
- оценка адекватности выполненной тренировочной нагрузки;
- оценка реализации состояния спортивной подготовленности;
- предоставление информации о положительных сторонах и недостатках подготовленности пауэрлифтеров;
- предоставление сведений о реализации индивидуальных уровней состояния спортивной подготовленности;
- планирование последующего тренировочного процесса согласно выявленным направлениям коррекции компонентов состояния.
Получаемая информация во время учебно-тренировочного процесса свидетельствовала о фоновом состоянии спортивной подготовленности пауэрлифтеров и служила для определения приемов коррекционных мероприятий, направленных на оптимизацию функционального и психического состояний.
Обозначенные задачи решались поэтапно.
Первый этап - предварительный, на котором происходит сбор первичной информации, полученной в результате тестирования, анкетирования, опроса; математическая обработка полученных данных, интерпретация и анализ результатов, построение модели спортивной подготовленности, сравнение с модельными характеристиками компонентов подготовленности, в случае необходимости корректировка тренировочной программы.
Результаты тестирования и сравнение с нормативными показателями служили для оценки адаптации организма занимающихся к тренировочным воздействиям. Обобщенная оценка и коррекция тренировочных планов на основе результатов экспресс-контроля вносились в индивидуальную карту каждого спортсмена, представленную электронными документами в компьютерной программе.
В основу стандартизации норм спортивной подготовленности пауэрлифтеров массовых разрядов как критериев оперативного контроля легли оценочные пропорциональные шкалы, позволяющие на основе унификации оценить как отдельные мобильные факторы спортивной подготовленности, так и целостное состояние спортсменов. Определялась модель состояния спортивной подготовленности, что дает возможность вовремя, адресно и целенаправленно проводить корректирующие мероприятия, тем самым повышать эффективность учебно-тренировочного процесса.
Разработанная модель спортивной подготовленности пауэрлифтеров массовых разрядов в процессе оперативного контроля дополнялась данными выполнения тестов с повторными нагрузками, педагогических наблюдений, диагностики функционального состояния сердечно-сосудистой системы, субъективных представлений спортсменов.
На втором, текущем этапе, после выполнения тренировочных заданий проводится тестирование, анкетирование, анализируются результаты педагогических наблюдений, происходит обработка полученных результатов с помощью способов математической обработки, интерпретация, определение причин негативных результатов, формулирование выводов, в случае необходимости корректировка тренировочных заданий.
На третьем, заключительном этапе, проводится сравнение результатов обработки данных тестирования, анкетирования, педагогических наблюдений и опроса выполненного плана с ранее полученными, сравниваются с результатами предыдущего контроля и делается окончательное заключение. После сформулированного заключения информация о результатах проведенного контроля используется в процессе принятия управленческих решений и затем передается в архив.
Вышеперечисленные этапы контроля постоянно повторяются в процессе движения контролируемого объекта (состояния спортивной подготовленности) в тренировочном процессе.
Основными корректирующими мероприятиями для формирования оптимального психофизиологического состояния спортсменов во время учебно-тренировочного занятия являлись:
- при повышенном уровне выраженности компонентов психического состояния (относительно оптимального): переключение внимания, мыслей на образы и явления, вызывающие у пауэрлифтеров положительные эмоциональные реакции - картины природы, приятных людей; убеждение и самоубеждение, направленные на успокоение, связанное с представлениями хорошей тренированности, возможности выполнения тренировочного задания; применение аутогенной тренировки (вариант «успокоение»; приказы и самоприказы - «успокойся», «возьми себя в руки»; успокаивающий массаж (самомассаж); произвольная регуляция дыхания путем изменения интервалов вдоха и выдоха; чередование напряжения и расслабления локальных групп мышц;
- при пониженном уровне выраженности компонентов психического состояния (относительно оптимального): осуществлялись словесно-образные самовоздействия (концентрация мыслей на выполнении задания, высокого результата; создание представлений о преимуществе над будущими соперниками); идеомоторные представления о выполнении соревновательных упражнений с максимальными весами; убеждение и самоубеждение, направленное на повышение ответственности за выполнение заданий; возбуждающий массаж (самомассаж); произвольная регуляция дыхания с применением кратковременной гипервентиляции;
- при утомлении: упражнения для релаксации мышц (чередование напряжения и расслабления мышц); успокаивающие дыхательные упражнения; массаж (самомассаж); аппаратурные воздействия с применением аудиоаппаратуры.
Определение эффективности разработанной методики осуществлялось в процессе педагогического эксперимента, проведенного в естественных условиях учебно-тренировочного процесса. Длительность эксперимента - годичный цикл тренировки.
Формирование равноценных контрольной и экспериментальной групп проводилось на основе результатов тестирования по тестам, предложенным в качестве критериев факторов спортивной подготовленности [8]. Тесты силовой подготовленности - кистевая динамометрия, прыжок в длину с места, подтягивания на перекладине, жим, тяга, приседание со штангой 50 % и 75 % от максимального веса, становая тяга; функциональной подготовленности - проба с натуживанием по Бюргеру, проба Ромберга, реакция на свет; психофизиологическая подготовленность - тест САН, тест РДО, тест В. Сопова, тест Ч. Спилбергера, а также по весовым категориям. В каждой группе было по 18 спортсменов.
Эффективность и перспективы применения методики оперативного контроля тренировочного процесса в пауэрлифтинге определялась на основании изменения показателей специальной физической подготовки результатов соревнований как достижение цели тренировки - достижение максимального спортивного результата.
В качестве показателей, характеризующих спортивную подготовленность пауэрлифтеров, были выбраны следующие упражнения: приседание, жим штанги лежа, тяга, сумма трех соревновательных упражнений, динамометрия правой и левой кисти, прыжок в длину с места, становая тяга, подтягивание на перекладине.
Результаты исследования и их обсуждение
За время педагогического эксперимента спортсмены экспериментальной группы на протяжении годичного цикла тренировки показали лучшие результаты в подавляющем большинстве контрольных упражнений специальной силовой подготовленности, чем спортсмены контрольной группы, при этом между группами обнаружены достоверные различия.
Заключение
Результаты, полученные в ходе естественного педагогического эксперимента, позволяют сделать вывод, что цель исследования - разработка методики тренировки оперативного контроля пауэрлифтеров массовых разрядов была достигнута и, таким образом, гипотеза о возможности достижения высоких спортивных результатов в результате ее внедрения в учебно-тренировочный процесс подтвердилась.
Рецензенты:
Блинов Леонид Викторович, д. пед. н., профессор, проректор по научной работе и инновациям ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет», г. Хабаровск.
Печенюк Анатолий Михайлович, д. пед. н., профессор кафедры специальной психологии ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет», г. Хабаровск.