Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF SCHOOL EDUCATION IN THE NORTHERN REGION OF THE REPUBLIC DAGESTAN IN THE 1950-1980TH.

Elaeva A.M. 1
1 Dagestan State Pedagogical University
In article the analysis of development of system of school education in the Northern region of the Republic Dagestan in the 1960-1980th is carried out. The common and distinctive features of a development of education in comparison with other regions of Dagestan are shown. Are characterized both successes and achievements of school education, and difficulty and a problem. On examples of the separate schools, each of considered areas: Babayurtovsky, Kizlyar, Nogai, Tarumovsky, separate aspects of carried-out reforms in school education during the considered period are investigated. Data on positive shifts in this area are generalized, surnames of the best teachers of the region are called. In article statistical data on dynamics of number of schools, their material base, the teachers studying in the Northern region of the Republic Dagestan in studied years are collected, shown and analysed.
professional education
features
problems
system education
schools
Northern Dagestan
Статья в основном подготовлена на основе неопубликованных  материалов, извлеченных из фондов Центрального государственного архива Республики Дагестан.

Методы исследования - историзм, объективность, системность, проблемно-хронологический. 

Характеризуя  развитие образования Северного Дагестана  в рассматриваемый период, нужно отметить, что  после принятия Верховным Советом СССР в декабре 1958 г. закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» в дагестанской общеобразовательной школе произошли заметные изменения: укрепилась ее материальная база, был осуществлен переход к обязательному всеобщему восьмилетнему обучению, улучшилось трудовое обучение и воспитание школьников.

Обязательное всеобщее восьмилетнее обучение было введено в 1962-1963 учебном году. Средние общеобразовательные школы были преобразованы в средние общеобразовательные политехнические школы. В 1964 г. в республике имелась 171 средняя общеобразовательная школа с производственным обучением, все семилетние школы были преобразованы в восьмилетние, и в 1965/66 учебном году их число достигло 631. В дневных средних, восьмилетних и начальных школах обучалось 282 тыс. учащихся, из них 240,2 тыс. учащихся в восьмилетних и в средних школах с производственным обучением [3].

За 1961-1965 гг. по линии государственного строительства было построено и введено в действие 74 школы на 27756 ученических мест, а за счет средств колхозов - школ и классных комнат на 11627 ученических мест.  Больше всего из них было введено в 1965 г. - 30 школ на 8894 мест.

Это позволило несколько обновить школьный фонд и вывести часть школ из аварийных и арендованных помещений, а также перевести ряд школ на односменные занятия. Численность учителей возросла соответственно с 16,9 тыс. до 20,9 тыс. человек [4].  В русле общереспубликанских тенденций шло развитие школ и в северных районах республики.

В Кизлярском районе в 1960 г. было 62 школы, в том числе средних - 4, восьмилетних - 9, семилетних - 13, начальных - 36. В с. Крайновка и с. Ново-Георгиевка работали школы сельской молодежи. Имелось 8 школьных интернатов, из них один специнтернат в Ново-Владимировке. В районе была проделана определенная работа по осуществлению закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования». В частности,  в 1959/60 г. Черняевская средняя школа реорганизована в 11-летнюю. С 1 сентября в пяти семилетних школах были открыты 8-е классы. Укреплялась материальная база школ. В 1960 г. колхозом им. Ленина было построено здание Ново-Крестьяновской средней семилетней школы. В 1960 г. была построена Калининская начальная школа, интернат Больше-Задоевской восьмилетней школы и начато строительство пяти школ на средства колхозов и двух за счет госбюджета. Проведенная работа по перестройке школ способствовала приближению обучения к окружающей жизни, улучшению постановки трудового воспитания учащихся [5].

Учителями Кизлярских школ трудились очень высококвалифицированные учителя, их труд вознаграждался заслуженными наградами и званиями. В 1960 г. было присвоено  звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» учителю начальных классов Больше-Задоевской  восьмилетней школы Мухиной Е. К., «Заслуженный учитель школы ДАССР» - учителям и директорам Черняевской и Крайновской средних школ Замковой П. С., Игнатьевой К. Г., Ишмухамедовой Г. Х., Бондаренко П. П., заведующей Грузинской начальной школой Диденко Н. С.  и директору Тушиловской восьмилетней школы Чуйкову Н. Н. Ряд учителей района были награждены знаком «Отличник народного образования».

Вместе с тем в работе школ Кизлярского района имелось еще много  серьезных недостатков. Неудовлетворительно решались основные задачи по осуществлению всеобщего обязательного обучения, политехнического образования и улучшению постановки учебно-воспитательной работы. Большой проблемой была  низкая успеваемость учащихся. Из 5138  в 1960 году учащихся - 334 было оставлено на второй год, т.е. почти каждый девятый ученик является неуспевающим. Особенно низкой успеваемость была в следующих школах: Тушиловской, Н.Владимировской, Суюткинской, Чаканской, Арешевской, Косякинской [5].

Основной причиной неуспеваемости учащихся являлось то, что часть учителей работала по старинке, используя типичные схемы и штампы. Отсутствовал творческий подход к делу, слабой была работа над усовершенствованием форм и методов обучения. Вследствие слабого внутришкольного контроля отдельные учителя плохо готовились к урокам, проводили их на низком уровне.

В  школах Кизлярского  и Тарумовского районов работало 379 учителей, но из них только 94 имели высшее образование, 71 - незаконченное высшее, 181 - среднее педагогическое, 18 - общее среднее образование, 10 учителей не имели даже среднего. Не все школы были укреплены руководящими кадрами. Из 38 руководителей школ - 11 не имели высшего образования. Начатое школьное строительство хозяйственным способом в селах Керли-Кент и Ефимовка шло медленно. Черняевский и Бредихинский сельские Советы и правления колхозов «Путь Ленина», «им. Жданова» не выполнили планов по строительству школ [5].

В рассматриваемый период в трех школах Кизлярского района были созданы группы продленного дня. В одной из них, Н. Крестьяновской семилетней школе, 2/3 учащихся составляли ногайцы. Из-за слабого знания русского языка многие родители не могли контролировать выполнение домашних заданий. И здесь группа продленного дня оказывала большую помощь в обучении и воспитательной работе. Значительную помощь школе оказывал колхоз «им. Ленина» - бесплатно выделял продукты, часть кухонной посуды и т.д.

В 1965 г. в 52 школах района (11 средних, 29 восьмилетних, 12 начальных) обучалось 11328 человек. Действовало 2 специальных интерната для горцев и горянок, 10 пришкольных массовых интернатов, 5 групп продленного дня и 28 консультационных пунктов и групп республиканской заочной школы. Заочным обучением было охвачено 1018 юношей и девушек от 16 до 30 лет [6].

Отдел народного образования района  ежегодно направлял на учебу в педагогические учебные заведения молодежь района. В 1964 г. было зачислено 111 человек. Всего в педучилищах и педвузах страны обучалось 324 уроженца Кизлярского района. В 1965 г.  на работу в школы района прибыло 11 выпускников педагогических учреждений.

Ежемесячно в районе проводились семинары директоров и работников школ. На должном уровне была поставлена методическая работа Мало-Арешевской, Тарумовской, Кочубеевской средних школ, Александрийской восьмилетней школы. Здесь на предметных секциях обсуждались такие вопросы, как «Основные пути сплочения классного коллектива», «Совместная работа школы и семьи», «Научно-атеистическое воспитание на уроках биологии, химии».

В 1964/65 г.  в районе было построено здание школы колхоза «Вперед» на 320 мест [6].

 В 1967 г. в 40 школах района  обучалось 9098 учащихся. В 13 массовых пришкольных интернатах воспитывалось 345 человек, а в 6 группах продленного дня - 200 учеников. В школах района работало 574 педагога. В 1967 г. Ново-Крестьяновская, Зареченская, Ново-Бирюзякская восьмилетние школы были  реорганизованы в средние, а в 1968 г. в с. Кардоновка и К. Маркса. Колхоз  «Им. Шаумяна» в с. Зареченском, совхоз «Ждановский» в с. Цветковка и Большой Бредихин выделили 6 классных комнат и оборудовали мастерские. Было намечено строительство Черняевской средней школы на 500 мест, Красновосходской восьмилетней школы на 320 мест. Составляется проектно-сметная документация на строительство в 1968 г. Косякинской средней школы [7].

В 70-х - первой половине 80-х годов важным направлением деятельности органов власти Дагестана оставалось развертывание работы по дальнейшему повышению образовательного и культурного уровня населения, в том числе и сельского. Большое значение в решении этой социально значимой задачи имело развитие сельской общеобразовательной школы.

 Бюро Дагобкома, Совет Министров ДАССР, местные органы власти систематически рассматривали вопросы улучшения руководства делом народного образования. В республике принимались меры по проведению в жизнь постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 июля 1973 г. «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы». Постановление намечало конкретные меры по укреплению материальной базы школ. Так, в сельской местности в 1974-1980 гг. намечалось построить новые школы на 7,25 млн ученических мест. Предусматривалось выделение колхозам специальных кредитов с рассрочкой на 15 лет для строительства школ, интернатов и жилых домов учителям [2].

В справке Кизлярского РК КПСС 1974 г. в Дагобком сообщалось, что значительно укрепилась материальная база школ: во всех школах имеются технические средства, кинопрокаты, фильмоскопы; на 90 % обеспечены полным комплектом учебно-наглядных пособий. Отдельные школы, такие как Черняевская, Крайновская, Мало-Арешевская, Победовская, перешли на односменные занятия и кабинетную систему.

Вместе с тем в работе ряда школ имелись определенные недостатки. Некоторые школы района размещались в неприспособленных помещениях, не было учебных кабинетов, а в таких, как Александрийская, Аверьяновская средние школы, Зареченская, Яснополянская восьмилетние школы, занятия проводились в две смены. Район по-прежнему нуждался в учительских кадрах [2].

Не лучше обстояло дело и в Ногайском районе. Терекли-Мектебская средняя школа, построенная здесь еще до 1917 г., была рассчитана на 100-120 учащихся. В 1966 г. в ней обучалось уже 987 учащихся, и занятия проводились в 3 смены. Руководство школы неоднократно обращалось в Министерство просвещения ДАССР с просьбой пересмотреть имеющийся проект постройки новой школы в райцентре на 620 мест [8].

В справке Ногайского РК КПСС сообщается, что в 1968 г. в Орта-Тюбинской, Янгиаульской восьмилетних школах и Наримановской средней школе сделаны пристройки -11 классных комнат на 280 мест. Капитально отремонтирован Карагаский интернат на 90 мест [9]. В 1968-69 гг. с открытием 9-10 классов одна восьмилетняя школа района была реорганизована в среднюю, а при пятом отделении овцесовхоза им. К. Маркса открыта начальная школа [10] 16 работников совхоза им. К. Маркса без отрыва от производства учились на заочных отделениях вузов и техникумов. 7 человек за счет средств совхоза учились  в Бабаюртовском СПТУ № 4.

Проводилась определенная работа по улучшению учебно-воспитательной работы, укреплению материальной базы и условий жизни воспитанников школ-интернатов.

В 1969-1970 годах были  капитально отремонтированы Кизлярская, Хасавюртовская, Бабаюртовская,  школы-интернаты, улучшилось обеспечение мягким и твердым инвентарем.

Однако на протяжении всего исследуемого периода  допускались перебои в снабже­нии школ-интернатов продуктами питания. По вине Дагпотребсоюза воспи­танники Кочубеевской, Бабаюртовской, Гергебильской школ-интернатов не снабжались молочными продуктами, рыбой, яйцами.

Бабаюртовский райисполком не выделил  школам-интернатам земельных участков для организации подсобных хозяйств, хотя это было поручено им решением Совета Министров ДАССР.

После Всероссийского и Всесоюзного съездов учителей в Дагестане в августе 1978 г. на Всесоюзном съезде учителей стало известно, что большая группа педагогов страны была награждена орденами и медалями. Среди награжденных 77 человек были из Дагестана, орденом «Знак Почета» были на­граждены заведующие Бабаюртовским, Кайтагским, Тарумовским районо Мингалиев А. И., Каймаразов Д. Ш., Ковалев А. С. и другие.

На совещании работников народного образования республики гово­рилось, что во второй половине 70-х годов хороших успехов в постановке учебно-воспитательной работы достигали педагогические коллективы школ Ново-Георгиевской средней школы Тарумовского района, которой руководил прекрасный организатор и педагог М. А. Лохматов.

Несмотря на трудности, в первой половине 80-х годов позитивные изменения в развитии сельской общеобразовательной школы продолжали нарастать. Определенный толчок к дальнейшему развитию народного образования дала реформа школы 1984 г., выдвинувшая такие узловые проблемы, как: повышение качества учебно-воспитательного процесса, укрепление материальной базы школ, роль учителя в обществе, трудовое воспитание и профориентация школьников и другие.

В протоколе Бабаюртовской районной партийной  конференции от 23 ноября 1985 г.  сообщалось, что «...многие учителя района еще пользуются старыми методами преподнесения материала, мало используют на уроках технические средства, наглядные пособия, факты из жизни трудовых коллективов, базовых предприятий. В целях повышения эффективности урока мало практикуется проведение открытых уроков, взаимопосещение с последующим обсуждением. Много недостатков в работе педагогических коллективов по правовому воспитанию учащихся. Слабо поставлена работа в Татаюртовской средней школе, СПТУ-18, школе-интернате, Бабаюртовских СШ №1 и №2». Такого же рода замечания отмечались на ежегодных учительских районных конференциях и районных партийных конференциях в Кизляре, Тарумовке, Терекли-Мектебе.

В исследуемый период помимо дальнейшего развития школьного образования в регионе шло становление и развитие профессионального образования, в том числе  в сельских районах Северного Дагестана. В частности десятый пятилетний план предусматривал осуществление мероприятий, направленных на создание всех необходимых условий для увеличения подготовки рабочих. Была разработана программа строительства новых и реконструкции действующих профтехучилищ. Деятельность органов профтехобразования была направлена на дальнейшее совершенствование качества профессиональной подготовки и воспитания учащихся. Больше внимания стало уделяться подготовке рабочих для строительства, поскольку потребность в квалифицированных кадрах строителей была большая. В соответствии с этим республиканское управление профтехобразо­вания запланировало увеличить подготовку и выпуск квалифицированных кадров строителей, была  проведена работа по изменению профиля ГПТУ № 13 г. Кизляр.

За 1964-1979 гг. было открыто 3 сельских профессионально-технических училища (СПТУ № 5 - в Цудахаре, СПТУ № 6 - в Хасавюрте, СПТУ № 7 - в с. Черняевка (Кизлярский район) и Бабаюртовское СПТУ № 4) для подготовки ква­лифицированных механизаторов, трактористов-машинистов широкого про­филя, механизаторов животноводческих ферм, электромонтеров сельской электростанции [1].

В 70-е годы велась работа по переводу сельских профтехучилищ в ка­тегорию средних - в том числе и  СПТУ № 7 (с. Черняевка).  Для реор­ганизации СПТУ в средние в училищах создавались необходимые условия, укреплялась их учебно-производственная база. Большое внимание материально-техническому обеспечению училищ уделял  наряду с другими предприятиями Дагестана Кизлярский электро­механический  завод, шефствовавший над ГПТУ № 13 г. Кизляр.

Таким образом, развитие школьного и профессионального образования в районах Северного региона ДАССР  в 1960-1980-е гг.  шло в соответствии с общереспубликанскими тенденциями. В частности, шло расширение существующих начальных, семилетних школ, повышение  их статуса до средних, введение профильного обучения в старших классах, строительство новых зданий школ, повышение квалификации учителей. Особенностями школьного образования в регионе было то, что в районах было большее количество интернатов для детей, ввиду того, что регион стал регионом переселения из горных районов, также переселение стало причиной быстрого увеличения количества учащихся. В Кизлярском районе было открыто СПТУ,  в самом городе шло активное развитие ГПТУ № 13 г. Кизляра, были созданы новые специальности, которые были необходимы народному хозяйству республики.

Рецензенты:

Османов Ахмед Ибрагимович, доктор исторических наук,  Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук, г. Махачкала.

Мирзабеков Мирзабек Яхьяевич, доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела новой  и новейшей истории Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук, г. Махачкала.