Вопрос о своеобразии процесса гендерного познания является темой настоящей статьи. В недрах общественной жизни формируется дисциплина, обращенная к новому прочтению женского вопроса и мужских проблем, гендерология. В конце двадцатого века и в начале двадцать первого века возникает и происходит становление этой учебно-научной дисциплины как изучающей общественное бытие женщин и мужчин, преимущественно развитие равноправных отношений между ними, формируется ее категориальный аппарат и анализ, методологическая часть. Постепенно оформляется философия гендерологии как учение, осваивающее философские вопросы гендерологии. Проблемное поле философии гендерологии многообразно. Философия гендерологии осваивает перспективы, природу и типы гендерных знаний, поэтому она проникает во все формы гендерной деятельности и во все формы гендерных отношений. Философия гендерологии осваивает мифологические, религиозные, этические, правовые, научные, эстетические, политические и житейские проблемы. Этика является основой философии гендерологии. В современной философской литературе о гендере за рубежом именно проблемам этики придается первостепенное значение [1].
Итак, философия гендерологии проблематизирует гендерное бытие с тем, чтобы указать направление поиска ответов на возникающие вопросы. Ее основные части: онтология, методология, теория познания и этика, эстетика, требующая междисциплинарного исследования философия биологии полов, философия общества и личности в гендерном измерении - мировоззренчески загружены женским вопросом и мужскими проблемами. Проблемы, идеи и рассуждения о философии гендерологии ориентируются изучением методологических вопросов. Методология как часть философии гендерологии отличается развитой философско-научной составляющей. Именно методология осваивает заметные факты и основные проблемы гендерологии как науки: природа научного знания, критерии научности, проблема обоснования научного знания, проблема классификации научных знаний, и немыслима в отрыве от гендерологии. Современная философия полов в их социально-культурном измерении учитывает вовлеченность инструментария, определяемое поле вопросов и обозначенность рассматриваемого объекта, его системный характер.
Философия гендерологии в формате методологии обращена к наиболее общим вопросам гендерного развития общества. Это обычный факт познавательной деятельности: опосредованность общественной деятельностью. Уже И. Кант указывал на зависимость понятийной деятельности от практики [2. С. 32, 185, 218]. Гендерная деятельность - основа и цель гендерного познания. Причем цель, с которой ученые обращаются к научному поиску, субъектно объективирована, и это обстоятельство вызывает шлейф специфических вопросов в гендерном познании. Конечно, можно придерживаться классического подхода в науке, объявить объективность гендерного познания. Эпоха классической науки традиционно ориентирует познание в направлении объективного знания, зафиксированном в категориях субъекта и объекта познания. И как мыслилось классиками, без привнесения позиции субъекта познания в научный процесс: реакция классиков научной традиции на изощренные измышления и зыбкие гипотезы. Предполагается анализ, синтез и освоение особенностей сведений, относящихся к объекту. Декларация объективности гендерного познания требует тщательных пояснений, без которых невозможно достаточно полное решение задач современных гендерных исследований.
Специфика методологического формата или методологического гендерного знания проистекает существенно от специфики предмета науки. Предмет гендерологии существенно отличается от предмета других общественных наук. Гендерное познание охватывает всю общественную жизнь народов мира с прошлого до современности, поэтому гендерное познание, с одной стороны, связывает гендерные исследования с другими науками, но, с другой стороны, обусловливает их отличительные особенности. Специфика гендерных исследований в том, что они рассматривают развитие гендерных отношений и гендерной активности в целом, изучают все стороны гендерной жизни человека и общества.
Философия гендерологии исходит из идеи деятельного преобразования мира, в котором в результате накопления, суммирования и интегрирования гендерных знаний расширяется познавательный опыт философа гендерологии. Философия гендерологии в формате методологии тяготеет к обобщающим темам теории познания, осваивает факты и проблемы гендерной жизнедеятельности человека и общества в системе общих рациональных принципов, научных методов и приемов, мыслительных операций и процедур, определяющих деятельность философа гендерологии. Специфика методологии науки состоит в том, что это теоретическое и эмпирическое знание о способах, формах, методах и правилах, нормах и познавательной деятельности, которая организует и направляет процесс познания на получение нового знания, это и учение о необходимых, закономерных, оптимальных связях между средствами научного познания и его результатами, и эффективная стратегия исследования действительности в методологическом формате.
Конечно, методология не растворяется в теоретическом и эмпирическом познании, именно в гендерном познании необходимо строго различать гендерную активность субъекта, его гендерные действия и гендерные отношения. В гендерных действиях и гендерных отношениях проявляется богатейшая палитра гендерной жизнедеятельности отдельных индивидов и гендерных социумов. События, факты, учреждения гендерной жизнедеятельности предоставляют возможность для творческой мысли, следуя которой в обычных фактах повседневной жизни можно высвечивать новое. Это специфика ключевых (обобщающим) понятий философии науки, в данном случае гендерные действия и гендерные отношения и есть такие глобальные понятия.
Гендерное отношение необходимо человеческое, резко отличается от связей между полами в мире животных, доразумных форм живого. В мире людей биологическое уступает социальному как вторичное первооснове. Полнокровная жизнь людей необходимо духовная, что отражается в жизни представителей полов в культуре, семье, обществе. Доброразумное продвижение к биархату в мировой цивилизации укрепляет мировоззренческие начала равенства людей и позицию гуманизма в отношениях между полами, необходимо осваивается в социуме равенство полов в семье, в вере и обществе, совершенствуются половые роли в сотрудничестве, взаимодополняемости и различии. Гендерные отношения позволяют активизировать гендерные ресурсы, их знание может обеспечить более адекватное освобождение полов в современном обществе, которое строится как свободное. Гендерные отношения становятся предметом социально-научного изучения при поддержке ООН, оцениваются методом гендерного анализа, Гарвардским методом анализа. Социальность как условие необратимости человеческого в живой природе и роль семьи (о влиянии женщин на успехи эволюции пишут ученые уже несколько столетий) являются основным исторически сложившимся основанием для активизации гендерных ресурсов свободного общества, и поддержка культурной человеческой жизни - методологическое основание мировой практики в жизни полов.
Гендерные действия - действия, совершаемые рационально или под воздействием чувств. Рациональные гендерные действия есть действия, контролируемые волей и сознанием в достижении гендерных целей. Значительную роль в жизни полов занимают нерациональные гендерные действия. Это действия, совершаемые для достижения гендерных целей под влиянием эмоций, чувств, эмпатии в жизни полов. Семейные, родительские, материнские, отцовские, детские действия и отношения - это по большей части именно гендерные действия и отношения. Они составляют замечательную часть социальных отношений и культуры. Для методологии пола понятия гендерные отношения и гендерные действия являются основными, тогда как для гендерологии важнейшими понятиями являются семья, материнство, детство, отцовство, обозначающие конституционно защищаемые гендерные социумы (статья 7 Конституции Российской Федерации). Согласно Конституции РФ 1993 года в стране обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, охраняются права родителей. В социальной теории пола уделяется внимание социокультурному измерению гендерных социумов, в том числе материнства и отцовства. Отцовство изучается для улучшения семейной жизни, шире, демографической ситуации. Лучшие качества мужчины в семье: доброта, верность, отзывчивость - помогают детям избавиться от трусости, замкнутости, обособленности, упрямства, агрессивности. Отец - сила, ум, опора семьи в ее делах. Социокультурное развитие женщин в семье имеет свою специфику и идеалы, представления о красоте, нежности, чувствительности в семейной, индивидуальной и общественной жизни. Женщина-мать - особый гендерный аспект развития общества и семьи. Женщина-мать отличается лучшими качествами: сердечность и теплота, эмоциональное влияние, душевная мягкость и чуткость. От матери дети получают ласку, доброту, нежность, чуткость к людям, а от мужчин мужество, силу воли, умение побеждать. Сочетание этих качеств в индивидуальном и развитии представителя того или иного пола формирует полноценную личность. Значение полной семьи в этом аспекте гендерной жизни детей невозможно переоценить.
Методологические аспекты познавательной деятельности позволяют указать основания внутренней дифференциации для гендерных подходов. Для примера сошлемся на анализ понятия «гендерное действие», который позволяет выделить разнообразные формы гендерного действия: 1) осваивающее рациональные средства и цели, 2) осваивающее рационально-ценностную ориентацию, 3) традиционное гендерное действие, 4) связанное с инстинктивной половой сферой как базовой в поведении пола. Аспекты морфологии гендерных действий описаны в трудах социальных антропологов как часть описания культуры народов мира. Философия гендерологии исходит из эмпирических фактов о том, что женщины и мужчины в социуме имеют специфические и общие проблемы. В целом, среди важных проблем полов следует выделить политически-правовые, социально-экономические проблемы и проблемы доступа к образованию. Специфика методологических проблем философии гендерологии - заостренность на социально актуальные процессы гендерной жизни. Для примера: социальная забота о семье необходимо должна быть изучаема с тем, чтобы на основе знания прошлого восстановить общественный процесс развития семейной, родительской, детской, материнской жизни и отцовства, выяснить его особенности и на знании прошлого понимать его настоящее и предвидеть будущее развитие. При этом прочные результаты в гуманистическом развитии общества достигаются культурным преобразованием социальной жизни. Если политические и правовые решения в сфере свободного общества приносят быстрый эффект, социально-экономические меры более продолжительный эффект стабилизации общественного процесса, то культурные преобразования привносят в существование людей прочные и наиболее возможные формы социальной гармонии. Таким образом, вполне современно высвечивается проблема взаимоотношения и сочетания культурного и биологического, которая является значительной проблемой философии гендерологии и гендерной педагогики. Складывается механизм прогрессивного социального государства как государства с социальными функциями.
Социально-научные системы предполагают методологии, которые имеют бесконечные возможности в познании и освоении гендерной жизни человечества. Для примера сошлемся на научные возможности, которые несет в себе функционализм. Методология функционализма как методологическая система - одна из передовых в науке, детально проработана социальными антропологами, активно сотрудничавшими с администрациями в сфере социальной защищенности населения. Родоначальник социальной антропологии Б. Малиновский характеризовал идею функционализма, опираясь на принцип, что в каждом типе цивилизаций, каждом обычае, идее и веровании, имеющих долговременное целеполагание, воплощена некоторая жизненная функция, делающая ее неотъемлемой частью работающей системы [3.C.683-684]. Этот подход перекликается с методологией крупнейшего антрополога Рэдклифф-Брауна, успешно выведшего идею "необходимые условия существования", вкладывающего в понятие непосредственного круга потребностей социокультурное измерение, всего того, что обеспечивает жизнеспособность системы. Функционализм создает возможности совмещения в формате гендерной индивидуальности и гендерной личности сведений, предполагающих укрепление культурных аспектов гендерной жизни общества, подъема народной цивилизации. Как известно, ООН обеспокоено преодолением невежества в гендерной жизни как части общественной жизни, заостряет внимание на необходимости образования для народов мира, включая гендерное. Образование и профессиональная подготовка женщин, ликвидация неграмотности, всеобщий доступ к начальному образованию, достижения в области высшего образования и профессиональная подготовка, наука и технология, искоренение гендерного неравенства - список проблем, решаемых в формате ООН на рубеже ХХI века [4]. Функционализм позволяет систематический подсчет средств и рассмотрение условий для рационального решения задач народного образования. Большие преимущества предоставляет функциональный метод для решения проблем педагогического образования. Эти вопросы преодоления невежества в вопросах полового образования и воспитания занимают заметное место в работе ООН. В этом плане перспективно вовлечение гендерных слоев населения в деятельность по образованию [5. C.683] и усиление социальной заботы о развитии гендерных групп населения со стороны администрации, заботы о детском населении и подростках в особенности. Так, освоение знаний о заметных гендерных аспектах общества, целеполагаемых в его долговременном развитии, может оказать неоценимые услуги народной цивилизации. Эта методология может быть использована в формате государства с социальными функциями в том числе.
Рецензенты:
Лукьянова Наталия Александровна, д.ф.н., профессор, зав. кафедрой социологии, психологии и права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.
Коробейникова Лариса Александровна, д.ф.н., профессор кафедры философии и методологии науки Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», г. Томск.