В условиях преобразования современного общества всё большее внимание уделяется проблемам развития и сопровождения одаренного ребенка. Исследованиями установлено наличие индивидуальных различий в успешности обучения, а также различия в творческих возможностях (творческом потенциале) детей и учащихся. В результате исследований получен большой фактический материал, дающий первичное представление о структуре одарённости. Как показывают исследования, психологическая структура одарённости совпадает с основными структурными элементами творческой деятельности.
Вместе с тем возникает необходимость создания специальных педагогических условий для сопровождения одаренных детей. В этом направлении университеты имеют потенциал и опыт работы, что можно рассматривать одним из условий сопровождения и развития одаренного ребенка.
Проявления творческой одарённости многообразны. Они выражаются в детском возрасте в более быстром развитии речи и мышления, ранней увлечённости учебными предметами, в активности [4], в стремлении обнаружить новое в обычных ситуациях, самостоятельной постановке вопросов и проблем.
Сопровождение - это сложный процесс взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.
Проблема сопровождения и развития одаренных детей и подростков во взаимодействии с образовательным учреждением становится одной из приоритетных направлений современной системы образования.
Взаимодействие ВУЗа и школы, формируя систему ценностей, способствует взаимоактивизации, интегрирует положительное влияние на единое образовательное пространство, формирует субъект-субъектное отношение. Анализ методологических подходов к моделированию взаимодействия образовательных систем в области развития академической одаренности школьников, обобщение опыта показывает многоаспектность и сложность данного процесса. Вместе с тем, вышесказанное позволяет отметить, что, несмотря на общность подходов к моделированию данного взаимодействия, разработка и внедрение моделей взаимодействия вуза и школы в каждом конкретном направлении развития академической одаренности школьников является уникальным и применимым для конкретной модели в зависимости от тех целей и задач, которые она решает.
В определении методологических подходов к разработке моделей взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования в сопровождении одаренных детей и подростков является важным раскрыть сущность понятия «взаимодействие» как базисной философской, онтологической, педагогической категории, представляющей собой феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов под влиянием взаимного действия и воздействия на другие объекты. С этой целью изучены подходы к раскрытию сущности взаимодействия в исследованиях ученых.
Так, А. Н. Леонтьев, рассматривая в диалектико-материалистическом плане категорию взаимодействия, подчеркивает его специфику в органическом мире, в мире живой материи, рассматривая жизнь как процесс особого взаимодействия «особым образом организованных тел». Чем выше организация «тел», тем сложнее это взаимодействие. В условиях взаимодействия «тел» живой природы, особенно взаимодействия людей, всегда есть активность обеих сторон, хотя мера ее проявления различна [1]. Эта активность может быть инициальной или реактивной в плане агента действия или, точнее, его субъекта, если осуществляется деятельность. Особенно существенна субъектность для социального взаимодействия людей. С инициальной позиции активность может быть преобразующей или сохраняющей; она может быть созидающей, развивающей или разрушающей. С позиции того, на кого оказывается воздействие, может быть выделена активность принятия или неприятия его, организации ответного воздействия, противостояния нежелательному воздействию или участия в совместном действии. В то же время по инициативе взаимодействия один из агентов действия начинает, инициирует его, другой отвечает на эту инициативу своими действиями. Взаимодействие в форме сотрудничества (противоборство, противостояние, конфликт также формы взаимодействия) предполагает и общение как его идеальную форму. Первое не может быть без второго, тогда как второе может быть без первого, что свидетельствует об их относительной, условной автономии. В современных модернизированных обществах существует целая система социальных институтов - исторически сложившихся устойчивых форм совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных потребностей (экономические, политические, культурные, религиозные и др.).
Т. И. Шамова, А. А. Грицанов, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко рассматривают взаимодействие социальных институтов как устойчивые комплексы формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности, и как относительно устойчивые формы организации социальной жизни, социальной практики, обеспечивающие устойчивость связей и отношений в рамках общества, санкционирующие и поддерживающие их с помощью социальных норм [7].
В своих исследованиях психологи Б. Ф. Ломов [3], А. М. Матюшкин [4], Я. А.Пономарев [5] и др. отмечают, что в процессе взаимодействия с людьми раскрываются и развиваются индивидуальные возможности, личностное своеобразие, происходит личностное становление человека. Далее, категория взаимодействия выступает одной из основных в концепциях социокультурных институтов. Специалисты отмечают, что взаимодействие социокультурных институтов - это управляемый процесс, который может быть сознательно организован [6]. Он «запускается» благодаря созданию между субъектами различных связей, в совокупности дающих представление о содержании взаимодействия в целом. Организованное взаимодействие в данном случае рассматривается не как самоцель, а как средство, с помощью которого можно наиболее эффективно решить те или иные интеллектуально-общественные задачи.
Определяя подходы к моделированию взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования, которые предполагают взаимную заинтересованность, нами изучена классификация моделей взаимодействия учреждений в исследованиях Л. Н. Лесохиной [2]:
1. Информационно-познавательная социальная деятельность, которая заключается в углублении и расширении знаний учащихся об окружающем мире вообще и о себе как субъекте общецивилизационного процесса школьной и внешкольной деятельности. В рамках данной модели могут развиваться организационные службы: факультативы, кружки, лектории, научно-практические конференции, школьный научный центр, СМИ школы, школьный выставочный зал по изучению истории школы и т.д.
2. Проблемно-аналитическая или дискуссионная деятельность предполагает развитие социальной деятельности в направлении осмысления и анализа реальности, которая включает подготовку, проведение и создание дискуссионного клуба, студий, салонов и т.д.
3. Социально-ролевая модель включает социальную деятельность, ориентированную на поиски себя в определенной социальной роли, а также на подготовку (интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую) к этой роли. «Сверхзадача этой модели - поиски содержания жизни». Модель ориентирована на допрофессиональную подготовку школьников старших классов.
4. Игровая деятельность или «театр жизни», как разворачивающаяся во времени и пространстве картина человеческих исканий, счастья, радости и горести, ориентирована на проигрывание различных жизненных ситуаций.
Вышеназванные модели способствуют пониманию школы и ее культурной среды как условия сохранения традиций, открытия новых культурных перспектив, ориентации на взаимодействие с разными культурами, активизацию социокультурного потенциала образовательного учреждения.
Таким образом, психолого-педагогическое взаимодействие проявляется в сотрудничестве как в форме совместной, направленной на достижение общего результата деятельности. Образовательный процесс представляет собой многоплановое и многообразное взаимодействие. Это и собственно учебное или учебно-педагогическое взаимодействие вуза и образовательного учреждения; это взаимодействие преподавателя вуза и учителя между собой; это и межличностное взаимодействие, которое может своеобразно воздействовать на культурно-образовательное взаимодействие.
Основываясь на такой характеристике взаимодействия, как активность всех его участников, схему взаимодействия ВУЗа и школы можно рассматривать как двустороннее субъект-субъектное взаимодействие, где ВУЗ и школа образуют общий совокупный субъект, характеризующийся общностью цели данного взаимодействия. Складывающаяся модель взаимодействия, таким образом, представляет собой многоярусное образование, прочность которого основывается, в частности, на установлении психологического контакта между всеми участниками взаимодействия. Взаимодействие как связь-процесс способствует изменению включенных в него процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя.
Отсюда педагогическое взаимодействие «ВУЗ и школа» входит в более сложную иерархическую систему взаимодействия в образовательном процессе, который реализуется внутри образовательной системы. В этой системе в тесном взаимодействии находятся такие ее подсистемы, как преподавательские, учительские коллективы, классы, группы, родители. Взаимодействие ВУЗа и школы, формируя систему ценностей, способствует взаимоактивизации, интегрирует положительное влияние на единое образовательное пространство, формирует субъект-субъектное отношение. В рамках нашего исследования считаем необходимым рассмотрение теоретического и методического обоснования обеспечения взаимодействия ВУЗа и школы, осмысление которого стало бы основанием для разработки моделей взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования.
При разработке моделей взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования учитывались принципы, на которых опирается данное взаимодействие:
- Принцип открытости, реализующийся в обеспечении образовательными учреждениями способности выбора своего пути развития.
- Принцип адаптивности, обеспечивающий гармонизацию взаимоотношений внутри взаимодействующих коллективов, связей образовательных учреждений с социальным окружением.
- Принцип системности, формирующий способность образовательного учреждения выстраивать собственную образовательную траекторию вне и внутри учреждения.
- Принцип доступности, ориентированный на ближайшие перспективы развития образовательного учреждения, широкий доступ к образованию учащихся и родителей.
- Принцип культуросообразности, способствующий максимальному использованию образовательным учреждением культуры той среды, общества, региона, в которой находится образовательное учреждение.
- Принцип сотрудничества, проявляющийся в создании благоприятных условий для самореализации и развития личности одаренных детей и подростков, организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, диалогичности взаимодействия.
- Принцип проектности, формирующий умение моделировать собственную деятельность.
- Принцип рефлексивности, способствующий осмыслению внутреннего движения «Я» одаренного ребенка.
На основе изучения исследований в области взаимодействия субъектов образовательного процесса предлагаем следующие модели взаимодействия образовательных учреждений по сопровождению одаренных детей с учетом их склонностей:
Модель «Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренности у детей и подростков» предполагает выявление одаренности у детей и подростков, изучение индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей и т.д.; оказание психологической консультации детям и подросткам по самопрезентации, самоанализу, самоконтролю, эффективной коммуникации и т.д.; создание психолого-педагогических условий успешной социализации одаренных детей через реализацию различных проектов.
Модель «Методическое сопровождение формирования и развития профессиональных компетенций учителя по выявлению и развитию одаренности у детей и подростков» предлагает разработку, реализацию и апробирование учебно-методического комплекса для учителей по выявлению и развитию одаренности у школьников по математическому, физическому, гуманитарному направлениям в аспекте взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования. Реализация данной модели предполагает проведение обучающих семинаров, краткосрочных курсов, мастер-классов, конкурсов для учителей школ, методических олимпиад; организацию научно-методических лабораторий.
Модель «Вуз - Малая Академия - Школа» ориентирована на создание организационно-педагогических условий для системы работы по выявлению, поддержке и развитию одаренности у детей и подростков путем организации интегрированной системы обучения на базе Малых академий при СВФУ в Дальневосточном регионе России по направлениям: математика, физика и гуманитарные науки. Модель направлена на создание условий, способствующих развитию потенциала одаренных детей и подростков по математике, физике и гуманитарным наукам путем организации интегрированной системы обучения на базе творческих мастерских, лабораторий, малых академий и ресурсных центров СВФУ; на разработку проектов взаимодействия учителей и преподавателей по творческому сопровождению развития и поддержки одаренности у детей и подростков, обеспечивающих сетевой характер реализации программ на основе социального партнёрства.
Модель «Педагогическая академия для родителей» направлена на построение оптимальной системы взаимоотношений вуза и семьи в области развития и сопровождения одаренности детей и подростков. Формами взаимодействия являются проведение обучающих семинаров для родителей по раскрытию сущности одаренности детей и подростков; организация совместных летних школ для родителей и детей; функционирование постоянно действующей консалтинговой службы для родителей «Кто он - одаренный ребенок?»; использование возможностей информационно-коммуникационных технологий; создание специализированного портала «Школа и семья».
Модель «Виртуальный лицей» направлена на создание условий развития и поддержки одаренности у учащихся образовательных учреждений, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях Дальневосточного федерального округа через возможности дистанционных технологий по математическому, физическому, гуманитарному профилям.
Модель «Сетевое взаимодействие: вуз - общественная организация - школа» обеспечивает условия эффективного взаимодействия университета и школ в области развития и поддержки одаренности у детей и подростков посредством деятельности Ассоциации «Северо-Восточный университетский образовательный округ». Ресурсное обеспечение создания данной системы деятельности Ассоциации предполагается: использование учебно-методических, научно-методических информационных ресурсов, посредством организации: обучающих семинаров; раздела портала Ассоциации; создание условий для эффективного взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования в области развития и поддержки одаренности у детей и подростков посредством деятельности Ассоциации «Северо-Восточный университетский образовательный округ»; мониторинг эффективности системы взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования в области развития и поддержки одаренности у детей и подростков посредством деятельности общественной организации.
В реализации разработанных моделей особую значимость приобретает взаимодействие вуза и школы, предполагающее следующие научно-практические основания в сопровождении одаренных детей: учебно-методическую и научно-исследовательскую работу с учителями; научное консультирование; научно-методическое обеспечение учебного процесса; апробацию современных образовательных технологий; разработку и апробацию совместных проектов.
Таким образом, моделирование взаимоотношения университета и общеобразовательного учреждения призвано осуществлять полноценное развитие детей и подростков, обеспечивать их самоопределение и самореализацию, стимулировать их интеллектуальную и творческую активность и формировать готовность к участию в инновационных процессах.
Рецензенты:
Данилов Дмитрий Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», г. Якутск.
Корнилова Алла Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной педагогики Педагогического института «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», г. Якутск.