Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

INTERACTION OF A HIGH SCHOOL AND SCHOOL AS A CONDITION OF SUPPORT GIFTED CHILDREN AND YOUTH

Obutova A.D. 1 Golikov A.I. 1, 1 Sapalova D.U. 1
1 North-Eastern Federal University
The analysis of the interaction of social institutions. The necessity of modeling interaction as one of main conditions for support and development of gifted students is pointed out. High school and school interaction is based on: openness, adaptability, consistency, accessibility, cultural capability, collaboration, project quality, reflexivity. Developed six models of interaction between educational institutions of general and higher education for gifted children and adolescents, including psycho-educational support for gifted children, methodical support of teachers, organizational and pedagogical conditions for the system operation to identify, support and development of giftedness in children and adolescents , the construction of an optimal system of high school and family relationships, the development of academically gifted students through the use of remote sensing technology and the use of networking.
educational institutions.
collaboration
model
support
gifted children and adolescents

В условиях преобразования современного общества всё большее внимание уделяется проблемам развития и сопровождения одаренного ребенка. Исследованиями установлено наличие индивидуальных различий в успешности обучения, а также различия в творческих возможностях (творческом потенциале) детей и учащихся. В результате исследований получен большой фактический материал, дающий первичное представление о структуре одарённости. Как показывают исследования, психологическая структура одарённости совпадает с основными структурными элементами творческой деятельности.

Вместе с тем возникает необходимость создания специальных педагогических условий для сопровождения одаренных детей. В этом направлении университеты имеют потенциал и опыт работы, что можно рассматривать одним из условий сопровождения и развития  одаренного ребенка.

Проявления творческой одарённости многообразны. Они выражаются в детском возрасте в более быстром развитии речи и мышления, ранней увлечённости учебными предметами, в активности [4], в стремлении обнаружить новое в обычных ситуациях, самостоятельной постановке вопросов и проблем.

Сопровождение - это сложный процесс взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

Проблема сопровождения и развития одаренных детей и подростков во взаимодействии с образовательным учреждением становится одной из приоритетных направлений современной системы образования.

Взаимодействие ВУЗа и школы, формируя систему ценностей, способствует взаимоактивизации, интегрирует положительное влияние на единое образовательное пространство, формирует субъект-субъектное отношение. Анализ методологических подходов к моделированию взаимодействия образовательных систем в области развития академической одаренности школьников, обобщение опыта показывает многоаспектность и сложность данного процесса. Вместе с тем, вышесказанное позволяет отметить, что, несмотря на общность подходов к моделированию данного взаимодействия, разработка и  внедрение моделей взаимодействия вуза и школы в каждом конкретном направлении развития академической одаренности школьников является уникальным и применимым для конкретной модели в зависимости от тех целей и задач, которые она решает.

В определении методологических подходов к разработке моделей взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования в сопровождении одаренных детей и подростков является важным раскрыть сущность понятия «взаимодействие» как базисной философской, онтологической, педагогической  категории, представляющей собой феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов под влиянием взаимного действия и воздействия на другие объекты. С этой целью изучены подходы к раскрытию сущности взаимодействия в исследованиях ученых.

Так, А. Н. Леонтьев, рассматривая в диалектико-материалистическом плане категорию взаимодействия, подчеркивает его специфику в органическом мире, в мире живой материи, рассматривая жизнь как процесс особого взаимодействия «особым образом организованных тел». Чем выше организация «тел», тем сложнее это взаимодействие. В условиях взаимодействия «тел» живой природы, особенно взаимодействия людей, всегда есть активность обеих сторон, хотя мера ее проявления различна [1]. Эта активность может быть инициальной или реактивной в плане агента действия или, точнее, его субъекта, если осуществляется деятельность. Особенно существенна субъектность для социального взаимодействия людей. С инициальной позиции активность может быть преобразующей или сохраняющей; она может быть созидающей, развивающей или разрушающей. С позиции того, на кого оказывается воздействие, может быть выделена активность принятия или неприятия его, организации ответного воздействия, противостояния нежелательному воздействию или участия в совместном действии. В то же время по инициативе взаимодействия один из агентов действия начинает, инициирует его, другой отвечает на эту инициативу своими действиями. Взаимодействие в форме сотрудничества (противоборство, противостояние, конфликт также формы взаимодействия) предполагает и общение как его идеальную форму. Первое не может быть без второго, тогда как второе может быть без первого, что свидетельствует об их относительной, условной автономии. В современных модернизированных обществах существует целая система социальных институтов - исторически сложившихся устойчивых форм совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных потребностей (экономические, политические, культурные, религиозные и др.).

Т. И. Шамова, А. А. Грицанов, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко рассматривают взаимодействие социальных институтов как устойчивые комплексы формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности, и как относительно устойчивые формы организации социальной жизни, социальной практики, обеспечивающие устойчивость связей и отношений в рамках общества, санкционирующие и поддерживающие их с помощью социальных норм [7].

В своих исследованиях  психологи Б. Ф. Ломов [3], А. М. Матюшкин [4], Я. А.Пономарев [5] и др. отмечают, что в процессе взаимодействия с людьми раскрываются и развиваются индивидуальные возможности, личностное своеобразие, происходит личностное становление человека. Далее, категория взаимодействия выступает одной из основных в концепциях социокультурных институтов. Специалисты отмечают, что взаимодействие социокультурных институтов - это управляемый процесс, который может быть сознательно организован [6]. Он «запускается» благодаря созданию между субъектами различных связей, в совокупности дающих представление о содержании взаимодействия в целом. Организованное взаимодействие в данном случае рассматривается не как самоцель, а как средство, с помощью которого можно наиболее эффективно решить те или иные интеллектуально-общественные задачи.  

Определяя подходы  к моделированию взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования, которые предполагают взаимную заинтересованность,  нами изучена классификация моделей взаимодействия учреждений в исследованиях Л. Н. Лесохиной [2]:

1. Информационно-познавательная социальная деятельность, которая заключается в углублении и расширении знаний учащихся об окружающем мире вообще и о себе как субъекте общецивилизационного процесса школьной и внешкольной деятельности. В рамках данной модели могут развиваться организационные службы: факультативы, кружки, лектории, научно-практические конференции, школьный научный центр, СМИ школы, школьный выставочный зал по изучению истории школы и т.д.

2. Проблемно-аналитическая или дискуссионная деятельность предполагает развитие социальной деятельности в направлении осмысления и анализа реальности, которая включает подготовку, проведение и создание дискуссионного клуба, студий, салонов и т.д.

3. Социально-ролевая модель  включает социальную деятельность, ориентированную на поиски себя в определенной социальной роли, а также на подготовку (интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую) к этой роли. «Сверхзадача этой модели - поиски содержания жизни». Модель ориентирована на допрофессиональную подготовку школьников старших классов.

4. Игровая деятельность или «театр жизни», как разворачивающаяся во времени и пространстве картина человеческих исканий, счастья, радости и горести, ориентирована на проигрывание различных жизненных ситуаций. 

Вышеназванные модели способствуют пониманию школы и ее культурной среды как условия сохранения традиций, открытия новых культурных перспектив, ориентации на взаимодействие с разными культурами, активизацию социокультурного потенциала образовательного учреждения.

Таким образом, психолого-педагогическое взаимодействие проявляется в сотрудничестве как в форме совместной, направленной на достижение общего результата деятельности. Образовательный процесс представляет собой многоплановое и многообразное взаимодействие. Это и собственно учебное или учебно-педагогическое взаимодействие вуза и образовательного учреждения; это взаимодействие преподавателя вуза и учителя между собой; это и межличностное взаимодействие, которое может своеобразно воздействовать на культурно-образовательное взаимодействие.

Основываясь на такой характеристике взаимодействия, как активность всех его участников, схему взаимодействия ВУЗа и школы можно рассматривать как двустороннее субъект-субъектное взаимодействие, где ВУЗ и школа образуют общий совокупный субъект, характеризующийся общностью цели данного взаимодействия. Складывающаяся модель взаимодействия, таким образом, представляет собой многоярусное образование, прочность которого основывается, в частности, на установлении психологического контакта между всеми участниками взаимодействия. Взаимодействие как связь-процесс способствует изменению включенных в него процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя.

Отсюда педагогическое взаимодействие  «ВУЗ и школа» входит в более сложную иерархическую систему взаимодействия в образовательном процессе, который реализуется внутри образовательной системы. В этой системе в тесном взаимодействии находятся такие ее подсистемы, как преподавательские, учительские коллективы, классы, группы, родители. Взаимодействие ВУЗа и школы, формируя систему ценностей, способствует взаимоактивизации, интегрирует положительное влияние на единое образовательное пространство, формирует субъект-субъектное отношение. В рамках нашего исследования считаем необходимым рассмотрение теоретического и методического обоснования обеспечения взаимодействия ВУЗа и школы,  осмысление которого стало бы основанием для разработки моделей взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования.

При разработке моделей взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования учитывались принципы, на которых опирается данное взаимодействие:  

  • Принцип открытости, реализующийся в обеспечении образовательными учреждениями способности выбора своего пути развития.
  • Принцип адаптивности, обеспечивающий гармонизацию взаимоотношений внутри взаимодействующих коллективов, связей образовательных учреждений с социальным окружением.
  • Принцип системности, формирующий способность образовательного учреждения выстраивать собственную образовательную траекторию вне и внутри учреждения.
  • Принцип доступности, ориентированный на ближайшие перспективы развития образовательного учреждения, широкий доступ к образованию учащихся и родителей.
  • Принцип культуросообразности, способствующий максимальному использованию образовательным учреждением культуры той среды, общества, региона, в которой находится образовательное учреждение.
  • Принцип сотрудничества, проявляющийся в создании благоприятных условий для самореализации и развития личности одаренных детей и подростков, организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, диалогичности взаимодействия.
  • Принцип проектности, формирующий умение моделировать собственную деятельность.
  • Принцип рефлексивности, способствующий осмыслению внутреннего движения «Я» одаренного ребенка.

На основе изучения исследований в области взаимодействия субъектов образовательного процесса предлагаем следующие модели взаимодействия образовательных учреждений по сопровождению одаренных детей с учетом их склонностей:

Модель «Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренности у детей и подростков» предполагает выявление одаренности у детей и подростков, изучение индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей и т.д.; оказание психологической консультации детям и подросткам по самопрезентации, самоанализу, самоконтролю, эффективной коммуникации и т.д.; создание психолого-педагогических условий  успешной социализации одаренных детей через реализацию различных проектов.

Модель «Методическое сопровождение формирования и развития профессиональных компетенций учителя по выявлению и развитию одаренности у детей и подростков»  предлагает разработку, реализацию и апробирование учебно-методического комплекса для учителей по выявлению и развитию одаренности у школьников по математическому, физическому, гуманитарному направлениям в аспекте взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования. Реализация данной модели предполагает проведение обучающих семинаров, краткосрочных курсов, мастер-классов, конкурсов для учителей школ, методических олимпиад; организацию научно-методических лабораторий.

Модель «Вуз - Малая Академия - Школа» ориентирована на создание организационно-педагогических условий для системы работы по выявлению, поддержке и развитию одаренности у детей и подростков путем организации интегрированной системы обучения на базе Малых академий при СВФУ в Дальневосточном регионе России по направлениям: математика, физика и гуманитарные науки. Модель направлена на создание условий, способствующих развитию потенциала одаренных детей и подростков по математике, физике и гуманитарным наукам путем организации интегрированной системы обучения на базе творческих мастерских, лабораторий, малых академий и ресурсных центров СВФУ; на разработку проектов взаимодействия учителей и преподавателей по творческому сопровождению развития и поддержки одаренности у детей и подростков, обеспечивающих сетевой характер реализации программ на основе социального партнёрства.

Модель «Педагогическая академия для родителей» направлена на построение оптимальной системы взаимоотношений вуза и семьи в области развития и сопровождения одаренности детей и подростков. Формами взаимодействия являются проведение обучающих семинаров для родителей по раскрытию сущности одаренности детей и подростков; организация совместных летних школ для родителей и детей; функционирование постоянно действующей консалтинговой службы для родителей «Кто он - одаренный ребенок?»; использование возможностей информационно-коммуникационных технологий; создание специализированного портала  «Школа и семья».

Модель «Виртуальный лицей» направлена на создание условий развития и поддержки одаренности у учащихся образовательных учреждений, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях Дальневосточного федерального округа через возможности дистанционных технологий по математическому, физическому,  гуманитарному профилям.

Модель «Сетевое взаимодействие: вуз - общественная организация - школа» обеспечивает условия эффективного взаимодействия университета и школ в области развития и поддержки одаренности у детей и подростков посредством деятельности Ассоциации «Северо-Восточный университетский образовательный округ». Ресурсное обеспечение создания данной системы деятельности Ассоциации предполагается: использование учебно-методических, научно-методических информационных ресурсов, посредством организации:   обучающих семинаров; раздела портала Ассоциации; создание условий для эффективного взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования в области развития и поддержки одаренности у детей и подростков посредством деятельности Ассоциации «Северо-Восточный университетский образовательный округ»; мониторинг эффективности системы взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования в области развития и поддержки одаренности у детей и подростков посредством деятельности общественной организации.

В реализации разработанных моделей особую значимость приобретает взаимодействие вуза и школы, предполагающее следующие научно-практические основания в сопровождении одаренных детей: учебно-методическую и научно-исследовательскую работу с учителями; научное консультирование; научно-методическое обеспечение учебного процесса; апробацию современных образовательных технологий; разработку и апробацию совместных проектов.

Таким образом, моделирование взаимоотношения университета и общеобразовательного учреждения призвано осуществлять полноценное развитие детей и подростков, обеспечивать их самоопределение и самореализацию, стимулировать их интеллектуальную и творческую активность и формировать готовность к участию в инновационных процессах.

Рецензенты:

Данилов Дмитрий Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», г. Якутск.

Корнилова Алла Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной педагогики Педагогического института «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», г. Якутск.