Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TOLERANCE AS A KEY COMPETENCE OF THE EDUCATOR

Bezotechestvo L.M. 1
1 Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia (660041 Krasnoyarsk, Svobodny Prospect, 79) e-mail:[email protected]
The article describes the theoretical premises need to develop teaching of tolerance among students - future teachers in the educational process of the university. This analysis of official documents shows the need for a tolerance as integrative personal qualities of the individual. Reasonable understanding of tolerance as a key competence of teachers to meet the requirements of multifunctionality, nadpredmetnosti and interdisciplinarity. Based on the definition of tolerance as an integrative personal quality formulated certain teaching tolerance - general cultural competence, integrity and the principle of the personal qualities of the teacher, which is the basis of his personal and professional development based on the value for all of the education process, according to which a person, with its own stance, respects and recognizes the right of the other to perceive, think and act differently, sees the value of diversity, and is ready to build cooperation on the basis of other points of view.
pedagogical education
education of student personal qualities
competence approach
pedagogical tolerance
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» поднимаются вопросы перехода Российской Федерации к новой общественной формации, к постиндустриальному обществу, проблемы форсированного увеличения масштабов межкультурного взаимодействия. «Концепция» ставит одной из задач подготовку человека к межкультурному взаимодействию, что определяет особую важность толерантности.

Значимость формирования толерантности как личностного качества дополнительно обозначена в федеральных образовательных государственных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Результаты анализа ФГОС  ВПО по направлению «Образование и Психология» на предмет включенности толерантности как общекультурной компетенции в эти стандарты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Анализ ФГОС ВПО на предмет включенности проблемы толерантности

 

код

направление подготовки

шифр компетенции

бакалавриат

050100

Педагогическое образование

ОК-3, ОК-14

050700

Специальное (дефектологическое) образование

ОК-1

051000

Профессиональное обучение (по отраслям)

ОК-1, ОК-4, ОК-6

050400

Психолого-педагогическое образование

ОК-5

специалитет

050407

Педагогика и психология девиантного поведения

ОК-2, ОК-5

Раскроем содержание таблицы.

В стандарте специальности 050100 общекультурная компетенция ОК-3 - «Способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества»,  общекультурная компетенция ОК-14 - «Готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям». В стандарте 050700 общекультурная компетенция ОК-1 - «Способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, к социальной мобильности».  Выпускник специальности 050400 должен обладать сформированной общекультурной компетенцией ОК-5 - «способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности».  В стандарте специальности 051000 общекультурная компетентность ОК-1 - «осознание культурных ценностей, понимание роли культуры в жизнедеятельности человека», ОК-4 - «понимание истории становления различных типов культур, владение способами освоения и передачи культурного опыта», ОК-6 - «готовность к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений». В стандарте 050407 общекультурная компетентность ОК-2 - «способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия», ОК-4 - «способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию и учету этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности».

Анализ формулировок, приведенных выше, позволяет заключить, что толерантность неразрывно связана с  такими феноменами, как:

1. Когнитивные процессы, в том числе способы освоения и передачи культурного опыта.

2. Понимание ценности различных культур и мирового разнообразия.

3. Формирование самосознания, самоидентификация субъекта.

4. Усиление социальной мобильности, развитие адаптогенных факторов, позволяющих личности интегрироваться в иную социальную среду.

5. Диалог и сотрудничество при взаимодействии субъектов.

Толерантность как личностное качество проявляется не только в знании основных её теоретических положений, но и в соответствующем поведении и мировоззрении, что позволяет рассматривать толерантность как компетентность. Проблема компетентностей и компетенций в настоящее время разработана достаточно подробно, поэтому ограничимся лишь тем, что приведём определения компетентности и компетенции.

Отношение же между компетенцией и компетентностью можно выразить следующим образом: «если компетенция задаёт совокупность взаимосвязанных качеств личности ... для эффективной продуктивной деятельности по отношению к определённому кругу предметов и процессов, то компетентность - это присвоенная компетенция» [4]. В настоящей работе вслед за А. В. Хуторским будем придерживаться мнения, что если компетенция есть некая совокупность требований к результатам образования, то компетентность - это уже состоявшееся личное качество субъекта.

Важным для нас также будет являться вопрос иерархии компетенции, структуры и характерных признаков ключевых компетенций. И. Д. Фрумин определяет следующую иерархию компетенций: ключевые компетенции, обобщенные и прикладные предметные умения, жизненные навыки. В этой классификации под ключевыми понимаются те базовые и надпредметные компетенции, которые могут быть переносимы с одного вида деятельности на другой. К ним относятся: сформированности умений понимания текста, обработки информации, способности осуществлять групповую деятельность.

А. В. Хуторской рассматривает систему компетенций через призму образовательного процесса, так как внутри него они получают своё развитие. Он вводит понятие «образовательная компетенция», которое выделяет определённый тип субъекта, овладевающего компетентностью - ученика. «Образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности» [5].

Предлагается следующая иерархия образовательных компетенций: ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Но, у Хуторского А. В., в отличие от Фрумина И. Д., ключевые метапредметные компетенции выделяются на основе основных целей образования, структуры деятельности ученика и сущности процесса приобретения социального опыта. Исходя из этих предпосылок, ученый относит к ключевым - ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые компетенции и компетенции личностного самосовершенствования.

По мнению авторов монографии [4], ключевая компетенция - «это определяющая компетенция, соответствующая наиболее широкому спектру специфики, т.е. наиболее универсальная по своему характеру и степени применимости». Авторы определяют следующий перечень ключевых компетенций, которыми должна обладать личность для успешной деятельности: общекультурная, интеллектуальная, информационная, коммуникативная, организационная, ценностно-смысловая.

Ключевые компетенции обладают следующими характерными признаками: многофункциональность, надпредметность и междисциплинарность, многомерность [4].

И действительно, толерантность многофункциональна, так как позволяет решать различные проблемы (коммуникативного, самоидентификационного, ценностного характера), надпредметна, так как применима не только в рамках одного предмета или сферы жизнедеятельности и многомерна, потому как имеет сложную структуру, складывающуюся из различных знаний и умений личности.

Исходя из этого, мы можем заключить, что толерантность является не просто компетенцией, а ключевой компетентностью, т.к. полностью отвечает требованию метапредметности и согласуется с основными целями образования, структурой деятельности субъекта и сущностью процесса приобретения социального опыта.

Для выяснения педагогического смысла толерантности как ключевой компетентности вернёмся к анализу ФГОС ВПО по специальности №051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)». Содержание требований к результатам обучения представлено посредством  описания компетенций, делящихся на три большие группы: общекультурные компетенции и профессиональные компетенции, общие для всех и профессионально-специализированные компетенции, отличные для различных отраслей подготовки.

В стандарте мы не находим явного выделения ключевых компетенций, но надпредметный и междисциплинарный характер общекультурных компетенций, возможность их применения не только в рамках отдельной профессиональной деятельности позволяет отнести их к таковым. Неоднократная включенность толерантности (см. таблицу 1) как ключевой компетентности в стандарт педагогического образования позволяет говорить о том, что толерантность является профессионально значимым качеством (ПЗК) педагога,  значительно способствует его профессиональной деятельности.

Толерантность удовлетворяет следующим условиям, на основе которых и выделяют ПЗК:

1. Социальная востребованность толерантности.

2. Содействие толерантности высокой эффективности профессиональной деятельности.

3. Обеспечение гуманистической направленности профессиональной деятельности педагога.

Социальная востребованность толерантности вызвана усилением глобализационных процессов в современном мире. Толерантность как одно из адаптогенных качеств личности выступает здесь в двойственной роли: с одной стороны, служит универсальным инструментом, обеспечивающим бесконфликтную деятельность, с другой, является объектом формирования и развития. С этой дихотомией и связано второе свойство толерантности как профессионально значимого качества: успешно сформировать у учащегося некое личностное качества можно только при развитости этого качества у педагога. Гуманистическая направленность толерантности раскрывается в обеспечении возможности реализовать субъект-субъектные отношения в образовательном процессе, создавать позитивный психологический климат в учебном коллективе.

Понятие педагогической толерантности является видовым по отношению к понятию толерантность. Определимся с дефиницией родового понятия.

Опираясь на принципы и положения деятельностного и личностно-ориентированного подходов, дадим определение толерантности.

Деятельностный подход позволяет нам рассматривать личность как субъекта  деятельности, определяющей развитие человека. Данный подход обеспечивает самостоятельность, активность и индивидуальную свободу субъектов взаимодействия,  что также является важным для организации эффективного формирования толерантности студентов в образовательном процессе вуза. На основе этого подхода в определение включено такое качество личности, как способность «строить взаимодействие».

Личностно-ориентированный подход обуславливает нахождение субъекта в центре любого процесса, позволяет нам рассматривать личность студента как критерий результативности любой деятельности. Цель формирования толерантной личности во многом перекликается с такими целями личностно ориентированного образования, как создание условий для полноценного развития следующих характеристик индивидуума: способность человека к выбору, поиск смысла жизни, формирование образа "Я" посредством самоидентификации и самоопределения, автономность личности и др.  В связи с этим толерантность нами определяется как «интегративное личностное качество субъекта, основанное на ценностном отношении к людям».

Таким образом, толерантность - общекультурная компетентность, интегративное личностное качество субъекта, являющееся основой его личностного развития, основанное на ценностном отношении к людям, в соответствии с которым человек, имея собственную жизненную позицию, уважает и признаёт право другого воспринимать, мыслить и действовать иначе, видит ценность многообразия, а также готов строить взаимодействие на основе других точек зрения.

Педагогическая толерантность выделяется на основе обособления субъектов взаимодействия - участников педагогического процесса.

В научной литературе мы находим различные определения педагогической толерантности.

У Л. А. Заниной, Н. П.Меньшиковой, Н. А. Моревой педагогическая толерантность - это терпимое отношение к участникам образовательного процесса. В контексте же нашего исследования неприемлемо отождествление толерантности и терпимости. Их отличие будем понимать следующим образом: «толерантность - это не только терпимость, воздержание от употребления силы в отношении Другого, признание и уважение не только убеждений и действий других людей, но и уважение и принятие самих «других», основанное на уверенности в себе ...» [3].

Следующая дефиниция не несет достаточного педагогического смысла: педагогическая толерантность - наличие установки на проявление толерантных форм взаимодействия с другими людьми (Е. Ю. Клепцова, О. Б. Нурлигаянова и др.).

Дополним, что толерантное отношение должно распространяться на всех участников образовательного процесса: учителей, учащихся, родителей, администрацию и проч.

А Г. В. Безюлева, М. А. Перепелицына, О. Г. Шаврина, Г. М. Шеламова  применяют в определении педагогической толерантности понятие образовательного процесса: педагогическая толерантность - способность и готовность к сотрудничеству с участниками образовательного процесса на основе понимания, признания и принятия их индивидуальных социально-психологических особенностей. В этом определении для нас ценна универсальность субъектов взаимодействия.

В литературе в настоящее время используется два сходных термина: «педагогическая толерантность» и «толерантность педагога». Некоторые авторы не разделяют эти понятия (С. А. Ляушева, М. А. Перепелицына, О. Г. Шаврина), другие же, напротив, подчеркивают их различия. В нашей работе мы эти дефиниции не разделяем в силу устранения терминологической избыточности. Между тем Т. Ю. Фадеева [6] доказывает, что педагогическая толерантность - это «некая толерантность по отношению к другим педагогам или другим людям с устоявшимися педагогическими взглядами, что отдаляет сущность данного понятия от главного участника образовательного процесса - ребенка, у которого пока не сформированы педагогические воззрения».  А то, что мы понимаем под педагогической толерантностью, в её работах носит название «толерантность педагога». В нашей работе мы не можем согласиться с автором, т.к. под толерантностью понимается интегративное личностное качество, которое не может быть ограничено столь узкими рамками.

С другой стороны, по её мнению, под толерантностью педагога стоит понимать интегративное профессионально важное качество личности, отличное от терпимости, которое предполагает безусловно положительное отношение к участникам образовательного процесса, имеющих отличительные личностные характеристики (темперамент, характер, особенности поведения и пр.) и социальные (национальность, вероисповедание, социальный статус и пр.) признаки.

Положительным в этом определении является признание того, что толерантность - интегративное профессионально важное качество личности, а отрицательным - отсутствие деятельностной основы проявления толерантности. В отличие от него, в следующем определении деятельность присутствует, но, по сути, сведена к самоконтролю: «под толерантностью  педагога  мы  понимаем  внутреннее  качество  его  личности,  проявляющееся  в способности сохранять спокойствие, выдержку и мудрое терпение, контролировать свои эмоции, в умении управлять собой в любых педагогических ситуациях» (Г. А. Лопушнян [2]).

Еще более выделена деятельностная составляющая в понимании проблемы М. Н. Лабиковой [1], у которой даже термин «педагогическая толерантность» претерпел преобразование и звучит как «толерантное поведение учителя».

Синтезируя вышеприведенные определения, будем понимать под  педагогической толерантностью следующее: педагогическая толерантность - общекультурная компетентность, интегративное личностное качество и принцип деятельности педагога, являющееся основой его личностного и профессионального развития, основанное на ценностном отношении ко всем субъектам образовательного процесса,  в соответствии с которым человек, имея собственную жизненную позицию, уважает и признаёт право другого воспринимать, мыслить и действовать иначе, видит ценность многообразия, а также готов строить взаимодействие на основе других точек зрения.

Таким образом, несмотря на то, что педагогическая толерантность является объектом достаточного количества исследований, единодушия даже в вопросе терминологии мы не находим. Выдвинутое нами определение соответствует методологической базе исследования - деятельностному и личностно-ориентированному подходам, содержит  практико-применимые формулировки и не противоречит современной научной мысли. Оно соответствует родовому определению толерантности, дополняет и конкретизирует его. В связи с этим мы находим возможность применения его в дальнейшей работе.

Рецензенты:

Гафурова Наталья Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики профессионального обучения института педагогики, психологии и социологии ФГАОУ ВРО Сибирский федеральный университет, г. Красноярск.

Осипова Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедры «Высшая математика – 3» ФГАОУ ВРО Сибирский федеральный университет, г. Красноярск.