Для эффективной подготовки кадров необходимо наличие высокой мотивации к учебе у студентов при оптимальном функциональном состоянии их организма. Только в этом случае возможно достижение максимального уровня знаний при минимальных потерях психического и физического здоровья студентов. Однако в процессе учебы существуют периоды, отрицательно влияющие на оба эти блока - мотивационный и функциональный. Речь идет об экзаменационных сессиях, которые бывают дважды в год на протяжении 5-6 лет и студенты, переживают при этом значительный эмоциональный стресс [1].
У большинства из них возникает ярко выраженное эмоциональное напряжение, которое оставляет свой след и сохраняется определенное время после экзамена [8]. Эмоциональное напряжение, развивающееся во время экзаменов, во-первых, вызвано актуальной мотивацией, за которой стоят социальные мотивы, в разной степени имеющие место у отдельных студентов - стремление продолжать обучение в вузе, ответственность, престижность и т.д. Во-вторых, ситуация экзамена предполагает исходную неопределенность, которая заключается в неуверенности в получении необходимого результата (сдача экзамена, определенная оценка) [3]. К числу факторов, увеличивающих риск получения нежелательных оценок, относится то, что многие студенты, в силу сложившейся в вузах нетребовательности к текущей успеваемости в учебном семестре, в период экзаменационной сессии в авральном порядке стремятся освоить огромный учебный материал за весьма короткий период, порой ценой пренебрежения к рациональной организации труда и отдыха и нарушения естественного физиологического режима [1].
В благоприятном случае успешной сдачи экзамена отрицательное эмоциональное состояние может перейти в положительное, но даже в этом случае эмоциональная "встряска" не проходит бесследно для функционального состояния организма и здоровья. В драматической ситуации при не сдаче экзамена или неполучении предполагаемой оценки, развивается реакция "рассогласования" и отрицательное эмоциональное состояние усугубляется и затягивается [4].
Оценка экзаменационного стресса специалистами носит неоднозначный характер. С одной стороны, экзамены мобилизуют учащихся на более интенсивную учебную деятельность, выполняют контролирующую функцию, а в случае их успешной сдачи являются фактором, повышающим самооценку, с другой стороны, экзамены могут оказывать негативное влияние на психическое и соматическое здоровье студентов, вызывать страх, беспокойство и другие отрицательные эмоции [7]. Согласно этим данным, студенты жалуются на учащенное сердцебиение перед экзаменами, на нарушение сна в период сессии, отмечалась неконтролируемая мышечная дрожь, при подготовке к экзаменам беспокоят головные боли [6]. Учитывая, что студенты вуза за все время учебы должны сдать около 70 зачетов и более 40 экзаменов, можно сделать заключение о том, что цена желанного диплома для некоторых специалистов может оказаться слишком большой.
Материал и методы исследования
Под наблюдением находились 300 студенток в возрасте 17-20 лет. У них были нарушения менструального цикла корково-гипоталамического происхождения, возникавшие на почве нервного, психического перенапряжения в период экзаменационной сессии. Для выявления эмоционального (экзаменационного) стресса нами было проведено ряд психологических тестов. Эмоциональную тревожность перед экзаменом определяли по методике Г.Ш. Габдреевой и А.О. Прохорова (2004). Для выявления тревожной напряженности применяли личностный опросник Айзенка, адаптированный Панасюком. Для диагностики индивидуально-психологических особенностей студенток использовали личностный опросник Кэттелла, дающий возможность по отдельным факторам определить эмоциональные особенности человека. Для оценки преддиспозиционного эмоционального состояния и ситуативной тревожности использовали тест Ч.Д. Спилберга, адаптированный Ю.Л. Ханиным. Анализ цветных пар по Люшеру позволил нам оценить эмоциональное состояние, напряженность, тревожность у студенток до и после экзамена. Для выявления душевного беспокойства применили методику незаконченных предложений, разработанную Саксом и Леви.
Для оценки менструального цикла (МЦ), зависящего от функционального состояния коры головного мозга и подкорковых образований, проводили анкетирование студенток. По данным анкеты осуществляли анализ состояния МЦ. Диагноз о наличии нарушения ставила врач-гинеколог.
У студенток с нарушенным МЦ измеряли минеральную плотность (МП) костей скелета на костном денситометре фирмы «GE/Lunar» (США) в следующих стандартных точках: поясничном отделе позвоночника, шейках бедренных костей и всем теле. В позвоночнике наряду с МП (г/см2) определяли суммарное содержание минералов в граммах во всем позвонке, а также суммарную величину как в отдельных позвонках, так и в сочетаниях.
Результаты исследования
Методика Г.Ш. Габдреевой и А.О. Прохорова. Наиболее часто на вопросы 1 («Мысли о том, что я не справлюсь, мешают мне сосредоточиться на задании») и 4 («Сдавая экзамен, я уже думаю о последствиях провала»), относящиеся к компоненту - беспокойство - студентки давали ответ «иногда», что составляет 57,8% и 41,5% от числа опрошенных. На вопросы, относящиеся к эмоциональному компоненту (2-й вопрос «Накануне важного экзамена я начинаю паниковать», 3-й вопрос «Я чувствую, как сильно бьется мое сердце, когда я сдаю важный экзамен»), ответы были следующие: 33,8% на 2-ой вопрос ответили «иногда», на 3-ий вопрос 36,6% ответили «часто». Анализ ответов студенток показал, что низкий уровень тревожности был только у одной студентки (0,7%). У основной группы был средний уровень тревожности (98,6%). Высокий уровень экзаменационной тревожности отмечен у единственной студентки (0,7%).
Опросник Айзенка. Нас интересовал фактор - невротизм - свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости и тревожности. Фактор - невротизм указал, что для одних студенток характерна чрезвычайная устойчивость, зрелость и прекрасная адаптированность (потенциальный дискордант - 28,9%; дискордант - 9,9%), а для других - чрезвычайная нервозность, неустойчивость и плохая адаптированность (сверхконкордант - 3,5%; конкордант - 6,3%; потенциальный конкордант - 21,8%). По результатам опроса, большая часть студенток располагается между этими полюсами, ближе к середине, что составляет 29,6% от числа опрошенных. Студенткам, отнесенным по шкале к «интравертам» (1,4%) и «потенциальным интравертам» (11,3%), свойственна эмоциональная неустойчивость, которая выражается в склонности к быстрой смене настроения, беспокойстве, что порождало неустойчивость в стрессовых ситуациях.
Личностный опросник Кэттелла. Нас интересовали только четыре фактора, которые на основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей выделены в блок эмоциональных особенностей: факторы C, О, Н и Q4.
Фактор С - «эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость». Низкий уровень оценки выражался в низкой толерантности по отношению к фрустрации, подверженности чувствам, склонности к лабильности настроения, раздражительности, утомляемости, невротическими симптомами. Результаты проведенного нами опроса показали, что такие данные отмечены у 91,5% студенток. При высоких оценках, таких студенток было 8,5%, была характерна выдержанность, работоспособность и эмоциональная зрелость. Фактор Н - «робость - смелость». Низкая оценка данного фактора отмечена у 89,4% студенток, высокий уровень - 10,6%. Студенткам с низкой оценкой была свойственна застенчивость, неуверенность в своих силах, робость, повышенная чувствительность к угрозе. При высоких оценках отмечена смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами. Фактор О - «уверенность в себе - тревожность». У 76,1% студенток были низкие оценки, свидетельствовавшие о спокойствии, уверенности в себе и безмятежности. Высокие оценки (их было 23,9%) говорили о свойственной студенткам тревожности, депрессивности, впечатлительности. Фактор Q4 - «расслабленность - напряженность». При низких оценках студенткам (65,5%) была присуща расслабленность, спокойствие, излишняя удовлетворенность и невозмутимость. Высокая оценка (у 34,5%) свидетельствовала о напряженности, фрустрированности, взвинченности, наличии возбуждения и беспокойства.
Тест Ч.Д. Спилберга-Ханина. Анализ результатов тестирования тревожности показал, что высокий уровень ситуационной тревожности отмечен у 19,6% студенток, для них характерно было напряжение, беспокойство и нервозность. Высокий уровень личностной тревожности наблюдался у 33,6% студенток.
Тест Люшера. Перед экзаменом у 14,4% студенток по результатам 1-ой функциональной группы (выбранные цвета 1-й и 2-й), было спокойное состояние и положительный настрой на экзамен. У остальных студенток (85,6%) наблюдалось разной степени выраженности эмоциональное возбуждение. Так по данным 4-ой функциональной группы (7-ой и 8-ой выбранные цвета), эмоциональное возбуждение отмечено у всех студенток, а стрессовое или близкое к стрессовому состояние - у 38,1%.
Тестирование после экзамена дало следующие результаты. Увеличился процент студенток с положительным настроением (18,6%), снизилось их число с сильным возбуждением и негативным состоянием (соответственно 12,3% и 26,8%). Проанализировав 4-ую функциональную группу (отношение цветов в 7-ой и 8-ой позициях) после экзамена, отмечено возрастание числа студенток с негативным (21,6%) и стрессовым (52,6%) состоянием.
Методика «Незаконченных предложений». Нас интересовали ответы на незаконченные предложения, связанные с негативным переживанием, страхами и опасениями. Они были разделены на категории: 1) страхи и опасения не связанные с учебой в институте (80% опрошенных студенток); 2) переживания и опасения связанные с учебой в институте (20% опрошенных студенток). Варианты ответов во второй категории - опасение не сдать какой-либо экзамен или зачет.
Таким образом, для студенток, на которых проводились наблюдения, характерен средний уровень тревожности. Большей части студенток была свойственна эмоциональная неустойчивость, которая выражалась в склонности к быстрой смене настроения, беспокойстве, что порождает неустойчивость в стрессовых ситуациях.
Функциональные нарушения менструального цикла. По анкетному опросу изменения сводились к нарушению ритма наступления менструаций, их продолжительности и изменению количества выделяющейся крови.
Нарушения ритма проявлялись в том, что менструации становились частыми - меньше 21 дня (пройоменорея) или, наоборот, редкими - от 35 дней и до 3-х месяцев (опсоменорея). Отмечены также менструации с частотой одна в 2-3 месяца (олигоменорея). Изредка встречались менструации один раз в 6-12 месяцев (станоменорея). Такие состояние очень близки к аменорее вторичной (отсутствие менструации более 6 месяцев).
Изменение продолжительности менструации сводилось к удлинению времени ее более чем на 6-8 дней (полименорея), свыше 12 дней (меноррагия). Отмечены и короткие менструации (от нескольких часов до 1-2 дней) при ритме одна в 2-3 месяца (олигоменорея).
По количеству выделившейся крови при нормальной цикличности отклонения были такими: большее, чем обычно (гиперменорея), скудное - менее 50 мл (гипоменорея), скудное и короткая менструация (олигогипоменорея), скудное, короткая с промежутками более 35 дней (опсоолигоменорея). Сочетание "гипоопсоолигоменорея" носит название гипоменструальный синдром.
Умственное перенапряжение - наиболее распространенный фактор, приводящий к стрессу. В коре головного мозга формируется очаг стойкого возбуждения, в результате чего появлялись бессонница, снижение аппетита, происходили сдвиги в функционировании желудочно-кишечного тракта, менялась концентрация гастрина и инсулина [2]. Нами наблюдались девушки, у которых нарушения менструального цикла были корково-гипоталамического происхождения и возникали на почве нервного, психического перенапряжения в период экзаменационной сессии. Изменения в коре вызывали сдвиги в лимбической системе, поэтому снижалась продукция кортиколиберинов, а передняя доля гипофиза продуцировала меньшее количество гонадотропинов. В силу этого у 24,9% студенток отмечены изменения, которые сводились к нарушению ритма, продолжительности менструации и количеству выделявшейся крови. Преимущественно замедлялась ритмичность менструаций, преобладала пройоменорея. Отмечались и другие нарушения - полименорея, гиперменорея и гипоменорея.
Количество минеральных веществ во всем скелете. Установили, что есть такие отклонения в менструальном цикле (МЦ), при которых масса минеральных веществ в скелете не изменена. Это - пройоменорея, гипоменорея и полименорея. Минимальный дефицит минералов (ДМ) - 6% при гиперменорее. Далее следуют расстройства с нарастающим дефицитом минералов: опсоменорея (-21%), станоменорея (-28%).
МП поясничного отдела позвоночника. Отсутствовали изменения МП при пройоменорее, гипоменорее и полименорее. Минимальный дефицит минералов (ДМ) -5% при гиперменорее. Более существенные изменения, чем во всем теле, обнаружены при опсоменорее (-29%) и станоменорея (-34%). Обусловлено это тем, что в позвоночнике преимущественно трабекулярная ткань.
МП шеек бедренных костей. Здесь изменения минимальные и выявляются только при опсоменорее (-7%) и станоменорее (-10%), что обусловлено наличием здесь преимущественно компактной кости. При опсоменорее МП шейки бедренной кости изменялась не столь существенно по сравнению с поясничным отделом позвоночника.
МП диафиза. В проксимальной его трети при полименорее снижение минералов составило - 5%, такая же величина при гиперменорее. При опсоменорее ДМ - 12%, станоменорее -18%. Эти исследования показали, что при длительных нарушениях МЦ деминерализация может происходить не только в трабекулярной, но и в компактной кости.
Обсуждение результатов
Под влиянием экзаменационного стрессов коре головного мозга функционировал очаг стойкого возбуждения, приводивший к торможению в гипоталамусе и, как следствие, уменьшению продукции нейрогормонов и гонадотропинов. Снижалось образование половых гормонов, которые удерживают минеральные вещества в кости. МЦ нередко нарушался и менструации отсутствовали в течение 1,5-2 месяцев, иногда больше.
Длительное время сниженная концентрация половых гормонов приводила к нарушению МЦ и деминерализации скелета. Наиболее четко она проявлялась в трабекулярной ткани (позвоночник, большой вертел), где активно протекают обменные процессы. Изменялась не только МП, но и уменьшался синтез белка, увеличивалось выведение азота из организма. Снижалось воздействие эстрогенов на белковую матрицу кости, ослаблялся обмен веществ и функциональное состояние остеогенных клеток костного мозга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- 1. Агаджанян Н.А., Дегтярев В.П., Русанова А.З. Здоровье студентов. М.: РУДН, 1997. 148 с.
- 2. Бегимбетова Н.Б., Дудич С.Е., Свешников А.А. // Гений ортопедии. 2006. № 4. С. 75.
- 3. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1997.
- 4. Судаков К.В. // Пат. физиол. 1992. № 4. С. 86.
- 5. Умрюхин Е.А., Быкова Е.В., Климина Н.В. // Физиология человека. 1996. Т.22. № 2. С. 108.
- 6. Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. // Здравоохранение РФ. 2001. № 4. С. 38.
- 7. Щербатых, Ю.В. // Прикладные информационные аспекты медицины - Воронеж. 1999. Т.2. № 1. С. 59.
- 8. Юматов Е.А., Кузьменко В.А. // Физиология человека. 2001. Т. 27. № 2. С.104.