Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TO THE PROBLEM OF DEFINING SELF-DEPENDENCE AS A SCIENTIFIC TERM OF PSYCHOLOGY: PSYCHOLINGUISTIC ASPECT

Chebrovskaya S.V. 1
1 Amur Humanitarian and Pedagogical State University
The article is devoted to the study of psycholinguistic aspects of defining self-dependence as a scientific term of psychology. The basic attention is paid to the disclosure of semantic value of a self-dependence descriptor, to social and psychological maintenance of the self-dependence phenomenon, the possibility of its studying as the phenomenon having two-componental semantic structure including social-personal and individual-functional semantic centers. The psycholinguistic approach allows to comprehend self-dependence psychology more completely. On the one hand it is characterized by diverse states of mind which are shown in behavior and in purposeful actions, on the other hand it appears in personality connections and relations in society. As a whole the general semantic basis of the psycholinguistic and psychological self-dependence content is made of its understanding as internal potential of the subject while making a choice and being responsible for it.
semantic field
phenomenon
quality
subject
self-dependence
Развитие российского общества сознательно культивирует фундаментальную человеческую способность - самостоятельно строить собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом. Самостоятельность приобрела особую ценность и выдвинута главным личностным качеством.

Однако, став явлением широкого общественного диапазона, а в научно-публицистической литературе - одним из самых употребляемых слов, термин «самостоятельность» используется не столько рабочим понятием, сколько оценочным суждением. Не являясь предметом специального изучения, категория самостоятельности слабо разработана, что порождает теоретическую нечеткость и путаницу, встречающуюся в научных трудах по психологии и педагогике. Самостоятельность называют чертой характера, выдвигают ведущей детерминантой личностного развития, представляют интегрированным свойством личности, связанным с активной работой многих составляющих: инициативой, критичностью, ответственностью, цельным мировоззрением, адекватной самооценкой и прочим [9]. Решению проблемы понимания самостоятельности, на наш взгляд, поможет знакомство с психолингвистическими аспектами выдвигаемого феномена. Такой подход позволяет проникнуть в смысловое значение термина и точнее сформулировать его психологическое содержание. Он раскрывает значение слова как обобщенной в сознании субъекта идеальной модели объекта. В модели зафиксированы существенные свойства изучаемого объекта, выделенные в совокупной общественной деятельности. Психолингвистический подход показывает внутренний потенциал термина, утверждает в правомочности отнесения феномена самостоятельности к миру психических явлений.

Целью работы явился поиск психологических аспектов в психолингвистическом формате лексической единицы «самостоятельность». Основным методом исследования послужил метод понимания. Конкретными методами исследования избраны сравнительно-исторический метод лингвистики и индуктивный метод класса теоретических методов психологии (обобщение факторов, восхождение от частного к общему). Ранее мы знакомили научную общественность с результатами этимологического анализа [10, с. 183-187], в настоящей статье раскроем результаты последующего изучения.

Для понимания значения слова «самостоятельность» анализу были подвергнуты его смысловые центры (мотивирующие части) -сам- и -стой-. Опорная (базовая) часть - корень -стой- - принадлежит глаголу стоять. Историческое значение данного слова толкуется как «пребывать (находиться, держаться) на ногах», «не двигаться, не сходить с места». Исходное значение подчиненной корневой части -сам-, выполняющей функцию конкретизатора действия, выраженного опорным компонентом, соответствует значению слов, образованных от слова сам. Исторически слово «сам» толковалось в значениях «хозяин», «без чьего-либо вмешательства или помощи (неси свой крест)», «представленный собственной персоной», «истинный», «подлинный», «настоящий», «тот именно», «один».

Наличие суффикса -тельн усиливает значение: «совершающий какое-либо действие», «связанный с каким-либо действием» - в нашем случае с действием стояния, упора. В то же время исторически суффикс прилагательного -тельн образован в результате слияния суффикса -тель с суффиксом -н. Суффикс -тель обозначает лицо по действию и образует отглагольные существительные (другими словами, существительные по действию). Суффикс -ость показывает принадлежность слова к лексике книжной, нейтральной стилистической окраски. Это говорит о том, что слово «самостоятельность» - культурное (литературное) слово.

Появление слова «самостоятельность» следует относить к периоду начала 30-х годов XIX века. Активно же использоваться оно стало к середине девятнадцатого столетия. В истории русского языка этот период является эпохой, когда в силу как внешних, так и внутренних причин интенсивно происходило образование новых слов, и лексическая система языка включила в себя большое число неологизмов. Это связано с развитием активного, деятельного начала в жизни общественной, а также с особым вниманием к проявлениям духовных процессов, протекающих в отдельной личности. Среди сложных лексических новообразований обширный ряд составили слова с первой местоименной частью сам(о)-. К этому периоду прочно укрепились и получили терминологическую определенность знакомые нам сегодня «самовоспитание», «самодеятельность», «самообразование», «самоопределение», «самооценка», «саморазвитие», «самосознание», «самопознание», «самоуправление» и подобные. Представленный класс слов по преимуществу характеризует либо внутреннее состояние лица, процессы сознания, направленные на самого себя (самосознание, самооценка), либо те или иные стороны и явления общественной жизни, связанные с активной деятельностью лиц (самодеятельность, самообразование, самоуправление).

Кроме того, с 30-х гг. XIX века появился обширнейший ряд существительных женского рода на -ость, выражающих отвлеченное значение качества или свойства и связанных с обозначением понятий, относящихся к области политической и идейной жизни. Среди них существительные на -ость, образованные от качественных прилагательных, от которых они ранее не образовывались. Например, стоячесть [6]. Другими словами, значения ряда прилагательных обогащались новыми оттенками, относящими их к миру психических и социальных явлений. Что касается авторства образования слова «самостоятельность», то это скорее плод группового или кружкового словотворчества. Писатели того исторического периода, а вместе с ними вдохновители идейной борьбы, свободно образовывали слова по известному уже типу и образцу, если они им были необходимы (образцами слов с первой корневой местоименной частью сам(о), как и существительными с суффиксом -ость, русский литературный язык к этому времени уже обладал).

Развитие теории русского языка привело к дифференциации слов с первой местоименной частью сам(о)- и образованию определенных типов и разрядов слов, объединенных одним общим, абстрактно-грамматическим значением. Пределом конкретизации явилось принципиальное различие между генетически проецируемой и исторически ощущаемой связью слов, то есть выяснение предела членимости слова. Гнездом слов при такой конкретизации являются не вообще все слова, исторически связанные единством происхождения (как, например, у В.И. Даля: «сам, самость, сáмиться, самобытный, самостоятельный...») [1], а лишь те, у которых эти связи остаются открытыми, осознаваемыми. Так, слова, считающиеся родственными (одногнездными) у В. Даля, перераспределились в отдельные группы слов. Например, одно гнездо составили слово «сам» и его производные: «самость», «самоанализ», «самобытный», «самовластный», «самовольный», «самодвижение», «самодельный», «самообразование», «саморегулирование», «самостановление», «самоуправный» и др. В другое гнездо вошли слово «самодеятельный» и исходные от него: «самодеятельно» и «самодеятельность». Отдельное гнездо представляют слова «самостоятельный», «самостоятельно», «самостоятельность» [7, с. 67-71]. Принципиальное отличие этих гнезд заключается в том, что первым словообразовательным компонентом в первых двух примерах является компонент -само-, который означает либо направленность чего-нибудь на самого себя, либо совершение чего-нибудь непроизвольно, автоматически. Корневой же компонент -сам- указывает на лицо, характеризует личностное начало какой-нибудь деятельности, усиливает отношения лиц. Другими словами, феномен самостоятельности исключает возможность непроизвольных автоматических действий или действий, направленных на самое себя.

Кроме того, осмысление значения слова убеждает в существовании определенной связи самостоятельности с обязательностью согласования человеком своих действий с существующими законами, правилами, порядком, с желаниями и возможностями окружающих людей. Другими словами, самостоятельность - это добровольное подчинение своих действий принятым правилам и нормам. В то же время это достаточно профессиональные действия, предполагающие предварительное учение, иначе изменяется смысл понятия. Прийти к такому заключению обязывает нас наличие в русской лексике слов, обозначающих указанные явления. Например: поступающий по своей воле, помимо общеустановленных законов, называется самоуправным; поступать наперекор установленному порядку, закону, по своей воле именуется самовольностью; самодельный, самоделковый, самодельщина - своя, неискусная, вообще не ученая работа, сделанная не мастером, а самоучкой; самоуверенность - самонадеянность, сильное себе одному доверие, опрометчивость (по В. Далю).

Исторически первый словарь, поместивший слово «самостоятельность» (1847) определяет его значение очень кратко и в самом общем смысле, как-то: самостоятельность - качество самостоятельного [4, с. 90]. Это значение недостаточно специализировано для выражения понятия, не раскрывает всего его объема и определяющих признаков. Оно еще контекстуально зависимо. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова (1940) показывает уже разностороннее семантическое развитие термина, как-то: самостоятельность - 1) отвлеченное существительное к самостоятельный; 2) независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи; 3) способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительностью [8]. Современность внесла более глубокие изменения в семантическое членение слова. Сегодня слово «самостоятельность» входит в лексику так называемого основного фонда (обычные, привычные слова), подвергшуюся актуализации. В данном случае под актуализацией понимается расширение сочетаемости и изменение значения в связи с идеологической переориентацией. Так, в Толковом словаре русского языка начала XXI века слово «самостоятельность» приведено с принципиально иным смысловым толкованием. Значение этого слова раскрывает следующее определение: возможность принимать решения по организационным вопросам без указаний вышестоящих организаций, центра [5, с. 881].

Дальнейшее достижение лексического развития слова «самостоятельность» укрепляет применение его как в качестве отдельного понятия (смысловой доминанты, дескриптора), так и в текстах дефиниций (словарных статьях), раскрывающих тот или иной термин. Анализ показал, что словарные статьи, в которых использовано слово «самостоятельность», а также дескрипторы (понятия), имеющие с этим словом общие семантические множители, составляют семантическую область для понимания самостоятельности. В семантическую область, кроме слова «самостоятельность», входят слова «автономия», «активность», «абсолютный», «единица», «индивидуальный», «инициатива», «качество», «личность», «независимый», «особенность», «свобода», «субъект» и др. Все эти термины помогают понять психологические аспекты феномена самостоятельности.

Внимание ученых к духовным процессам личности и к ее активности в жизни общественной обусловило членение семантической области слова «самостоятельность» на два направления. Одно из них составила группа слов, характеризующих многообразные душевные состояния и их проявление в поведении, в целенаправленных действиях. Другое направление - группа слов, описывающих связи и отношения личности в социуме, причем порой скрытые от непосредственного наблюдения, но имеющие причинно-следственный характер. В каждом из направлений сформировалось отдельное толкование слова «самостоятельность». В первом случае самостоятельность определяется как решительность, способность проявить собственную инициативу; во втором - отсутствие связи с кем-чем-нибудь, независимость от кого-чего-нибудь [2, с. 163, 256]. Как видно из приведенных определений, феномен самостоятельности заключается в способности человека к решительному проявлению собственной инициативы при отсутствии связи с кем-либо и независимо от чего-либо.

О двойной семантике слова «самостоятельность» позволяет утверждать и его словообразовательный состав. Напомним, словообразование предлагает рассматривать слово «самостоятельность» с двумя корневыми семантическими центрами: стой и сам. От того, какой из них будет принят исследователем за опорный компонент, зависит и смысловое толкование термина. Так, например, принимая в качестве опорного компонент «сам» (в исконном толковании «один», «хозяин», «без чьего-либо вмешательства или помощи»), выходим на значение слова «самостоятельность» с семантической доминантой «связанность, отношения». В этом случае слово входит в группу слов, обозначающих «изолированность, автономность», и толкуется как отсутствие связи с кем-чем-нибудь, независимость от кого-чего-нибудь. Если же в качестве опорного компонента принять слово «стоять» (исконно «пребывать, находиться, держаться на ногах», «не двигаться, не сходить с места», «стоячий, стать, встать, становлюсь, стою, стоячесть»), то в этом случае выходим на значение, связанное с описанием черт характера, склада личности и их проявлений в деятельности и в поведении. Здесь слово «самостоятельность» принадлежит лексико-семантическому ряду «мужество, решимость, твердость, выдержка, удаль». В этом случае оно определяется как решительность, способность проявить собственную инициативу [там же]. Буквальное сложение корневых основ -сам- и -стой- позволяет толковать самостоятельность как «хозяин в своих действиях на столько, на сколько может (умеет) один сделать дело».

В свою очередь, семантика каждого из опорных центров «сам» и «стоять» также не однозначна. Например, смысловая нагрузка слова «стоять» позволяет понимать его, с одной стороны, как нечто локально зафиксированное, уже завершенное действие (стоячий, стать, стою, стоячесть), с другой - как действие еще не законченное (вставать, вступать, являться, становиться). Осмысление этого факта приводит к выводу, во-первых, о возможности рассмотрения самостоятельности как статичного явления - назовем такую самостоятельность актуальной, уже сформированной; во-вторых, есть основание допустить в понимании самостоятельности потенциальную способность к изменению, развитию, а, следовательно, ожидать от человека произведения нового неожиданного продукта. Значение слова «сам» указывает, с одной стороны, на субъектность исполнителя (хозяин, действователь по своему усмотрению), что проявляется свободой в выборе целей, средств, действий и прочего. С другой стороны, этот «действователь» ограничен субъективными знаниями и умениями, поскольку действует в одиночку (без чьей-либо помощи и вмешательства).

Семантический анализ материалов лексикографических пособий позволил получить совокупность слов, составляющих словарную статью к дескриптору «самостоятельность». Эту совокупность слов назовем семантическим полем изучаемого термина. Другими словами, семантическое поле - это множество лексических единиц, раскрывающих смысловую суть изучаемого термина. Анализ семантического поля - предмет отдельного исследования, которое нам еще предстоит сделать. Здесь же отметим, что в семантическое поле наряду с указанными словами входит и ряд синонимов к термину. Синонимический ряд начинается доминантой - стилистически нейтральным словом, определяющим значение. Доминанта имеет одинаковую сочетаемость со всеми членами ряда, способна их замещать во всех случаях. Члены же ряда уточняют, расширяют ее семантическую структуру, дополняют оценочным значением. Синонимический ряд к слову «самостоятельный» составляют слова независимый, свободный, беспричинный, самопроизвольный, самобытный, оригинальный, абсолютный [3, С. 395]. Именно они в первом приближении раскрывают смысловое значение понятия самостоятельный. Как видим из последовательности слов в ряду, определяющее значение закреплено за словом «независимый» - это слово раскрывает суть значения самостоятельный. Остальные слова показывают смысловые оттенки его семантической структуры. Пара самостоятельность-независимость - полные синонимы, представляющие основу одного и того же понятия.

Кроме того, материалы словаря показывают, что лексическая единица «независимость» является членом и иных синонимических групп. На основании тождественности синонимов самостоятельность и независимость в семантическое поле самостоятельность входят лексические единицы «автономия», «воля», «сам себе голова (или хозяин, господин)», «самопроизвольность», «самоуправление», «свобода», «своеобразие», «стоять на своих (или собственных) ногах», «суверенность». Другими словами, руководствуясь выводом о совпадении по значению и стилистической нейтральности по отношению друг к другу слов «независимость» - «самостоятельность», можно считать, что независимость является необходимой и достаточной характеристикой самостоятельности. Все остальные лексические единицы синонимических рядов показывают аспекты самостоятельности.

С точки зрения антонимии «схватить» полярные проявления лексической единицы «самостоятельность» оказалось не просто. Границы родового понятия у нее точно не определены, размыты. Это не помогает определению смыслового значения, но подтверждает предположение о наличии довольно обширного семантического поля.

Подведем некоторые итоги. Самостоятельность - культурное явление с широким психологическим содержанием. В смысловом значении этого слова обнаружены характеристики внутреннего состояния лица, духовных процессов сознания отдельной личности, активности деятельности, особенностей отношений. В ней находят отражение такие психологические характеристики, как действование (все глагольные смысловые формы), функциональность (процессуальность), персоноориентированность («Я»), личностность (наличие самосознания, осознанности, неподражательности), социальность (один, без помощи, независимо), просматривается роль мышления и воли.

Самостоятельность входит в структуру личности и, одновременно, имеет свою собственную структуру. К изучению самостоятельности следует подходить как к явлению с двухкомпонентным смысловым строением, включающим в себя деятельностно-личностный и индивидуально-социальный центры. От того, какой из них будет подвергнут изучению, зависит и смысловое толкование феномена. Однако ядром самостоятельности является ее деятельностная составляющая - некая стоячесть, стоятельность - уровень освоенности и реализации ведущих деятельностей, уровень актуальной самостоятельности. Этот компонент окрашен личностными особенностями и характеризует черты характера, душевные состояния, свойства личности, знания и умения в тех или иных действиях. Другой компонент указывает на социальность стояния, на зависимость в стоянии от окружающей действительности, описывает связи и отношения субъекта в социуме, возможность перспективного развития первого. Здесь просматривается своего рода степень свободы действующего субъекта (от ситуации, от своего субъективного опыта, от мнения других и пр.). Изучение этого компонента позволяет установить потенциальную траекторию отклонения субъекта от общепринятого образца, умение проявить и реализовать свои базовые характеристики в социуме, готовность к усложнению жизненных ситуаций.

В целом общую смысловую основу психологического содержания самостоятельности составляет понимание ее как внутреннего потенциала субъекта при совершении им выбора и несении ответственности за него. Самостоятельность есть выражение персональной настоятельности особой силы.

Рецензенты:

Подымов Н.А., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия», г. Москва.

Невструева Т.Х. доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», г. Хабаровск.

Бузуев О.А., доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и литературы ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», г. Комсомольск-на-Амуре.