Н.Ю. Шведова в локативных словоформах, занимающих позицию предицируемого компонента, видит обстоятельственные детерминанты - особые второстепенные члены предложения, которые относятся «ко всему составу предложения и не связаны ни с каким отдельным его членом» [2, с. 367].
В свете учения о детерминации номинативные предложения, имеющие в своей структуре локализатор и посессор, принято называть расчлененными ввиду возникновения в них двучленных отношений [3, с. 46.]. Расчлененные номинативные предложения имеют в своей структуре детерминирующий второстепенный член, который поясняет, конкретизирует, уточняет отвлеченное бытийное значение главного члена. Эта точка зрения представлена в «Русской грамматике» [2, с. 369].
Наличие детерминирующих второстепенных членов является существенным для структуры номинативного предложения. В отличие от членов, образующих с главным членом словосочетание, они не распространяют имя существительное как лексико-грамматическую единицу, а представляют собой структурный элемент предложения, помогающий выразить существенные элементы содержания (ср.: Глубокая тишина - Кругом глубокая тишина) [5, с. 7]. Обстоятельственные детерминанты сообщают о наличии в определенном месте предмета или состояния, действия, признака: Бесхозное помещение рядом с бывшей панской кузницей. Бесследно исчезло за пару лет. На его месте только заросли крапивы (В. Липкевич).
Среди номинативных предложений расчлененной структуры выделяются предложения с обстоятельственными детерминантами: В окне небо, на склонах гор леса, белеют скальные выступы, похожие на грубо вплетенные облака, вызревающие из земли (О. Ермаков). Особая интонация - пауза между номинативным предложением и детерминирующим второстепенным членом - подчеркивает некую обособленность и самостоятельность детерминанта, независимость от главного члена и отнесенность ко всей остальной части предложения, нераспространенного или имеющего в своем составе второстепенные члены с присловной зависимостью: У ограды дети. У дома небольшая толпа.
Обстоятельственный детерминант с пространственным значением описывает фон, на котором одновременно может иметь место ситуация речи. На первый взгляд, речь идет только о ситуациях, связанных с действием (предикат выражен глаголом), однако возможны предложения с обстоятельственными детерминантами, выражающими бытийность как категориальный признак (с предикатом - именем существительным): Слева от меня, над погребом и летней кухней, за нашим забором липа. Она стоит, тоже у дороги, но проселочной, размытой дождями и разбитой коровами (В. Липкевич). Имя существительное в этом отрывке приобретает значение локализованного во времени и пространстве предмета. Этому способствует употребление в данном контексте детерминирующего обстоятельства, характеризующего место и указывающего на локализацию предмета речи.
Среди фоновых детерминантов с пространственным значением в номинативных предложениях выделяется множество семантических типов, определяющих местонахождение субъекта [1, с. 7]. Чаще всего встречаются детерминирующие локальные обстоятельства, обозначающие направление, констатирующее:
а) общее направление: Вышел в коридор. Оглянулся. Навстречу девушка (О. Ермаков);
б) исходный пункт: Совершенно точно, что в этом кружке не было звёзд, он был как чёрный монолит. И откуда в таком небе ветер? (Т. Соколова).
Детерминирующие обстоятельства обстановки могут указывать на сопутствующее явление: Того не понимала, что вернется он не общипанным петухом, а павлином, потому что в санатории на мужиков спрос (Н. Горланова). В данном примере легко провести параллель между основным действием (что она думала?) и добавочным (где на мужиков спрос?). Сопутствующая характеристика, выражаемая в речи обстоятельственным детерминантом, угадывает иной для понимания реципиента план изложения, подсказывает читателю действия, не соотносимые с широтой восприятия основного значения.
Детерминант соотносится с основой номинативного предложения, в котором главный член может быть выражен как конкретно-предметными существительными (народ, деньги): На площади народ. В кармане три рубля.), так и отвлеченными, в частности отглагольными формами (топот, рев): С девятого этажа гостиницы Россия вид на закипающий щавельный суп, прокисший от долгого стояния в холодильнике. Выезжал из столицы под осенний дождик, а здесь райское наслаждение и даже еще чуть-чуть (А. Азольский).
Возможна ситуация, когда детерминант распространяет одновременно несколько однородных компонентов с союзной или бессоюзной связью: А еще // у нас // в шестнадцатом // норковые шубы и облезлые винтовые лестницы, в прорезь которых не пролезают чемоданы (К. Щербино). Номинативное предложение может иметь целый комплекс детерминантов: в этом случае в предложении выступает детерминирующая группа: Вечером/ за рекой/ прохлада и сырость. Сегодня // на площади // митинг и т.д. Причем детерминанты не образуют словосочетания не только с главным членом, но и друг с другом. Идентификация ситуации может усиливаться указательными местоимениями, служащими для конкретизации детерминантов: Опьяненный открытием «победитель» долго и торжествующе орал на жену, да так, что та слегла с гипертоническим кризисом... Такой вот «хэппи-энд» для милой рождественской истории (И. Савельев).
Наряду с единицами, содержащими обстоятельственные детерминанты, существуют предложения с субъектной детерминацией, например: У меня насморк; У нее коса до пояса; У него драматичная история. Спасаясь от погромов, бежал из России, поселился в Париже, бедствовал, был значительным художником (О. Ермаков). У меня хорошая память, в том числе и на тарабарские слова. Я запомнил название улочки, где дремала кожаная лавка (Г. Давыдов).
Субъектные номинативные предложения, т.е. такие, в которые в качестве объектов вовлечены люди - участники событий, описанных в номинативном предложении, также способны выступать в качестве локализатора. В таких высказываниях главным образом речь идет о ближайшей предметной сфере человека: о его состоянии, о том, во что он одет, что у него в руках и т.д. Если в предикате заключено состояние лица, то конструктивно необходимым оказывается субъектный детерминант, а в употреблении пространственного нет необходимости.
Виды субъектной детерминации весьма разнообразны, поскольку их функцией является сообщение о внутреннем или внешнем состоянии субъекта: В голове пелена. Слабость. Пытался закричать, позвать санитаров - потерял сознание (Ю. Буйда). Часто они обозначают того, кто испытывает состояние, от кого исходит или кем порождается та или иная ситуация: Под тополем пьют водку легкораненые. У них безумные глаза и почерневшие лица (А. Бабченко).
Иногда встречаются и субъектно-пространственные детерминанты, сообщающие о действии и его носителе: Крайний, совсем на отшибе, домишко Нади Гореловой - одинокой пенсионерки. У нее, как и у всех, работа: огород, картошка, кур десяток, которых лисицы проклятые что ни год половинят, четыре козы да козел - одним словом, домашность, без которой не проживешь (Б. Екимов).
С основами отглагольных существительных сочетаются преимущественно детерминанты со значением субъекта внутреннего или внешнего состояния: Лидка загадочно улыбается, щурится и выставляет вперед одну ногу. Севка с удовольствием ее оглядывает. Видимо, у них такая игра (В. Найдин). Роль субъектного распространителя в таких предложениях значительна с точки зрения выделения элементов предикатно-актантной структуры. Это единственный субъект, наличие которого в роли главного члена номинативного предложения доказывает тезис о квалификации этого главного члена с субъектным детерминантом как сказуемого. Сравнить: У них такая игра - Они играют.
Субъектный детерминант со значением совместности действия сочетается с основами, представленными количественно-именным сочетанием: Сегодня меня провожали до дому незнакомцы. Я шла по улице, а за мной два мальчугана. Я наверняка казалась им взрослой тетей (К. Щербино).
Субъектные детерминанты со значением множественного субъекта сочетаются с конкретно-предметными и личными существительными в качестве главного члена номинативного предложения: Не хотите чаю? У меня конфеты «Ассорти». Вишня в коньяке. Раньше такие не достать, а сейчас, пожалуйста, были бы деньги (Е. Долгопят).
Значение субъектного детерминанта в номинативном предложении может быть осложнено добавочным обстоятельственным значением: Гости - их ровесники. Красивыми парами - кто чинно, кто хохоча - они входят в этот сказочный терем. В руках / у них цветы, яркие свертки. Я начинаю догадываться, что праздник устроен в честь последнего класса (М. Палей). Обстоятельственный детерминант вносит в предложение дополнительный смысл, необходимый для конкретизации (где именно цветы? - в руках).
Объектные детерминанты в номинативном предложении встречаются не столь широко, как субъектные. Однако можно выделить несколько семантических групп, выражающих семантический объект. Для номинативного предложения таким объектом служит тот:
- на кого, что направлено действие: Жуть. Тихая, переливчатая жуть тебе снилась. Шахматная доска, а на ней маленькие змейки в виде фигур (С. Соловьев);
- к кому, чему обращено состояние, отношение или ситуация: Рот в немом крике. Да, только бы дыханьем себя не выдать (И. Савелье);
- в чем выражено то или иное состояние, действие: Из-за деревьев бежали какие-то люди. Свои? Чужие? В голове пелена. Слабость. Пытался закричать, позвать санитаров - потерял сознание (Ю. Буйда).
Субъектно-объектные детерминанты, так же как и обстоятельственные, являются конструктивно обязательными распространителями основы предложения в целом. Они расширяют количество участников ситуации, вводя в нее обозначение пассивного, в отличие от субъектного, деятеля. Этот распространитель необходим для доминирования всех участников процесса, для того чтобы в предложении присутствовал номинативно достаточный минимум, что позволит предложению быть грамматически правильным и семантически достаточным.
Рецензенты:
Куликова Э.Г., доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной коммуникативистики ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет РИНХ Южного федерального университета», г. Ростов-на-Дону.
Малащенко В.П., доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и теории языка ГОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону.