Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE DETERMINANTS AS THE MAIN DISTRIBUTORS OF THE NOMINATIVE SENTENCES

Mokrousova O.Yu. 1
1 The Rostov State University of Civil Engineering
This article investigates the determinants of members of the proposals with weakened communication as the main types of the wordforms, sharing the basis of the basic proposal as a whole, and also analyses the problem of actual division of nominative sentences. Subject of research are nominative sentences with adverbial and subjective determinants. The author comes to the conclusion that the so called determinants – sentence members weakly connected with other words – influence the actual division of a certain sentence. The author divides the nominative sentences into 2 groups – 1) those which belong to the complex syntactic unit as its them or its rheme, and 2) those which belong to the context situation. The analysis revealed that adverbial and subjective determinants is an essential element to the structure of nominative sentences.
context.
situation
complex syntactic unit
localizer
determinants
the rheme
the theme
actual division
nominative sentences
Помимо квалитативных членов, распространяющих номинативное предложение за счет введения в его структуру атрибутивных словоформ, выделяются обстоятельственные и объектные словоформы типа В доме шум. У меня тоска. Сегодня торжественный день. Обстоятельственные и актантные (субъектно-объектные) квалификаторы, представленные в этих предложениях, влияют на семантику и парадигматику номинативного предложения и помогают ему создавать новые оттенки восприятия, участвуя в формировании нового, ранее не изученного смысла [4, с. 62].

Н.Ю. Шведова в локативных словоформах, занимающих позицию предицируемого компонента, видит обстоятельственные детерминанты - особые второстепенные члены предложения, которые относятся «ко всему составу предложения и не связаны ни с каким отдельным его членом» [2, с. 367].

В свете учения о детерминации номинативные предложения, имеющие в своей структуре локализатор и посессор, принято называть расчлененными ввиду возникновения в них двучленных отношений [3, с. 46.]. Расчлененные номинативные предложения имеют в своей структуре детерминирующий второстепенный член, который поясняет, конкретизирует, уточняет отвлеченное бытийное значение главного члена. Эта точка зрения представлена в «Русской грамматике» [2, с. 369].

Наличие детерминирующих второстепенных членов является существенным для структуры номинативного предложения. В отличие от членов, образующих с главным членом словосочетание, они не распространяют имя существительное как лексико-грамматическую единицу, а представляют собой структурный элемент предложения, помогающий выразить существенные элементы содержания (ср.: Глубокая тишина - Кругом глубокая тишина) [5, с. 7]. Обстоятельственные детерминанты сообщают о наличии в определенном месте предмета или состояния, действия, признака: Бесхозное помещение рядом с бывшей панской кузницей. Бесследно исчезло за пару лет. На его месте только заросли крапивы (В. Липкевич).

Среди номинативных предложений расчлененной структуры выделяются предложения с обстоятельственными детерминантами: В окне небо, на склонах гор леса, белеют скальные выступы, похожие на грубо вплетенные облака, вызревающие из земли (О. Ермаков). Особая интонация - пауза между номинативным предложением и детерминирующим второстепенным членом - подчеркивает некую обособленность и самостоятельность детерминанта, независимость от главного члена и отнесенность ко всей остальной части предложения, нераспространенного или имеющего в своем составе второстепенные члены с присловной зависимостью: У ограды дети. У дома небольшая толпа.

Обстоятельственный детерминант с пространственным значением описывает фон, на котором одновременно может иметь место ситуация речи. На первый взгляд, речь идет только о ситуациях, связанных с действием (предикат выражен глаголом), однако возможны предложения с обстоятельственными детерминантами, выражающими бытийность как категориальный признак (с предикатом - именем существительным): Слева от меня, над погребом и летней кухней, за нашим забором липа. Она стоит, тоже у дороги, но проселочной, размытой дождями и разбитой коровами (В. Липкевич). Имя существительное в этом отрывке приобретает значение локализованного во времени и пространстве предмета. Этому способствует употребление в данном контексте детерминирующего обстоятельства, характеризующего место и указывающего на локализацию предмета речи.

Среди фоновых детерминантов с пространственным значением в номинативных предложениях выделяется множество семантических типов, определяющих местонахождение субъекта [1, с. 7]. Чаще всего встречаются детерминирующие локальные обстоятельства, обозначающие направление, констатирующее:

а) общее направление: Вышел в коридор. Оглянулся. Навстречу девушка (О. Ермаков);

б) исходный пункт: Совершенно точно, что в этом кружке не было звёзд, он был как чёрный монолит. И откуда в таком небе ветер? (Т. Соколова).

Детерминирующие обстоятельства обстановки могут указывать на сопутствующее явление: Того не понимала, что вернется он не общипанным петухом, а павлином, потому что в санатории на мужиков спрос (Н. Горланова). В данном примере легко провести параллель между основным действием (что она думала?) и добавочным (где на мужиков спрос?). Сопутствующая характеристика, выражаемая в речи обстоятельственным детерминантом, угадывает иной для понимания реципиента план изложения, подсказывает читателю действия, не соотносимые с широтой восприятия основного значения.

Детерминант соотносится с основой номинативного предложения, в котором главный член может быть выражен как конкретно-предметными существительными (народ, деньги): На площади народ. В кармане три рубля.), так и отвлеченными, в частности отглагольными формами (топот, рев): С девятого этажа гостиницы Россия вид на закипающий щавельный суп, прокисший от долгого стояния в холодильнике. Выезжал из столицы под осенний дождик, а здесь райское наслаждение и даже еще чуть-чуть (А. Азольский).

 Возможна ситуация, когда детерминант распространяет одновременно несколько однородных компонентов с союзной или бессоюзной связью: А еще // у нас // в шестнадцатом // норковые шубы и облезлые винтовые лестницы, в прорезь которых не пролезают чемоданы (К. Щербино). Номинативное предложение может иметь целый комплекс детерминантов: в этом случае в предложении выступает детерминирующая группа: Вечером/ за рекой/ прохлада и сырость. Сегодня // на площади // митинг и т.д. Причем детерминанты не образуют словосочетания не только с главным членом, но и друг с другом. Идентификация ситуации может усиливаться указательными местоимениями, служащими для конкретизации детерминантов: Опьяненный открытием «победитель» долго и торжествующе орал на жену, да так, что та слегла с гипертоническим кризисом... Такой вот «хэппи-энд» для милой рождественской истории (И. Савельев).

Наряду с единицами, содержащими обстоятельственные детерминанты, существуют предложения с субъектной детерминацией, например: У меня насморк; У нее коса до пояса; У него драматичная история. Спасаясь от погромов, бежал из России, поселился в Париже, бедствовал, был значительным художником (О. Ермаков). У меня хорошая память, в том числе и на тарабарские слова. Я запомнил название улочки, где дремала кожаная лавка (Г. Давыдов).

Субъектные номинативные предложения, т.е. такие, в которые в качестве объектов вовлечены люди - участники событий, описанных в номинативном предложении, также способны выступать в качестве локализатора. В таких высказываниях главным образом речь идет о ближайшей предметной сфере человека: о его состоянии, о том, во что он одет, что у него в руках и т.д. Если в предикате заключено состояние лица, то конструктивно необходимым оказывается субъектный детерминант, а в употреблении пространственного нет необходимости.

Виды субъектной детерминации весьма разнообразны, поскольку их функцией является сообщение о внутреннем или внешнем состоянии субъекта: В голове пелена. Слабость. Пытался закричать, позвать санитаров - потерял сознание (Ю. Буйда). Часто они обозначают того, кто испытывает состояние, от кого исходит или кем порождается та или иная ситуация: Под тополем пьют водку легкораненые. У них безумные глаза и почерневшие лица (А. Бабченко).

Иногда встречаются и субъектно-пространственные детерминанты, сообщающие о действии и его носителе: Крайний, совсем на отшибе, домишко Нади Гореловой - одинокой пенсионерки. У нее, как и у всех, работа: огород, картошка, кур десяток, которых лисицы проклятые что ни год половинят, четыре козы да козел - одним словом, домашность, без которой не проживешь (Б. Екимов).

С основами отглагольных существительных сочетаются преимущественно детерминанты со значением субъекта внутреннего или внешнего состояния: Лидка загадочно улыбается, щурится и выставляет вперед одну ногу. Севка с удовольствием ее оглядывает. Видимо, у них такая игра (В. Найдин). Роль субъектного распространителя в таких предложениях значительна с точки зрения выделения элементов предикатно-актантной структуры. Это единственный субъект, наличие которого в роли главного члена номинативного предложения доказывает тезис о квалификации этого главного члена с субъектным детерминантом как сказуемого. Сравнить: У них такая игра - Они играют.

Субъектный детерминант со значением совместности действия сочетается с основами, представленными количественно-именным сочетанием: Сегодня меня провожали до дому незнакомцы. Я шла по улице, а за мной два мальчугана. Я наверняка казалась им взрослой тетей (К. Щербино).

Субъектные детерминанты со значением множественного субъекта сочетаются с конкретно-предметными и личными существительными в качестве главного члена номинативного предложения: Не хотите чаю? У меня конфеты «Ассорти». Вишня в коньяке. Раньше такие не достать, а сейчас, пожалуйста, были бы деньги (Е. Долгопят).

Значение субъектного детерминанта в номинативном предложении может быть осложнено добавочным обстоятельственным значением: Гости - их ровесники. Красивыми парами - кто чинно, кто хохоча - они входят в этот сказочный терем. В руках / у них цветы, яркие свертки. Я начинаю догадываться, что праздник устроен в честь последнего класса (М. Палей). Обстоятельственный детерминант вносит в предложение дополнительный смысл, необходимый для конкретизации (где именно цветы? - в руках).

Объектные детерминанты в номинативном предложении встречаются не столь широко, как субъектные. Однако можно выделить несколько семантических групп, выражающих семантический объект. Для номинативного предложения таким объектом служит тот:

- на кого, что направлено действие: Жуть. Тихая, переливчатая жуть тебе снилась. Шахматная доска, а на ней маленькие змейки в виде фигур (С. Соловьев);

- к кому, чему обращено состояние, отношение или ситуация: Рот в немом крике. Да, только бы дыханьем себя не выдать (И. Савелье);

- в чем выражено то или иное состояние, действие: Из-за деревьев бежали какие-то люди. Свои? Чужие? В голове пелена. Слабость. Пытался закричать, позвать санитаров - потерял сознание (Ю. Буйда).

Субъектно-объектные детерминанты, так же как и обстоятельственные, являются конструктивно обязательными распространителями основы предложения в целом. Они расширяют количество участников ситуации, вводя в нее обозначение пассивного, в отличие от субъектного, деятеля. Этот распространитель необходим для доминирования всех участников процесса, для того чтобы в предложении присутствовал номинативно достаточный минимум, что позволит предложению быть грамматически правильным и семантически достаточным.

Рецензенты:

Куликова Э.Г., доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной коммуникативистики ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет РИНХ Южного федерального университета», г. Ростов-на-Дону.

Малащенко В.П., доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и теории языка ГОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону.