В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (утв. 09.2009 г.), входящей в стандарт второго поколения, выделяется раздел, названный «Национальный воспитательный идеал», в котором говорится, что «в средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии; православие объединяло всех русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ, и именно поэтому защита русской земли приравнивалось к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси» [2]. Именно поэтому в средневековой Руси воспитательный идеал был представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и даже государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.
В начале XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха. Государство стало возвышаться над церковью. В связи с этим был сформулирован новый воспитательный идеал - «человек государственный, слуга царю и отечеству». Представление о новом воспитательном идеале, который должна была поддерживать отечественная школа, содержала книга «О должностях человека и гражданина», изучавшаяся с 1783 г. во всех учебных заведениях империи. В ней были изложены нравственные и правовые нормы того времени, среди которых забота о благе Отечества была важнейшей. Однако основой воспитания по-прежнему были устои Русской Православной Церкви.
В XIX в. произошло возвращение к нравственно-религиозному подходу. Александр I отменил чтение книги «О должностях человека и гражданина» в образовательных учреждениях, а Закону Божьему возвратился статус, как это было в Средневековой Руси, главного учебного и воспитательного предмета. Но это не поменяло государственной образовательной политики, направленной на воспитание благонадежных подданных, преданных и полезных монархии и Отечеству.
В дореволюционную эпоху действия власти сдерживались православием, пониманием ценности человека как творения Божьего и его права на духовное совершенствование. После октябрьской революции 1917 г., в советский период, государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само претендовало на то, чтобы стать новой «вселенской церковью». Соответственно, важнейшей педагогической задачей стало формирование советского человека, строителя коммунизма.
С наступлением 1917 г. для Церкви начался тяжелый период. Советская власть хотела полностью ликвидировать влияние РПЦ на население страны. Закон Божий отменили. Родители обязывались воспитывать своих детей в духе морального кодекса строителя коммунизма, за несоблюдение чего их лишали родительских прав, а детей отправляли в детские дома, где воспитание строилось на чисто антирелигиозных основах [5].
В Инструкции к Постановлению комиссара просвещения (Иркутская Уездная Земская Управа) было изложено следующее обращение: «Оставаясь нейтральным в вопросах религии и предоставляя гражданам полную свободу выбора того или иного вероисповедания или совсем оставаясь вне его, государство ни одной религии не может оказывать поддержку ни морально, ни материально. Поэтому, не вмешиваясь в вопросы выбора гражданам того или иного вероисповедания, государство тем более не может оказывать давление на формирование религиозных воззрений молодежи в школах. Религиозное воспитание может быть делом только частным семьи и религиозных общин» [1, с. 173].
Тотальный перевод на светское обучение относился, разумеется, ко всем типам школ (государственных, общественных, частных, бывших церковных, ведомственных), и учащиеся до восемнадцати лет могли получить только светское и только безрелигиозное образование. Запрещение преподавания Закона Божия сопровождалось введением в школах изучения Конституции РСФСР, законоведения (в 4-5 классах 1-й ступени) и политэкономии и истории коммунизма и социализма (2-я ступень) [Там же, с. 6].
Также в вышеуказанном Постановлении указывалось:
- 1. Преподавание ЗБ во всех учебных заведениях низших, высших начальных и средних общеобразовательных и специальных прекратить.
- 2. Всех законоучителей уволить от занимаемой должности с 1 февраля с/г с выдачей заштатного жалования в размере месячного январского вознаграждения.
- 3. Вопрос о выдаче законоучителям пенсии оставить открытым впредь до решения его в общественном масштабе.
- 4. Религиозные предметы сохраняются только в специальных богословских учебных заведениях, семинариях.
- 5. Законоучители, оказывающие противодействие настоящему Постановлению или ведущие против него в той или иной форме агитацию среди учеников, родителей и населения вообще, будут подвержены административному наказанию.
- 6. Заведывающие учебными заведениями за несоблюдение настоящего постановления будут отстраняться от должности и привлекаться к дисциплинарной ответственности.
- 7. Учителя общеобразовательных предметов, преподающие, между прочим, и религию и неподчиняющиеся настоящему постановлению, безусловно будут подвергнуты дисциплинарной ответственности.
- 8. Преподаватели общеобразовательных предметов в училищах могут быть только светские лица [там же].
В часы, прежде занятые Законом Божиим, в 1918-1919 гг. проводилось разучивание революционных гимнов (пение), уроки лепки, рисования, труда, политические митинги, спектакли, инсценировки и т. д. Отмена сопутствующих обучению, прежде обязательных, элементов, как то: исполнение обрядов, участие в общественных молебнах, посещение церкви, обязательная молитва перед началом учебных занятий и по окончании их. Запрещение религиозной атрибутики и символики, то есть наличия в аудитории икон, крестов, распятий и других символов. Законоучитель лишался денежного содержания, и сама должность как таковая упразднялась.
Новые органы власти стали постоянно вмешиваться в дела Церкви, что вызывало недовольство со стороны верующих и духовенства. Был уволен состав Синода и 12 иерархов. 7 (20) марта 1917 г. вышло Постановление Временного правительства, по которому объявлялось равенство всех религий перед законом. По постановлению В. И. Ленина от 11 декабря 1917 г. из Духовного ведомства во введение Народного Комиссариата по Просвещению изымались «все церковно-приходские (начальные одноклассные и двухклассные) школы, учительские семинарии, женские епархиальные училища, миссионерские школы, академии и все другие, носящие различные названия, средние и высшие школы и учреждения Духовного ведомства со штатами, ассигновками, движимым и недвижимым имуществом, то есть со зданием и надворными постройками, с земельными участками под зданиями и необходимыми для школ землями и усадьбами, с библиотеками и всякого рода пособиями, ценностями, капиталами и процентными бумагами и процентами с них и со всем тем, что предназначалось для вышеозначенных школ.
Все церковные учебные заведения были переданы во введение Министерству Народного Просвещения. В Иркутске - мужское и женское духовные училища, церковно-учительские семинарии и церковно-приходские школы. Однако передача их затянулась, судьба их была окончательно решена только с установлением в городе советской власти. В Иркутске советская власть была установлена в январе 1920 г. Старые органы управления школами были ликвидированы. В Иркутске делами образования стал заниматься Губернский отдел народного образования, учрежденный в феврале 1920 г. постановлением губернского революционного комитета [4].
Духовенство Иркутской епархии понесло большие потери в первые десятилетия советской власти. Так, в 1912 г. в Иркутской епархии служило 283 священника и 77 диаконов. Но уже в 1933 г. в Иркутске осталось 19 священников. После ареста Иркутского архиепископа Павла (Павловского) в сентябре 1937 г. Иркутская епархия оставалась вдовствующей более 10 лет. Таким образом, в Иркутской епархии к началу 1940 гг. все храмы, монастыри, часовни были закрыты, и, как следствие, легально действующих священнослужителей в области не осталось. Соответственно и вклад РПЦ в развитие образования области стал нулевым, перекрыты все пути к достижению ранее успешно осуществляемых целей.
Интересным представляется тот факт, что данное Постановление датируется 6 февраля 1920 г., т.е. более чем на два года позднее, чем Декрет советского правительства, указанный выше. Возможно, это связано с тем, как уже говорилось, с долгим установлением советской власти, либо такое «отделение» в Забайкальской области и по всей Восточной Сибири происходило намного медленнее и тяжелее, чем по стране в целом, было связано с глубоким уважением и привязанностью Сибирского населения к православной культуре.
Коренным образом изменилось и содержание образования. Учебники по обучению грамоте советского времени (1917 - 1990 гг.), не включали в себя полноценного духовного воспитания. Лишь в некоторых из них решались задачи нравственного становления личности на примере текстов для чтения, и то поверхностно. Это такие учебники, как «Первый год знаний в новой народной школе» (1918 г.), составленный кружком преподавателей под редакцией И. Сахарова, «Пионер. Букварь» И. Сверчкова (1925 г.), «Ручеек. Букварь для деревенской школы» Л. П. Богоявленского (1926 г.), «Букварь», подготовленный С. П. Редозубовым (1952 г.).
Таким образом, на основе декретов СНК РСФСР, принятых в 1918-1919 гг., организация дела народного образования была перестроена на новых, социалистических началах: все общеобразовательные школы стали общенародными; существование частных школ стало запрещено; введены бесплатное обучение, совместное обучение детей обоего пола; школа отделялась от церкви, а церковь - от государства; запрещалось преподавание в учебных заведениях какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов религиозного культа; отменялись физические наказания детей; все национальности получили право обучения на родном языке; положено начало созданию советской системы общественного дошкольного воспитания; выработаны и введены в действие новые правила приёма в вузы, открывшие двери для рабочих и трудящихся крестьян.
Также изменились методы учебно-воспитательной работы, началась подготовка новых учебных планов, программ и учебников. Общеобразовательная школа сближалась с жизнью, учение увязывалось с трудом и общественной работой учащихся. В речи на 3-м съезде РКСМ (октябрь 1920 г.) В. И. Ленин в качестве главных задач выдвигал воспитание подрастающего поколения в духе коммунистической морали, формирование у молодёжи материалистического мировоззрения, коммунистических взглядов и убеждений, вооружение её подлинно научными знаниями о природе и обществе, соединение образования с практикой социалистического строительства, с общественно полезным, производительным трудом.
Однако развитие образования Иркутской губернии продолжалось. В 1936 г. в городе было 46 школ с 34800 учащимися. С 1935 г. по 1941 г. было построено 9 крупных школ вместимостью по 880 учебных мест каждая.
Главной воспитательной задачей школы было провозглашено «всестороннее гармоническое развитие личности ребёнка». В прежних программах акцент ставился на воспитании «строителей коммунистического общества». А лозунг «Православие, самодержавие, народность» был заменен на «Коллективизация, индустриализация, культурная революция».
Историческая победа ленинской политики КПСС в области развития народного образования состоит в том, что в основном был завершен переход ко всеобщему среднему образованию. В 1975 г. 97 % выпускников 8-х классов поступили в учебные заведения, дающие среднее образование.
Однако в советское время в образовательном процессе использовались учебники по обучению грамоте, в которых духовная сторона была фактически исключена. Это, например, «Букварь для рабочих» (1920 г.), «Букварь железнодорожника» (1921 г.), «Букварь крестьянина» Е. Я. Голанта (1922 г.), «Букварь для сельскохозяйственных и лесных рабочих» А. А. Захарьева (1928 г.) и даже «Антирелигиозная азбука» (1933 г.) и т. д. Основная цель пособий состояла в том, чтобы воспитать советского гражданина, послушного идеологии своего государства.
Конец прошлого и первые годы нынешнего века - особое время в российской истории и образовании. Этот исторический период порождает собственный педагогический идеал - свободная в своем самоопределении и развитии личность.
В определении современного национального воспитательного идеала необходимо опираться на отечественные традиции и сохранять преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох. Но в настоящее время выбор национального воспитательного идеала осложняется фрагментированностью российского общества по этническому, религиозному и социальному признакам. Представители разных общественных групп могут иметь разные ценности. Преумножение российского народа в численности, повышение качества его жизни и труда, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие культуры и творчества - важнейшая национальная задача [2; с. 17].
В соответствии с ней определяется и современный национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа [там же].
Основная задача, стоящая перед политическими деятелями в сфере образования на данный момент - это четкая разработка системы «образование и религия».
В заключение хотелось бы отметить мнение диакона Андрея Кураева («Знания о православии - в основы образования»): «История школьного образования свидетельствует, что педагогическая мысль всего мира всегда считала нравственное воспитание основой формирования личности ребенка. Такие педагоги, как Ян Каменский, Иоанн Песталоцци, Николай Иванович Пирогов, Константин Дмитриевич Ушинский и другие утверждали, что быть человеком - значит воспитать в себе лучшее, высшее, то, что делает человека венцом творения, образом и подобием Божием» [3].
Рецензенты:
Костин Александр Константинович, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета ИИПКРО, г. Иркутск.
Глазков Александр Владимирович, доктор психологических наук, профессор, преподаватель ОГАОУ ДПО ИРО, г. Иркутск.