Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE INSTITUTE’S ROLE IN ACTIVATION OF STUDENTS’ PARTICIPATION IN YOUTH ORGANIZATIONS

Gribanova V.A. 1
1 FGBOY VPO «Taganrog State Pedagogical Institute named by A.P. Chekhov»
The first year students’ attitude towards youth organizations was studied, subsequently were described the areas of work of youth organizations, which our students are members of or would like to be. The low activity of first year students in youth organizations work was revealed. The issue is that the students do not understand the probable use they could have from the participation in public activities. The pedagogical experience of educational work was described, based on students’ interests, concentrated on forming of young people civil activity and purposed to help students to acquire the experience of participation in youth organizations’ work. The questionnaire poll was carried out among senior students. The institute’s role in activation of students’ participation in youth organizations and in forming students’ attitude towards them were revealed.
young people
public activities
civil society
youth organizations
Глобализация в XXI в. становится фактором развития мирового сообщества, который оказывает влияние на гражданское общество, меняются и приобретают новые формы его институты. «Гражданское общество сегодня - это негосударственная сфера отношений человека и государства, существующая вне государства, но в рамках его правового поля с учетом единства их частных и общественных интересов...» [2, с. 145]. Данные отношения можно проследить в деятельности общественного движения или объединения, социально-ориентированной направленности, к примеру, экологической, патриотической, благотворительной и т.д. [6].

В последнее время мы наблюдаем скачок развития институтов гражданского общества, рост количества общественных организаций, в деятельности которых большую роль играет молодежь. Однако, несмотря на бурное развитие молодежных организаций, существует еще много вопросов, которые продолжают интересовать научное сообщество. Какое именно место в деятельности общественных организаций должна занять молодежь? Какую пользу получает молодежь от участия в общественных организациях? Какую роль может сыграть вуз в формировании положительного отношения молодежи к молодежным организациям?

Изучением проблемы повышения роли общественных организаций в социуме в странах Запада занимались Э. Арато, Дж. Коэн, А. Лейпхарт, Ю. Хабермас и К.-О. Апель и др. [1]. Основоположниками современных исследований общественных организаций в западной социально-психологической традиции стали Г. Тард и Г. Лебон [7].

Исследования деятельности общественных организаций в отечественной науке начались в советский период и были посвящены специфики российских движений 80-х - 90-х гг. (В. В. Костюшев, Г. Ильинский, В. Воронцов и др.) [4]. Анализ состояния организаций общественных движений 90-х - 2000-х продолжили ученые Э. Клопов, Л. Гордон, В. Пастухов и др. [3], в современной России С. И. Елисеев, Е. Ю. Леонтьева, А. Н. Леонтьев,    Н. А. Скобелина  и др. [5].

Однако роль вуза в активизации участия молодежи в деятельности общественных организаций, в формировании отношения студентов к молодежным организациям недостаточно изучена в научном знании.

Анализ указанной проблематики представлен в данной статье. Объектом исследования является деятельность студенческой молодежи. Предмет исследования - роль вуза в активизации участия студентов в деятельности молодежных организаций.

Для начала мы провели анкетирование и изучили отношение студенческой молодежи к общественной деятельности, молодежным организациям, движениям. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А. П.Чехова». В нем приняли участие 200 студентов 1 курса.

Мнение студентов о необходимости создания и работы молодежных общественных организаций оказалось следующим: 25 % студентов считают, что данные организации нужны; 20 % студентов выразили положительное отношение к молодежным организациям, однако затруднились обозначить, зачем именно они нужны; 10 % респондентов считают, что такие организации не нужны; 45 % опрашиваемых отказались от ответа на вопрос.

В процессе анкетирования мы попросили первокурсников обозначить, какую именно пользу получает молодежь, участвуя в общественных организациях (таблица 1). Активность в ответе на данный вопрос проявили 40 % от общего числа опрашиваемых, 60 % респондентов затруднились ответить на вопрос. Среди ответов встречались следующие: «Пользы меньше, чем от оплачиваемой работы, необходимо учиться зарабатывать деньги, а не зависеть от родителей. Существуют общественные организации, в которых не следует принимать участие» (10 %). Однако пояснить, какие именно организации и почему  их настораживают, респонденты затруднились.

Проведенное анкетирование показало низкую активность первокурсников в деятельности молодежных организаций, так как студенты не понимают, какую именно пользу от участия в общественных организациях они могут получить.

Далее исследование активности студентов в деятельности молодежных организаций показало, что процент готовности и желания студентов участвовать в молодежных организациях выше, чем их реальное участие на момент опроса (таблица 2). Наибольший интерес у опрашиваемых вызвали такие направления работы организаций, как творческие (культурные), благотворительные, студенческие, спортивные.

Выявленная проблема была учтена при организации воспитательной работы среди студентов ТГПИ имени А. П. Чехова. Работа была построена с учетом интересов студентов и направлена на формирование гражданской активности студенческой молодежи, приобретение опыта участия студентов в деятельности общественных молодежных организаций, движений. Следует отметить, что основными принципами организации работы стали добровольность и право выбора студенческой молодежи на внеучебную деятельность в соответствии с интересами. Приоритетными направлениями воспитательной работы института стали: распространение опыта работы общественных организаций, волонтерских движений, популяризация спорта, поддержка талантливой молодежи. Опишем следующие разнообразные формы организации воспитательной работы среди студентов:

  • 1. Организация досуга молодежи, вовлечение студентов в творческие, культурные кружки и движения вуза: КВН-движение, народный ансамбль, кружок по изучению древних языков, студия творческой самореализации, дискуссионный клуб, ансамбль народных инструментов, клуб активной психологии, литературно-музыкальное объединение и др.
  • 2. Вовлечение молодежи в различные формы общественной, волонтерской деятельности: благотворительность (сбор средств), сотрудничество с учреждениями социальной сферы г. Таганрога, проведение социально-педагогических акций; участие в городских патриотических акциях, посвященных Победе в Великой Отечественной войне, Дню освобождения Таганрога и др.; участие в организации проведения масштабных фестивалей и акций, например, «Спорт всем миром»; помощь в изучении пассажиропотока в городском транспорте; опрос общественного мнения у посетителей лечебных учреждений на предмет их удовлетворенности оказанием качества образовательных услуг и др. Среди участия студентов в общественной деятельности следует отметить также педагогическую практику (работа вожатыми в детских оздоровительных центрах), участие студентов в образовательных форумах (форум волонтеров «Под флагом добра», Ростов, Селигер и др.), валеологическую практику (проведение профилактических акций с целью популяризации здорового образа жизни среди молодежи) и др.
  • 3. Привлечение студентов к участию в мероприятиях, организованных молодежными организациями, например, Всероссийской общественной организацией «Молодая гвардия Единой России», Ростовской Лигой КВН, Донским союзом молодежи, «Российские Студенческие отряды» и др.
  • 4. Популяризация спортивного движения вуза, организация деятельности 15 спортивных секций: волейбол, баскетбол, футбол, шахматы, настольный теннис, легкая атлетика, бадминтон, черлидинг и др.

Чтобы выявить эффективность организованной вузом работы, мы провели повторное анкетирование среди студентов 4-5 курсов, которые имели возможность участия в различных направлениях воспитательной работы института (было опрошено 200 человек).

Исследование показало, что гражданская активность старшекурсников выше, чем у первокурсников. Необходимость создания и работы молодежных организаций отметили уже 60 % старшекурсников (среди первокурсников - 25 %), 10 % студентов выразили положительное отношение к молодежным организациям, но по-прежнему затруднились обозначить, зачем именно они нужны (однако, среди первокурсников таких было 20 %), 5 % респондентов считают, что такие организации не нужны, 25 % опрашиваемых отказались от ответа на вопрос (среди первокурсников 45 %).

Исследование мнения студентов о том, какую пользу получает молодежь от участия в общественных организациях, показало активность 65 % старшекурсников (таблица 1), тогда как среди первокурсников ответ дали всего 40 %.

Таблица 1. Мнение студентов о том, какую пользу получает молодежь от участия в общественных организациях, % от общего числа опрошенных

Польза от участия

курс

1-й

4-й

Помогает молодежи включиться в активную деятельность, с пользой провести время

10%

17%

Способствует раскрытию лидерских и других качеств молодежи

10%

16%

Повышает политическую грамотность, помогает приобрести опыт

10%

12%

Это возможность зарекомендовать себя для дальнейшего трудоустройства

0 %

10%

Способствует воспитанию толерантности, ответственности, гражданственности

0 %

10%

Среди направлений работы молодежных организаций наибольший интерес у старшекурсников по-прежнему вызвали такие направления, как творческие (культурные), благотворительные, студенческие, спортивные. Однако процент участия в организациях намного вырос, по сравнению с участием первокурсников.

Таблица 2. Направления работы молодежных организаций, в которых студенты состоят или готовы состоять, % от общего числа опрошенных

Направления организаций

Состояли (состоят)

Готовы участвовать

Творческой, культурной направленности

35 %

1 курс-10 %,4 курс-25%

35 %

1 курс-15 %, 4 курс-20%

Благотворительной направленности

30 %

1 курс-11 %,4 курс-19%

57,5 %

1 курс-37,5 %,4 курс-20%

В студенческой организации

28 %

1 курс-9 %, 4 курс-19 %

42,5 %

1 курс-23,5 %,4 курс-19%

Спортивной направленности

25 %

1 курс-9 %, 4 курс-16 %

55 %

1 курс-35 %, 4 курс-20%

Политической направленности

10 %

1 курс-1 %, 4 курс-9 %

12,5 %

1 курс-2,5 %,4 курс-10 %

Военно-патриотической направленности

8 %

1 курс-1 %, 4 курс-7 %

25 %

1 курс-10 %, 4 курс-15 %

Экологической направленности

6 %

1 курс-1 %, 4 курс-5 %

32,5 %

1 курс-17,5 %,4 курс-15%

Правозащитной направленности

4 %

1 курс-0 %, 4 курс-3 %

20 %

1 курс-10 %, 4 курс-10 %

Проведенное исследование показало, что старшекурсники, в отличие от первокурсников, понимают необходимость деятельности молодежных организаций, участвуют в них. Респонденты отметили, что это помогает молодежи включиться в активную деятельность, приобрести опыт, повышает их политическую грамотность, способствует воспитанию толерантности, ответственности, гражданственности.

Исследование показало также достаточно высокий уровень гражданской активности студентов старших курсов. Старшекурсники не испытывают затруднений в выражении своего отношения к молодежным общественным организациям, понимают пользу для молодежи от участия в общественных движениях. Они принимают достаточно активное участие в различных направлениях деятельности, тогда как первокурсники только испытывают интерес к молодежным организациям и движениям, но участие практически не принимают. Наибольший интерес у студентов вызвали такие направления работы организаций, как творческие, благотворительные, студенческие, спортивные, то есть те, которые развиты в институте.

Все это говорит о высокой роли вуза в понимании и принятии студентами деятельности молодежных организаций, в активизации их участия в подобных организациях. Знания и первый опыт, приобретенный в институте, меняет отношение студентов к молодежным организациям. Когда студенты видят на практике пользу от той или иной деятельности, то и уровень их гражданской активности становится выше.

Рецензенты:

Целых М. П., доктор педагогических наук, профессор, декан факультета иностранных языков ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрог.

Федоров А. В., доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрог.