В настоящее время в нашей стране принимаются крупномасштабные меры по реформированию политики, экономики, модернизации образования, отраслей народного хозяйства и внедрению инновационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Реализация этих мер, осуществляемая в рамках Федеральных и региональных программ, сопровождается формированием интеграционных научных, научно-исследовательских, научно-производственных и внедренческих центров, предназначенных для разработки новой продукции, отвечающей мировым стандартам. Непременным условием успешной работы этих центров является подготовка новых кадров, совершенствование образовательных технологий, повышение уровня их квалификации. В связи с чем, возникает потребность в разработке нового содержания, отвечающего требованиям социально-экономического развития страны. Обеспечение качества профессионального образования требует разработки новой учебно-методической документации, основанной на новых вариативных и интеграционных программах, моделей и модулей. Данный факт отражается в законодательных актах, нормативных документах, научно-исследовательских программах в виде социального заказа на усиление внимания к проблемам педагогической деятельности: национальная доктрина образования в РФ 2025 года, концепция демографической политики на период до 2025 года, проект государственной программы по комплексной модернизации образования на среднесрочную перспективу 2009-2012 годы; проект государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования на 2009-2012 годы», концепция художественного образования в РФ до 2025 г. и другие. В законе РФ «Об образовании» (ст. 14) определены общие требования к содержанию образования, отмечены и интеграционные моменты: содержание образования является одним факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества [6]. Профессиональное образование в значительной степени влияет на формирование и развитие общества. В этой связи, основными принципами становления интеграционных процессов в профессиональном образовании являются: формирование согласованной образовательной политики на высшем политическом уровне, участие в ее реализации всех заинтересованных сторон, опора на практические наработки и экспериментальные программы. Последние документы государственной образовательной политики в области профессионального образования опираются на новые законодательные акты [6]. Все вышеперечисленное требует активизации усилий педагогов и ученых в разработке новых образовательных программ, соответствующих современным стандартам. На основе теоретического анализа проблемы автор настоящей статьи показывает степень ее изученности, актуальности и значимости, раскрывает сущность и содержание интегрированного обучения будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Само понятие «интеграция» происходит от латинского «enteger» - полный, цельный, ненарушенный процесс или действие, имеющий своим результатом целостность; объединение, соединение, восстановление единства. Процесс интеграции (от латинского слова «integration» - соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимосвязанности и взаимодополняемости [7]. В мировой и отечественной педагогике накоплен значительный опыт исследования интеграции. Большое внимание проявляется к проблемам интеграции со стороны зарубежных исследователей [5]. Наиболее разработанной является линия исследований в области взаимосвязи общего, политехнического и профессионального образования [5]. Исследователями разработаны методологические и теоретические основания, закономерности и принципы интеграции общего, политехнического и профессионального образования; определены уровни интеграции профессий; изучены структурные элементы межпредметных связей, разработан новый тип урока - интегрированный. В работах профессора К. Я. Вазиной понятие «интеграция» означает состояние связанности отдельных частей и функций системы, организма в целом, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Ученый рассматривает этот процесс как «процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессом дифференциации» [1]. Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных в трудах многих исследователей. В работах В. В. Краевского, А. В. Петровского, Н. Ф. Талызиной исследуются вопросы интеграции педагогики с другими науками. В исследованиях Л. И. Новиковой и В. А. Караковского раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребенка. Учеными определяются следующие методологические основы интеграции в педагогике: философская концепция о ведущей роли деятельности в развитии ребенка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития. Опираясь на выделенные методологические положения, ученые выделяют ряд понятий: процесс интеграции; принцип интеграции; интегративные процессы; интегративный подход. Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции - качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов. Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса. Многие исследования в отечественной дидактике и теории воспитания опираются на вышеперечисленные положения при разработке конкретных путей совершенствования образовательного процесса. Идеи организации профессионального образования с позиций интегративного подхода представлены в работах М. Л. Вайнштейна, А. И. Пайгусова, Е. В. Ткаченко, Н. К. Чапаева. Профессор А. И. Пайгусов представляет следующие определения «интеграции», на основе историко-культурологического подхода: «Понятие интеграция должно определяться как процесс слияния различных элементов в единое целое, а не процесс и результат синтеза» под интегрированным обучением понимается организация процесса обучения, при котором происходит синтез разнородных знаний [4].
Интеграцию предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов можно выделить как самостоятельное направление в развитии теории интегрированного обучения. Исследованиям в этой области посвящены работы Т. Г. Браже, М. В. Каменевой, В. П. Конева, О. Б. Локтевой, А. А. Мелика-Пашаева, Е. В. Решневой, С. В. Рябовой, Л. Г. Савенковой и др. [4]. Исследованиями интегративных форм обучения в педагогической науке занимались Нижегородские представители, которые разработали технологии обучения, основанные на интеграции различных дисциплин (Н. В. Шутова, К. Я. Вазина, И. В. Петривняя). Профессор И. В. Петривняя рассматривает проблему инновации в профессиональной подготовке учителя на основе интегративного курса иностранного языка. Ученый демонстрирует возможности интегративно-интенсивного обучения как оригинальной системы обучения. Главным методологическим принципом является интердисциплинарный подход, на котором осуществляется интеграция знаний о человеке, учебной деятельности, основанной на бесконфликтном педагогическом взаимодействии и профессиональная направленность [2]. Следует отметить, что интегративная организация образования базируется на следующих принципах: принцип единства интеграции и дифференциации; антропоцентрический характер интеграции; культуросообразность интеграции образования. Ориентация на культуру - новый тип российского педагогического сознания, активно развивающийся в последнее десятилетие (В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, В. П. Зинченко и др.). Педагогической наукой Российской Федерации разработаны и апробированы интегративные программы по литературе, изобразительному искусству, театру, кино, музыке (Н. Д. Никандров).
Одной из актуальных задач модернизации системы дошкольного образования является разработка интегрированного обучения в системе профессионального образования будущих воспитателей. Данный факт отражается в законодательных актах, нормативных документах, научно-исследовательских программах в виде социального заказа на усиление внимания к проблеме педагогической интеграции [6]. Интегрированный подход к содержанию дошкольного образования ярко проявился в альтернативных программах - как комплексных («Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой), «Детство», «Развитие», «Истоки», «Радуга» и др.), так и парциальных («Музыкальный мир» Т. И. Баклановой, Г. П. Новиковой, «Мы» Н. Н. Кондратьевой, «Программа для развития цветовосприятия у детей шести - семи лет» С. А. Золочевского, «Гармония» Д. И. Воробьевой и др.). Данные программы предполагают интеграцию содержания дошкольного образования в различных направлениях - межпредметном (между разделами) и внутрипредметном (внутри разделов) - на культурологической и экологической основах. Анализ нормативно-правовых документов и программ, высказывания ученых представляются для нашего исследования значимыми и важными, образуя определенное поле мнений об интегрированном обучении в системе профессионального образования, что позволяет сделать следующей вывод:
Интегрированное обучение - это моделирование воспитательно-образовательного процесса, построенного на усилении взаимосвязей всех его компонентов; соединение содержания разных предметных областей, отражающих целостную картину мира, направленное на развитие и воспитание личности студента посредством формирования профессиональных компетенций.
Проводимые нами исследования показывают, что интегрированное обучение музыке, литературе и изобразительной деятельности возможно в пределах педагогического колледжа. Вместе с тем сущность и содержание интегрированного обучения в системе профессионального образования будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений остается недостаточно изученной. Проблема нашего исследования обусловлена ценностно-целевой направленностью процессов модернизации отечественного образования и заключается в необходимости нахождения нового научного знания о сущности, содержании, процессе и условиях реализации интегрированного обучения, в системе профессионального образования будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Интегрированное обучение рассматривается нами как процесс, имеющий своим результатом целостность, а именно - объединение разных видов искусств, с целью создания единого художественного образа, синтеза языка выразительности музыки, живописи, литературы в гармоничное интегрированное целое. Интегрированное обучение, интегрированные уроки способствуют рассмотрению предметов, явлений с нескольких сторон, а именно - теоретической, практической, прикладной. Идея интегрированного обучения музыке, литературе и изобразительному искусству появилась у автора в результате поиска оптимальных средств и форм обучения, стимулирующих мотивацию к профессиональной направленности студентов педагогического колледжа. Профессия будущего воспитателя дошкольного образовательного учреждения обязывает студентов обладать этими интегративными навыками, а именно: хорошо петь, играть на музыкальных инструментах, выразительно читать стихи и прозу, танцевать, рисовать, лепить и т.д. Интеграция трех предметов (музыка, литература и изобразительная деятельность) способствуют формированию целостной научной картины мира, повышению мотивации, взаимообогащению восприятия каждого из трех предметов, расширению кругозора, создает возможность для применения эффективных форм и приемов обучения студентов. Именно через искусство передается духовный опыт и духовное наследие человечества, что способствует восстановлению связей между поколениями. Необходимо отметить, что только искусство выступает в роли «защитного пояса», который охраняет человека от влияния невежества и жестокости, способствует его духовно-нравственному становлению и развитию. Студенты учатся воспринимать, чувствовать и понимать музыку великих русских композиторов (П. И. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина, Г. Свиридова); выразительно читать стихи и прозу русских поэтов, писателей (А. С. Пушкина, Н. Некрасова, С. Есенина, К. Бальмонта); по изобразительной деятельности - изучать картины русских художников (И. Шишкина, И. Левитана, К. Коровина, И. Крамского) и т.д. [3]. Будущий воспитатель должен интегрировано развивать свои способности: воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное в жизни, упражнять свой музыкальный слух, музыкальный ритм, музыкальную память, воспитывать художественный вкус и эмоционально-оценочное отношение к красоте и любви, к природе. Экспериментальная программа по данному курсу включает в себя общеизвестные произведения композиторов, поэтов, писателей, художников-живописцев. Раскрывая тему урока «Мир музыки - мир природы», представляющую время года «Зима», необходимо дать информацию о композиторах, которые посвящали этой теме свои произведения. Использование CD компании Кирилл и Мефодий: «П. И. Чайковский. Жизнь и творчество», компьютерных презентаций значительно расширяет педагогическое поле деятельности при объяснении нового материала. Студенты получают возможность самостоятельно познакомиться с дополнительной информацией по теме; а также закрепить пройденной материал и проверить знания. Использование дидактического материала может выглядеть следующим образом: Музыка. Слушание - П. И. Чайковский из цикла «Времена года» - «Декабрь», «Январь», «Февраль». Пение. Детская народная песенка «Зазимку» с использованием детских музыкальных инструментов (ДМИ). Песни о зиме: Музыка и слова З. Роот «Музыка зимы», И. Бодраченко «Новогодняя песенка», Н. Джеро «Ах, какой хороший Дед Мороз!», детская песня-пляска «Лапота» с использованием детских музыкальных инструментов. Изобразительная деятельность. И. Шишкин «Лес зимой», К. Коровин «Зимой» и др. Литература. А. С. Пушкин «Зимнее утро», П. А. Вяземский «Здравствуй в русском сарафане», С. Есенин «Поет зима, аукает». Студенты создают собственные творческие образы зимы в виде рисунков, подбирают и сочиняют стихи, музыкальные мелодии и песни. Использование компьютерных технологий позволяет педагогу и студенту через Интернет-ресурсы прослушать произведения П. И. Чайковского из цикла «Времена года» - «Декабрь», «Январь», «Февраль» на фоне картин великих мастеров живописи, а также познакомиться с репродукциями Н. Рериха - «Снегурочка», «Лель», «Эскизы зимы» и др. В качестве домашнего задания можно расширить и усложнить задачи «Интернет-поиска», например: найти произведения известных русских художников, детские рассказы и стихи, детские песни, посвященные образу «Зимы». Все задания выполняются студентами с большим желанием, так как имеют отчасти соревновательный характер, в котором представляют: «Кто нашел больше количество примеров или более интересную информацию о произведениях и их авторах». Являясь активными пользователями Интернет, будущие воспитатели имеют возможность расширять самостоятельно свое информационное поле, что, несомненно, увеличивает объем знаний и способствует успешному интегрированному обучению студентов. Промежуточные результаты экспериментальной деятельности доказывают высокую эффективность обученности и воспитанности студентов, что способствует формированию профессиональных компетенций будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Рецензенты:
Шестакова Лариса Анатольевна, доктор педагогических наук, история педагогики и образования; профессор НГТУ им. Р. Е. Алексеева, г. Нижний Новгород.
Щербакова Елена Геннадьевна, доктор педагогических наук, профессор ННГАСУ, г. Нижний Новгород.