Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ESSENCE AND CONTENT OF THE INTEGRATED TRAINING IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION OF FUTURE TEACHERS OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITITUTIONS

Toropova E.A. 1
1 Teacher of Nizhny Novgorod Pedagogical College, “Nizhniy Novgorod” Russia
The article is devoted to the problem of the essence and content of the integrated training in the system of professional education of future teachers of preschool educational institutions. The theoretical and practical recommendations for the use of the integrated training are offered. The author formulates the concept of integrated education, defining it as a simulation of process of education and upbringing, which is built on the strengthening of the interrelationships of all of its components; as the connection of content of various subject areas, reflecting a holistic picture of the world, aimed at development and upbringing of the personality of the students through the formation of professional competences. The best means and forms of training, stimulating motivation to professional orientation of students of the pedagogical College (for example, the use of computer technologies, uniting various didactic material in a single thematic line, through the perception of works of art, the presence of creative tasks for the development of integrated songs) are offered.
education integration
lesson integration
new integration technologies
integration
«Сведение множества к единому - в этом первооснова Красоты» Пифагор

В настоящее время в нашей стране принимаются крупномасштабные меры по реформированию политики, экономики, модернизации образования, отраслей народного хозяйства и внедрению инновационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Реализация этих мер, осуществляемая в рамках Федеральных и региональных программ, сопровождается формированием интеграционных научных, научно-исследовательских, научно-производственных и внедренческих центров, предназначенных для разработки новой продукции, отвечающей мировым стандартам. Непременным условием успешной работы этих центров является подготовка новых кадров, совершенствование образовательных технологий, повышение уровня их квалификации. В связи с чем, возникает потребность в разработке нового содержания, отвечающего требованиям социально-экономического развития страны. Обеспечение качества профессионального образования требует разработки новой учебно-методической документации, основанной на новых вариативных и интеграционных программах, моделей и модулей. Данный факт отражается в законодательных актах, нормативных документах, научно-исследовательских программах в виде социального заказа на усиление внимания к проблемам педагогической деятельности: национальная доктрина образования в РФ 2025 года, концепция демографической политики на период до 2025 года, проект государственной программы по комплексной модернизации образования на среднесрочную перспективу 2009-2012 годы; проект государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования на 2009-2012 годы», концепция художественного образования в РФ до 2025 г. и другие. В законе РФ «Об образовании» (ст. 14) определены общие требования к содержанию образования, отмечены и интеграционные моменты: содержание образования является одним факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества [6]. Профессиональное образование в значительной степени влияет на формирование и развитие общества. В этой связи, основными принципами становления интеграционных процессов в профессиональном образовании являются: формирование согласованной образовательной политики на высшем политическом уровне, участие в ее реализации всех заинтересованных сторон, опора на практические наработки и экспериментальные программы. Последние документы государственной образовательной политики в области профессионального образования опираются на новые законодательные акты [6]. Все вышеперечисленное требует активизации усилий педагогов и ученых в разработке новых образовательных программ, соответствующих современным стандартам. На основе теоретического анализа проблемы автор настоящей статьи показывает степень ее изученности, актуальности и значимости, раскрывает сущность и содержание интегрированного обучения будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Само понятие «интеграция» происходит от латинского «enteger» - полный, цельный, ненарушенный процесс или действие, имеющий своим результатом целостность; объединение, соединение, восстановление единства. Процесс интеграции (от латинского слова «integration» - соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимосвязанности и взаимодополняемости [7]. В мировой и отечественной педагогике накоплен значительный опыт исследования интеграции. Большое внимание проявляется к проблемам интеграции со стороны зарубежных исследователей [5]. Наиболее разработанной является линия исследований в области взаимосвязи общего, политехнического и профессионального образования [5]. Исследователями разработаны методологические и теоретические основания, закономерности и принципы интеграции общего, политехнического и профессионального образования; определены уровни интеграции профессий; изучены структурные элементы межпредметных связей, разработан новый тип урока - интегрированный. В работах профессора К. Я. Вазиной понятие «интеграция» означает состояние связанности отдельных частей и функций системы, организма в целом, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Ученый рассматривает этот процесс как «процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессом дифференциации» [1]. Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных в трудах многих исследователей. В работах В. В. Краевского, А. В. Петровского, Н. Ф. Талызиной исследуются вопросы интеграции педагогики с другими науками. В исследованиях Л. И. Новиковой и В. А. Караковского раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребенка. Учеными определяются следующие методологические основы интеграции в педагогике: философская концепция о ведущей роли деятельности в развитии ребенка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития. Опираясь на выделенные методологические положения, ученые выделяют ряд понятий: процесс интеграции; принцип интеграции; интегративные процессы; интегративный подход. Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции - качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов. Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса. Многие исследования в отечественной дидактике и теории воспитания опираются на вышеперечисленные положения при разработке конкретных путей совершенствования образовательного процесса. Идеи организации профессионального образования с позиций интегративного подхода представлены в работах М. Л. Вайнштейна, А. И. Пайгусова, Е. В. Ткаченко, Н. К. Чапаева. Профессор А. И. Пайгусов представляет следующие определения «интеграции», на основе историко-культурологического подхода: «Понятие интеграция должно определяться как процесс слияния различных элементов в единое целое, а не процесс и результат синтеза» под интегрированным обучением понимается организация процесса обучения, при котором происходит синтез разнородных знаний [4].

Интеграцию предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов можно выделить как самостоятельное направление в развитии теории интегрированного обучения. Исследованиям в этой области посвящены работы Т. Г. Браже, М. В. Каменевой, В. П. Конева, О. Б. Локтевой, А. А. Мелика-Пашаева, Е. В. Решневой, С. В. Рябовой, Л. Г. Савенковой и др. [4]. Исследованиями интегративных форм обучения в педагогической науке занимались Нижегородские представители, которые разработали технологии обучения, основанные на интеграции различных дисциплин (Н. В. Шутова, К. Я. Вазина, И. В. Петривняя). Профессор И. В. Петривняя рассматривает проблему инновации в профессиональной подготовке учителя на основе интегративного курса иностранного языка. Ученый демонстрирует возможности интегративно-интенсивного обучения как оригинальной системы обучения. Главным методологическим принципом является интердисциплинарный подход, на котором осуществляется интеграция знаний о человеке, учебной деятельности, основанной на бесконфликтном педагогическом взаимодействии и профессиональная направленность [2]. Следует отметить, что интегративная организация образования базируется на следующих принципах: принцип единства интеграции и дифференциации; антропоцентрический характер интеграции; культуросообразность интеграции образования. Ориентация на культуру - новый тип российского педагогического сознания, активно развивающийся в последнее десятилетие (В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, В. П. Зинченко и др.). Педагогической наукой Российской Федерации разработаны и апробированы интегративные программы по литературе, изобразительному искусству, театру, кино, музыке (Н. Д. Никандров).

Одной из актуальных задач модернизации системы дошкольного образования является разработка интегрированного обучения в системе профессионального образования будущих воспитателей. Данный факт отражается в законодательных актах, нормативных документах, научно-исследовательских программах в виде социального заказа на усиление внимания к проблеме педагогической интеграции [6]. Интегрированный подход к содержанию дошкольного образования ярко проявился в альтернативных программах - как комплексных («Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой), «Детство», «Развитие», «Истоки», «Радуга» и др.), так и парциальных («Музыкальный мир» Т. И. Баклановой, Г. П. Новиковой, «Мы» Н. Н. Кондратьевой, «Программа для развития цветовосприятия у детей шести - семи лет» С. А. Золочевского, «Гармония» Д. И. Воробьевой и др.). Данные программы предполагают интеграцию содержания дошкольного образования в различных направлениях - межпредметном (между разделами) и внутрипредметном (внутри разделов) - на культурологической и экологической основах. Анализ нормативно-правовых документов и программ, высказывания ученых представляются для нашего исследования значимыми и важными, образуя определенное поле мнений об интегрированном обучении в системе профессионального образования, что позволяет сделать следующей вывод:

Интегрированное обучение - это моделирование воспитательно-образовательного процесса, построенного на усилении взаимосвязей всех его компонентов; соединение содержания разных предметных областей, отражающих целостную картину мира, направленное на развитие и воспитание личности студента посредством формирования профессиональных компетенций.

Проводимые нами исследования показывают, что интегрированное обучение музыке, литературе и изобразительной деятельности возможно в пределах педагогического колледжа. Вместе с тем сущность и содержание интегрированного обучения в системе профессионального образования будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений остается недостаточно изученной. Проблема нашего исследования обусловлена ценностно-целевой направленностью процессов модернизации отечественного образования и заключается в необходимости нахождения нового научного знания о сущности, содержании, процессе и условиях реализации интегрированного обучения, в системе профессионального образования будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Интегрированное обучение рассматривается нами как процесс, имеющий своим результатом целостность, а именно - объединение разных видов искусств, с целью создания единого художественного образа, синтеза языка выразительности музыки, живописи, литературы в гармоничное интегрированное целое. Интегрированное обучение, интегрированные уроки способствуют рассмотрению предметов, явлений с нескольких сторон, а именно - теоретической, практической, прикладной. Идея интегрированного обучения музыке, литературе и изобразительному искусству появилась у автора в результате поиска оптимальных средств и форм обучения, стимулирующих мотивацию к профессиональной направленности студентов педагогического колледжа. Профессия будущего воспитателя дошкольного образовательного учреждения обязывает студентов обладать этими интегративными навыками, а именно: хорошо петь, играть на музыкальных инструментах, выразительно читать стихи и прозу, танцевать, рисовать, лепить и т.д. Интеграция трех предметов (музыка, литература и изобразительная деятельность) способствуют формированию целостной научной картины мира, повышению мотивации, взаимообогащению восприятия каждого из трех предметов, расширению кругозора, создает возможность для применения эффективных форм и приемов обучения студентов. Именно через искусство передается духовный опыт и духовное наследие человечества, что способствует восстановлению связей между поколениями. Необходимо отметить, что только искусство выступает в роли «защитного пояса», который охраняет человека от влияния невежества и жестокости, способствует его духовно-нравственному становлению и развитию. Студенты учатся воспринимать, чувствовать и понимать музыку великих русских композиторов (П. И. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина, Г. Свиридова); выразительно читать стихи и прозу русских поэтов, писателей (А. С. Пушкина, Н. Некрасова, С. Есенина, К. Бальмонта); по изобразительной деятельности - изучать картины русских художников (И. Шишкина, И. Левитана, К. Коровина, И. Крамского) и т.д. [3]. Будущий воспитатель должен интегрировано развивать свои способности: воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное в жизни, упражнять свой музыкальный слух, музыкальный ритм, музыкальную память, воспитывать художественный вкус и эмоционально-оценочное отношение к красоте и любви, к природе. Экспериментальная программа по данному курсу включает в себя общеизвестные произведения композиторов, поэтов, писателей, художников-живописцев. Раскрывая тему урока «Мир музыки - мир природы», представляющую время года «Зима», необходимо дать информацию о композиторах, которые посвящали этой теме свои произведения. Использование CD компании Кирилл и Мефодий: «П. И. Чайковский. Жизнь и творчество», компьютерных презентаций значительно расширяет педагогическое поле деятельности при объяснении нового материала. Студенты получают возможность самостоятельно познакомиться с дополнительной информацией по теме; а также закрепить пройденной материал и проверить знания. Использование дидактического материала может выглядеть следующим образом: Музыка. Слушание - П. И. Чайковский из цикла «Времена года» - «Декабрь», «Январь», «Февраль». Пение. Детская народная песенка «Зазимку» с использованием детских музыкальных инструментов (ДМИ). Песни о зиме: Музыка и слова З. Роот «Музыка зимы», И. Бодраченко «Новогодняя песенка», Н. Джеро «Ах, какой хороший Дед Мороз!», детская песня-пляска «Лапота» с использованием детских музыкальных инструментов. Изобразительная деятельность. И. Шишкин «Лес зимой», К. Коровин «Зимой» и др. Литература. А. С. Пушкин «Зимнее утро», П. А. Вяземский «Здравствуй в русском сарафане», С. Есенин «Поет зима, аукает». Студенты создают собственные творческие образы зимы в виде рисунков, подбирают и сочиняют стихи, музыкальные мелодии и песни. Использование компьютерных технологий позволяет педагогу и студенту через Интернет-ресурсы прослушать произведения П. И. Чайковского из цикла «Времена года» - «Декабрь», «Январь», «Февраль» на фоне картин великих мастеров живописи, а также познакомиться с репродукциями Н. Рериха - «Снегурочка», «Лель», «Эскизы зимы» и др. В качестве домашнего задания можно расширить и усложнить задачи «Интернет-поиска», например: найти произведения известных русских художников, детские рассказы и стихи, детские песни, посвященные образу «Зимы». Все задания выполняются студентами с большим желанием, так как имеют отчасти соревновательный характер, в котором представляют: «Кто нашел больше количество примеров или более интересную информацию о произведениях и их авторах». Являясь активными пользователями Интернет, будущие воспитатели имеют возможность расширять самостоятельно свое информационное поле, что, несомненно, увеличивает объем знаний и способствует успешному интегрированному обучению студентов. Промежуточные результаты экспериментальной деятельности доказывают высокую эффективность обученности и воспитанности студентов, что способствует формированию профессиональных компетенций будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Рецензенты:

Шестакова Лариса Анатольевна, доктор педагогических наук, история педагогики и образования; профессор НГТУ им. Р. Е. Алексеева, г. Нижний Новгород.

Щербакова Елена Геннадьевна, доктор педагогических наук, профессор ННГАСУ, г. Нижний Новгород.