Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

INDIVIDUALIZATION AS THE MAIN DIDACTIC PRINCIPLE OF THE ARTISTIC-AESTHETIC EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL

Bykov V.S. 1 Rychkova L.S. 1
1 South Ural State University
Individualization is considered by the author of the article as one of the principles of the person-oriented education implicated with all forms of art and reflecting the nature and content of creative activity. In this connection the aim of the research is to substantiate the individualization as the main didactic principle of the artistically-aesthetic education in primary school, which takes into account personal traits, artistic preferences and interests of children. This principle also permits to project and realize individual way of the child personality development and mastering different forms of creative activity. In the course of the research were used the next methods: study and analysis of the scientific literature, monographic publications and articles, the analytical method. As the result of the research the conditions of individualization are revealed in artistically-aesthetic primary school education, the methods and forms of individual training in artistically-aesthetic activity of children are developed. Among the conditions are the following: the granting of choice to a pupil in mastering different kinds of arts, determined by the leading representative system of a child, expending in experience of independent creative activity and generating the situation of success. Methods and forms of the education are based on the integration of academic and extra-curricular activity, public presentation of the results of children’s creative work with the following public recognition of these results. The area of application of the results: developed by the author conditions, methods and forms of the individualization in artistically-aesthetic education in primary school are suitable for comprehensive schools
methods and forms of education
forms of art
creative activity
artistically-aesthetic education
Idividualization
Изменения, произошедшие в российском образовании в последние десятилетия, связанные со сменой образовательной парадигмы, внедрением концепции личностно-ориентированного образования, выдвинули на первый план проблему индивидуализации обучения и реализации дифференцированного подхода к учащимся. Сегодня как никогда актуальными стали вопросы выбора и обоснования индивидуальной образовательной траектории обучающихся в зависимости от их способностей, возможностей и личностных особенностей.

Проблемы индивидуализации обучения, проектирования вариативных образовательных маршрутов широко исследованы в научных трудах К. А. Абульхановой-Славской, Л. Г. Брылевой, А. В. Мудрика, А. Маслоу, Ф. Франкла и других ученых. Принцип индивидуализации понимается учеными как активное взаимообусловленное взаимодействие педагога и обучающегося, в ходе которого на основе учета индивидуальных возможностей обучающихся и посредством варьирования педагогических условий, содержания, методов, технологий и форм обучения осуществляется развитие психических и интеллектуальных особенностей личности, формируются личностно-значимые качества учащихся. Учащийся добивается максимального успеха, если обнаруживает индивидуальный собственный маршрут образовательной подготовки, который предусматривает наиболее эффективные для него условия и способы достижения цели. Психолого-педагогическое обоснование индивидуального образовательного маршрута строится таким образом, чтобы осуществить помощь учащемуся в осознании себя творческой личностью, в выявлении и раскрытии творческих потенциальных возможностей самосовершенствования, самореализации и самоутверждения.

Проблема дифференциации обучения всегда была одной из важнейших в педагогике художественного образования, а принцип индивидуализации, непосредственно связанный с дифференцированным подходом к учащимся, является основополагающим для сферы художественно-эстетического воспитания.

Наиболее важна проблема индивидуализации обучения и воспитания для младших школьников, так как их полноценное художественно-эстетическое развитие может осуществляться только в благоприятной среде. В понимании «художественно-эстетической образовательной среды» мы опираемся на определение, данное Т. А. Осиповой. Она рассматривает данную среду как сложную открытую систему, объединяющую микро-, мезо- и макросреду, воздействующую на личность посредством предоставления выбора из «пакета» образовательных услуг общего гимназического и дополнительного художественно-эстетического образования собственного образовательного маршрута [2, с. 45]. Назначение художественной образовательной среды состоит в обеспечении возможности развития и удовлетворения художественных потребностей учащегося, которые реализуются, в числе прочего, с помощью индивидуализации обучения.

Индивидуализация обучения - это такая организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, позволяет создавать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика [3, с. 359]. При этом в центре педагогического процесса находится ребенок как субъект обучения и воспитания, как цель образования и результат педагогических воздействий.

Художественно-эстетическое воспитание предоставляет широкие возможности для индивидуализации обучения, так как задействует различные виды искусств и разнообразные виды творческой деятельности учащихся: музыкальную, изобразительную, танцевальную. Основной целью художественного образования в младшем школьном возрасте является раскрытие сенсорной сферы ребенка (умения видеть и чувствовать цвет, звучание, форму); формирование умений двигаться, учитывая пространство действия, пространство своего тела и пространство партнера; формирование знаний об основных видах художественной деятельности и их общих особенностях; развитие воображения ребенка, формирование умения получать информацию о разных видах искусства, уметь их воспринимать; обучение пониманию связи искусства с окружающим миром и значения различных видов художественной деятельности в жизни людей и труде  и др. [4].

Известно, что различные виды искусства в зависимости от специфического языка и реализации практической деятельности обладают преимущественными визуальными, аудиальными, кинестетическими или полимодальными свойствами (Л. С. Выготский, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн). Поэтому творческая деятельность более успешно осуществляется в том виде искусства, который соответствует ведущей репрезентативной системе младшего школьника. Таким образом, определение ведущей репрезентативной системы ребенка и включение его в соответствующие виды творческой деятельности становится важным условием индивидуализации художественно-эстетического воспитания младших школьников.

Кроме того, индивидуализировать обучение поможет выявление потребностей, интересов, предпочтений детей в том или ином виде искусства. Учеными, занимающимися возрастной психологией и педагогикой, доказано, что мотивация действий ребенка определяется, прежде всего, его интересом к выполняемой деятельности. У детей отсутствуют мотивы, связанные с долгом, необходимостью, слабо выражена волевая регуляция. Таким образом, опора на интересы, стремления и склонности детей, учет личных потребностей необходимы при индивидуальном подходе к организации художественно-эстетического воспитания, при определении индивидуальной траектории личностного развития ученика и овладения им различными видами творческой деятельности.

«Индивидуальная траектория» развития ребенка, согласно И. С. Якиманской, строится на двух разных направлениях: приспособляемости (адаптивности) к требованиям взрослых и креативности, «позволяющей искать и находить выход из наличной ситуации, преодолевать ее, строить для себя новую, с опорой на имеющиеся в индивидуальном опыте знания, способы, действия» [5, с. 67]. Наиболее перспективным нам представляется второе направление, которое предполагает самостоятельное выполнение младшими школьниками творческих работ в процессе художественно-эстетического воспитания, способствует обогащению опыта и способов действий, что в конечном итоге ведет к самоорганизации и самореализации личности.

Очень важным условием индивидуализации художественно-эстетического воспитания младших школьников и успешного овладения ими разнообразными видами творческой деятельности является создание ситуации успеха. Так, А. С. Белкиными установлено, что в ситуации успеха уровень мотивации младших школьников к творческому выполнению поставленных задач значительно выше, чем в обычных условиях. При успешном действии учащиеся испытывают чувство радости и удовлетворения, а это, в свою очередь, обусловливает рождение нового импульса к творчеству и желание сделать что-то необычное и на высоком уровне качества [1].

Реализация принципа индивидуализации художественно-эстетического воспитания младших школьников предполагает использование специальных методов и форм организации учебного процесса. Рассмотрим наиболее важные из них.

Для обеспечения широкого выбора видов искусств и художественной деятельности, отвечающих ведущей репрезентативной системе ребенка, целесообразно расширить круг предметов художественно-эстетического цикла за счет введения элективных курсов, а также использования возможностей внеучебных занятий. Наш опыт показывает, что весьма целесообразным является введение таких предметов, как «Слушание музыки», «Музыкальный инструмент», «Ритмика», «Танец», «Основы композиции и рисунка» и др. Освоение каждого из названных предметов имеет свои особенности. Так, например, предмет «Музыкальный инструмент» предполагает индивидуальную форму обучения; такие дисциплины, как «Ритмика» и «Танец» позволяют организовать работу с отдельными группами учащихся внутри класса; предмет «Основы композиции и рисунка» позволяет реализовать индивидуальное консультирование с каждым учеником класса в процессе учебного занятия.

Во внеучебной деятельности целесообразно проведение творческих конкурсов, театрализованных представлений, организацию кружковых занятий по интересам, посещение спектаклей, концертов, художественных вставок и т.д. Наиболее интересной формой творческой работы, позволяющей индивидуализировать общение с учащимися, является музыкальный театр. Особенности данного вида занятий состоят в нерегламентированном характере творческой деятельности, определяемой ситуативно заданными целями репетиционного процесса. Репетиционные занятия предполагают индивидуальную работу с солистами, исполняющими вокальные партии; работу с группами учеников, участвующих в танцевальных номерах и театральных мизансценах; а также работу со всем коллективом детей в массовых сценах. Таким образом, внутри коллективной репетиции появляется возможность организовать индивидуальное общение со школьниками.

Предоставляя широкое поле форм и видов художественной деятельности, педагог создает условия для реализации художественно-эстетических предпочтений детей, для выбора ими наиболее интересного вида деятельности, отвечающего его ведущей репрезентативной системе, а также его способностям, возможностям, склонностям и личностным особенностям. На этой основе появляется возможность сконструировать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка, который позволит максимально раскрыть его творческие способности и природные задатки, выявить мотивацию к занятиям искусством.

Обогащение опыта самостоятельной творческой деятельности младших школьников целесообразно осуществлять за счет включения детей во «взрослые» виды деятельности с целью осознания ими важности выполняемой работы. Наши наблюдения показывают, что наибольший эффект дает совместное участие учителей и учеников в музыкальных спектаклях, литературно-театральных вечерах, концертах, благотворительных акциях и пр. Помимо того, что у учащихся формируется чувство коллективной ответственности за результаты общего дела, они учатся принимать на себя индивидуальную ответственность за свой «участок работы», который хотят выполнить качественно и не подвести товарищей. Ситуация успеха и всеобщего одобрения, которая, как правило, сопутствует такого рода мероприятиям, существенно повышает мотивацию младших школьников к занятиям художественным творчеством.

Отдельный вид внеучебной деятельности, сопряженный с ситуацией успеха, связан с организацией разнообразных смотров, конкурсов и выставок детского творчества, оформлением портфолио личных достижений. Главная задача учителя при этом - создать такие условия, при которых можно достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом, а также дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя (А. С. Белкин).

Очень важная сторона подобных мероприятий - это значительный общественный резонанс, интерес со стороны родителей, других образовательных учреждений, педагогического сообщества. Результаты творческих смотров-конкурсов, как правило, оформляются в виде красочных стендов, репрезентирующих достижения учеников, создания презентационных материалов, например, альбомов, газет, стендов «Наши лучшие ученики», «Мы ими гордимся» и т.д. Наличие наград и поощрений со стороны родителей, учителей, одноклассников способствует формированию чувства удовлетворения от творческой деятельности, а общественное признание ее результатов является мощным стимулирующим фактором и повышает мотивацию детей к занятиям искусством.

Таким образом, индивидуализация учебно-творческой деятельности, с одной стороны, органически присуща процессу освоения любого вида искусства, так как связана с особенной и неповторимой реализацией творческого замысла конкретной личностью. С другой стороны, принцип индивидуализации является необходимым условием обучения детей художественно-творческим видам деятельности, так как базируется на учете их индивидуальных особенностей, способностей, личностных приоритетов и предпочтений. Следовательно, методы и формы художественно-эстетического воспитания младших школьников также должны базироваться на принципе индивидуальности, учитывать специфику искусства, характер реализации творческой деятельности и особенности личности учащихся.

Рецензенты:

Ильясов Д. Ф., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск.

Резанович И. В., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой управления персоналом Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.