Сегодня для России характерным является развитие процессов гуманизации социальных отношений, переход к принципу социальной толерантности, признание и уважение прав и достоинства каждого человека независимо от его способностей или убеждений. Однако в условиях социально-экономических преобразований усиливается и социальное расслоение общества; возникают различные формы социального неравенства, что создает серьезные препятствия для осуществления процессов социальной адаптации подрастающего поколения, особенно тех групп, для которых этот процесс и так затруднен в силу объективных обстоятельств. В первую очередь это касается детей с ограниченными возможностями здоровья. Процессы современного общественного реформирования зачастую приводят к нарушению социальной интеграции и адаптации таких детей, ставят их перед проблемой самостоятельного жизнеустройства на фоне низкой эффективности реализации социально-образовательных, абилитационных технологий.
Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, с одной стороны, и гуманизация общественной жизни, широкое распространение представлений о ценности подрастающей личности, необходимости защищать ее права, с другой стороны, усиливают значимость социально-реабилитационной и социокультурной деятельности, целью которой является социально-образовательная подготовка и максимально-достижимая адаптация к жизни, предоставление детям с ограниченными возможностями здоровья, шанса сформировать навыки социальной ориентации, этики и культурного социального поведения.
Между тем в современной педагогической теории и практике налицо противоречие между:
- необходимостью полноценного становления детей с ограниченными возможностями здоровья и неспособностью образовательных учреждений к решению данной проблемы;
- потребностью педагогической практики в эффективной реализации механизмов социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и недостаточной их изученностью в педагогической науке.
Предпринятое исследование преследовало цель выявить закономерности и механизмы социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве методов исследования использовались теоретический анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы (анализ, систематизация, классификация, обобщение и сравнение); изучение и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, диагностические методы, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Исследование проводилось в течение 16 лет с 1994 по 2010 г. и осуществлялось в три этапа на базе МОУ ДОД «Кукморская детская школа искусств» Республики Татарстан, МОУ ДОД «Заинская детская школа искусств» и МОУ ДОД «Рыбно-Слободская детская школа искусств» Республики Татарстан, Детской художественной школы г. Вятские Поляны Кировской области. На констатирующем этапе ОЭР приняли участие 484 учащихся, 28 педагога дополнительного образования; на формирующем этапе на базе Кукморской детской школы искусств - 302 учащихся в возрасте от 8 до 15 лет, в том числе 60 детей с ограниченными возможностями здоровья; 5 педагогов дополнительного образования, 198 родителей. К категории детей с ограниченными возможностями здоровья отнесены неслышащие (глухие), слабослышащие дети, дети с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы.
Качество человеческого ресурса в обществе зависит не только от предметной подготовки, но и от накопленного личностью социального опыта. Социализация ребенка с ограниченными возможностями выступает как процесс, условие, проявление и результат социального формирования его личности. Как процесс она означает его социальное становление и развитие в зависимости от характера взаимодействия со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие она свидетельствует о наличии того социума, который необходим ребенку для его естественного социального развития как личности. Как проявление социального формирования, она является социальной реакцией ребенка с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. Именно по ней, собственно, и судят об уровне социального развития индивида. И, наконец, как результат социализация должна явиться основополагающей характеристикой растущего человека и его особенностей как социальной единицы сообщества в соответствии с его возрастом. Ребенок с ограниченными возможностями в своем развитии может отставать от своих здоровых сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует его социальный статус по отношению к сверстникам.
Однако социализация не есть механическое наложение на ребенка с ограниченными возможностями здоровья готовой социальной «формы». Ребенок данной группы, выступающий как «объект» социализации, является в то же время субъектом общественной активности, а также инициатором и творцом новых для него общественных отношений. Поэтому социализация тем успешнее, чем активнее участие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в творческо-преобразовательской общественной деятельности, в ходе которой им преодолеваются закрепощенность, замкнутость, закомплексованность и отчужденность [1].
Одним из действенных механизмов социализации, который позволяет проходить ей в режиме самоорганизации, является среда. Известно, что среда - это некое поле социальных отношений, где личность участвует в жизнедеятельности общества, выступая ее субъектом; здесь происходит ее самоопределение, самоутверждение и самоактуализация. Среда общения в школе повышает интегративную роль социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Усилия специалистов разного профиля направлены на достижение основной цели - включение ребенка в социальную среду и приобщение его к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Вот почему для социокультурной адаптации важными факторами являются длительность проживания в новой среде, язык, количество контактов и определенная культурная дистанция.
При этом субъектом общения принято считать индивида, имеющего развитые коммуникативные потребности, социально значимые качества, обладающего знаниями социально-этического характера и способностью к взаимодействию. Ребенок с ограниченными возможностями как субъект общения также должен характеризоваться активностью, способностью к самооценке, определенным социальным статусом и уровнем адаптации в группе сверстников. В связи с этим важна детская среда как часть социальной среды, непосредственно окружающей ребенка. В нее входит все многообразие условий жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями, где на первом месте стоит общение участников данного пространства, влияющее на личностное развитие детей и содействующее их вхождению в современную культуру. Отсюда содержанием собственно среды как фактора социокультурной адаптации должны выступать предметно-пространственное окружение, событийное и информационное окружение, а также социально-поведенческое окружение, совокупность которых и разворачивается на фоне окружения ребенка с ограниченными возможностями. При этом основными свойствами и инструментами формирования среды общения должно стать вовлечение детей в разнообразные виды занятий и соучастие в них. Однако чтобы данное пространство приобрело характер социокультурной адаптации, то есть влияло на социальное развитие личности, необходимо принятие его личностью. Только в этом случае оно станет фактором социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, направленной на усвоение социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию в том обществе, к которому он принадлежит. Социокультурная адаптация как технология сосредотачивается на личности человека и делает возможным достижение положительных изменений его образа жизни, в частности, предполагает выход ребенка на такой уровень компенсации, при котором возможны любые формы взаимодействия сверстников друг с другом и с окружающей средой [3,4]. При этом внимание педагога направлено на организацию такого влияния социальной среды на личность ребенка, которое не нарушало бы наиболее ценный процесс - самовоспитание [2].
Различают активистское приспособление, если среда изменяется под воздействием субъекта в целях его приспособления. Способность живых существ приспособляться к условиям изменяющейся среды очень различна и может совсем отсутствовать. Превосходство человека над другими живыми существами и состоит как раз в том, что он обладает наибольшей способностью к адаптации. Социальная адаптация - это постоянно возобновляемый процесс, включающий в себя сопоставление личностью своей жизненной ситуации с усвоенным социальным опытом окружающих и последующим воспроизводством адекватной модели поведения в социальной среде [5].
Социокультурную адаптированность детей с ограниченными возможностями можно представить как соотношение оценки самого себя и притязаний индивидуума с его возможностями и реалиями общества. Пребывание ребенка в среде сверстников - во многом самоорганизуемой динамичной системе, требующей постоянного самопроявления, имеет значительный аксиологический потенциал, способствует присвоению жизненных общественно-значимых норм и ценностей, формированию морального склада личности. Очень важным, на наш взгляд, является помощь в воспитании чувства собственного достоинства детей с ограниченными возможностями здоровья.
Чувство собственного достоинства считается моральной добродетелью, суть которой состоит в том, чтобы личное достоинство ребенка доросло в нем до самосознания, а значит, и осознания им права его отстаивать. Когда он чувствует, что нормы жизни в сообществе согласуются с правилами его совместной жизни с другими, то здесь он чувствует собственное личное достоинство. Личное достоинство ребенка с ограниченными возможностями здоровья является его абсолютной ценностью, требующей свободы от любого рода насилия: морального или физического. Одновременно педагоги должны доводить до сознания каждого ребенка, что среда его обитания - это личности плюс другие личности, и что необходимо учитывать их интересы. В этих условиях дети должны понять и определить естественные границы внутри сообщества и отстаивать право на независимость своего внутреннего мира. Таким образом, достоинство - это неотъемлемая ценность каждого ребенка, оно автономно от социальной иерархии и является его личным достоянием.
Таким образом, полинаправленность среды, обеспечивающей и социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и, одновременно, активизацию процессов самовоспитания и обеспечение условий для формирования морального склада личности, позволяет рассматривать ее в качестве модели социокультурной поддержки.
Для реализации педагогического потенциала среды в социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья была разработана соответствующая технология, включающая целевой, содержательный, процессуально-деятельностный и результативный блоки. Целевой компонент предполагает решение следующих задач: пробуждение социальной активности, деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, который традиционно воспринимался обществом как больной, нуждающийся в милосердном отношении людей; воспитание чувства собственного достоинства, стремление к самоопределению, формирование способности к выбору жизненной позиции; формирование стремления к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества; создание среды общения, социализации и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья; организация условий для проявления творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья; развитие творческих возможностей средствами современных информационных технологий в изобразительном искусстве; обогащение знаний и представлений ребенка с ограниченными возможностями здоровья об искусстве, возможностях интернета.
Анализ понятий «адаптация», «социальная адаптация», «социокультурная адаптация», существующих в современных исследованиях, дал возможность автору диссертации сформулировать следующее определение социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, под которым мы понимаем процесс установления оптимальных взаимоотношений между личностью ребенка с ограниченными возможностями здоровья и социокультурной средой, требующего в силу специфики таких детей специального педагогического сопровождения и содействующего осуществлению адекватной современной культуре жизнедеятельности ребенка в социуме, реализации его целей, формированию чувства собственного достоинства и ощущения своей востребованности.
В ходе изучения перспектив социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья было выявлено, что для успешной интеграции детей-инвалидов в общество сверстников необходимы определенные условия, в частности: готовность любого сообщества, равно как и отдельных людей, к сосуществованию и взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности; ненасильственный характер протекания социокультурной адаптации, возможность при этом выбора и перечня образовательных и абилитационных услуг; создание адекватного содержания специальных образовательных услуг и особых условий жизнедеятельности для детей-инвалидов в структуре массовой общеобразовательной школы.
Ведущими принципами социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями являются: принцип абилитации (ориентация на наиболее полное развитие потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья, учет типологических и индивидуально-личностных особенностей их развития); принцип интеграции (включение детей с ограниченными возможностями здоровья в игровую и познавательную деятельность здоровых сверстников, в образовательную и социокультурную жизнь); принцип фасилитации (педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в становлении их субъектности, социализации, жизненном самоопределении); принцип саморазвития (предоставление возможности детям с ограниченными возможностями здоровья собственного продвижения в своем развитии, связанного с освоением социального опыта, включением в жизнь общества и т.д.); принцип гармоничного сочетания традиционных и инновационных педагогических методов и средств работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Рецензенты:
Валеева Роза Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Казанскй (Приволжский) федеральный университет» МО и Н РФ, г. Казань.
Сироткин Лев Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Казанского государственного университета культуры и искусств Министерства культуры РФ, г. Казань.