Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

RESEARCH OF SOCIAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF YOUTH OF RURAL TERRITORIES OF THE REGION (A CASE STUDY OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)

Stovba E.V. 1 Masalimov R.N. 1
1 Birsk Affiliate of FSBEI HPT «Bashkir State University»
В статье рассматриваются социально-экономические проблемы молодежи сельской местности Республики Башкортостан. Сельская молодежь выступает как точный индикатор проблем в общественной жизни, прежде всего, развития аграрной сферы сельских территорий региона. Исследуется роль социальных факторов в повышении экономической эффективности аграрного производства. Уточнены методические подходы к решению социально-экономических проблем сельской молодежи. Предлагается использовать различные методы для исследования проблематики жизненных интересов молодежи сельских территорий. На основе проведенного социологического мониторинга сформирован комплекс проблем, возникающих среди студенческой молодежи – выходцев из сельской местности республики. По результатам исследования выделены основные жизненные цели молодежи сельских территорий на материалах анкетирования студентов вуза педагогического профиля.
The article deals with social and economic problems of youth of rural areas of the Republic of Bashkortostan. The rural youth acts as the exact indicator of problems in the social sphere, and, first of all, in the agrarian sphere of rural territories of the region. The role of social factors in rise of economic efficiency of agrarian production is investigated. Methodical approaches to the solution of social and economic problems of rural youth are specified. Various methods for research of a perspective of vital interests of youth of rural territories are offered. On the basis of the carried-out sociological monitoring the complex of the problems arising among students – natives of rural areas of the Republic is created. By results of research the main vital objectives of youth of rural territories on materials of questioning of students of higher education institution of a pedagogical profile are allocated.
vital interests
agrarian sphere
rural territories
Rural areas
young country-men and young country-women

В настоящее время изучение проблематики социально-экономических интересов жителей сельских территорий является одним из важных направлений отечественных научных исследований. Однако в современных условиях модернизации общества российскими учеными все большее внимание уделяется формированию человеческого капитала и подготовки кадров в наиболее перспективных секторах экономики нашей страны, и неправомерно считается малозначительным и непривлекательным изучение проблем развития молодежи сельской местности.

Как отмечает ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ В. А. Мау, постиндустриальные вызовы и демографические проблемы привели к кризису традиционного «государства всеобщего благосостояния» и поставили перед многими странами задачу глубокой трансформации их социальной сферы. На современном этапе развития транзитивной экономики, когда процесс старения населения приобретает устойчивый характер, а спрос на социальные услуги неуклонно возрастает, необходимо сформировать кардинально новую модель социальной системы в обществе [2, с. 115]. Абсолютно верно подчеркивается, что страна, которая сможет создать современную эффективную модель развития человеческого капитала, получит в долгосрочной перспективе огромные преференции.  

На наш взгляд, очевидна необходимость обобщения и уточнения теоретических и методических подходов к решению социально-экономических проблем сельской молодежи. С одной стороны, роль социальных факторов в повышении экономической эффективности сельскохозяйственного производства весьма существенна. Так, улучшение условий труда и жизни молодых работников аграрного сектора способствует более эффективному использованию технико-экономических и организационно-хозяйственных факторов, влияющих на развитие сельских территорий. С точки зрения обеспечения экономических основ успешного решения социальных проблем села, все сводится к повышению эффективности аграрного производства как на федеральном и региональном уровне, так и на уровне хозяйствующих субъектов (сельских территорий и поселений).

С другой стороны, рост объемов аграрной продукции, производимой отечественными сельхозтоваропроизводителями, оказывает мультипликативный эффект не только на экономическое развитие самих сельских территорий, но и определяет положительное воздействие на функционирование социальной сферы сельской местности. Так, согласно экспертным оценкам американских экономистов, экспорт аграрной продукции, производимой сельскохозяйственным сектором США, стимулирует развитие других производственных отраслей экономики и создает дополнительно более 1 млн  рабочих мест [7, с. 2]. Как отмечает член-корреспондент РАСХН, академик Академии наук Республики Башкортостан У. Г. Гусманов: «1 % прироста продукции сельского хозяйства оживляет всю экономику на 2,3 %, и 1 работник сельского хозяйства обеспечивает занятость 8 человек в других отраслях народного хозяйства. А это, в свою очередь, рост оплаты труда, сокращение безработицы, улучшение питания и удлинение продолжительности жизни людей» [1, с. 9].

В 2011 году нами проведены социологические исследования среди молодежи сельских территорий Северной лесостепной зоны Республики Башкортостан. Доля молодежи 14–27 лет в населении рассматриваемых сельских территорий составляет около 16 %. Необходимо отметить, что данного количества молодежи недостаточно для полного воспроизводства трудовых ресурсов в исследуемых сельских территориях.

При осуществлении мониторинга респонденты классифицировались по трем возрастным группам: учащиеся сельских школ IX–XI классов (возраст: 14–17 лет); молодежь, занятая сельскохозяйственным трудом (возраст: 18–27 лет); студенческая молодежь из сельской местности (возраст: 18–23 года). Для эффективной реализации социологических исследований нами разработаны соответствующие анкеты трех типов: «Сельская молодежь», «Учащаяся молодежь» и «Молодой фермер».

Для второй возрастной группы респондентов с использованием методов эконометрического моделирования и кластерного анализа осуществлена группировка с учетом следующих критериев: по гендерному и семейному признакам (мужчины и женщины, холостые и семейные); по занятости сельскохозяйственным трудом (сельхозорганизации, крестьянско-фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства); по месту проживания (районный центр, село, поселок, хутор).

При проведении исследования учитывалась не только молодежная специфика респондентов, но и особенности места их проживания (конкретного географического положения и территории сельского поселения), социокультурные и экономические характеристики, которые выделяют её из общего массива населения сельских территорий.  К данным характеристикам относятся, прежде всего, психофизиологические и ментальные свойства: мобильность, динамичность, работоспособность, способность к адаптации к меняющимся условиям, здоровье, оптимизм и обучаемость. Также учитывался тот факт, что молодые работники могут освоить смежные специальности быстрее своих старших коллег и на повышение своей квалификации тратят гораздо меньше времени.

При обработке данных анкетирования тщательно исследовались возможные отклонения (вариации) от сущности конкретной формулировки задаваемых вопросов, вероятное скрытие собственного мнения, возможные стереотипы и установки, сформировавшиеся у молодых людей под влиянием родителей и внешнего окружения.

Безусловно, сельская молодёжь является своеобразным скрытым ресурсом развития аграрной сферы. Однако необходимо отметить, что на республиканском сельском рынке труда наблюдается значительный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. За период с 2006 по 2010 год численность населения моложе трудоспособного возраста в республике уменьшилась на 7 % или на 23 тысячи человек [4]. При этом численность экономически активного населения в аграрном секторе региона за последние пять лет сократилась на 11 %.

Высокий уровень безработицы в отраслях сельского хозяйства обусловлен низкой заработной платой и условиями труда в данной отрасли. Возникает парадоксальная ситуация, когда при наличии высокого уровня безработицы в сельской местности агроорганизации испытывают потребность в специалистах и квалифицированных рабочих, особенно среди молодежи. В то же время рост численности квалифицированных рабочих кадров, дефицит которых сельское хозяйство испытывает в наибольшей мере, будет способствовать повышению темпов модернизации отрасли. 

Крайне негативная реакция большей части опрашиваемой сельской молодёжи на определённые виды сельскохозяйственного труда объясняется, прежде всего, плохими условиями его организации в сельской местности. Во всех возрастных группах молодых людей по-разному проявляется отношение к экономическим реформам, реализуемым применительно к аграрной сфере, к сельскохозяйственному труду и к специфическим аспектам трудовой деятельности, к оценке своего труда и труда окружающих.

Представляется интересным мнение сельской молодёжи о развитии агробизнеса, фермерского движения, возрождении сельского уклада жизни. Результаты проведенного исследования показывают, что молодые селяне не столь солидарны в этих вопросах со старшими возрастными группами сельского населения. Расхождение в сформированных позициях объясняется, прежде всего, ярко выраженной и более мобильной психикой сельской молодёжи. Молодые люди, в отличие от старших поколений сельских жителей, всегда открыты для внедрения новых жизненных ценностей и инноваций, соответствующих современным требованиям модернизации аграрной экономики.

Например, среди молодого поколения жителей сельской местности при сравнении со старшими возрастными группами намного меньше представителей считает, что единственно приемлемой формой хозяйствования на земле являются колхозы и совхозы, и, соответственно, более 40 % опрашиваемых представителей сельской молодежи полагает, что крестьянско-фермерские хозяйства (К(Ф)Х) должны получить приоритетное развитие на селе. Однако необходимо отметить, что фермерское движение в Республике Башкортостан не получило своего оптимального развития.

Так, в 2010 году согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан К(Ф)Х региона произвели 3,9 % валовой продукции сельского хозяйства региона на сумму 3,6 млрд  руб. [4]. Экономический вклад данной категории хозяйств в обеспечение продовольственной безопасности региона является менее значительным по сравнению с агроорганизациями и ЛПХ населения. За аналогичный период развития К(Ф)Х республики произвели 14 % зерна, 10 % сахарной свеклы, 21 % подсолнечника, 1 % картофеля, 2 % овощей 4 % молока, 3,5 % мяса, 4 % шерсти, 8 % меда от регионального объема производства данных видов аграрной продукции.

Другая половина опрошенной сельской молодёжи считает, что современное сельское хозяйство должно быть смешанным и многоукладным и в современной экономике имеют право на существование агроформирования всех организационно-правовых форм собственности. Таким образом, по результатам проведенных исследований необходимо сделать вывод о том, что сельская молодёжь преимущественно поддерживает проведение аграрных рыночных реформ, однако при этом объективно оценивает социально-экономические проблемы, возникающие в процессе принятия и реализации управленческих решений в сельской местности.

Результаты опросов показывают, что в настоящее время в сельской местности среди молодёжи происходит постепенная смена нравственных ориентиров развития и, в частности, усиление иждивенческой психологии молодых людей. Конечно, мотивы получения высшего образования меняются под влиянием современного состояния общества, его отношения к той или иной профессии, в зависимости от её востребованности, социального статуса, уровня образованности и культуры самого человека, материального обеспечения индивида и его социального статуса.

Большинство студентов – выходцев из сельской местности доминирующей жизненной стратегией студенчества определяет мотив «добиться успеха в жизни» (более 75 % от числа опрошенных респондентов). Также для подавляющей части интервьюируемых студентов существенно значимой позицией является возможность «быть материально обеспеченным». Парадоксально, но всё большее распространение в сельской молодежной среде, в том числе и среди студентов педагогических вузов – будущих учителей, получает допустимость достижения материального благополучия и благосостояния любой ценой. Подобного мнения придерживаются около 24 % опрошенных молодых людей [3, с. 182].

Анализ результатов проведенного мониторинга позволяет сделать вывод о том, что получение высшего образования необходимо представителям сельской молодежи для конкретных определённых жизненных целей, и не связано с самим наличием диплома о получении высшего образования. Для 35 % юношей достижение этой желанной цели материализуется отсрочкой от прохождения службы в армии; для 20 % респондентов – это определенные надежды на получение не обязательно высокооплачиваемой работы за рубежом; для относительно небольшого процента опрашиваемых молодых людей – это способ «приятно провести время».

Представляется интересным сравнительный анализ социологических опросов студенческой сельской молодежи, проведенный нами в 1998 г. и в 2011 г.  15 лет назад подавляющее большинство опрошенных учащихся (76 % респондентов)  выразило желание получить высшее образование на технических, экономических и юридических факультетах, и только 10 % выразили желание поступить в педагогический институт. При этом большинство юношей (65 % респондентов), в том числе и те, кто желал поступить в вуз, выразили готовность служить в рядах российской армии.

Парадоксально, но многие, стремившиеся поступить в престижные столичные вузы экономико-юридической направленности, в дальнейшем оказались на различных факультетах вуза с педагогическим профилем. Данное обстоятельство было связано, прежде всего, с отсутствием материальной возможности среди преимущественной части сельской молодежи получить высшее образование в больших городах.

Также необходимо отметить в последние годы тенденцию резкого увеличения количества школьников и студентов с негативным отношением к службе в армии. Например, по результатам наших опросов 27 % опрошенных учащихся юношей не хотели бы служить в армии, а 36 % студентов вузов резко отрицательно относятся к военной службе. Основными трудностями армейской службы студенческая молодежь считает неуставные взаимоотношения («дедовщину»), большие физические и нервно-эмоциональные нагрузки, непрофессионализм военных. Необходимо отметить, что в формировании негативного отношения к военной службе существенную роль играют средства массовой информации, ряд общественных организаций («Комитет солдатских матерей», «правозащитники»). Таким образом, образование выполняет своеобразную функцию социальной защиты молодежи и служит определенным средством для юношей-студентов избежать службы в армии.

Можно сделать вывод, что среди студенческой молодежи, как среди выходцев из сельской местности и малых городов (например, Бирска, Глазова, Сарапула), так и для студентов крупных городов и региональных столиц (Екатеринбурга, Томска, Уфы), преобладают стремления с помощью высшего образования добиться успеха в жизни, материального благополучия и соответствующего социального положения. Однако для первой части студенчества в большей степени превалирует желание приобрести профессию и желание стать высокообразованным и профессиональным специалистом с помощью получения качественного образования. Данные мотивы обусловлены, прежде всего, существенной разностью уровня запросов и притязаний жителей центра и периферии, и связано с уровнем социального, культурного и материального благополучия населения конкретного региона.

Представителей молодежи волнует решение вопросов развития сельской социальной сферы и социальной инфраструктуры, современное состояние и перспективы развития сельского образования и здравоохранения. Необходимо отметить, что кризисные явления, проявившиеся в процессе реформирования аграрного сектора, непосредственно отразились на функционировании социальной сферы сельской местности.

Эти изменения в негативном плане выразились, прежде всего, в существенном ухудшении уровня и качества жизни населения большинства сельских территорий и поселений и, в частности, в росте показателей смертности и скрытой безработицы, снижении величины реальных доходов и количества социальных услуг, получаемых  сельскими жителями. Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан за период с 2005 по 2010 г.. в сфере образования и культуры сельской местности регионпа количество дневных общеобразовательных учреждений уменьшилось на 48 %, дошкольных учреждений – на 10 %, учреждений культурно-досугового типа – на 6 %, общедоступных библиотек – на 4 %, соответственно (рис. 1).

Рис. 1. Показатели социального развития сельских территорий Республики Башкортостан в 2000–2010 гг. [4, с. 87–88]

По сравнению с 2011 г. в 2010 г. количество школ в республике уменьшилось на 79 ед., филиалов – на 67 ед. Уменьшение числа дошкольных и дневных общеобразовательных учреждений в сельской местности республики проводится без учета того факта, что численность детей в дошкольных учреждениях растет, соответственно в среднесрочной перспективе увеличится и численность учащихся в общеобразовательных учреждениях.

В современной молодежной среде сложилась ситуация, при которой профессиональное будущее большей части выпускников вузов (в частности, учителей) характеризуется как неопределённое, а полученная специальность педагога оказывается невостребованной. Как отмечает министр образования Республики Башкортостан А. С. Гаязов: «Когда мы говорим о наших неэффективных расходах, они касаются в определенной степени излишнего количества людей, работающих в этой системе. Существующие нормативы говорят о том, что, к сожалению, у нас по сравнению с тем, что должно быть, порядка 10 тысяч человек работающих больше, чем по нормативам» [6]. Необходимо констатировать, что только за неполный 2012 г. в образовательной сфере республики сокращено около двух тысяч учителей или примерно три тысячи ставок педагогов.

В последнее время необходимо отметить формирование тенденции инертности политической деятельности основных республиканских молодёжных объединений и организаций преимущественно в сторону профессиональных интересов [3]. При этом именно политическая безграмотность молодых людей является почвой роста влияния в молодёжной среде правого и левого радикализма, национализма и экстремизма.

В то же время данные мониторинга показывают, что подавляющее большинство студентов не исторических факультетов Бирского филиала Башкирского государственного университета не знает или плохо знает ключевые понятия курса, имеет слабое представление о реформах и реформаторах «старой» и «новой» России. Только что поступившие в вуз студенты-первокурсники отрывочно представляют себе отечественную историю, особенно российскую историю советского периода, как и то, что происходило в жизни нашей страны с середины 1980-х гг. по настоящее время. Безусловно, эти знания должны являться жизненным фундаментом и основой для формирования нравственно-духовных позиций современной молодёжи.

В молодежной среде, в том числе и среди представителей сельской молодежи,  утверждается сочетание оптимизма (в отношении социальных и личностных перспектив) и пессимизма (в отношении возможностей трудоустройства по получаемой в вузе профессии); распространяются ориентиры ноувизма и формируются устойчивые убеждения жить только сегодняшним днём. Так, согласно исследованию, проведённому сотрудниками социальной сети «Гайдпарк», при ответе на вопрос: «Какая, по Вашему мнению, самая главная проблема сегодняшней молодёжи?», около 63 % респондентов выбрало позицию «ложные ценности», 8 % интервьюированных отметило ответ «примитивность интересов», менее 4 % опрашиваемых ответило: «бездуховность», «нездоровый образ жизни», «криминализация», «легкомыслие, распущенность», «безнравственность» [5].

Таким образом, в сфере сельских территорий складывается противоречивая ситуация, обусловленная несколькими факторами. Во-первых, чувствуется явное отсутствие ресурсов для воспроизводства сельского хозяйства. Одна из главных проблем агрикультуры России – это сокращение численности занятых в ней, прежде всего, за счёт миграции, наиболее молодых и квалифицированных кадров. Так, за последние двадцать лет численность работников на селе сократилась на 3 млн человек. Республика Башкортостан не является исключением: в среднем за год число работников уменьшается весьма ощутимо.

Во-вторых, каждый человек по своей природе стремится быть успешным, принятым в социуме, самореализоваться, но в результате низкой профессиональной культуры и высокой конкуренции в отрасли (да и в межотраслевой) молодой селянин получает большой негативный опыт, накладывающий отрицательную роль на самооценку, которая в свою очередь очень сильно влияет на всю деятельность человека в целом и на общее мировоззрение. Кроме этого, в кризисные времена развития страны повышается степень неопределенности, нестабильности, проявления психологических эффектов.

Безусловно, сельская молодежь особенно нуждается во внимании, ибо в эпоху крупных перемен молодые люди больше, чем старшие поколения испытывает душевный дискомфорт, а нередко и полную депрессию, на их глазах рушатся идеалы, на смену которым приходят неразбериха, падение нравов и морали, вседозволенность, абсолютное безразличие к окружающему миру и безынициативность. Важно подчеркнуть, что создание комфортных социальных условий и обеспечение высокого уровня и качества жизни молодежи на селе, безусловно, будет способствовать экономическому, культурному и духовному развитию всего населения сельских территорий Республики Башкортостан и других регионов Российской Федерации.

Исследования выполнены при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Моделирование сценариев социально-экономического развития сельских территорий Республики Башкортостан», проект № 11-12-02017 а/У.

Рецензенты:

Аскаров А. А., д.э.н., доцент, заведующий кафедрой организации аграрного производства, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет», г. Уфа.

Белобородова Н. С., д.п.н., профессор, заместитель директора по социальной работе, Бирский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Бирск.