Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

COMPREHENSIVE RESEARCH OF THE NORTH AND ARCTIC: SOME RESULTS AND DEVELOPMENT PROSPECTS SUPPORTED BY THE GRANTS

Skufina T.P. 1
1 The Institute of Economic Problems, Kola Science Center, Russian Academy of Sciences
The paper specifies a relevance and fundamental nature of the research conducted by the Institute for Economic Problems of Kola Science Centre of RAS which were supported with the projects funded by RFBR, RFHR, Russian Ministry of Science and Education, and the President of Russian Federation. We provide a detailed description of two complex interdisciplinary studies. One of the studies, “Scenarios of Social and Economic Development of the Northern Regions of the Russian Federation”, was supported by the President of Russian Federation. The other project, “Forming strategic priorities of Russian Arctic Development” was supported by the Ministry of Science and Education. For the first project we describe its organizational system including different statuses of young researcher form student to professor. We also provide some arguments concerning the efficiency of such kind of structure for involving students into the science and their further growth as project participants. It is also provided some results that have an essential achievement and public acceptance made in the project framework. For the second project (“Forming strategic priorities of Russian Arctic Development”) we formulate the main contradiction of development, administration, and positioning Russian Arctic. We provide some possibilities of using the project results in unique and working in reality system of integration of the Institute with universities, schools, and refresher training courses taking place in Murmansk Region. We conclude that the supported projects promotes to obtain new results and young scientists education in the field of economics of Northern territories.
science and education integration
grants
Arctic
North
fundamental research
Введение

Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина Кольского НЦ РАН  в течение более четверти века  проводит комплексные междисциплинарные исследования по проблемам развития Севера и Арктики. Фундаментальный характер и значимость работ института подтверждается, в том числе грантами РГНФ, РФФИ, Минобрнауки, Президента РФ, Правительства Мурманской области на выполнение научно-исследовательских работ. За последние пять лет Институт насчитывает 26 таких грантов. Среди этих «грантовских» исследований особенно выделяются два, ресурсная и организационная структура которых позволила не только провести комплексные исследования по заявленным тематикам, но и усилить интеграционную работу науки и образования. Об этих исследованиях и будет рассказано в настоящей работе.

О научно-исследовательской работе «Сценарии социально-экономического развития регионов Севера Российской Федерации»

В 2009-2010 годах в ИЭП КНЦ РАН проводилось инициативное научное исследование на тему «Сценарии социально-экономического развития регионов Севера Российской Федерации», поддержанное грантом Президента Российской Федерации в номинации «поддержка молодых российских ученых - докторов наук» (№ МД-1681.2009.6).

Организационная система гранта включала разные статусы молодых исследователей - доктор наук (д.э.н. Т. П. Скуфьина), кандидат наук  (к.э.н. Е. Е. Торопушина, к.э.н. Е. А. Корчак, к.э.н. А. А. Гасникова, к.э.н. А. А. Биев,  к.ф.-м.н. С. В. Баранов), аспирант (С. Б. Трофимов,  О. А. Манкевич, А. В. Минаков), студент (А. Ю. Марецкая). Такая структура уникальна для пробуждения или реализации уже существующего научного интереса участников проекта относительно вероятных альтернатив развития как всего Севера, так и своего родного Кольского края - наиболее экономически развитой части российского Севера. Полагаем, именно это исследование позволило вовлечь в науку, на тот момент, подающего надежды студента, а ныне перспективного сотрудника ИЭП КНЦ РАН, результативность которого подтверждается участием в настоящее время в трех грантах (РФФИ, РГНФ, Минобрнауки). Считаем, это одно из важнейших достижений проекта. Более «на поверхности» такие формальные индикаторы,  как  коллективная монография участников проекта [5], несколько десятков статей в центральных рецензируемых журналах перечня ВАК и зарубежных публикаций, десятки выступлений молодых участников на конференциях и престижных международных симпозиумах в России и зарубежье с докладами по тематике проекта, защищенные две кандидатские диссертации на основе работ в рамках грантовского исследования, более десятка подготовленных и читаемых курсов лекций, включающих наработки проекта, и многое, многое другое. Общественное признание участников проекта выразилось и научным сообществом в виде почетных грамот и благодарственных писем Кольского НЦ РАН за активную исследовательскую работу, и благодарственным письмом главы города Апатиты за научные достижения, способствующие социально-экономическому развитию муниципалитета и Мурманской области в целом.    

Полагаем, перечисленные достижения закономерно обусловлены актуальностью поставленных вопросов, значимых не только в научном аспекте, но и с точки зрения личностного любопытства исследователей-северян. 

Первый из этих вопросов - создает ли складывающаяся в России модель управления территориальным развитием предпосылки перехода регионов Севера к модели устойчивого инновационного развития, технологического перевооружения отраслей не только северных субъектов, но и российской экономики в целом? Ответ на этот вопрос отражен в работе посредством изучения  теоретических позиций зарубежного и отечественного североведения, сложившейся системы управления в России, проблем развития регионов Севера на основе детального анализа тенденций, закономерностей их социально-экономического развития, а также результатов моделирования производственных процессов [1; 5, С.36-68, 85-113]. В исследовании показано  снижение социальной защищенности населения Севера, ослабление реализации принципов протекционизма и компенсационности, фактический отказ от признания зоны Севера особым объектом государственного управления приводит к нарастанию системных проблем северных регионов [5, С.136-159; 9]. Установлено, что эксплуатация Севера приводит к минимальному выигрышу и для других регионов РФ [2]. Обоснована необходимость перехода к новой парадигме развития Севера  - не только освоение природных ресурсов для внешних потребителей, но и обеспечение сырьем производства внутри страны, поддержание равных условий для жизни населения в сравнении с несеверными регионами. Разработана новая концепция регулирования развития регионов Севера, которая, в отличие от существующих концепций и подходов, детально описывает организацию условий, обеспечивающих устойчивое воспроизводство всех видов капитала на северных территориях [5, С.69-84].  

Второй вопрос - каковы возможные сценарии развития регионов Севера и последствия их реализации для национальной экономики и регионов зоны Севера? Ответ отражен в работе результатами разработки 3-х возможных сценариев развития северных субъектов (инерционного, ресурсно-инновационного, точечного освоения ресурсов Севера) [5, С.219-235, 6, 7]. В отчете по проекту приведены результаты оценки реализации сценариев с точки зрения возможностей достижения декларированных целей развития России, а также интересов социально-экономического развития северных субъектов. В качестве базового сценария выделен ресурсно-инновационный сценарий, учитывающий безальтернативность ресурсов Севера для национальной экономики и необходимость внедрения высоких технологий в процессы, как добычи, так и переработки ресурсов Севера РФ. 

О научно-исследовательской работе «Формирование стратегических приоритетов развития российской Арктики»

В 2012 году ИЭП КНЦ РАН стал победителем в конкурсном отборе на предоставление грантов в форме субсидий для юридических лиц на поддержку научных исследований из федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы (мероприятие 1.2.1 - научное исследование под руководством докторов наук, гуманитарные науки). Тема проекта - «Формирование стратегических приоритетов развития российской Арктики", №2012-1.2.1-12-000-3002-007. Руководитель гранта: д.э.н. Т. П. Скуфьина., ответственный исполнитель д.э.н., проф. В. С. Селин. В состав научного коллектива входят как сложившиеся исследователи-североведы (к.э.н. А. А. Биев, к.э.н. А. А. Гасникова, к.э.н. Е. А. Корчак, к.э.н. Н. А. Серова, к.ф.-м.н. С. В. Баранов), так и «подрастающие» исследователи - м.н.с. и аспиранты (Е. Н. Степанова, З. А. Уланова, А. Н. Чапаргина, Т. Е. Алиева), а также, надеемся, будущие исследователи - студенты базовых кафедр ИЭП КНЦ РАН (К. С. Хабарова, Т. А. Шаталова).  

Фундаментальная цель проекта - выявление системных проблем и формирование новых стратегических приоритетов развития российской Арктики с учетом существенных изменений в глобальной расстановке сил последнего двадцатилетия, национальных интересов арктических стран, глобальных изменений природной среды, роста значения ресурсов Арктики, экологических требований и культурно-цивилизационных задач развития.   

Значимость для науки и практики достижения поставленной цели диктуется тем, что ранее Север и его арктическая составляющая определяли развитие страны, обеспечивали рост ее экономики, генерировали спрос на инновации, требовали научного присутствия, создавали условия  устойчивого развития коренных народов Севера как неразрывной части  увеличивающегося социума этих территорий. Сейчас российская Арктика - зона потерь. Это следствие фундаментальных противоречий, обозначенных в результате наших исследований.

I противоречие - между усилением геополитического значения  российской Арктики в условиях современной однополярности мира, мирового обострения борьбы за ресурсы, в том числе за ресурсы Арктики, и одновременным снижением протекционизма и компенсационности в управлении процессами освоения и «обживания» этой территории.

II противоречие - между ростом значения ресурсов Арктики для национальной экономики (как безальтернативного средства достижения инновационных целей развития, создания конкурентных преимуществ при производстве продукции и т.д.) и одновременным развитием  деструктивных процессов в экономике и социальной сфере на этих территориях. 

III противоречие - между зонами возникновения предполагаемых российских инноваций и добывающими отраслями, составляющими основу национальной экономики в настоящее время и в обозримой перспективе развития. 

IV противоречие - между насущной необходимостью обеспечения социально-экономического восстановления и развития российской Арктики на основе долговременных, стратегически определенных приоритетов, целей, задач и отсутствием единства взглядов управленцев, ученых, населения РФ на перспективы развития и специфику позиционирования  этого региона [8]. 

Настоящее исследование, направленное на разрешение всех 4-х обозначенных противоречий, включает не только чисто научную часть. Будущее российского Севера и Арктики, а значит - и всей России, заключается в  решении научных задач присутствия, позиционирования, инновационного развития, в том числе и добывающего сектора Арктики. Решение этих задач в руках, прежде всего, исследователей, обладающих специфическими знаниями, особой, северной компетенцией [4]. Именно поэтому проект носит ярко выраженные черты научной школы североведения, школы генерации и передачи знаний. В связи с этим закономерно, что результаты исследования отражаются не только фундаментальными монографическими работами участников проекта, многочисленными публикациями в высокорейтинговых отечественных и зарубежных журналах, но и проведением конференций, включающих школы молодых ученых, публикацией учебных пособий для студентов, разработкой и чтением специализированных курсов для северных вузов,  формированием научно-популярных материалов для школьников-северян.

Следует отметить, что основной площадкой апробации выполненных работ Института является Мурманская область. Поэтому закономерно, что дальнейшее развитие работ по гранту Минобрнауки, касающихся проблематики развития всей Арктической зоны,  находит в грантах, касающихся проблематики Мурманской области. В частности, в настоящее время в Институте выполняется проект  РГНФ и Правительства Мурманской области №1212-51002а «Экономика и социальная сфера Мурманской области: потери и достижения советского и постсоветского периода (на основе статистических оценок)». Специфика этого проекта  в том, что он дает масштабное ретроспективное исследование результатов функционирования экономики и социальной сферы региона. В основе работы - не рассуждение о том, «хорошо или плохо» мы жили во времена СССР, подтвержденное какими-либо качественными характеристиками, а результаты оценок и выводы, обоснованные статистическими показателями и методами [3].

Что касается интеграционных процессов науки и образования, подчеркнем следующее. Возможности использования результатов НИР в образовательном процессе арктических регионов диктуются уникальной, реально функционирующей системой интеграции ИЭП КНЦ РАН с вузами, школами, использованием результатов исследований по проблематике зоны Севера и Арктики специалистами ИЭП КНЦ РАН на курсах повышения квалификации органов управления Мурманской области и муниципальных образований региона, приглашенных курсах лекций, читаемых специалистами ИЭП КНЦ РАН в государствах Баренц-региона.

Заключение

Таким образом, результаты исследований по грантам, имеющим сложную организационную структуру, относительно большое число участников разного научного статуса  способствуют достижению высокого уровня фундаментальных отечественных научных исследований по проблемам Севера и Арктики. Также подобные исследования способствуют дальнейшему развитию реально существующей интеграции с высшими учебными заведениями, подготовке кадров высшей и наивысшей квалификации на Севере России и его арктической составляющей, в частности - в Мурманской области*.

*Исследование выполнено при поддержке гранта Минобрнауки по ФЦП  «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы,  №2012-1.2.1-12-000-3002-007 по теме "Формирование стратегических приоритетов развития российской Арктики", гранта РГНФ и Правительства Мурманской области №1212-51002а «Экономика и социальная сфера Мурманской области: потери и достижения советского и постсоветского периода (на основе статистических оценок)». 

Рецензенты:

Самарина Вера Петровна, д.э.н., доцент, проф. кафедры «Экономика и менеджмент» Старооскольского технологического института (филиал) им. А. А. Угарова федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»,    г. Старый Оскол.

Ляхова Наталия Ивановна, д.э.н., проф, зав. кафедрой «Экономика и менеджмент» Старооскольского технологического института (филиал) им. А. А. Угарова федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»,     г. Старый Оскол.