«Новая русская педагогика» не была единой и однозначной. В ней, по утверждению С. И. Гессена и В. В. Зеньковского, можно выделить ряд направлений. «Новая русская педагогика» - это педагогика «свободного воспитания» (К. Н. Вентцель, И. И. Горбунов-Посадов и др.), это педагогика физического воспитания (П. Ф. Лесгафт), это социальная педагогика (С. Т. Шацкий), это экспериментальная педагогика (А. Ф. Лазурский, А. П. Нечаев, Н. Е. Румянцев и др.) и др. К «новой русской педагогике» также примыкает направление «эволюционной педагогики», созданное В. П. Вахтеревым. [2, С. 2].
В данный период сложилось и научное сообщество, отстаивающее и реализующее гуманистические принципы образования, имеющее лидеров, теоретиков и комментаторов. Данному процессу способствовал ряд факторов.
Одним из главных явился социально-экономический фактор. В российском сознании начал происходить сложный переход от ценностей традиционного, преимущественно аграрного общества к идеалу общества индустриального. Другим важным фактором развития гуманистической парадигмы стали плодотворные научные открытия и достижения, в частности, в сфере педагогической психологии. Были проведены исследования в области психологии творчества, механизмов памяти и внимания и так далее. Педагоги впервые получили надежный психологический инструментарий для работы с детьми, причем диагностические методы гуманистической направленности.
В целом либеральная атмосфера, сложившаяся в то время, способствовала плодотворному развитию отечественной гуманистической педагогики и появлению в ее достаточно широких рамках ряда вариативных направлений, которые имели опытно-экспериментальные образовательные учреждения («Школа шалунов» А. Радченко, «Семейная школа» О. В. Кайдановой, «Дом свободного ребенка» К. Н. Вентцеля, «Сетлемент» и «Бодрая жизнь» С. Т. Шацкого и др.).
В основе «новой русской педагогики» лежали антропологические идеи культуры «серебряного века»: самоценность детства, права ребенка и его свобода в воспитательном процессе. Реализация этих идей на практике предполагала конкретное и диалектическое видение педагогом ребенка, отношение к детям как к субъектам воспитания, сотрудничество с ними, постоянное и глубокое изучение ребенка, понимание и терпимость во взаимодействии с детьми, опора на положительное в учащихся.
В изучаемую рубежную эпоху почти не встречается в среде деятелей просвещения «только педагогов», теоретиков педагогики. По мере своего развития «новая педагогика» привлекала в свои ряды специалистов в естественных науках, политике, медицине, истории. Некоторые из них одновременно разрабатывали проблемы философии и психологии, были крупными государственными и общественными деятелями, писателями. Педагогическое движение рубежа веков захватило ученых, духовных деятелей, военных, в нем активное участие принимали Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. А. Рубакин, А. Г. Небольсин и др.
За демократическую систему образования, соответствующую задачам нового века, выступали не только практики, но, прежде всего, теоретики «новой педагогики».
В связи с развитием наук о человеке в начале XX века было выдвинуто важное для теоретической педагогики положение о необходимости комплексного изучения ребёнка как сложной развивающейся системы. Ребёнок рассматривается не только как объект воздействия социальной среды, но и как субъект деятельности, способный активно воспринимать и перерабатывать эти воздействия. Такое понимание субъектности ребёнка способствовало новому пониманию целей, средств и результатов обучения.
По убеждению теоретиков профессионального образования начала XX века, основу любого знания составляет естественнонаучное мировоззрение. Всякая наука постольку наука, поскольку она устанавливает факты зависимости. Подлинно научный анализ педагогического явления, по мнению П. П. Блонского, В. П. Вахтерова и других представителей «новой педагогики», подразумевает его рассмотрение в тесной связи с экономическими, политическими и культурными факторами.
В отечественной педагогике в начале XX века был выдвинут ряд достаточно последовательных концепций профессионального образования, особенности которых не только отражали мировоззрение авторов, но и были обусловлены ориентацией на ту или иную сферу жизни: науку, религию, творчество, социум.
Особое влияние на развитие представлений о соотношении общего и специального в содержании профессионального образования оказали сторонники естественнонаучного течения в отечественной педагогике. Взгляды зарубежных (А. Бине, Э. Торндайк) и российских (А. П. Нечаев, В. П. Вахтерев, Г. И. Россолимо) сторонников этого течения вошли в образовательную практику и во многом изменили облик профессиональной школы своего времени. «Ориентация на биологию, психофизику и медицину как главную теоретическую базу педагогики, а также игнорирование общественных наук были тесно связаны с влиянием на педагогов этого течения быстро развивающейся в то время педологии. Нередко они разрабатывали одновременно экспериментальную педагогику, педагогическую психологию и педологию» [1, С. 24].
Отрицая, что социальный фактор является ведущим в формировании личности, они настаивали на равенстве внутренних и внешних причин воспитания человека. То, чем становится человек, зависит от врождённых наклонностей в той же степени, что и от воспитания, которое он получает. Обучать - значит использовать естественные наклонности для идеальных целей.
Освоение новой русской педагогикой конца XIX - начала XX века экспериментальных позиций происходило одновременно и взаимосвязано с утверждением гуманных представлений о природе человека. Сложилась уникальная ситуация в развитии педагогического знания, в трактовке педагогической наукой изучаемых явлений. Педагогическое знание, в котором со 2-й половины XIX века усиливаются интегративные тенденции, а с конца XIX века - экспериментальное направление, проходит стремительный путь развития и в начале XX столетия осознается как совершенно самостоятельная наука.
В период рубежа веков активизируется процесс развитие профессионального образования. Отечественные историки образования традиционно выделяют 3 периода развития профессионального образования в России XIX века.
Первый - с начала XVIII века и до середины XIX века. В это время появились первые профессиональные учебные заведения, положившие начало двум направлениям народного образования: реальному и профессиональному. Это был период вызревания внутри феодальной системы капиталистических отношений, которые стали особенно заметными начиная с первой четвери XIX века.
В первой четверти XVIII века основу профессионального образования составляли технические, мореходные и горнозаводские школы, такие как Московская школа математических и навигационных наук, Морская академия, Инженерное училище, Центральное училище технического рисования в Петербурге, Среднее техническое училище в Костромской области, Воткинское частное механическое училище, Московское строительно-техническое училище и другие [3, С. 4].
Однако развитие экономики страны, рост товарооборота, появление новых предприятий происходили на общем фоне усиления эксплуатации трудящихся масс. Крепостное право тормозило развитие производительных сил России. Некоторый сдвиг, выразившийся как в росте числа учебных заведений, так и в совершенствовании содержания профессионального образования, произошел в первой половине XIX века, он был связан с усилением капиталистических тенденций в экономике страны. Старые, отжившие формы хозяйства не были способны обеспечить рост производственных сил. Капиталистические отношения настойчиво врывались в различные сферы производства.
Второй период - с середины XIX и до 90-х годов XIX века. Это период быстрого развития страны по капиталистическому пути. Именно после поражения в Крымской войне, показавшей отсталость русской экономики, правительство делает шаги, направленные на поощрение крупной промышленности, железнодорожного строительства. Буржуазные реформы, проведенные в 60-х годах XIX века, были логическим продолжением этой политики. При всей их непоследовательности и незавершенности они значительно ускорили развитие капиталистических отношений в России.
В 60 - 70-е годы в России создалось положение, при котором инициативу в этом деле взяли на себя общественные организации, и в первую очередь Русское техническое общество. Происходила дальнейшая специализация профессиональных школ, появились новые отраслевые училища: железнодорожные, речные, сельскохозяйственные и другие. Однако и в этот период отсутствовала система профессионального образования, учебные заведения были разнотипными, многие из них развивались по индивидуальным уставам.
Третий период - с 90-х годов XIX века до 1917 года - характерен завершением во всех основных отраслях промышленности перехода к крупным монополистическим формам хозяйства. Резко возросли масштабы производства в ведущих отраслях промышленности, значительно увеличилось железнодорожное строительство, паровой флот занял главенствующее положение во внешнеторговых перевозках. Результатом этих процессов явились изменения и общественных отношений. Все это оказало прямое влияние на развитие профессионально-технического образования. Возникла объективная необходимость новой организации специального образования, изменения его содержания, превращения разрозненных профессионально-технических учебных заведений в целесообразную систему.
Правительство в 1888 года утвердило «Основные положения о промышленных училищах», появились уставы учебных заведений, учебные планы и программы. «Основные положения о промышленных училищах» определили принципы, на которых складывалась система специального образования: сочетание общеобразовательной подготовки со специальным теоретическим и практическим образованием; адресная подготовка специалистов для производства, разных отраслей культуры, медицины, сельского хозяйства, военного дела.
В 1881 год в стране было 190 средних и низших промышленных, художественно-ремесленных, театральных, сельскохозяйственных учебных заведений. Происходило слияние промышленных и художественных учебных заведений. Так, в 1860 году открылось Строгановское училище технического рисования, а в 1879 году - Петербургское училище технического рисования, в 1890 год - Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве.
Начиная с этого времени профессионально-технические учебные заведения, постепенно переходят к подготовке специалистов для фабрик и заводов, крупных земледельческих хозяйств и транспорта, формируются общие подходы к организации профессионально-технического образования, начинается разработка теоретических вопросов и методики профессионального образования, создаются специальные учебники, начинается подготовка преподавателей для профессиональных школ. С ростом числа профессионально-технических училищ происходит их разделение на низшие и средние. По Положению 1888 год утверждаются три типа промышленных училищ: средние технические училища, низшие технические училища и ремесленные училища [4].
В 60 - 70-е годы XIX века в стране осуществляется комплекс реформ (крестьянская, судебная, административная, университетская и другие), получивших название: Великие реформы. В отечественной историографии до последнего времени (исключая последнее десятилетие) было принято говорить о непоследовательности, «половинчатости» этих государственных преобразований. Реформы 60 - 70-х годов в области просвещения оказались к тому же существенно ослабленными контрреформами 80 - 90-х годов, что отмечается большинством историков отечественного образования [5].
Однако было бы необъективным не заметить, что процесс развития профессионального образования, начавшийся с отмены крепостного права в 1861 году, шёл динамично и последовательно в направлении его демократизации и постепенного очищения от остатков сословности.
Рецензенты:
Повшедная Фаина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Нижегородский государственный педагогический университет», г. Нижний Новгород.
Уварова Наталья Львовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков и профессионального лингвообразования Нижегородский институт управления - филиал ФГБОУ ВПО РАНХ и ГС при Президенте РФ, г. Нижний Новгород.