В отличие от европейского образования, где весь ход обучения строго зафиксирован образовательными стандартами на государственном уровне, особенностью американского образования является децентрализация. С одной стороны, каждый штат имеет право самостоятельно организовывать обучение, если это не нарушает конституционные права обучающихся, что обеспечивает гибкость и адаптивность образовательной системы в масштабах страны, но в то же время это вносит неравномерность в уровень итоговой подготовки обучаемых, которая разнится от штата к штату.
В настоящее время система образования США находится в очень непростой ситуации. Пакет образовательных реформ, проводившихся начиная с 1989 г. (Goals 2000: Educate America Act, 1992), и федеральный закон "Не оставим позади ни одного ребенка" (No Child Left Behind Act, 2002) оказались не такими эффективными, как это задумывалось.
Изначально планировалось, что данные законопроекты будут направлены на поднятие общего уровня образованности школьников, повышение квалификации педагогов и соответствующее стимулирование школ, которые будут показывать более высокие результаты по сравнению с остальными. Контроль достижений осуществлялся при помощи стандартизированных тестов по математике и чтению, проводимых ежегодно во время обучения в школе. Роль учителя, таким образом, сводилась в первую очередь к натаскиванию учеников на выполнение определенного набора задания, поскольку школы, в которых нормативы не выполнялись, урезались в финансировании из федерального бюджета.
Многие американские исследователи крайне негативно отзываются об обязательных тестах, отмечая, что «результаты тестов скорее коррелируют с доходом родителей (и даже с социально-экономическим статусом предыдущего поколения) нежели с фактическими достижениями учащегося» [4].
В американском обществе считают, что назрел новый кризис образования, который требует принятия решительных мер. Это связывают прежде всего с переменами в современном обществе, которое изменяется очень динамично, уже недостаточно обладать готовым шаблоном знаний. Преобладающим социально-экономическим укладом в мире является постиндустриальный, и, чтобы успешно функционировать при нем, человек должен уметь быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, быть способным к самообучению, проявлять креативные способности. Подготовкой таких людей должны заниматься как школы, так и высшие учебные заведения.
Действующий президент США Б. Обама отмечает, что, на его взгляд, реформы не удались и однообразные тесты убивают креативность учителей и учеников. Еще в 2009 г. он предоставил на рассмотрение Конгресса проект реформы системы образования, которая была нацелена на изменение закона "Не оставим позади ни одного ребенка", подразумевая отмену тестовых заданий, создание чартерных школ (charter schools) с более обширным финансированием. Отдельно идет раздел, посвященный учителям: "Учителя имеют значение" (Teachers Matter). Это очень важно для американской системы образования, поскольку ситуация с педагогическим персоналом далека от идеальной.
По данным отчета Национального центра статистической информации (National Center for Educational Information) [3], существует ряд серьезных проблем. Например, 62 % молодых учителей признаются, что они просто не готовы приступить к работе после окончания университета, потому что то, чему их учили, и то, что происходит в школах на самом деле, очень сильно различается. Престижность профессии постоянно падает, и в 2011 г. доля молодежи (до 30 лет) среди преподавателей составляет менее 10 % (в 2001 г. - 15 %). Уровень заработной платы составляет чуть ниже среднего по стране (49 тыс. долларов), что также является постоянным предметом критики правительства. С каждым годом растет профессиональная конкуренция, связанная с академической инфляцией, степени бакалавра уже недостаточно, более 60 % учителей имеют степень магистра, а образование стоит весьма недешево, и не все могут себе это позволить.
Правительство Обамы предлагает новую федеральную программу грантов для стимулирования учителей и профсоюзов к работе в школах. В эту программу входит реформирование педагогических колледжей и университетов с целью привлечения новых студентов, создание новых карьерных перспектив, связанных с успешностью работы, предоставление учителям независимости в работе, создание новой комплексной системы оценок, предоставление льготных образовательных кредитов и программы их государственного софинансирования.
Очень важным считается развитие у будущих учителей креативности, потому что только креативный учитель сможет подготовить креативного ученика. Кроме того, такой преподаватель сможет быстрее, проще и эффективнее найти решение в сложных или конфликтных ситуациях и будет более уверен в своих силах. Необходимость развития у преподавателей этого качества признана на федеральном уровне, например, в "Профессиональных стандартах аккредитации педагогических учреждений", разработанных Национальным советом аккредитации подготовки учителей (NCATE) для федерального уровня, отмечено, что профессионально подготовленный учитель, который выпускается из аккредитованного учебного заведения, должен:
- знать основные образовательные стандарты программы Р-12;
- уметь аргументировать свои действия исходя из теории и практики обучения;
- применять эффективные методики обучения различного уровня;
- применять креативный подход к решению учебных задач [5].
Креативность - очень сложное и многогранное понятие, которое имеет множество определений. Сейчас актуален многофакторный подход к креативности, согласно которому креативность основывается на особом сочетании индивидуальных факторов, таких как умственные способности, личностные черты, средовые факторы
В наиболее широком смысле креативность определяют как способность создавать продукт, обладающий новизной и соответствующий контексту, в котором он находится, в том числе и педагогическому [1]. Креативность же педагогическую часто связывают с понятием педагогического творчества, которое часто трактуется как процесс решения бесчисленного множества педагогических задач в постоянно меняющихся обстоятельствах. Педагогическая креативность - это интегральное комплексное качество личности педагога, которое проявляется в способности порождать новые идеи, отклоняясь от стереотипов мышления, в ходе решения педагогических задач.
В педагогических заведениях США достаточно широко распространено развитие креативных умений преподавателей в ходе обучения. Условно применяемые курсы можно разбить на несколько групп. К первой мы можем отнести курсы с выраженной психологической направленностью, например, "Креативность" (Creativivtу, Тройский университет, Алабама), "Природа и развитие креативности" (The Nature and Development of Creativity, Образовательный Колледж, Университет Центральной Флориды), похожие образовательные программы в Педагогическом университете Баффало, Нью-Йорк и др. Данные образовательные программы предполагают психологическую креативную подготовку будущего учителя, его ознакомление с креативными техниками решения проблем коррекции развития школьников.
Ко второй группе мы можем отнести так называемые креативные мастерские и образовательные лаборатории (creative workshops and educational laboratories). Здесь можно упомянуть Лабораторию образования и обучения (Teaching&Learning Laboratory, Университет Массачусетса), Лаборатория обучения (Laboratory of Teaching, Университет Вирджинии) и другие. При таком виде организации учителя собираются, чтобы обменяться собственным опытом или послушать приглашенных специалистов, как правило, участие в таких мастерских платное. Иногда организуются детские лагеря, работая в которых будущие и действующие педагоги получают уникальную возможность в дружественной обстановке взаимопомощи отработать инновационные методики.
И к третьей группе условно мы можем отнести курсы творческой направленности (arts, creative writing, dances etc.), которые мы можем найти, к примеру, в Университете Сан-Франциско, Нью-Йоркском Университете и многих других. Как видно из названий, каждое из этих направлений развивает креативные способности, используя различные виды внеучебной деятельности, рисунок, письмо, танец. Также сюда можно отнести некоторые инновационные методики, например, работу с планшетными компьютерами или использование компьютерных игр с целью развития креативности. Таким образом, видно, что курсы, направленные на развитие креативности будущих преподавателей в американских университетах, достаточно широко представлены на практике.
Можно сказать, что некоторые из проблем, которые испытывает образовательная система США, вполне актуальны и для отечественной педагогики, например, такие, как введение стандартизированных тестов для всех выпускников школ, старение кадрового состава при отсутствии достойной политики стимулирования молодых специалистов, относительно низкие на уровне средних по стране заработные платы, академическая инфляция вследствие роста количества людей с высшим образованием. Необходимо принять все меры для того, чтобы избежать подобных ошибок в планировании образовательной политики, опираясь не только на положительный, но и на отрицательный опыт зарубежных коллег.
Рецензенты:
Сергеев Александр Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и методик профессионального образования ФГБОУ "Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого", г. Тула.
Федотенко Инна Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии образования, ФГБОУ "Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого", г. Тула.