Модернизация экономики России на основе инноваций является одной из главных целей социально-экономической политики государства. Вложены значительные средства в стимулирование инноваций, однако существенных изменений в этой сфере пока нет. На мировом рынке гражданской и наукоемкой продукции доля РФ составляет 0,3 %, в то время как доля США – 36 %, Японии – 30 % [5].
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года на втором этапе развития (2013–2020 г.г.) предусматривается рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе её перехода на новую технологическую базу (информационные, нано-, биотехнологии), а также диверсификации экономики, формирования современной системы развития человеческого потенциала и социальной среды. При этом подчеркивается, «что уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Россия не может поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения» [3]. Следовательно, важнейшим субъектом инновационной экономики в новых условиях должна стать система образования, которая обеспечивает генерацию знаний и формирование инновационного поколения людей, способных использовать их в практической деятельности. Несмотря на то, что в последние годы правительством страны принят ряд мер по активизации инновационной деятельности высших учебных заведений, результативность их невелика.
Будущее развитие страны требует перехода от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к непрерывному индивидуализированному образованию, базирующемуся на последних достижениях науки и ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности. В современной экономике знаний высшее образование должно обеспечить подготовку кадров для производственных структур, создающих наукоемкие изделия и услуги, участвовать в формировании новых знаний путем проведения научных исследований и практической их реализации.
Создание инновационной экономики без перестройки и модернизации высшего образования невозможно. Новой формой организации научной и образовательной деятельности, соответствующей мировым стандартам образования и науки, призваны стать национальные исследовательские университеты [4]. На них возлагается решение задач, связанных с развитием системы фундаментальных научных исследований по приоритетным направлениям науки, интеграция процессов обучения и научно-исследовательской деятельности, что позволит сформировать у студентов ключевые компетенции генерации, поиска и анализа идей, а также коммерциализации результатов исследований. Национальные исследовательские университеты призваны стать важным коммуникационным звеном в инновационном процессе. Партнерские отношения с ними не только обеспечат производственные структуры новыми идеями, технологиями и устройствами, но и принесут в них перспективную творческую личность вместе с уже созданной ею будущей интеллектуальной продукцией [2].
Определяющей тенденцией в модернизации образования становится ярко выраженная ориентация на потребителей, которые отдают предпочтение гибкости профессионального мышления, коммуникативным качествам, умению работать в команде. Научная деятельность во многом является проектной деятельностью, когда общий успех предопределяется групповой работой. Следовательно, в основу подготовки специалистов должны быть положены принципы личностной ориентированности образования, его информационно-поисковый характер, либерализация и индивидуализация учебного процесса, компетентностный подход. Однако российское высшее профессиональное образование до сих пор во многом характеризуется «накачкой» обучающихся узкоспециализированными знаниями. Такие специалисты, как правило, не способны к самостоятельной проектной работе, что становится серьезным ограничением в формировании компетенций для инновационной деятельности, в том числе, в бизнесе [1]. Для обеспечения высокого качества образования высшее учебное заведение должно обеспечивать гибкость учебных планов, их ориентацию на рынках труда. Непосредственное участие в формировании учебного плана должны принимать работодатели. Формирование такой динамично развивающейся системы распространения быстро меняющихся знаний позволит университетам создать микроклимат для рождения инновационных подходов к обучению, сформировать экосистему для развития высокотехнологичного предпринимательства. Для производства инноваций, с нашей точки зрения, необходимы: инновационная идея – концепция принципиально нового продукта, результат деятельности; инновационная группа – группа специалистов «единомышленников», предложивших и готовых реализовать инновационную идею; венчурный капитал – инвестиции, необходимые для реализации инновационной идеи; оперативные научно-прикладные знания – быстрый доступ к самым современным научным и технологическим знаниям, необходимым для реализации инновационной идеи.
Минимизация временного лага от открытия и изобретения до его практического внедрения требует подготовки специалистов, способных не только генерировать, но и продвигать, планировать и управлять инновационными идеями. Более того, необходимость внедрения научных открытий в практическую сферу деятельности заставляет саму инновационную группу учитывать экономические факторы планирования и управления своей идеей, вовлекая тем самым вопросы экономической науки. Современная инновационная деятельность вряд ли возможна без понимания ценности идеи как объекта интеллектуальной собственности и применения технологического мониторинга, без знания основ управления деятельностью междисциплинарных научных групп, без навыков составления бизнес-планов и ведения операций учета и отчетности [6].
Для реализации этих новых тенденций, расширяющих базовую компетенцию специалиста, в Саровском физико-техническом институте Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» было предложено разработать специальный учебный модуль. СарФТИ НИЯУ МИФИ осуществляет подготовку специалистов для одного из крупнейших научно-исследовательских центров не только в России, но и в мире – Российского Федерального Ядерного Центра – Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики, а также ряда предприятий Поволжского региона, деятельность которых носит инновационный характер, в том числе, для предприятий технопарка «Система-Саров» в п. Сатис Нижегородской области. Губернатор Нижегородской области В. П. Шанцев отмечает: «Это единственный российский технопарк, входящий в Международный союз технопарков. Там уже работают 24 инновационные компании, а через три года их будет не менее 70. В будущем наш технопарк превратится в крупнейший российский инновационный исследовательский центр в составе единого инновационного кластера, который объединит саровских атомщиков» [7]. Выпускники СарФТИ НИЯУ МИФИ ведут научно-исследовательскую деятельность в таких областях как безопасность ядерной энергетики, альтернативные источники энергии, промышленная и радиационная экология, микроэлектроника. Они успешно участвуют в разработке перспективных суперЭВМ и суперкомпьютерных технологий, в создании наукоемкой продукции для нефтяной и газовой промышленности, медицины, транспорта и связи.
Ученые и специалисты, ставят перед собой, прежде всего, исследовательские цели, стремятся своими силами осуществить разработку и продвижение наукоемкой продукции как объекта интеллектуальной собственности. Однако отсутствие должной подготовки в области технологического предпринимательства, непонимание того, что современным потребителям необходимы новые возможности и новые выгоды, блокируют процесс эффективного вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот. Большинство проблем с внедрением инноваций на рынок объясняется тем, что у выпускников технических направлений подготовки отсутствуют предпринимательские компетенции. Они не могут провести генерацию, отбор и реализацию инновационных идей на основе портфельных матриц и дисконтированного денежного потока, анализа конкурентоспособности и жизненного цикла продукта, сформировать бизнес-структуру, способную реализовать современные высокие технологии и производство на их основе новых товаров и услуг, с последующим выходом с ними на рынки. На экономических факультетах вузов обучают методам организации бизнеса в высокотехнологичных отраслях, но не дают предметных знаний в области высоких технологий и процесса создания инноваций. В свою очередь, программы подготовки студентов технических факультетов большинства вузов не включают изучение основ предпринимательства и коммерциализации результатов научного труда. В результате в дальнейшей работе и тем, и другим выпускникам часто не хватает компетенций для создания и развития наукоемкого бизнеса. Назрела необходимость рассмотреть возможные направления подготовки кадров, соединяющие образование, науку и бизнес в едином инновационном процессе. Особенно остро проблема подготовки таких специалистов встала в связи с тем, что научно-исследовательские организации и предприятия Нижегородской области стали активно развивать направления конверсионной деятельности и выходить на международное взаимодействие в рамках совместно проводимых научных исследований и прикладных разработок с ведущими мировыми корпорациями.
Решение кадровой проблемы носит долгосрочный характер. Оно требует тщательной проработки, формирования и апробации образовательных программ, акцентированных на инновациях, научном базисе и опирающихся на творчество инновационных групп. Процесс обучения, на наш взгляд, необходимо строить в направлении расширения имеющихся в учебном плане каждой специальности дисциплин, являющихся фундаментом для инновационной деятельности и создания дополнительного, самостоятельного модуля к основной образовательной программе.
В рамках дополнительного модуля должны решаться следующие задачи подготовки выпускников:
· развитие предпринимательского мышления;
· овладение методами и инструментами мониторинга и анализа рынков, конкурентной среды;
· приобретение знаний и навыков в области современного менеджмента, разработки бизнес-планов на основе конкретных научных и технологических идей;
· развитие навыков по поиску источников финансирования проекта, формированию бюджета и оценке эффективности инновационных проектов;
· приобретение навыков командной работы.
Предлагаемая нами структура дополнительного образовательного модуля представлена на рисунке 1. Она может рассматриваться как примерная. При её адаптации в целях использования в других учреждениях высшего профессионального образования необходимо учитывать профиль базовой подготовки. Для специалистов с исследовательским техническим профилем возможно усиление компонент бизнес-образования, для специалистов экономического профиля – компонент, связанных с технологиями и тенденциями современной науки. Для этого необходимо создание междисциплинарных и корпоративных образовательных программ, консолидация преподавательского состава различных областей, формирование нового поколения креативных преподавателей, изменение содержания и методики образования.
Рис. 1. Структура дополнительного образовательного модуля
Потребуются значительные преобразования в организации учебного и научно-исследовательского процессов. Наряду с лекциями, семинарами, дискуссиями необходимо использование современных образовательных методик и технологий:
· системы практикумов, которые позволят сформировать предпринимательские компетенции в процессе работы групп над организационными структурами бизнеса и конкретными бизнес-планами;
· подходов на основе «Творческих мастерских обучающихся», предусматривающих организацию самостоятельной работы студентов на материалах практической деятельности реальных инновационных предприятий, сотрудничающих с СарФТИ, и формирование авторских кейсов обучающихся;
· мастер-классов – технологий обучения на опыте успешных предпринимателей и менеджеров предприятий, работающих в сфере наукоемких технологий;
· организаций дискуссионных встреч и открытых лекций ведущих специалистов в области инноватики и технологического предпринимательства;
· активного использования ресурсов Интернета.
Таким образом, модернизация высшего профессионального образования должна быть ориентирована на стратегические потребности экономики и общества. Решение этой задачи потребует глубоких преобразований в системе высшего профессионального образования на основе интеграции и сетевого взаимодействия вузов, научно-исследовательских организаций, бизнеса, органов власти и общественных структур.
Рецензенты:
Неретина Е. А., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой маркетинга, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск.
Краковская И. Н., д.э.н., доцент, доцент кафедры экономики и логистики, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск.