Так, на мировом политическом форуме «Современное государство в эпоху социального многообразия» (7-8 сентября, 2011 г.) было отмечено, что одна из приоритетных задач государства, в том числе и в решении проблем социального многообразия, состоит в совершенствовании системы образования и науки, поддержке творчества в различных сферах человеческой деятельности. Образовательные структуры становятся центром мировых инноваций, при этом образование выступает катализатором разрешения множества проблем.
Сегодня дополнительное образование детей выступает регионально действующей подсистемой образования, единым и целенаправленным процессом, позволяющим реализовать каждому ребенку личностное право на свободный выбор способов достижения цели образования и собственного жизненного определения.
Однако исследователи современной системы дополнительного образования детей (А. В. Золотарев, Б. В. Куприянов, Л. Г. Логинова и др.) указывают на комплекс проблем в процессах управления данной системой: слабое изучение и формирование социального заказа на дополнительное образование детей, отсутствие системной подготовки педагогов для учреждений сферы дополнительного образования в соответствии с новыми требованиями, недостаточная мотивационная поддержка развития дополнительного образования детей, нарастающий разрыв между содержанием образовательных программ и процессами информатизации общества, баланс платного и бесплатного дополнительного образования детей [2].
Возможности разрешения указанных проблем связаны с интенсификацией социального партнерства в управлении системой дополнительного образования детей. В общественном сознании постепенно утверждается идея: выход из современной кризисной ситуации в решении многих социально-воспитательных проблем обусловлен не только внутренней перестройкой деятельности учреждений дополнительного образования, но и активизацией, педагогизацией их взаимосвязей с другими элементами системы, с социальной микросредой как фактором личностного развития; их открытостью к ребенку, его семье, компетентностью и активностью их согласованной деятельности по формированию педагогически ориентированной инфраструктуры микросоциума и интеграцией деятельности государственных, муниципальных структур с общественными организациями, формируемыми всеми жителями социума [1].
При этом особенность управления учреждением такого типа обусловлена:
- необходимостью выбора технологий управления, направленных на организацию взаимодействия внутри педагогического коллектива учреждения дополнительного образования детей, характеризующегося разнообразием должностей, специальностей и реализуемых программ;
- наличием широких связей в социуме, необходимых для обеспечения разнообразия деятельности;
- развитием государственно-общественных форм управления.
Обращение к категориям «новшество», «инновация», «новация», «инноватика» связано с выявлением социальных механизмов развития рассматриваемой системы на основе самостроительства и самовоспроизводства, что контекстно взаимосвязано с сутью социального партнерства в учреждениях дополнительного образования детей. Поскольку оно предполагает решение триединой задачи открытости дополнительного образования как социальной системы - получение ресурсов из внешней среды, использование их в достижении поставленных целей и транслирование результатов во внешнюю среду, актуализирующих в силу этого социально и личностно значимую продуктивность образования как значимого условия становления личности, ее социализации и самоопределения в условиях постоянно изменяющейся социально-культурной ситуации.
Социальное партнерство по отношению к учреждению дополнительного образования детей следует понимать как:
- партнерство внутри системы дополнительного образования детей между социальными группами данной профессиональной общности;
- партнерство, в которое вступает педагогическое сообщество, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства;
- партнерство, которое инициирует система дополнительного образования детей как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.
На основании теоретического анализа и в соответствии с определением Е. В. Кондратенко в исследовании мы рассматриваем социальное партнерство в образовании как проектируемую и организуемую учреждениями общую деятельность равноправных субъектов, характеризующуюся добровольностью и осознанностью, моральной ответственностью за выполнение коллективных договоров и соглашений и формирующуюся на основе заинтересованности всех сторон в создании психолого-педагогических и социокультурных условий для развития личности ребенка, повышения качества социокультурной среды [3].
Инноватика управленческого потенциала социального партнерства включает совокупность различных видов ресурсов: интеллектуальных, кадровых, финансовых, методических, необходимых для осуществления деятельности социальных партнеров. Результативность успешного партнерства измеряется позитивными и ожидаемыми участниками изменениями в достижении социального блага.
Инноватика управленческого потенциала социального партнерства, как одного из аспектов общественно-государственного управления дополнительным образованием, способствует преобразованию трех основных средств системы управления: кадры (средство, изменение которого направлено на инициацию активности профессионально-педагогических изменений); финансы (средство, изменение которого направлено на обеспечение открытости и рациональности финансовых потоков); информация (средство, которое направлено на трансляцию общественности позитивных, конструктивных и перспективных представлений об образовании).
Управление социальным партнерством проявляется в совместной постановке задач, подготовке и осуществлении конкретных, чаще всего внеучебных мероприятий, распределении ответственности и координации усилий в деле оснащения или ремонта учебных помещений, оказания помощи семьям обучающихся и другое.
Нами выделены основные принципы инноватики управления системой дополнительного образования детей с позиции социального партнерства.
Принцип социальной интеграции определяет такой способ организации социального партнерства, при котором дополнительное образование способствует созданию особой социокультурной среды, где личностные смыслы одних субъектов партнерства становятся предметом рефлексии для других, а творческое развитие каждого субъекта определяет эффективность достижения совместной цели. Совместная деятельность способствует созданию атмосферы доброжелательности, взаимопомощи, внимательного отношения к партнерам, создает оптимальные условия для активизации возможностей каждого субъекта и развивает способность правильно воспринимать других и адекватно оценивать себя в общественной жизни, а также прогнозировать поведение, поступки и результаты своей деятельности.
Принцип культуросообразности взаимодействия в социальном партнерстве характеризуется как универсальное свойство общественной жизни. Его двойственность заключается в том, что культура субъектов-партнеров определяется степенью осмысленности в решении частных профессиональных задач; чуткого реагирования на условия и требования социума; свободы владения наукоемкой техникой и высокой технологией; уровнем развития чувства нового, способности «не отстать» от темпов развития. В то же время современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что система дополнительного образования детей должна основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учётом особенностей этнической и региональной культур. Цели, содержание, методы деятельности культуросообразны в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации.
Принцип социальной активности и инициативы предполагает организацию образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования как особой «зоны активности», способствующей развитию личностных потенций к осознанным, целенаправленным, активным социальным действиям; субъективно возможную и общественно-значимую основу самореализации личности ребенка.
Принцип социальной успешности предполагает, что социальное партнерство в управлении системой дополнительного образования детей обеспечивает развитие внутренних качеств личности воспитанников, связанных с положительными эмоциями, переживаниями удовольствия, счастья, удовлетворения достигнутыми результатами как самой личностью, так и ее социального окружения.
Таким образом, мы проанализировали теоретико-методологическую направленность, содержание, значимость исследуемой проблемы, что позволило выявить ресурсы, социально-педагогические механизмы развития рассматриваемой системы.
Рецензенты:
Гревцева Гульсина Якуповна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Челябинской государственной академии культуры и искусств, г. Челябинск.
Соколова Надежда Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной работы, педагогики и психологии Челябинского государственного педагогического университета, г. Челябинск.