Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

HISTORY-ORIENTED INFORMATION SYSTEM IN HISTORICAL EDUCATION: DIDACTIC OPPORTUNITIES AND DIRECTIONS OF USE

Gagarina D.A. 1
1 Perm State University
The article is devoted to history-oriented information systems and their use in historical education. This type of electronic resources becomes more significant in information environment of historical science. But it is underestimated for historical education. Didactic opportunities of such systems are shown. Directions of use in teaching are revealed and descripted in details. There are study of theoretical and applied aspects of history-oriented systems creation and using, acquaintance with existing products, developing by student their own systems and making research on their base, systems using in historical courses, and students involvement in research projects. Difficulties are analyzed. Among them there are lack of systems which have open access in the Internet, absence of generally accepted systems of meta description and lack of methodological guides for different courses.
historical education
higher education
education informatization
teaching methods
history-oriented information system
Тематические информационные системы являются сегодня одним из наиболее интересных видов информационных исторических ресурсов и занимают значимое место в современной информационно-образовательной среде исторической науки. Историко-ориентированные информационные системы - особый класс систем, предназначенных для хранения, организации исторической информации, обеспечения доступа к ней и ее аналитической обработки в соответствии с потребностями исторических исследований и (или) образования [4].

Вопросы создания и использования информационных систем и баз данных, которые, как правило, являются их технологической основой, поднимаются историками уже во второй половине 1970-х - начале 1980-х гг. Этот период и последующее десятилетие характеризуются появлением работ, посвященных подходам к созданию баз данных, их описанию, возможностям и ограничениям, предпринимаются первые попытки классификации и анализа существующих продуктов. Со второй половины 1990-х гг. наблюдается массовое создание историко-ориентированных баз данных и систем, на сегодня имеются сотни подобных проектов, относящихся ко всем сферам исторической науки.

Цель настоящей статьи - выявить дидактический потенциал, возможности и методы использования историко-ориентированных информационных систем  в профессиональной подготовке историков.

Занимая все более значимое место среди новых видов исторических ресурсов, информационные системы постепенно находят свое применение и в историческом образовании. Существует ряд систем, имеющих исходно образовательный характер (следует отметить, что таковых немного для исторической области знания), но в учебном процессе могут использоваться и другие типы, например, информационно-поисковые, системы сохранения историко-культурного наследия, системы поддержки научных исследований.

Являясь эффективным средством хранения исторических данных и реализации исторических исследований, информационные системы обладают также значительным образовательным потенциалом. Этот потенциал обуславливается, с одной стороны, их дидактическими возможностями, с другой - тем, что системы являются источником содержательного материала для учебного процесса.

Использование в учебном процессе историко-ориентированных информационных систем в полной степени реализует такие дидактические принципы как научность, межпредметные связи, обучения через исследование, сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность знаний, доступность, связь теории с практикой и др.

Можно выделить следующие направления внедрения информационных систем в подготовку историков [2].

  • 1. Изучение теоретических и прикладных аспектов создания и использования историко-ориентированных систем, знакомство студентов с существующими разработками.
  • 2. Создание студентами собственных информационных систем и выполнение на их основе исследований в рамках проектной деятельности, курсовых и дипломных работ.
  • 3. Использование созданных систем в исторических курсах как дополнительного образовательного ресурса.
  • 4. Привлечение студентов к реализации исследовательских проектов на разных этапах - от оцифровки источников до выполнения конкретно-исторических исследований на основе систем, в т.ч. написание курсовых и дипломных работ.

В рамках курсов информатики и исторической информатики информационные системы и базы данных изучаются как отдельное направление использования информационных технологий в истории. В рамках этой темы студенты знакомятся с понятийным аппаратом, историографией, подходами и методами создания систем. На примере различных ресурсов изучаются возможности информационных систем в сохранении историко-культурного наследия и проведении научных исследований в истории. При этом могут применяться системы, доступные в Интернете, собственные разработки преподавателей, учебные студенческие проекты.

Так, в практике обучения историков в Пермском университете активно используются разработанные в Лаборатории исторической и политической информатики источнико- и проблемно-ориентированные информационные системы: «Российские парламентарии начала XX века»; «Журналы земских собраний как источник изучения истории местного самоуправления в России (II половина XIX - начало XX века)»; «Пермские губернские ведомости»; «Стенографические отчеты Государственной Думы, 1906-1917»; «Пермские газеты колчаковского периода». Перечисленные ресурсы открыты для студентов в локальной сети университета или в Интернете, они используются на лекциях, практических занятиях, самостоятельной работе. Подобные системы, созданные для научных целей и имеющие в своей структуре компонент поддержки научных исследований, обладают при наличии соответствующей методики наибольшим дидактическим потенциалом, так как именно они позволяют познакомить студента с компьютеризированным историческим исследованием; дают возможность провести наглядные исследования в режиме «реального времени» (например, в ходе лекции), показать верифицируемость полученных выводов. В результате знакомства с такими системами в рамках информатики и исторической информатики студенты зачастую в дальнейшем связывают с ними курсовые и дипломные работы.

Другой используемый тип систем - продукты, созданные в учреждениях хранениях (архивах, музеях, библиотеках) или для них. Такие ресурсы используются на лекциях и практических занятиях для изучения их возможной структуры, практики каталогизации и документирования исторических источников и публикаций. Кроме того на их примере могут изучаться существующие методики анализа историко-ориентированных ресурсов, а также вырабатываться навыки поиска в тематических коллекциях. Достаточно полный каталог таких ресурсов размещен на сайте исторического факультета МГУ (http://hist.msu.ru/ER/links.htm).

Поскольку в основе информационных систем, как правило, лежит технология баз данных, то практические занятия по информатике и исторической информатике направлены в первую очередь на формирование навыков проектирования, создания баз данных и обработки информации на основе СУБД. При этом могут использоваться разработки различного масштаба - как профессиональные, так и созданные студентами. Для изучения темы «Запросы к базам данных» применяется разработанная в МГУ база депутатов Государственной Думы 1906 г. (http://hist.msu.ru/Departments/Inf/Stud/duma_1906.mdb), содержимое которой позволяет продемонстрировать особенности запросов различных типов. База депутатов Государственной Думы 1995 г. (http://hist.msu.ru/Departments/Inf/Stud/duma_1995.mdb), также разработанная в МГУ, имея схожую с указанной выше тематику, но отличную структуру, позволяет изучить особенности и возможности моделей различного типа.

Учебные проекты студентов предыдущих лет обучения также являются ценным учебным материалом. На их основе объясняются типичные ошибки проектирования и заполнения исторических баз данных.

Наиболее дидактически емким для освоения технологии баз данных является метод проектов [1]. Нами разработано задание на учебный проект, предполагающее выбор темы, моделирование предметной области или источника, реализацию модели в СУБД Microsoft Access, внесение данных в базу, проведение исследования на основе метода запросов. К работе предъявляются как технологические, так и содержательные требования.

Таким образом, в результате изучения темы «Историко-ориентированные базы данных и информационные системы» в курсах информатики и исторической информатики студент умеет проектировать источнико- и проблемно-ориентированные базы данных, реализовывать их в СУБД, проводить исследования на их основе, а также работать с «готовыми» информационными системами различных типов.

Историко-ориентированные информационные системы и базы данных применяются не только для реализации краткосрочных учебных проектов, но и становятся основой курсовых и дипломных работ. В этом случае студент может присоединиться к существующему научному проекту, связанному с созданием системы, либо разработать полностью самостоятельный продукт.

Курсовые и дипломные работы, выполняемые с применением компьютеризированных методов, в том числе информационных систем и баз данных, как правило, по ряду пунктов превосходят традиционные. Так, информационные технологии, привлекаемые для организации и анализа информации, позволяют значительно расширить источниковую базу и (или) изучаемый хронологический период. Результаты таких исследований часто существенно отличаются верифицируемостью и конкретностью (в том числе выраженной количественно). Применение компьютеризированных и количественных методов в учебных исследованиях требует аккуратности и точности, что формирует соответствующие качества у учащихся [3].

Если для информатики и исторической информатики информационное системы являются предметом изучения, то для исторических дисциплин они могут являться средством обучения. Так, перечисленные выше системы могут применяться при изучении соответствующих тем истории России. В ходе изложения материала лекции преподаватель может напрямую обратиться к информационной системе, сформировать необходимый запрос, представить его аудитории и прокомментировать результат. Ценность такого метода состоит в возможности продемонстрировать инструментарий и процесс, технологию получения исторического знания, а не только само знание. Т.е. студенты получают преставление, знания о том, каким образом, какими средствами и способами получается историческое знание. Это придает особую достоверность и убедительность излагаемому материалу, усиливают научный характер его изложения. Преподаватель приоткрывает перед ними окно научной эвристики и вместе идет по пути получения необходимого знания [5, 6].

Историко-ориентированные информационные системы, безусловно, являются и источником содержательного материала для различных форм учебного процесса по историческим дисциплинам. Во-первых, это выполнение запросов к информационной системе и экспорт результатов в другие приложения (презентации, например) при подготовке лекций, семинаров, докладов. Во-вторых, это поиск и извлечение из систем  необходимых исторических источников, публикаций и другого материала.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует, что историко-ориентированные информационные системы являются дидактически емким и эффективным средством и могут достаточно широко использоваться в историческом образовании. Однако сегодня можно констатировать скорее низкий уровень распространения информационных систем и баз данных в историческом образовании. Можно выделить несколько причин этого.

Во-первых, несмотря на стабильный рост количества систем, остается актуальной проблема доступа к ним. Лишь малая часть созданных продуктов размещается в открытом доступе в Интернете.

Во-вторых, отсутствие общепринятых стандартов описания рассматриваемого вида ресурсов (да и исторических информационных ресурсов вообще) затрудняет их каталогизацию, поиск и эффективное использование.

В-третьих, и, пожалуй, данный аргумент определяющий, недостаточным является количество методических разработок, как общего характера, так и относящихся к конкретным системам и конкретным курсам.

Представляется, что разработка методик и решение других вопросов, относящихся к историко-ориентированным системам как одному из важнейших элементов современной информационной среды исторической науки, будут способствовать их внедрению в учебный процесс подготовки историков.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, грант № 11-36-00379а2.

Рецензенты:

Корниенко Сергей Иванович, д.и.н., профессор, профессор кафедры новейшей истории России Пермского государственного национального исследовательского университета, г. Пермь.

Кирьянов Игорь Константинович, д.и.н., профессор, декан историко-политологического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета, г. Пермь.