Вопросы создания и использования информационных систем и баз данных, которые, как правило, являются их технологической основой, поднимаются историками уже во второй половине 1970-х - начале 1980-х гг. Этот период и последующее десятилетие характеризуются появлением работ, посвященных подходам к созданию баз данных, их описанию, возможностям и ограничениям, предпринимаются первые попытки классификации и анализа существующих продуктов. Со второй половины 1990-х гг. наблюдается массовое создание историко-ориентированных баз данных и систем, на сегодня имеются сотни подобных проектов, относящихся ко всем сферам исторической науки.
Цель настоящей статьи - выявить дидактический потенциал, возможности и методы использования историко-ориентированных информационных систем в профессиональной подготовке историков.
Занимая все более значимое место среди новых видов исторических ресурсов, информационные системы постепенно находят свое применение и в историческом образовании. Существует ряд систем, имеющих исходно образовательный характер (следует отметить, что таковых немного для исторической области знания), но в учебном процессе могут использоваться и другие типы, например, информационно-поисковые, системы сохранения историко-культурного наследия, системы поддержки научных исследований.
Являясь эффективным средством хранения исторических данных и реализации исторических исследований, информационные системы обладают также значительным образовательным потенциалом. Этот потенциал обуславливается, с одной стороны, их дидактическими возможностями, с другой - тем, что системы являются источником содержательного материала для учебного процесса.
Использование в учебном процессе историко-ориентированных информационных систем в полной степени реализует такие дидактические принципы как научность, межпредметные связи, обучения через исследование, сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность знаний, доступность, связь теории с практикой и др.
Можно выделить следующие направления внедрения информационных систем в подготовку историков [2].
- 1. Изучение теоретических и прикладных аспектов создания и использования историко-ориентированных систем, знакомство студентов с существующими разработками.
- 2. Создание студентами собственных информационных систем и выполнение на их основе исследований в рамках проектной деятельности, курсовых и дипломных работ.
- 3. Использование созданных систем в исторических курсах как дополнительного образовательного ресурса.
- 4. Привлечение студентов к реализации исследовательских проектов на разных этапах - от оцифровки источников до выполнения конкретно-исторических исследований на основе систем, в т.ч. написание курсовых и дипломных работ.
В рамках курсов информатики и исторической информатики информационные системы и базы данных изучаются как отдельное направление использования информационных технологий в истории. В рамках этой темы студенты знакомятся с понятийным аппаратом, историографией, подходами и методами создания систем. На примере различных ресурсов изучаются возможности информационных систем в сохранении историко-культурного наследия и проведении научных исследований в истории. При этом могут применяться системы, доступные в Интернете, собственные разработки преподавателей, учебные студенческие проекты.
Так, в практике обучения историков в Пермском университете активно используются разработанные в Лаборатории исторической и политической информатики источнико- и проблемно-ориентированные информационные системы: «Российские парламентарии начала XX века»; «Журналы земских собраний как источник изучения истории местного самоуправления в России (II половина XIX - начало XX века)»; «Пермские губернские ведомости»; «Стенографические отчеты Государственной Думы, 1906-1917»; «Пермские газеты колчаковского периода». Перечисленные ресурсы открыты для студентов в локальной сети университета или в Интернете, они используются на лекциях, практических занятиях, самостоятельной работе. Подобные системы, созданные для научных целей и имеющие в своей структуре компонент поддержки научных исследований, обладают при наличии соответствующей методики наибольшим дидактическим потенциалом, так как именно они позволяют познакомить студента с компьютеризированным историческим исследованием; дают возможность провести наглядные исследования в режиме «реального времени» (например, в ходе лекции), показать верифицируемость полученных выводов. В результате знакомства с такими системами в рамках информатики и исторической информатики студенты зачастую в дальнейшем связывают с ними курсовые и дипломные работы.
Другой используемый тип систем - продукты, созданные в учреждениях хранениях (архивах, музеях, библиотеках) или для них. Такие ресурсы используются на лекциях и практических занятиях для изучения их возможной структуры, практики каталогизации и документирования исторических источников и публикаций. Кроме того на их примере могут изучаться существующие методики анализа историко-ориентированных ресурсов, а также вырабатываться навыки поиска в тематических коллекциях. Достаточно полный каталог таких ресурсов размещен на сайте исторического факультета МГУ (http://hist.msu.ru/ER/links.htm).
Поскольку в основе информационных систем, как правило, лежит технология баз данных, то практические занятия по информатике и исторической информатике направлены в первую очередь на формирование навыков проектирования, создания баз данных и обработки информации на основе СУБД. При этом могут использоваться разработки различного масштаба - как профессиональные, так и созданные студентами. Для изучения темы «Запросы к базам данных» применяется разработанная в МГУ база депутатов Государственной Думы 1906 г. (http://hist.msu.ru/Departments/Inf/Stud/duma_1906.mdb), содержимое которой позволяет продемонстрировать особенности запросов различных типов. База депутатов Государственной Думы 1995 г. (http://hist.msu.ru/Departments/Inf/Stud/duma_1995.mdb), также разработанная в МГУ, имея схожую с указанной выше тематику, но отличную структуру, позволяет изучить особенности и возможности моделей различного типа.
Учебные проекты студентов предыдущих лет обучения также являются ценным учебным материалом. На их основе объясняются типичные ошибки проектирования и заполнения исторических баз данных.
Наиболее дидактически емким для освоения технологии баз данных является метод проектов [1]. Нами разработано задание на учебный проект, предполагающее выбор темы, моделирование предметной области или источника, реализацию модели в СУБД Microsoft Access, внесение данных в базу, проведение исследования на основе метода запросов. К работе предъявляются как технологические, так и содержательные требования.
Таким образом, в результате изучения темы «Историко-ориентированные базы данных и информационные системы» в курсах информатики и исторической информатики студент умеет проектировать источнико- и проблемно-ориентированные базы данных, реализовывать их в СУБД, проводить исследования на их основе, а также работать с «готовыми» информационными системами различных типов.
Историко-ориентированные информационные системы и базы данных применяются не только для реализации краткосрочных учебных проектов, но и становятся основой курсовых и дипломных работ. В этом случае студент может присоединиться к существующему научному проекту, связанному с созданием системы, либо разработать полностью самостоятельный продукт.
Курсовые и дипломные работы, выполняемые с применением компьютеризированных методов, в том числе информационных систем и баз данных, как правило, по ряду пунктов превосходят традиционные. Так, информационные технологии, привлекаемые для организации и анализа информации, позволяют значительно расширить источниковую базу и (или) изучаемый хронологический период. Результаты таких исследований часто существенно отличаются верифицируемостью и конкретностью (в том числе выраженной количественно). Применение компьютеризированных и количественных методов в учебных исследованиях требует аккуратности и точности, что формирует соответствующие качества у учащихся [3].
Если для информатики и исторической информатики информационное системы являются предметом изучения, то для исторических дисциплин они могут являться средством обучения. Так, перечисленные выше системы могут применяться при изучении соответствующих тем истории России. В ходе изложения материала лекции преподаватель может напрямую обратиться к информационной системе, сформировать необходимый запрос, представить его аудитории и прокомментировать результат. Ценность такого метода состоит в возможности продемонстрировать инструментарий и процесс, технологию получения исторического знания, а не только само знание. Т.е. студенты получают преставление, знания о том, каким образом, какими средствами и способами получается историческое знание. Это придает особую достоверность и убедительность излагаемому материалу, усиливают научный характер его изложения. Преподаватель приоткрывает перед ними окно научной эвристики и вместе идет по пути получения необходимого знания [5, 6].
Историко-ориентированные информационные системы, безусловно, являются и источником содержательного материала для различных форм учебного процесса по историческим дисциплинам. Во-первых, это выполнение запросов к информационной системе и экспорт результатов в другие приложения (презентации, например) при подготовке лекций, семинаров, докладов. Во-вторых, это поиск и извлечение из систем необходимых исторических источников, публикаций и другого материала.
Таким образом, проведенный анализ свидетельствует, что историко-ориентированные информационные системы являются дидактически емким и эффективным средством и могут достаточно широко использоваться в историческом образовании. Однако сегодня можно констатировать скорее низкий уровень распространения информационных систем и баз данных в историческом образовании. Можно выделить несколько причин этого.
Во-первых, несмотря на стабильный рост количества систем, остается актуальной проблема доступа к ним. Лишь малая часть созданных продуктов размещается в открытом доступе в Интернете.
Во-вторых, отсутствие общепринятых стандартов описания рассматриваемого вида ресурсов (да и исторических информационных ресурсов вообще) затрудняет их каталогизацию, поиск и эффективное использование.
В-третьих, и, пожалуй, данный аргумент определяющий, недостаточным является количество методических разработок, как общего характера, так и относящихся к конкретным системам и конкретным курсам.
Представляется, что разработка методик и решение других вопросов, относящихся к историко-ориентированным системам как одному из важнейших элементов современной информационной среды исторической науки, будут способствовать их внедрению в учебный процесс подготовки историков.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, грант № 11-36-00379а2.
Рецензенты:
Корниенко Сергей Иванович, д.и.н., профессор, профессор кафедры новейшей истории России Пермского государственного национального исследовательского университета, г. Пермь.
Кирьянов Игорь Константинович, д.и.н., профессор, декан историко-политологического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета, г. Пермь.