Разработка информационных систем во всех уровнях органов исполнительной власти и муниципальных органов местных самоуправления является важным фактором повышения эффективности управления социально-экономическим развитием территорий и ее населения. Задача информатизации тоже актуальна для органов местного самоуправления, в том числе для сельских муниципальных образований, которые близки к вопросам жизнеобеспечения территорий и проблем населения.
Проведенный анализ сельской администрации как объекта управления и основные выполняемые функции для осуществления своей деятельности объекта управления дает возможность конкретно определить основные требования к информационной системе сельской администрации [1,2,4]. Прежде чем причислять требование к информационной системе, приведем образцовую схему системы управления гражданского схода, принятую в Республике Узбекистан (рисунок 1). В действительности, в зависимости от размера управляемой территории, от численности проживающего населения в этой территории и главное – в зависимости от финансового обеспечения наблюдается более упрощенная форма, нежели приведенная схема объекта управления.
Основные выявленные требования к сельской администрации самоуправления:
1. Информационная система (ИС) сельского схода должна быть внутренне взаимосвязанной. И в то же время должна иметь возможность интегрироваться существующими и создаваемыми в будущем информационными системами других муниципальных органов, с которыми непосредственно связана своя деятельность. Повысить эффективность информационного взаимодействия с органами власти (налоговая инспекция, паспортный стол, органы внутренних дел, и др.) и с субъектами хозяйственной деятельности. Иными словами, должна иметь возможность представляться как составная часть более глобальной и со временем развивающей ИС.
2. В этой ИС должны решаться все административные функции и частично функции связанные с принятием решения со стороны сотрудников сельской администрации. В ней должно быть обеспечено решение и автоматизация всех функциональных административных задач сельской администрации на основе использования базовых информационных технологий, которые обеспечат дальнейшее расширение самой ИС и интеграцию с глобальными ИС. Выбранные информационные технологии должны соответствовать финансовым возможностям и существующей технической оснащенности сельской администрации, а также должно учитываться достижение минимальных затрат для приобретения крайне необходимых технических и программных продуктов.
3. Построение ИС должно осуществляться в соответствии с функциональной структурой и задачами сельской администрации. При необходимости четко проявлять предложение по модернизации и усовершенствованию структуры местного самоуправления, внесения изменений в нормативно правовые положения.
Рисунок 1. Местные органы самоуправления – образцовая схема системы управления махаллинского (сельского) гражданского схода
4. Ядро ИС сельской администрации должно состоять из первичных (автоматизированных) информационных ресурсов МО и должна опираться на стандарты ИПИ-технологии [5].
5. Мониторинг МО в ИС должен отражать социально-экономические показатели, характеризующие состояние и развитие муниципального образования как населенной территории.
6. В ИС должны существовать системы защиты данных не санкционированного доступа.
Информационная система сельского муниципального образования (ТИС МО) должна соответствовать целевой программе информатизации, принятой государством РУз, и программам информатизации органов местного самоуправления.
Для полноценного функционирования ИС сельской администрации процесс информатизации должен всесторонне охватывать все функции и задачи сельской администрации, связанные со сбором информации, первичные регистрационно-учетные операции, оказание услуг населению, документооборот с другими органами власти и с субъектами хозяйственной деятельности, принятие решений и т.п. ИС сельского схода как независимая система управления состоит из автоматизированных рабочих мест (АРМ) сотрудников сельской администрации. Успех в создании ИС можно достичь в том случае, если в результате не будет разрушен принцип работы администрации как одной команды, и это должно способствовать автоматизации рутинных операций, предоставлять сотрудникам больше возможностей при анализе данных и при принятии решений [3].
Главной задачей ИС сельской муниципальной администрации является повышение эффективности управления социально-экономическим развитием территорий. Поэтому в постановке задачи, в выборе решений должны учитываться критерии повышения эффективности управления.
В соответствии с применяемыми стандартами ИПИ в ИС сельского административного образования должен быть реализован ряд задач. Использование ИПИ технологии позволяет получить хорошую отдачу, обрести более широкие международные связи, повышает конкурентоспособность и эффективность производства товаров и услуг [5]. В соответствии с функциями, возложенными на структурные подразделения сельских административных образований, в ИС входят следующие подсистемы:
- Учет похозяйственных книг;
- Учет объектов на территории;
- Информационное взаимодействие, делопроизводство;
- Административное обслуживание.
В подсистеме учета похозяйственной книги (ПХК) должно вести учет всех записей в похозяйственной книге:
- учет хозяйств; учет членов хозяйств; глава хозяйства; учет земельных участков хозяйств; учет жилого дома хозяйств; учет скота хозяйств; учет технических средств хозяйств; учет объектов по оказанию услуг хозяйств;
- учет данных о физических лицах, которые проживают на территории, принадлежащей сельской администрации. Иными словами, регистр населения, это паспортные данные, семейное положение, информация об образовании, категориях льгот и пенсий, занятости (работа/учеба), временные перемещения.
В подсистема «Учета объектов на территории» сопровождаются и выполняются операции над данными об объектах социальной сферы, объектов недвижимости, предприятиях и организациях.
Подсистема «Информационное взаимодействие» составляет основную, весомую часть ИС сельской администрации. Задачи подсистемы «Информационное взаимодействие» – следить за потоками информации. Тут должна разрабатываться и осуществляться классификация информации, поступающая в сельскую администрацию по различным признакам. При этом важно различать внутреннюю и внешнюю информацию. В отношении внешней информации сельская администрация не всесильна, но при грамотной постановке дела получать можно более полную информацию из различных источников.
Вся поступающая в органы местного самоуправления информация фиксируется на определенном банке данных в виде документа. Особенностью систем документированной информации является наличие операций по составлению, приему, передаче, регистрации, визированию, подписанию, копированию, хранению, уничтожению документов. Совокупность всех операций, выполняемых с документами, называется делопроизводством. Движение документов с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления адресату представляет собой документооборот [3].
При регистрации входящих и выходящих документов важно фиксировать тематику документа. Это помогает использовать массивы документов как исходные массивы для анализа. Тематический классификатор должен соответствовать общей тематической карте деятельности администрации. При назначении тематики документа целесообразно использовать трехтиповую схему. Так как документы отражают события и процессы на территории муниципального образования, то в первом типе вводится тематический классификатор, который целесообразно построить по проблемному принципу, то есть классифицировать процессы и явления, находящие в сфере внимания и в ведении Администрации. Второй тип – это модальность документа (жалоба, предложение, обращение о помощи, распоряжение и др., так как по каждой проблеме может быть разная модальность документа). Третий тип – это тип субъекта, то есть, какой группы субъектов касается событие, отраженное в документе (физические лица, органы власти и управления, производство, малый бизнес и др.) [1].
Классификация документов обеспечивает ясность и полноту классификации и соответственно обеспечивает построение эффективных информационных разрезов при анализе массивов информации.
Подсистема должна решать задачи, связанные с организациями встреч, печати справок для физических лиц, в том числе о личном подсобном хозяйстве, о составе семьи, о безработице, о наличии иждивенцев в составе семьи, о земельном участке, о принадлежности дома, квартиры и др.
Классификация информации, поступающей к сельской администрации, более подробно описывается в следующей главе.
Подсистема «Административное обслуживание» должна решать задачи, связанные с обслуживанием базы данных, защиты информации от несанкционированного доступа, назначения привилегий пользователей доступа к базе данных, архивации базы, загрузки данных и др. Обеспечение единого порядка защиты информации от несанкционированного доступа и единых правил регулирования доступа пользователей к системе информационных ресурсов.
Безопасность информации является одним из главных вопросов построения ИС администрации. Очевидно, что информационные системы строятся на базе целевых баз данных, доступ к которым обеспечивается системами управления базами данных (СУБД). Оттуда выходит, что обеспечение информационной безопасности должно опираться на возможности защиты информации, выбранной СУБД [6].
По своей сущности в базе данных выделяется информация общего назначения и информация с ограниченным доступом. В соответствии с этим разрабатываются специальные регламенты информационной безопасности. Регламенты безопасности должны включать разграничение полномочий различных пользователей в зависимости от должностных полномочий и степени использования данных .
Для осуществления всех требований необходимо разработать методику создания такой системы. Для этого выбраны средства Microsoft Access, входящего в состав пакета Microsoft Office и Microsoft SQL Server. Поэтому целесообразно методику создания информационной системы ИС сельской МО разработать на основе этого средства.
Рецензенты:
Зольников В. К., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Вычислительные техники и информационные системы», ВГЛТА, г. Воронеж.
Белокуров В. П., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Организация перевозок и безопасность движения», ВГЛТА, г. Воронеж.