Введение
В современном обществе, вынуждающем личность проявлять высокую мобильность, самостоятельность, социальную активность и умение быстро решать проблемы и противостоять различным трудностям, подростки становятся все более уязвимыми с точки зрения риска социальной дезадаптации. Особую группу «риска» составляют молодые люди, относящие себя к представителям неформальных молодежных объединений, так называемые «неформалы». Как показывает образовательная практика и некоторые исследования Запесоцкого А. С. [1], Косарецкой С. В. [2], Левичевой В. [3] и других авторов, представители неформальных молодежных объединений подросткового возраста слабо мотивированы к учению, нередко демонстрируют протестное поведение, не принимают социальных норм. Они избегают открытого и доверительного общения с социально успешными (признанными) сверстниками. Родители и педагоги в большинстве своем отрицательно относятся к «увлечению» подростка-неформала, что ведет к отчуждению и отсутствию поддержки с их стороны. Все это затрудняет их социальную адаптацию к образовательной среде, порождает психологические трудности, усиливает «протестное» поведение. Перед школьными психологами остро стоит задача поиска ресурсов для помощи в адаптации таким подросткам.
В современных исследованиях в качестве значимого фактора, способствующего преодолению личностью неблагоприятных обстоятельств, рассматривается личностный потенциал [4, 6], который представляет собой интегральную характеристику уровня личностной зрелости и выступает ведущим ресурсом социальной адаптации. Главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является феномен самодетерминации личности, то есть осуществление деятельности в относительной свободе от заданных условий этой деятельности [4, 6]. А. Г. Маклаков говорит также об особом адаптационном личностном потенциале, который составляют психологические характеристики, определяющие успешность адаптации человека [7].
При рассмотрении личностного потенциала в качестве его психологических коррелятов представителями различных психологических подходов [5, 8] предлагаются понятия: сила Эго, локус контроля, мотивация достижения, жизнестойкость и многие другие. Большинство из них, так или иначе, связано с мотивационно-ценностной сферой личности и заключает в себе такие ее характеристики, которые обеспечивают преодоление личностью обстоятельств в пользу реализации ценностей и смыслов. В контексте проблемы поиска ресурсов для преодоления трудностей социальной адаптации нам представляется значимым понятие жизнестойкости, введенное С. Мадди [9]. Рассматриваемое в качестве личностного качества, «hardiness» (жизнестойкость) характеризует аттитюды, мотивирующие человека преобразовывать стрессогенные жизненные события. Отношение человека к различным изменениям и его умение и возможности воспользоваться имеющимися у него внутренними ресурсами, которые помогают эффективно управлять этими изменениями, определяют, насколько личность способна совладать с трудностями и изменениями, с которыми она сталкивается каждый день, и с теми, которые носят экстремальный характер.
С. Мадди выделяет 3 основные характеристики аттитюдов – «hardy». Первой такой характеристикой является «включенность» (commitment), или вовлеченность – важная характеристика в отношении себя и окружающего мира и характера взаимодействия между ними, которая мотивирует человека к cамореализации, проявлению лидерских качеств, вовлеченности в ту или иную жизненную ситуацию. Она дает возможность чувствовать себя достаточно значимым, чтобы полностью включиться в решение поставленных жизненных задач, несмотря на стрессогенные факторы, которыми они сопровождаются. Второй аттитюд, названный «контролем» (control), мотивирует человека к поиску путей воздействия на результаты стрессовых изменений, в противоположность впаданию в состояние беспомощности и пассивности. Аттитюд, обозначенный как «вызов» (challenge), помогает человеку оставаться открытым новому жизненному опыту, окружающей среде и обществу, извлекать пользу из происходящих событий. Он заключается в восприятии личностью различных жизненных событий как вызова и испытания [10]. Жизнестойкость рассматривается С.Мадди как особая система установок и навыков, позволяющих превратить изменения в возможности. Для С. Мадди жизнестойкость – это внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, то, что он может изменить и переосмыслить [10]. Помимо аттитюдов, «hardiness» включает в себя такие базовые ценности, как креативность (creativity), кооперация (cooperation), доверие (credibility) [10].
С. Мадди рассматривает понятие психологических потребностей личности, наряду с биологическими и социальными Так, к категории психологических С. Мадди относит потребности в символизации, суждении и воображении. С. Мадди показал, что в тех случаях, когда доминируют биологические и социальные потребности, человек воспринимает себя как воплощение социальных нужд и ролей и плывет «по течению», то есть строит жизнь адаптивным образом. Когда же на первое место выходят психологические потребности, тогда человек задается вопросом о смысле, строит образ будущего и у него возникает мощная опора для опосредования своей жизни в виде жизненных целей, смыслов и т.д., что полностью перестраивает структуру регуляции его деятельности [9]. Таким образом, именно механизмы ценностно-смыслового опосредствования играют ключевую роль в регуляции личностью собственных адаптационных возможностей для достижения субъективного благополучия, в ее самодетерминации.
Нами проведено эмпирическое исследование, целью которого было изучение особенностей субъективного благополучия и ценностно-смысловой сферы представителей молодежных неформальных объединений. В частности, были исследованы жизненные ценности и ценностные ориентации представителей молодежной субкультуры «готов». Выборку составили 40 человек. Данные сравнивались с сопоставимой выборкой подростков, не относящих себя к неформальным молодежным объединениям.
Для проведения исследования были использованы следующие методы: для измерения эмоционального компонента субъективного благополучия была выбрана шкала субъективного благополучия, адаптированная Соколовой М. В.; для исследования мотивационно-ценностной структуры личности были выбраны методика «Морфологический тест жизненных ценностей» и «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Сравнение ценностных ориентаций подростков, относящих себя к традиционной и неформальной субкультурам, с использованием критерия углового преобразования Фишера, позволило выявить значимые различия, касающиеся следующих ценностей: познание (ф = 3, 2, при р < 0,01), творчество (ф = 2, 34, при р < 0,01), здоровье (ф = 3, 37, при р<0,01), счастливая семейная жизнь (ф = 1, 64, при р < 0,01). Полученные данные мы отразили в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков – представителей традиционной и неформальной молодежных субкультур
Ранг |
Ценности испытуемых, не причисляющих себя к субкультурам (ср.арифм.) |
Ценности представителей неформальных молодежных объединений (ср. арифм.) |
1 |
психическое и физическое здоровье (2, 87) |
уверенность в себе (6, 55), |
2 |
счастливая семейная жизнь (3, 87), |
познание (6, 72), |
3 |
любовь как духовная и физическая близость с любимым человеком (4) |
наличие хороших и верных друзей (7, 45), |
4 |
уверенность в себе (6, 62), |
возможность творческой деятельности (7, 54), |
5 |
активная деятельная жизнь, т.е. полнота и эмоциональная насыщенность жизни (8). |
развитие как постоянная работа над собой, физическое и психическое самосовершенствование (7, 72). |
Испытуемые, причисляющие себя к субкультуре «готов», значимо выше, нежели члены второй группы, придерживающиеся взглядов общепринятой культуры, ценят познание и творчество, под которыми понимается, соответственно, интеллектуальное развитие, расширение общего кругозора и возможность творческой реализации. Для людей, не придерживающихся мировоззрения данной субкультуры, свойственна значимо большая ценность здоровья и счастливой семейной жизни.
Представленные различия связаны скорее всего с тем, что творческая деятельность и познание, под которыми понимается, прежде всего, развитие, являются наиболее доступными и актуальными способами самореализации, выражения и сохранения своей индивидуальности, независимости от массовой культуры, к чему и стремятся представители неформальных объединений. Кроме того, интеллектуальная сфера является значимой среди «готов», следовательно, в творчестве реализуется одна из ведущих потребностей – стремление создать сложные и неординарные продукты творчества. Также творческая деятельность и познание могут служить в качестве факторов жизнестойкости. Творчество как ценность выступает в качестве опоры, а познавательная деятельность и развитие интеллектуальной сферы способствуют расширению репертуара действий в сложных или даже критических ситуациях, что вместе способствует развитию жизнестойкости.
Большую ценность здоровья и счастливой семейной жизни для людей, не причисляющих себя к субкультурам и не солидарных им, мы связываем с направленностью таких людей на будущее и важностью для них социального статуса, который зачастую рассматривается в качестве критерия успешности личности. В процессе социализации личностью усваиваются общепринятые модели поведения и роли, соответствие которым способствует успешной социально-психологической адаптации.
Исследование жизненных ценностей (см. рис. 1 и 2) выявило более яркую выраженность у представителей неформальных молодежных объединений таких ценностей, как: «духовное удовлетворение» (у 43,8 %), «сохранение индивидуальности» (25 %), «материальное положение» (25 %) и «креативность» (6 %).
Рисунок 1. Ценности, преобладающие у людей, не являющихся представителями неформальных объединений
Рисунок 2. Ценности, преобладающие у представителей неформальных объединений
Представители неформальной субкультуры стремятся к получению морального удовлетворения в значимых для них жизненных сферах, вероятно, считают, что важнее всего в жизни делать то, что сопровождается интересом, приносит удовольствие и внутреннее удовлетворение от деятельности, а также не противоречит их принципам и способствует раскрытию индивидуальности. Скорее всего, именно поэтому «готы» стремятся получить удовольствие даже там, где сделать это достаточно сложно, стремятся к ощущению внутренней свободы от социума и предъявляемых с его стороны требований. Также испытуемые данной группы проявили стремление к более высокому уровню своего дохода, материальной независимости, что также является одним из средств достижения материального благополучия, морального удовлетворения и ощущения свободы.
Результаты исследования субъективного благополучия и эмоционального комфорта позволяют зафиксировать их значимую выраженность у подростков, не относящих себя к неформальной субкультуре. Среднее значение показателя их благополучия составляет 6,4, в то время как показатель благополучия представителей субкультуры «готов» значимо ниже и составляет 4,5 балла (р ≤ 0,05).
Относительные показатели субъективного благополучия представителей субкультуры готов и подростков, не относящих себя к субкультурам (см. рис. 3, 4), позволяют установить, что в целом большинство подростков в обеих группах достаточно благополучны. При этом представители неформальной субкультуры чаще демонстрируют субъективное неблагополучие, проявляющееся в склонности к депрессии и тревогам. Это объясняется тем, что благополучие оценивается по внешним критериям, характеризующим общепринятые представления о «нормальной» жизни. Человек ощущает благополучие, если он обладает некоторыми социально одобряемыми качествами и его система ценностей соответствует системе ценностей, принятой в обществе.
Рисунок 3. Количество испытуемых, характеризующихся субъективным благополучием
Рисунок 4. Количество испытуемых, характеризующихся субъективным неблагополучием
Результаты исследования показывают, что ценностные ориентации, направленные на самореализацию и развитие подростков-неформалов могут выступать одним из факторов, способствующих их социальной адаптации и субъективному благополучию в обществе. Однако в ряде случаев полноценную их самореализацию затрудняет недостаточная включенность в общество. Для достижения субъективного благополучия им требуется психологическая помощь в развитии включенности, которую С. Мадди определяет как базовую составляющую жизнестойкости личности [9]. Для построения системы психологической помощи подросткам-неформалам в социальной адаптации перспективным является изучение факторов развития их жизнестойкости.
Рецензенты:
Лукьянова М. И., д.п.н., зав. кафедрой психологии и педагогики ОГБОУ ДПО «Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Ульяновск.
Поляков С. Д., д.п.н., профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова», г. Ульяновск.