Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

NETWORK COMMUNITY AS THE SUBJECT OF EDUCATIONAL WORK ON THE INTERNET

Sergeev A.N. 1
1 Volgograd State Social and Pedagogical University
There are considered the issues of teachers and students’ network communities formation on the Internet. There are described the characteristics of a network community as a structural unit of the Internet social environment, collective subject of socio-informational and educational work on the global computer network. There is defined the notion of network educational community as the network community of students and teachers, which is aimed at realization of pedagogical tasks. From the positions of the subject approach there are described the levels of development of students and teachers’ network community (potential, nominal and actual network community). These levels are determined by subject value of cooperation on the computer network (pre-subject, subject-object and subject-subject cooperation) and allow describing the levels of formation of network community as the rise of levels of subjectivity of a network group. With regard to students and teachers’ communities such rise of subjectivity is connected with implementation of pedagogical technologies – educational projects in network communities of the Internet.
network educational project.
learning on the Internet
collective subject
network educational community
network community
Internet
Сеть Интернет широко используется в сфере образования. Большое внимание к этой сети определяется возможностями информационного доступа и организации взаимодействия субъектов образовательной деятельности в глобальной информационной среде. При этом компьютерная сеть рассматривается не только как сеть компьютеров, где представлена информация и сервисы, но и как «сеть людей», глобальная социокультурная среда, в которой представлены индивидуальные пользователи и сетевые сообщества.

Именно социальный аспект задаёт вектор развития современного Интернета, позволяет определить мотивационную основу деятельности людей в системе телекоммуникаций, служит ориентиром при построении современных сервисов и технологий работы с информацией в сети Интернет. Указанные положения оказывают влияние на использование Интернета в сфере образования, где всё больше уделяется внимание не только вопросам размещения в Сети учебной информации и технологиям удалённого проведения учебных занятий, но и созданию сетевых сообществ учащихся и преподавателей, в структуре которых реализуется образовательный процесс.

Как создать сетевое сообщество? Этот вопрос оказывается ключевым при конструировании и реализации технологий обучения на базе Интернета как социальной среды. Создание сетевого сообщества не сводится к разработке некоторого технического ресурса Интернета, размещению какой-то информации, организации взаимных коммуникаций потенциальных членов сообщества в компьютерной сети. Подлинное сетевое сообщество связано с особой мотивацией пользователей Интернета, их активности по отношению к ценностно разделяемому ресурсу, друг другу и общей деятельности в информационной среде. Поэтому, прежде чем ответить на поставленный вопрос, надо чётко уяснить, что такое собственно сетевое сообщество? Чем определяется целостность группы людей как их сообщества в компьютерной сети? Ответы на указанные вопросы лежат, с нашей точки зрения, в плоскости философского и социально-психологического знания.

История изучения сообществ берет своё начало в западной философии и насчитывает более двух столетий. На протяжении этого времени понятие «сообщество» претерпевало существенные изменения, сам термин использовался в большом количестве значений, в результате чего данное понятие оказалось весьма неоднозначным, хотя обычно оно используется для описания той или иной группы людей.

Как отмечает Т. Р. Гайнутдинов, такая ситуация во многом объясняется тем, что постоянно изменялся и развивался сам социальный конструкт, описываемый как сообщество [3]. Термин «сообщество» в первом своём понимании был тесно связан с понятием общества и служил для обозначения людей, проживающих в одном географическом месте. Однако, как мы находим у Ф. Тённиса, в настоящее время наблюдаются две тенденции в изменении понятия «сообщество»: во-первых, усиление внимания к интегративному характеру социального взаимодействия внутри сообщества и категории «интереса»; во-вторых, всё большее отдаление понятия «сообщество» от близкого по значению понятия «общество» [9].

Пространственные отношения не играют решающей роли в определении сообществ. Определяющее значение имеют такие характеристики сетевых сообществ как общие цели, интересы, ценности и потребности; общие ресурсы, к которым члены сообщества имеют доступ; общий контекст и язык общения, в который погружены члены сообщества. Р. Хамман, анализируя различные определения сообществ, заключает, что большинство из них согласны с тем, что сущность сообщества определяют социальное взаимодействие, среда и общие связи. Автор приходит к выводу, что в контексте социально-философской проблематики термин «сообщество» должен пониматься в значении «(1) группы людей, (2) участвующих в социальном взаимодействии (3) и каких-либо общих связях между собой и другими членами группы, (4) в одном пространственно-временном промежутке» [10].

Данное определение позволяет нам понять методологические основания функционирования социальных общностей в сети Интернет, основанных не на личных непосредственных взаимоотношениях, а на основе регулярного обмена информацией средствами коммуникаций компьютерных технологий. Такие общности возникают на основе сетевого взаимодействия, общих целей, ценностей и интересов между людьми.

Глубокий анализ сетевых сообществ как элементов социальной структуры Интернета представлен в докторском исследовании С. В. Бондаренко. Автор использует термин «виртуальные сетевые сообщества», которые относит к категории саморегулирующихся и самопреобразующихся социальных систем киберпространства. Говоря о методологии исследования социальной структуры виртуальных сетевых сообществ, С. В. Бондаренко выделяет три методологических принципа, применимых в данной области социологического знания. Это принцип деятельности, принцип развития (принцип изменения) и принцип системности [1].

В соответствии с принципом деятельности высказывается важное для нас положение о том, что сетевое сообщество следует понимать с точки зрения непременной реализации совместной деятельности членов сообщества, по созданию, передаче и обработке информации в компьютерной сети. Такой подход позволяет выделить формы, в которых функционирует сетевое сообщество, уровни и структуру взаимодействия, определить такие атрибуты сообщества как: коллективные установки, групповые потребности, мотивы и этические нормы поведения, взаимодействие с другими сетевыми сообществами. Указанные атрибуты служат для выявления целостных характеристик процессов совместной информационной деятельности и позволяют вести речь о сетевом сообществе как коллективном субъекте социально-информационной деятельности в сети Интернет.

Интерпретация сетевого сообщества как коллективного субъекта социально-информационной деятельности в сети Интернет даёт возможность определить психологические характеристики межличностных и межгрупповых отношений в сетевых сообществах, выделить общее в субъектных свойствах личности и группы, выявить критерии и механизмы становления группы пользователей Интернета как сетевого сообщества.

В рамках научных направлений социальной психологии мы находим множество подходов к изучению особых общностей, обладающих свойствами субъектности. Разные авторы в своих исследованиях ведут речь о таких общностях, обозначая их терминами: «совокупный субъект» (Б. Ф. Ломов, И. А. Зимняя и др.), «групповой субъект» (А. В. Брушлинский, К. М. Гайдар и др.), «субъект совместной деятельности» (А. В. Брушлинский, В. В. Рубцов и др.), «коллективный субъект» (А. Л. Журавлев, И. В. Вачков, К. М. Гайдар и др.), «полисубъект» (В. И. Панов, И. В. Вачков и др.) и др.

Наиболее полно феномен субъектности на уровне групп раскрывается в трудах А. Л. Журавлева через анализ понятия «коллективный субъект». Обобщая существующие подходы к определению свойств коллективного субъекта, А. Л. Журавлев выделяет три свойства группы, являющихся «необходимыми и фактически критериальными» в описании коллективного субъекта [4].

1.   Взаимосвязанность и взаимозависимость индивидов в группе, что способствует формированию группового состояния как состояния предактивности - важнейшей предпосылки любой активности. Критериальность данного качества состоит в том, что только при его наличии группа становится коллективным субъектом. Важными при этом являются и конкретные характеристики взаимосвязанности и взаимозависимости, которые можно разделить на два класса: а) динамические (интенсивность или теснота взаимных связей и зависимостей между индивидами в группе); б) содержательные (содержание или предмет взаимных связей и зависимостей).

2.   Способность группы проявлять совместные формы активности, то есть быть единым целым по отношению к другим социальным объектам или по отношению к себе самой. К совместным формам активности следует отнести общение внутри группы и с другими группами, групповые действия, совместную деятельность, групповое отношение, групповое поведение, межгрупповое взаимодействие и др.

3.   Способность группы к саморефлексии, в результате которой формируются чувства «Мы» (как переживания своей принадлежности к группе и единения со своей группой) и образ-Мы (как групповое представление о своей группе).

Как видим, в социальной психологии с точки зрения субъектного подхода глубоко раскрывается сущность особых отношений, которые возникают в группах людей. Субъектный подход позволяет глубоко раскрыть и сущность феномена сетевых сообществ, ведь сетевое сообщество как группу людей, объединённых особыми связями и отношениями, мы в полной мере можем понимать как коллективный субъект социально-информационной деятельности в сети Интернет. Именно характеристики коллективного субъекта в описании тех или иных групп пользователей глобальной сети позволяют вести речь про особые их состояния, которые и следует называть как сетевые сообщества.

Таким образом, опираясь на понятие коллективного субъекта, мы можем дать следующее определение сетевому сообществу: сетевое сообщество - это группа людей, взаимодействующих на основе коммуникаций Интернета, имеющих общие связи между собой, способных к проявлению совместных форм активности и саморефлексии.

Общие связи членов сетевых сообществ формируются на основе общих целей, ценностей и интересов, общих ресурсов Интернета, разделяемых и создаваемых членами сетевого сообщества. То общее, что есть у сетевых сообществ, формирует контекст общения, общие правила и нормы поведения. При этом сами сетевые сообщества являются структурной единицей социальной общности Интернета, а их существование носит деятельностный характер, что связано с развитием информационной базы Интернета и интенсивными процессами обмена информацией в социальной среде.

Учитывая, что деятельность сетевых сообществ учащихся и педагогов будет связана с решением педагогических задач, мы можем явно описать такие сообщества как образовательные, существование и деятельность которых определяется как педагогическими технологиями, так и технологиями Интернета. Сетевые образовательные сообщества - это сообщества Интернета, деятельность которых направлена на реализацию педагогических задач по отношению к учащимся и педагогам как членам сообщества. Такие сетевые сообщества выступают коллективным субъектом не только социально-информационной, но и образовательной деятельности в сети Интернет.

Интерпретация сетевого сообщества как коллективного субъекта социально-информационной и образовательной деятельности в сети Интернет позволяет обратиться к определению этапов становления и уровней развития сетевого сообщества учащихся и педагогов, что в дальнейшем будет служить основой для проектирования и реализации педагогических технологий, опирающихся на логику развёртывания совместной образовательной в сетевой компьютерной среде.

Описание этапов становления и уровней развития коллективного субъекта представлено в целом ряде фундаментальных исследований психологии и педагогики (И. В. Вачков, А. Л. Журавлев, Е. И. Сахарчук и др.). Так А. Л. Журавлев в данном контексте выделяет потенциальную субъектность (как взаимосвязанность и взаимозависимость совокупности индивидов), реальную субъектность (как совместную активность) и субъектность как групповую саморефлексивность [4]. Автор убедительно обосновывает, что указанные состояния коллективного субъекта могут рассматриваться как различные уровни его субъектности: от элементарных форм взаимосвязанности к сложнейшим формам групповой саморефлексии.

Е. И. Сахарчук, рассматривая коллективный субъект в контексте управления качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе, интегративным критерием для выделения этапов становления коллективного субъекта образовательного процесса определяет динамику осознания ценностно-смыслового контекста профессиональной подготовки специалистов. С этой точки зрения автором выделяются: нормативный, ценностный и смысловой этапы [5]. На каждом из этих этапов коллективный субъект представлен на своём определённом уровне.

Продуктивной для описания этапов становления и уровней развития сетевого сообщества как коллективного субъекта социально-информационной и образовательной деятельности в сети Интернет является модель типологизации коллективного субъекта, предложенная И. В. Вачковым. Определяя типологические уровни коллективного субъекта и важнейшие характеристики полисубъекта, автор рассматривает возможные специфические типы взаимодействий людей друг с другом, различающиеся по критерию придания субъектной ценности [2]. И. В. Вачков в этом контексте указывает, что взаимодействие людей в подобных общностях на разных этапах их развития можно охарактеризовать как предсубъектные, субъект-объектные и субъект-субъектные. Перенося эти идеи на описание особых общностей людей в социальной среде Интернета, у нас появляется возможность определения уровней развития сетевого сообщества.

Так предсубъектные взаимодействия в компьютерной сети позволяют вести речь о некоем потенциальном уровне сетевого сообщества. Такие взаимодействия характеризуются отчуждённостью, когда участники взаимодействия не связаны чем-то общем, не придают какой-либо ценности совместным обсуждениям. С нашей точки зрения, подобные отношения возникают между индивидами как разрозненными пользователями некоторой единой информационной среды, позволяющей, тем не менее, обмениваться сообщениями и проводить совместные обсуждения. Предсубъектное взаимодействие может отражать состояние сетевого сообщества на додеятельностном этапе, когда созданы предпосылки для начала обсуждений и совместной деятельности, но активность потенциальных участников сообщества не инициирована, отсутствуют мотивы и потребности совместной деятельности.

Субъект-объектные взаимодействия в сетевом сообществе справедливо связать с номинальным уровнем сетевого сообщества, когда каждый из его членов уже может выступать активным субъектом некоторой деятельности и обращаться к другим членам сообщества для её реализации. Однако специфика такого взаимодействия заключается в том, что выбираемые партнёры рассматриваются как объекты, обладающие лишь теми или иными ресурсами для осуществления своей деятельности. Такое взаимодействие асимметрично, отражает потребности в осуществлении деятельности только одного из его участников, выступающего в роли субъекта.

Номинальный уровень сетевого сообщества представлен, с нашей точки зрения, в тех ситуациях, когда сетевая деятельность индивидуальных пользователей задаётся извне, детерминируется внешними по отношению к сетевому сообществу условиями. Например, на подобном уровне может быть представлено сетевое сообщество группы учащихся, которые по заданию преподавателя пишут сообщения в форум, обмениваются имеющейся у них информацией для осуществления своей учебной деятельности.

Появление реального сетевого сообщества следует связать с возникновением субъект-субъектных взаимодействий в сетевой среде. Такие взаимодействия характеризуются тем, что каждый участник отражает себя и своего партнёра как субъекта, видит ценность в себе и в другом. Главная характеристика субъект-субъектных взаимодействий в сетевом сообществе при этом заключается в том, что они являются не только результатом активности индивидуальных субъектов сетевого сообщества, но и источником такой активности, лежащим в данном случае «внутри» сообщества.

Следует также отметить, что согласно И. В. Вачкову субъект-субъектное взаимодействие не является однородным процессом, имеющим качественно единообразный характер. На этом уровне выделяются два типа взаимодействия, имеющие специфические особенности: 1) первый уровень субъект-субъектного взаимодействия, на котором ценность партнёра опосредуется совместной деятельностью (деятельностно-ценностное взаимодействие); 2) второй уровень субъект-субъектного взаимодействия, характеризующийся приданием ценности каждым участником взаимодействия каждому самому по себе, т. е. приданием ему самоценности, что описывается автором как полисубъектное взаимодействие [2]. Выделение второго уровня субъект-субъектного взаимодействия согласуется, с нашей точки зрения, с мнением А. Л. Журавлева о том, что наиболее развитой формой коллективного субъекта является субъектность как групповая саморефлексивность, в результате которой формируются представления о группе и чувства «Мы» [4]. Сами реальные сетевые сообщества указанных двух уровней во многом справедливо относить к сетевым сообществам общих интересов и сетевым сообществам общих ценностей.

Таким образом, уровни развития сетевого сообщества определяются на основе характера представленных субъектных свойств, характера тех отношений, которые складываются между участниками. С подобной точки зрения, очевидными становятся этапы становления сетевого сообщества, которые возможно представить как этапы повышения субъектности некоторой сетевой группы от потенциального уровня к уровню реального сетевого сообществ. Это означает, что создание сетевых сообществ связано с реализацией педагогических технологий на базе Интернета, нацеленных на усиление субъектных отношений между участниками сетевой группы, повышение уровня субъектности каждого из них. Такие технологии возможно описать как технологии проектного обучения в сетевых сообществах Интернета. Различные аспекты реализации учебных проектов в сетевых сообществах Интернета представлены нами в публикациях [8, 7, 6].

Рецензенты:

Сахарчук Елена Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.

Смыковская Татьяна Константиновна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики обучения математики и информатики ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.