Определить роль и значение развития социальной активности на этапе получения профессиональной подготовки будущими социальными работниками возможно при обращении к анализу определений профессиональных компетенций, предлагаемых ЮНЕСКО. При этом среди основных профессиональных компетенций называются: учиться знать, то есть обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы; учиться делать, что возможно лишь при практическом применении изученного; учиться жить вместе, что означает умение отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество; учиться быть, что означает умения, необходимые человеку для развития своего потенциала [4]. Очевидно, что данные компетенции представляют самое общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе. При этом интересно отметить, что наряду с понятием «компетентность», иногда как его синоним выступает понятие «базовый навык». С. Шо к таким базовым навыкам относит «основные навыки», например, грамоту, счет; «жизненные навыки», например самоуправление, отношения с другими людьми; «ключевые навыки», например, коммуникация, решение проблем; «социальные и гражданские навыки», т.е. социальную активность [4].
На этапе получения профессиональной подготовки одним из эффективных средств развития социальной активности молодежи является поддержка их социальных инициатив, связанных, прежде всего, с возможностью получить раннюю профессиональную ориентацию с самостоятельной профессиональной деятельностью, самообразованием. Поддержка социальных инициатив предполагает дальнейший переход от регламентированного, авторитарного воспитания к гуманистическому, ненасильственному воспитанию, основанному на добровольном выборе субъектом форм деятельности, доверии к людям. Ориентиром для воспитания становится гармоничное сочетание общечеловеческих ценностей и национальных идей гуманизма, милосердия, социально-педагогической солидарности [1]. При этом, на наш взгляд, достаточным потенциалом и перспективами в развитии социальной активности обладает волонтерская деятельность.
В рамках опытно-экспериментального исследования мы осуществляли вовлечение студентов - будущих социальных работников в активную волонтерскую деятельность с целью развития их социальной активности через расширение социального партнерства. Волонтерство понимается как добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основанная на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследующая цели извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста. Такая помощь может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей. Во Всемирной Декларации Добровольчества (2001 г.) особо отмечается, что добровольчество - это фундамент гражданского общества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости [2].
В нашей работе со студентами - будущими социальными работниками мы опирались на то, что одной из составляющих волонтерской деятельности является анализ социального бытия как череды дискретных и взаимосвязанных социальных ситуаций. Данная деятельность предполагала изучение различных типов социальных ситуаций, специфики поведения в них, механизмов восприятия и понимания ситуации, воздействия ситуации на человека и поиск путей конструктивного разрешения ситуаций. Также в опытно- исследовательской работе учитывался тот факт, что признаками профессиональной деятельности будущего социального работника является совокупность профессиональных знаний, умений и навыков как результата обучения в вузе. Вследствие этого мы стремились к тому, чтобы процесс активизации участия студентов в волонтерской деятельности способствовал именно результативному приращению профессионального знания в области социальной работы, развитию социальной активности, повышению уровня профессиональной компетентности. Сами студенты отмечали, что в современных социально-исторических условиях волонтёрство особенно значимо, оно функционально осуществляет связь между личностью и государством, между сферой личной жизни человека и общественной жизнью гражданина. Задачи собственной волонтерской деятельности они так определяли: помочь нуждающимся, оказавшимся в нелёгких жизненных условиях, стать полноправными участниками и организаторами общественно значимой и полезной деятельности, повысить уровень профессионализма и профессиональной компетентности в области будущей профессии и др. Это связано с тем, что в волонтерской деятельности студенты сталкиваются с реальными жизненными ситуациями, более сложными и многокрасочными, чем те, которые анализируются в учебной и научной литературе, имитируются на практических занятиях, в учебной анимационной деятельности, в конструировании и реконструировании трудных жизненных ситуаций. [3]. Современная волонтёрская деятельность по своим целям и функциям совпадает с целями и функциями профессиональной социально-педагогической деятельности, подготовка к которой осуществляется на факультетах искусств, социальных и гуманитарных наук, истории и права, психологии, естественных наук, физической культуры и туризма ТГПУ им. Л. Н. Толстого.
Обратимся к результатам исследования по активизации волонтерской деятельности будущих социальных работников, проведенного на факультете искусств, социальных и гуманитарных наук ТГПУ им. Л. Н. Толстого. На предварительном этапе исследования было осуществлено анкетирование будущих социальных работников по вопросу необходимости организации и вовлечения их в волонтерскую деятельность. Результаты анкетирования выглядят следующим образом: 38 % респондентов отмечают необходимость волонтерской деятельности в окружающем социуме, в частности, на этапе профессиональной подготовки будущего социального работника, и определяют свою готовность к ее осуществлению в зависимости от целей и задач процесса профессионального становления; 29 % респондентов не отрицают потенциала волонтерской деятельности при решении проблем клиентов социальной работы, относящихся к различным социально незащищенным категориям, но себя при этом считают не полностью готовыми к осуществлению данного вида деятельности, отмечая в качестве основной причины отсутствие опыта волонтерской деятельности; 33 % опрошенных не придают особого значения влиянию волонтерской деятельности студента на процесс профессионального становления будущего социального работника, не видят потенциала взаимосвязи между волонтерством и будущей профессиональной деятельностью и не готовы к практической реализации данного процесса по различным причинам (нежелание участия в волонтерстве, отсутствие свободного времени и т.д.).
Таким образом, полученные данные показали необходимость организации и вовлечения будущих социальных работников в волонтерскую деятельность с целью решения следующих задач: раскрытие потенциала волонтерской деятельности для профессионального становления будущего социального работника; повышение уровня социальной активности студентов в процессе практического решения проблем клиентов социальной работы; формирование готовности к осуществлению волонтерской деятельности. Студентам предлагался широкий выбор направлений волонтерской деятельности, диапазон которых включал: досуговое, творческое (организация свободного времени детей, подростков, молодежи, незащищенных слоев населения), социально-психологическое, спортивное (организация спортивных мероприятий), восстановление и уход за воинскими захоронениями, экологическая деятельность, туристическое и краеведческое, информационно-просветительское, социальное (социально-педагогическая поддержка детских домов, пожилых людей, инвалидов и др.), медицинское (помощь и уход за больными), образовательное и культурно-просветительское, трудовое (участие в субботниках, трудовых лагерях).
Для того чтобы стать волонтером, студенты регистрировались на федеральном сайте http://www.jaba.ru/ и получали личный идентификационный номер. После получения личного номера студент имеет право при подаче личного заявления и заявления о согласии на использование персональных данных, ксерокопии паспорта, наличии цветной фотографии 3*4 см, получить личную книжку волонтера, которая служит одним из средств активизации волонтерской деятельности будущего социального работника. В нее заносятся сведения о трудовом стаже волонтера, видах трудовой волонтерской деятельности, количестве часов, поощрениях, сведения о дополнительной подготовке.
С 2009 г. студенты - будущие социальные работники активно вовлекались в деятельность двух волонтерских отрядов факультета искусств, социальных и гуманитарных наук: «Я и ты» и «Шаг навстречу». В состав данных отрядов входят студенты всех курсов обучения. Деятельность волонтерского отряда «Я и ты» имеет своей целью оказание социальной поддержки в организации досугового времени молодежи. При этом особое внимание обращено на категорию детей - сирот и оставшихся без попечения родителей. К числу основных социальных партнеров, с которыми взаимодействуют волонтеры отряда «Я и ты», относятся: Областной дом ребенка в г. Туле (г. Тула ул. Фридриха Энгельса, 97), Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Тулы» (г. Тула, ул. Седова, д.31-Г), Государственное образовательное учреждение Тульской области «Новомосковский детский дом» (ТО, г. Новомосковск, ул. Комсомольская, д.8), Муниципальное образовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат начального общего образования № 2 » (г.Тула, ул. Кауля, д.7, корп.2) и др.
Приоритетными формами организации досуга молодежи, используемыми в работе волонтерского отряда, являются: организация и проведение дополнительных занятий по выбору детей, занятия по формированию коммуникативных навыков, занятия по обучению детей компьютерной грамотности (формирование навыков работы на компьютере), групповые и индивидуальные занятия народным и декоративно-прикладным творчеством, различными видами искусства (музыка, поэзия, изобразительное творчество), индивидуальная помощь по учебным предметам, организация экскурсий по местам общественной и культурной значимости (музеи, памятники архитектуры, театр г. Тулы и области), организация и проведение тематических, деловых, имитационных и дидактических игр и занятий. Возможность представления результатов своей работы в качестве социально значимых проектов, участие в конференциях и конкурсах различного уровня (межвузовских, региональных, всероссийских и т.д.) существенно активизирует желание студента стать волонтером.
Социальное партнерство с Государственным учреждением Тульской области «Городской центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» и учреждениями данной социальной направленности г. Тулы и области осуществляет волонтерский отряд «Шаг навстречу», целью деятельности которого является оказание социально-педагогической поддержки и организация досуга людей престарелого возраста и инвалидов. Большинство клиентов Центра - это одинокие люди пожилого возраста, из неполных, малообеспеченных семей, люди с различными нарушениями здоровья, люди с ограниченными способностями и возможностями, имеющие проблемы во взаимодействии с окружающей социальной средой. Как показало исследование, одной из наиболее актуальных форм деятельности волонтеров на базе Центра является подготовка и проведение концертов, творческих встреч, праздничных вечеров, как календарных, так и тематических. В течение года силами волонтерских отрядов факультета на базе Центра организуется не менее 10 концертов. Студенты самостоятельно готовят творческие номера самодеятельности, преимущественно согласно заявкам отдыхающих Центра. При этом в концертах участвуют сами люди пожилого возраста, предварительно готовят совместные номера со студентами. Одним из интересных направлений деятельности для волонтеров - будущих социальных работников стало проведение тематических встреч, бесед, лекций-дискуссий с использованием различных материалов (видеоматериалы, презентации, фильмы и т.д.) по индивидуальным просьбам клиентов Центра. Так, например, в 2011 - 2012 гг. студенты с участием пожилых людей и инвалидов организовали встречи-дискуссии на следующие темы: «Музыка в нашей жизни», «Вербальное и невербальное общение», «Кино как искусство», «Как сохранить здоровье: полезные советы», «Кладовая опыта нашей жизни», «Как уберечь флору и фауну родного города», «Отцы и дети» и т.д. Одним из средств активизации деятельности волонтеров в данном случае служило выполнение индивидуального исследования, лежащего в основе курсовой или выпускной квалификационной работы через изучение случая (технология «case-study»).
По результатам индивидуальных бесед, анкетирования и интервью с людьми пожилого возраста и инвалидами - клиентами Центров, выявлено, что волонтерская помощь, осуществляемая будущими социальными работниками, является необходимым и значимым элементом жизнедеятельности клиентов Центра, способствующим, с одной стороны, поддержанию их жизненного тонуса, а с другой, качественному освоению студентами будущей профессии, развитию и совершенствованию их профессиональных знаний, умений и навыков. Как отмечают сами студенты, члены волонтерского отряда, такая деятельность позволяет им стать социально активными, обеспечивает их личностный и профессиональный рост, способствует формированию навыков общения и взаимодействия с категорией людей пожилого возраста, инвалидов. В процессе волонтерской работы, по мнению студентов, изменяется социальная ситуация людей престарелого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном внимании, заботе и опеке.
На заключительном этапе исследования был проведен анализ проделанной работы по активизации волонтерской деятельности студентов - будущих социальных работников. Как и на предварительном этапе, со студентами было проведено анкетирование, результаты которого выглядят следующим образом: 48 % опрошенных подчеркивают необходимость волонтерской деятельности на этапе получения профессиональной подготовки будущим социальным работником; 33 % студентов после получения практического опыта волонтерской деятельности считают, что волонтерство - один из путей повышения уровня социальной активности и профессиональной компетентности будущего социального работника; себя позиционируют как людей, способных к осуществлению данного вида деятельности, отмечая частные профессиональные трудности; 19 % респондентов указывают, что для них волонтерская деятельность не является приоритетным видом деятельности для формирования социальной активности, апеллируя к разнообразию собственных интересов.
Для оценки результатов работы были использованы и такие методы и методики, как опрос и тестирование, направленные на выявление уровня социальной активности студентов, проведены индивидуальные беседы с каждым студентом-волонтером, опрошены администрация, основной персонал и сотрудники учреждений и организаций - социальных партнеров волонтерских отрядов, заслушаны отчеты руководителей волонтерских отрядов на заседаниях студенческого совета, проведена оценка качества и результативности деятельности студентов - членов волонтерского отряда с привлечением ведущих специалистов кафедры социально-педагогических наук, социологии и политологии, профессорско-преподавательского состава факультета искусств, социальных и гуманитарных наук и отдела воспитательной работы ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Исследование показало, что волонтерская деятельность будущих социальных работников положительно влияет на развитие уровня их социальной активности, содержит значительный потенциал в решении разнообразных проблем клиентов социальной работы, а также является экспериментальной площадкой для формирования и совершенствования индивидуального стиля профессиональной деятельности в области социальной работы.
Рецензенты:
Зарецкая И. И., д.п.н., профессор, заслуженный работник культуры РФ, профессор кафедры педагогики и психологии ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Минобрнауки России, г. Москва.
Заславская О. В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой социально-педагогических технологий Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, г. Тула.