Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

VOLUNTEERING AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS – FUTURE SOCIAL WORKERS

Grevtsova E.V. 1, 1
1 Тula state pedagogical University им.Л.Н.Толстого
This article presents the main results of the experimental – research work on enhancing the volunteer activities of the students – future social workers through the expansion of social partnership. When this is justified especially active involvement of students in a variety of volunteer activities with the purpose of formation and development of their social activity. Social activity is considered as a necessary condition for professional and personal growth of students, as well as the readiness to solve the social problems, which specifies the ability of the entity to a building in various areas of social reality. Presents an analysis of the effectiveness of various directions of activity of the volunteer groups, interacting with various socially unprotected categories, including orphaned children, remained without care of parents, the elderly and persons with disabilities in various institutions and organizations of social character, acting as social partners.
social activity.
future social worker
dobrovolchestvo
volontersky activity
Целевой вектор любого профессионального образования во  всех  его  составляющих задает сфера будущей практической деятельности специалиста. Процесс профессиональной подготовки  будущих  социальных  работников не является исключением. Социальный работник выступает, с одной стороны, как посредник между личностью и государством, с другой - как проводник инновационных форм и технологий, что предъявляет специфические требования, прежде всего, к его  профессионализму. Одной из  характеристик профессионализма, в частности,  и в социальной работе, на современном этапе развития общества становится социальная активность. Формирование и реализация социальной активности происходит на этапе сознательной профессиональной деятельности, но в период получения профессионального образования социальная активность становится одним из ведущих факторов личностного и профессионального развития человека [3]. Мы понимаем социальную активность личности как необходимое условие осуществления ею своей функции субъекта (творца) общественных отно­шений. Ее можно рассматривать в двух основных аспектах: а) как свойство личнос­ти, обусловленное, прежде всего, ее природными данными и усиленное ка­чествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, об­щения и практической деятельности; б) активность рассматривается в ка­честве некоторой конкретной меры деятельности. В данном  случае акти­вность может быть выражена в определенных количественных показателях и потому часто становится предметом социологических исследований.

Определить роль и значение развития социальной активности на этапе получения профессиональной подготовки будущими  социальными работниками возможно при обращении  к  анализу определений профессиональных компетенций, предлагаемых ЮНЕСКО. При этом среди основных профессиональных  компетенций называются: учиться знать, то есть обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы; учиться делать, что возможно лишь при практическом применении изученного; учиться жить вместе, что означает умение отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество; учиться быть, что означает умения, необходимые человеку для развития своего потенциала [4]. Очевидно, что данные компетенции представляют самое общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека в со­временном обществе. При этом интересно отметить, что наряду с поня­тием «компетентность», иногда как его синоним выступает понятие «ба­зовый навык». С. Шо к таким базо­вым навыкам относит «основные навыки», на­пример, грамоту, счет; «жизненные навыки», например самоуправление, отношения с другими людьми; «ключевые навыки», например, коммуни­кация, решение проблем; «социальные и гражданские навыки»,  т.е. социальную активность [4].

На этапе получения профессиональной подготовки одним из  эффективных средств развития социальной активности молодежи является поддержка их социальных   инициатив, связанных, прежде всего, с возможностью  получить раннюю профессиональную ориентацию  с самостоятельной  профессиональной деятельностью, самообразованием. Поддержка социальных инициатив предполагает дальнейший переход от регламентированного, авторитарного воспитания к гуманистическому, ненасильственному воспитанию, основанному на добровольном выборе субъектом форм деятельности, доверии к людям. Ориентиром для воспитания становится гармоничное сочетание общечеловеческих ценностей и национальных идей гуманизма, милосердия, социально-педагогической солидарности [1]. При этом, на наш взгляд, достаточным потенциалом и перспективами в развитии социальной активности  обладает волонтерская деятельность.

В рамках опытно-экспериментального исследования мы осуществляли вовлечение студентов - будущих  социальных  работников в активную волонтерскую деятельность  с целью развития их  социальной активности  через расширение социального партнерства. Волонтерство понимается как добровольная помощь, оказываемая человеком или  группой людей обществу в целом или отдельным  людям, основанная на идеях  бескорыстного  служения гуманным идеалам человечества и не преследующая цели извлечения прибыли, получения оплаты или  карьерного  роста. Такая помощь может  принимать  различные  формы: от традиционных видов взаимопомощи до  совместных усилий тысяч  людей. Во Всемирной Декларации Добровольчества (2001 г.) особо отмечается, что добровольчество - это фундамент гражданского общества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости [2].

В нашей работе со  студентами - будущими  социальными  работниками мы опирались на то, что одной из  составляющих  волонтерской деятельности является анализ  социального бытия как череды дискретных и взаимосвязанных социальных  ситуаций. Данная деятельность предполагала изучение  различных типов социальных  ситуаций, специфики поведения в них, механизмов восприятия и понимания ситуации, воздействия ситуации на человека и поиск  путей конструктивного разрешения ситуаций. Также в опытно- исследовательской работе учитывался тот факт, что признаками профессиональной деятельности  будущего социального работника является совокупность профессиональных знаний, умений и навыков как результата обучения в вузе. Вследствие этого мы стремились  к тому, чтобы процесс активизации участия студентов в волонтерской деятельности способствовал именно результативному приращению профессионального знания  в области  социальной работы, развитию социальной активности, повышению уровня профессиональной компетентности. Сами  студенты  отмечали, что в современных социально-исторических условиях волонтёрство особенно значимо, оно функционально осуществляет связь между личностью и государством, между сферой личной жизни человека и общественной жизнью гражданина. Задачи  собственной волонтерской деятельности они так определяли:  помочь нуждающимся, оказавшимся в нелёгких жизненных условиях, стать полноправными участниками и организаторами общественно значимой и  полезной  деятельности, повысить уровень профессионализма и профессиональной компетентности  в области будущей профессии и др.  Это связано с тем, что в волонтерской деятельности студенты сталкиваются с реальными жизненными ситуациями, более сложными и многокрасочными,  чем те,  которые анализируются в учебной и научной литературе, имитируются на практических занятиях, в учебной анимационной деятельности, в конструировании и реконструировании трудных жизненных ситуаций. [3]. Современная волонтёрская деятельность по своим целям и функциям совпадает с целями и функциями профессиональной социально-педагогической деятельности, подготовка к которой осуществляется на факультетах искусств, социальных   и гуманитарных  наук,  истории и права, психологии, естественных наук, физической культуры и  туризма ТГПУ им. Л. Н.  Толстого.

Обратимся к результатам исследования по активизации волонтерской деятельности будущих социальных работников, проведенного на факультете искусств, социальных и гуманитарных  наук ТГПУ им. Л. Н. Толстого. На предварительном этапе исследования было осуществлено анкетирование будущих  социальных  работников по  вопросу необходимости организации и вовлечения их  в волонтерскую деятельность. Результаты анкетирования выглядят следующим образом: 38 % респондентов отмечают необходимость волонтерской деятельности в окружающем социуме, в частности, на этапе профессиональной подготовки будущего социального работника, и определяют свою готовность к ее осуществлению в зависимости от целей и задач процесса профессионального становления; 29 % респондентов не отрицают потенциала волонтерской деятельности при решении проблем клиентов социальной работы, относящихся к различным  социально незащищенным  категориям, но себя при этом считают не полностью готовыми  к осуществлению  данного  вида деятельности, отмечая в качестве основной причины отсутствие опыта волонтерской деятельности; 33 % опрошенных не  придают особого значения влиянию волонтерской деятельности студента на процесс профессионального становления будущего социального работника, не видят потенциала взаимосвязи между волонтерством и будущей профессиональной деятельностью и не готовы к практической реализации данного процесса по различным причинам (нежелание участия в волонтерстве, отсутствие свободного времени и т.д.).

Таким образом, полученные данные показали необходимость организации и вовлечения будущих  социальных  работников в волонтерскую деятельность с целью решения  следующих задач: раскрытие потенциала волонтерской деятельности  для профессионального становления будущего социального работника; повышение уровня социальной активности студентов в процессе практического решения проблем клиентов социальной работы; формирование готовности к осуществлению волонтерской деятельности. Студентам предлагался широкий выбор направлений волонтерской деятельности, диапазон которых включал: досуговое, творческое (организация свободного времени детей, подростков, молодежи, незащищенных слоев населения), социально-психологическое, спортивное (организация спортивных мероприятий), восстановление и уход за воинскими захоронениями, экологическая деятельность, туристическое и краеведческое, информационно-просветительское, социальное (социально-педагогическая поддержка детских домов, пожилых людей, инвалидов  и др.), медицинское (помощь и уход за больными), образовательное и культурно-просветительское, трудовое (участие в субботниках, трудовых  лагерях).

Для того чтобы стать  волонтером, студенты регистрировались на федеральном сайте http://www.jaba.ru/ и получали личный идентификационный номер. После получения личного номера студент имеет  право при подаче  личного  заявления и заявления о согласии на использование персональных  данных, ксерокопии  паспорта, наличии  цветной фотографии 3*4 см, получить  личную  книжку волонтера, которая  служит одним из средств активизации  волонтерской деятельности будущего  социального  работника.  В нее заносятся сведения о трудовом стаже волонтера, видах трудовой волонтерской деятельности, количестве  часов, поощрениях, сведения о дополнительной подготовке.

С 2009 г. студенты - будущие социальные  работники активно  вовлекались  в деятельность двух волонтерских отрядов факультета искусств, социальных  и гуманитарных наук: «Я и ты» и «Шаг навстречу». В состав данных отрядов входят  студенты всех курсов обучения. Деятельность волонтерского отряда «Я и ты» имеет  своей целью оказание социальной поддержки в организации досугового времени молодежи.  При этом особое внимание обращено на  категорию детей - сирот и оставшихся без  попечения родителей.  К числу основных социальных  партнеров, с которыми  взаимодействуют волонтеры отряда «Я и ты», относятся: Областной дом ребенка  в г. Туле (г. Тула ул. Фридриха Энгельса,  97), Государственное учреждение социального  обслуживания населения Тульской области «Центр  помощи детям, оставшимся без  попечения родителей г. Тулы» (г. Тула, ул. Седова, д.31-Г), Государственное образовательное учреждение  Тульской области «Новомосковский  детский дом» (ТО, г. Новомосковск, ул. Комсомольская, д.8), Муниципальное образовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат начального общего образования №  2 » (г.Тула, ул. Кауля, д.7, корп.2) и др.

Приоритетными формами организации досуга молодежи, используемыми  в работе волонтерского отряда, являются: организация и  проведение дополнительных занятий по выбору детей, занятия по формированию коммуникативных  навыков,  занятия по  обучению  детей компьютерной грамотности (формирование навыков работы на компьютере), групповые и индивидуальные  занятия народным и декоративно-прикладным творчеством, различными  видами  искусства (музыка, поэзия, изобразительное творчество), индивидуальная помощь по  учебным  предметам, организация экскурсий  по  местам  общественной и культурной значимости (музеи, памятники  архитектуры, театр г. Тулы и  области), организация и проведение тематических, деловых, имитационных и  дидактических игр и занятий. Возможность представления результатов своей работы в качестве  социально значимых  проектов, участие в конференциях и конкурсах различного уровня (межвузовских, региональных, всероссийских и т.д.)  существенно активизирует желание студента стать волонтером.

Социальное партнерство с Государственным учреждением Тульской области «Городской центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» и учреждениями данной социальной направленности г. Тулы и области осуществляет волонтерский отряд «Шаг  навстречу», целью деятельности которого является оказание социально-педагогической поддержки  и организация досуга людей престарелого возраста и инвалидов. Большинство клиентов Центра - это одинокие люди пожилого возраста, из неполных, малообеспеченных семей, люди с различными  нарушениями здоровья, люди с ограниченными способностями  и возможностями, имеющие проблемы во  взаимодействии с окружающей социальной средой. Как показало исследование, одной из наиболее актуальных форм деятельности волонтеров на базе Центра является подготовка и проведение концертов, творческих  встреч, праздничных вечеров, как календарных, так и тематических. В течение года силами волонтерских отрядов факультета на базе Центра организуется не менее 10 концертов. Студенты самостоятельно готовят творческие номера самодеятельности, преимущественно согласно заявкам отдыхающих Центра. При этом в концертах участвуют сами люди пожилого возраста,  предварительно готовят совместные номера со студентами. Одним из интересных направлений деятельности для волонтеров - будущих  социальных работников стало проведение тематических встреч, бесед, лекций-дискуссий с использованием различных материалов (видеоматериалы, презентации, фильмы и т.д.) по индивидуальным  просьбам клиентов Центра. Так, например, в 2011 - 2012 гг. студенты с участием пожилых людей и инвалидов организовали встречи-дискуссии на следующие темы: «Музыка в нашей жизни», «Вербальное и невербальное общение», «Кино  как искусство», «Как сохранить здоровье: полезные  советы», «Кладовая опыта нашей жизни», «Как уберечь флору и фауну родного города», «Отцы и  дети»  и т.д. Одним из средств активизации деятельности  волонтеров в данном случае служило выполнение индивидуального исследования, лежащего в основе курсовой или выпускной квалификационной работы через изучение случая (технология «case-study»).

По результатам индивидуальных бесед, анкетирования и интервью с людьми  пожилого  возраста и  инвалидами - клиентами  Центров, выявлено, что  волонтерская помощь, осуществляемая  будущими  социальными  работниками, является необходимым и значимым элементом жизнедеятельности клиентов Центра, способствующим, с одной стороны, поддержанию их жизненного тонуса, а с другой,  качественному освоению студентами будущей профессии, развитию и совершенствованию их  профессиональных знаний, умений и навыков. Как отмечают сами студенты, члены волонтерского отряда, такая деятельность  позволяет им стать социально активными, обеспечивает их личностный и профессиональный рост, способствует формированию навыков общения и взаимодействия с категорией людей пожилого возраста,  инвалидов.  В процессе волонтерской работы, по мнению студентов, изменяется социальная ситуация людей престарелого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном внимании, заботе и опеке.

На заключительном этапе исследования был  проведен  анализ проделанной работы по  активизации  волонтерской деятельности студентов - будущих  социальных  работников. Как и на предварительном этапе, со студентами было проведено анкетирование, результаты которого выглядят  следующим образом: 48 % опрошенных подчеркивают необходимость волонтерской деятельности на этапе получения профессиональной подготовки будущим социальным  работником; 33 % студентов после получения практического опыта волонтерской деятельности считают, что волонтерство - один  из  путей повышения уровня социальной активности и профессиональной компетентности будущего социального работника; себя позиционируют как людей, способных к осуществлению данного  вида деятельности,  отмечая  частные профессиональные трудности;   19 % респондентов  указывают, что для них волонтерская деятельность не является приоритетным  видом деятельности для формирования социальной активности, апеллируя к разнообразию собственных  интересов.

 Для оценки результатов работы были использованы и такие методы и методики, как опрос и тестирование, направленные на выявление уровня социальной активности  студентов, проведены индивидуальные беседы с каждым  студентом-волонтером, опрошены администрация, основной персонал и сотрудники учреждений и организаций - социальных  партнеров волонтерских отрядов, заслушаны отчеты руководителей волонтерских отрядов на заседаниях студенческого совета, проведена оценка качества и результативности деятельности студентов - членов волонтерского отряда с привлечением ведущих  специалистов кафедры социально-педагогических наук, социологии и  политологии,  профессорско-преподавательского состава факультета искусств, социальных   и гуманитарных  наук и отдела воспитательной работы ТГПУ им. Л. Н. Толстого.  Исследование показало, что  волонтерская деятельность  будущих  социальных  работников положительно влияет на развитие уровня их социальной активности, содержит  значительный потенциал  в решении разнообразных  проблем  клиентов  социальной работы, а также является экспериментальной площадкой для формирования и совершенствования индивидуального стиля профессиональной деятельности  в области  социальной работы.

Рецензенты:

Зарецкая И. И., д.п.н., профессор, заслуженный работник культуры РФ, профессор кафедры педагогики и психологии ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Минобрнауки России, г. Москва.

Заславская О. В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой социально-педагогических  технологий Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, г. Тула.