Статус татарского языка как государственного требует от носителей языка лингвистических знаний, необходимых для полноценной языковой коммуникации в устной и письменной формах. В последние годы достигнуты определенные изменения в реализации практической цели обучения татарскому языку в школе, благодаря чему расширилась сфера приложения контроля, возросли возможности его положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации самого контроля как составной части этого процесса. Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом образовательного процесса, и учителя сталкиваются с различными проблемами при оценивании результатов обучения татарскому языку. Основные недостатки при осуществлении контроля по татарскому языку заключаются в следующем: неправильное понимание его функций, неоправданная переоценка его роли в процессе обучения, превращение контроля в самоцель; использование однообразных методов контроля; субъективизм в выставлении оценок; отсутствие четких и обоснованных критериев оценки уровня сформированности у учащихся языковой компетенции на татарском языке. Только целенаправленный систематический контроль знаний учащихся с использованием современных форм может позволить им лучше усвоить языковые знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие коммуникативные навыки. Современная татарская школа нуждается в системе контроля, обеспечивающей целенаправленность, разнообразие, преемственность и последовательность.
Система контроля по татарскому языку требует учета лингвистических особенностей фонетического, лексического и грамматического материала, изучаемого в процессе школьного обучения, так как каждый язык состоит из различных по своей коммуникативной значимости единиц. Таким образом, система контроля по татарскому языку, его формы и методы, типы заданий обусловлены языковой спецификой отобранного материала, своеобразием используемых в татарской речи коммуникативных конструкций.
Для того чтобы результат обучения татарскому языку был успешным, необходимо внедрение инновационных форм, обеспечивающих своевременную обратную связь между учащимися и учителем. В связи с этим одной из наиболее актуальных лингводидактических проблем является объективизация и стандартизация контрольно-измерительных материалов по татарскому языку, а также применение на практике тестовых заданий на основе компьютерных технологий. Контрольно-оценочный этап является важным компонентом учебного процесса, поскольку дает возможность повысить мотивацию и ответственность школьников, а также выявить сильные и слабые места используемых учителем методов и форм работы.
В настоящее время одним из наиболее инновационных и востребованных методов оценки знаний учащихся является компьютерное тестирование, использование которого вызвано потребностью школы в объективной информации об уровне языковой подготовки школьников. Целью тестирования является выявление уровня подготовленности учащихся по основным разделам татарского языка (фонетика, орфография, лексика, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, нормы речи). Тестовые контрольно-измерительные материалы разрабатываются в соответствии с программой общеобразовательной школы и действующими учебниками. При их создании, во-первых, соблюдаются такие критерии качества, как валидность, корректность, дифференцирующая способность; во-вторых, учитывается соответствие тестовых заданий таким дидактическим принципам, как научность, систематичность, объективность и др. [7].
Тестирование позволяет оценить уровень усвоения лексико-грамматического и речевого материала за определенный период обучения и увеличить прогностические возможности системы контроля. Корректное использование тестов помогает учителю в полной мере оценить языковой потенциал обучающихся, который может быть актуализирован в процессе изучения татарского языка. Даже проверка уровня интеллектуального развития может и должна быть введена в тесты в скрытой форме, что становится реальным при включении в тест нетривиальных «многомерных» заданий, апеллирующих не только к оперативной памяти респондентов, но и к их мыслительным способностям [4].
В отличие от традиционных методов контроля компьютерное тестирование имеет ряд существенных преимуществ, а именно:
- обеспечивает технологичность процедуры проведения проверки, правильное и быстрое восприятие содержания задания, объективность оценки результатов, максимальный охват учебного материала и однотипность заданий для всех учащихся, а также беспристрастность процедуры лингвометодического контроля;
- дает возможность сопоставить уровень лингвистической компетенции учащихся разных классов и уровень организации учебного процесса по татарскому языку у разных преподавателей;
- исключает субъективизм учителя, проводящего проверку;
- избавляет учителя от необходимости распечатывать тесты и проверять их вручную [2].
К числу достоинств тестового компьютерного контроля нужно отнести и то, что учащиеся, во-первых, имеют возможность сразу после проверки узнать свою оценку, во-вторых, эти показатели являются прозрачными для всех школьников, и, в-третьих, появляется оперативная информация об успеваемости каждого ученика по татарскому языку. Компьютерное тестирование, как и традиционные формы контроля, выполняет ряд дидактических функций: обучающую, диагностическую, воспитывающую, развивающую, обобщающую и прогностическую.
На уроках татарского языка тестирование служит средством диагностики трудностей усвоения языкового материала учащимися, мерой определения уровня обученности и способом прогнозирования успешности или неудач обучения. Заложенные в тестировании возможности - это быть орудием научного познания, объективации результатов обучения и повышения эффективности обучения татарскому языку. Но тесты могут быть реализованы в условиях школьного обучения лишь при знании учителями лингвистических, методических и психологических принципов тестирования и овладении его приемами.
К тестам наука предъявляет такие требования, как определенность, простота, однозначность и надежность. Поэтому при составлении заданий теста следует соблюдать следующие правила: задания должны быть сформулированы четко, кратко, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается; ни одно задание теста не должно служить подсказкой для ответа на другое; тесты должны включать и теоретические, и практические задания; важно соблюдать методический принцип «от простого к сложному». Электронные тесты удобны и тем, что через некоторое время можно их дополнить, а отдельные задания менять.
«Тестовые оболочки», используемые для проведения компьютерного тестирования на уроках татарского языка, представляют собой программу, в которой пользователь забивает в определенный файл вопросы с ответами. Таким образом, формируется база тестовых заданий. При запуске программы дается возможность выбора нужных в данный момент тестовых заданий. Использование компьютеров расширяет возможности в применении различных форм тестов. В частности, возможна автоматическая проверка ответов.
В настоящее время тестовый контроль знаний считается наиболее эффективным, так как итоговой формой контроля знаний учащихся за курс общеобразовательной школы является ЕГЭ, основу которого составляют тестовые задания (разделы А и В). Поэтому уже с начальной ступени обучения целесообразно использовать различные тестовые задания для проверки знаний и умений учащихся по татарскому языку: открытые и закрытые тесты; выбор нескольких правильных ответов из предлагаемых вариантов и т.д. Учитывая особенности татарского языка, с целью контроля знаний учащихся можно использовать тематические, лексико-грамматические тесты и т.д. Таким образом, используя различные приемы тестового контроля в сочетании с традиционными формами текущего контроля, можно добиться положительных результатов в формировании у учащихся лингвистической компетенции на татарском языке.
В соответствии с учебным планом в каждой четверти предусмотрены контрольные уроки, информация о которых доводится учителем до сведения учащихся заранее. С этой целью мы в своей практике разработали собственную систему контроля промежуточных и итоговых знаний учащихся по татарскому языку с применением компьютерных тестов. В качестве примеров можно привести следующие задания, которые используются нами при составлении тестов.
1. Задания в форме вписывания словосочетания, фразы или предложения. Они характеризуются отсутствием ограничений в ответах по сути задания при строгом соблюдении требования однозначности правильного ответа.
Дөресҗавапны яз.
Җыйнак җөмлә ул - ...
Аныклагыч ул - ияртүче сүздән соң килеп, ...
2. Задания, которые предполагают один возможный вариант ответа, который необходимо вписать в форме слова, символа или знака.
а) Нокталар урынына тиешле сүзне куй. Бер үк тамырдан ясалган сүзләр ... сүзләр дип атала.
ә) Җөмләне тиешле тыныш билгесе белән тулыландыр. Урман - ... илһам чыганагы.
3. Тестовые задания с множественным выбором ответа. В этих заданиях необходимо подчеркнуть или отметить номер ответа, который ученик считает правильным.
Дөрес билгеләмәне тап.
а) Сан ул - сүз төркеме.
ә) Сан ул - җөмлә кисәге.
б) Сан ул - сүзнең мәгънәле кисәге.
4. Задания, которые требуют смыслового соединения элементов двух списков, приравнивания различных понятий.
Тәңгәллек булдыр:
рәвеш егерме
сыйфат тиз
сан ярата
алмашлык эшчән
фигыль берничә
5. Тестовые задания, которые требуют от учащегося восстановления логической последовательности слов в предложениях или предложений в тексте.
Дөрес текст барлыкка килсен өчен, җөмләләрне нинди тәртиптә урнаштырырга кирәклеген җәяләр эчендә күрсәт.
А. Ниһаять, алар Тукай урамына килеп җиттеләр.
Ә. Әмма бер кулы яньчелгән бала Рөстәм булып чыкмады.
Б. Һашим абый, җыелган халык төркемен ера-ера, яраланган бала янына йөгарде.
В. Һашим абый врачка булышты да өенә юнәлде. (...), (...), (...), (...).
6. Тестовые задания с альтернативным типом ответов. Они предполагают наличие двух вариантов ответов: да или нет (правильно - неправильно) Эти задания способствуют выявлению уровня усвоения сложных развернутых определений или правил.
Дөрес җавапларны билгелә.
Аныклагыч ул - ияртүче сүздән соң килеп, аның мәгънәсенә өстәмә аныклык, төгәллек кертә торган җөмлә кисәге.
Әйе. Юк.
Аныклагыч җөмләнең баш кисәкләрен генә ачыклап килә ала.
Әйе. Юк.
Фигыль белән белдерелгән хәбәрне ачыклый торган аныклагыч алдыннан ике нокта куела.
Әйе. Юк.
Такие формы работы дополняют традиционную систему контроля и способствуют дальнейшей модернизации языкового образования, повышению качества и результативности обучения татарскому языку. При обучении татарскому языку нами используются отдельные задания с целью проверки фонетических, лексических и грамматических навыков учащихся. В качестве примеров могут служить следующие тесты.
А1. Тел белеменең бер тармагы буларак лексикография фәне нәрсәне өйрәнә?
а) сөйләм авазларын язуда бирү ысулларын өйрәнә;
б) сүзләрнең туры һәм күчерелмә мәгънәләрен өйрәнә;
в) телдә барлыкка килә торган яңа сүзләрне өйрәнә;
г) сүзлекләр төзү теориясен һәм практикасын өйрәнә.
А2. Иртәнге сүзендә нинди фонетик закончалык күзәтелә?
а) иренләшү күренеше;
б) кире охшашлану (кире ассимиляция);
в) аваз кыскару күренеше;
г) охшашсызлану күренеше.
А3. Түбәндәге бирелгән мисаллар арасыннан утлы табага бастыру фразеологизмына синоним сайлап алыгыз.
а) салпы якка салам кыстыру;
б) энә күзеннән үткәрү;
в) арт сабагын укыту;
г) көймәсе комга терәлү.
А4. Тәртипсезлек сүзенең тамырына нинди кушымчалар ялганган?
а) бәйләгеч кушымча гына;
б) модаль кушымча + сүз ясагыч кушымча;
в) ике сүз ясагыч кушымча;
г) бу - тамыр сүз, кушымчасы юк.
А5. Бәлки, фәкать сүзләре кайсы сүз төркеменә керә?
а) кисәкчәләр;
б) теркәгечләр;
в) хәбәрлек сүзләр;
г) аваз ияртемнәре.
А6. Сингармонизм законына буйсынган сүзләрне күрсәтергә.
а) ир-ат, Илшат, турнир, бодай;
б) ата-ана, Мәрьям, үзсүзле, гөлҗимеш;
в) дөнья, һәрвакыт, кино, батырлык;
г) җир-су, бишьеллык, әни, берөзлексез.
А7. Кайсы сүзләрдә һ хәрефе төшеп калган?
а) шә...ес, ...әл;
б) ка...арман, ...аман;
в) ...әзер, бә...ет;
г) мә...әббәт, ша...ит.
Использование нетрадиционных видов контроля в экспериментальных классах показало, что ученики не только успешно усвоили языковой материал, но и изменили свое отношение к предмету «Татарский язык», и эта система контроля стала для них настоящим открытием. На вопрос «Нравятся ли Вам нетрадиционные формы контроля?» положительно ответили 82,6% прошедших эксперимент учеников, отрицательно высказались 6,4%, затруднились с ответом 11%. Большинство ответивших подчеркнули такие стороны нетрадиционных форм контроля, как наглядность, объективность оценки, твердо установленные «правила». Этот же вопрос был предложен и педагогам, из них 46,2% затруднились с ответом (в основном, молодые педагоги), положительно ответили 38,2%, отрицательно - 15,6%.
Анализ ответов учащихся на вопросы тестов показал что учащиеся испытывают особые трудности в подборе синонимичных слов, антонимов, определении разновидностей сложноподчиненных предложений синтетического типа, правописании ь и ъ в словах и т.д. Выявленные недочеты объясняются недостаточной работой учителя по предупреждению лексико-грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок учащихся.
Таким образом, лингводидактическое компьютерное тестирование позволяет охватить проверкой усвоение учащимися большей части языкового материала и затратить на это минимум времени; может применяться на разных этапах обучения с целью оценки языковых достижений учащихся.
Рецензенты:
Юсупова Альфия Шавкетовна, доктор филологических наук, профессор кафедры теории перевода и речевой коммуникации Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) Федерального университета, г. Казань.
Галиуллина Гульшат Раисовна, доктор филологических наук, профессор кафедры теории перевода и речевой коммуникации Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) Федерального университета, г. Казань.