Формирование в России федеративных отношений сопровождается ориентацией на экономическую самостоятельность и самодостаточность регионов. Это предполагает создание в каждом субъекте федерации своей собственной региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства, учитывающей экономические особенности региона. Благодаря такому подходу становится возможным обнаружить нестыковки внутри системы, которые препятствуют технологическому развитию и внедрению инноваций. В данном случае наиболее ценной станет поддержка со стороны региональной власти, которая сможет улучшить взаимодействие между различными участниками инновационной деятельности и повысить активность малых инновационных предприятий, направленную на внедрение новых технологий.
Проведенный анализ работ отечественных специалистов показал наличие некоторой фрагментарности исследований в области развития инновационных процессов на мезоуровне, особенно в вопросах обеспечения условий их развития в рамках региональных систем поддержки малого инновационного предпринимательства. Методология формирования данных систем предполагает выявление и формулировку целей, задач и принципов данного процесса, декларацию методов его организации, выявление структурно-содержательных и функциональных особенностей, а также регулирующих инструментов и механизмов функционирования самого объекта преобразования.
Цель формирования региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства состоит в интеграции разрозненных субъектов и объектов инновационной деятельности в единую систему на мезоуровне, удовлетворяющую принципам логистической оптимальности протекающих в ней процессов и позволяющую достичь синергетических эффектов. В связи с этим возникает необходимость решения ряда задач:
- принятие решения о необходимости формирования региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства руководством региона;
- разработка методологии анализа, оценки и мониторинга региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства;
- - организация комплексного исследования условий функционирования формируемой системы;
- - проведение масштабной систематизации и разработка «карты эффективности» инновационной структуры и инновационной инфраструктуры региона;
- - проведение анализа существующих и формирование недостающих институтов инновационного развития (особенно в части законодательства) с применением кластерных технологий [1];
- - формирование инновационной и инвестиционной политики поддержки малого инновационного предпринимательства, соответствующей целям инновационного развития региона.
В соответствии с перечисленными задачами оптимальным является формирование моделей, отражающих различные стороны процесса инновационного развития региона [4]. Предлагаемая концептуальная модель иллюстрирует регулятивно-контентный механизм региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства. В состав модели включены элементы, относящиеся к различным срезам системы и несущие соответственно различную функционально-смысловую нагрузку. Весь регулятивно-контентный механизм может быть сгруппирован в четыре содержательных механизма: структурный, интегрально-параметрический, инструментальный и связующий.
- 1. Структурный механизм представлен инновационной структурой и инновационной инфраструктурой региона и составляет основу как формирования, так и дальнейшего функционирования региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства. В инновационной структуре представлены все основные экономические агенты, производящие и реализующие инновации на практике в том или ином виде. В своей основной массе это промышленные, научные и образовательные объекты.
Научные организации и образовательные учреждения обеспечивают начальные (идейно-поисковые и исследовательские) стадии инновационного процесса, а также выпуск кадров необходимой квалификации для научной и производственной деятельности малых инновационных предприятий. Промышленные предприятия могут также принимать участие или даже быть инициаторами ранних стадий инновационных процессов, но, как правило, в большей степени себя проявляют уже на стадии разработки опытных образцов или даже готовых технологий с целью их скорейшего внедрения и получения прибыли. Они осуществляют апробацию инноваций на рынке, тиражируя их в случае успеха и неся на себе все риски в случае возможной неудачи. Роль малых инновационных предприятий проявляется практически на всех этапах инновационного процесса. Они могут быть активными участниками НИОКР: обычно либо в виде самостоятельных венчурных фирм, либо в форме так называемых спин-офф крупных промышленных компаний. В рамках деятельности малых инновационных предприятий могут отрабатываться опытные модели и образцы, выпускаться опытные партии. И, наконец, они могут производить продукцию малыми сериями с целью апробации ее на рынке. Значение финансово-промышленных групп состоит в консолидации финансовых и материальных средств для более эффективного их использования, в том числе в сфере инновационной деятельности. Особые экономические зоны обязаны своим включением в инновационную структуру тем, что они, как правило, создаются под определенное инновационное направление с целью ускоренной его разработки в режиме максимального благоприятствования [7].
Инновационная инфраструктура является неотъемлемым элементом в обеспечении эффективного протекания инновационных процессов и представляет собой систему поддержи инновационной деятельности во всевозможных организационных формах и широком спектре услуг. Именно она материализует взаимодействие структурных объектов региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства и служит трансферным механизмом в процессе этого взаимодействия, позволяя инновациям получать импульс для своего распространения и развития. Инновационная инфраструктура России в настоящее время насчитывает более 120 активно действующих технопарков и инновационно-технологических центров. В них работает 1200 малых предприятий с общим числом сотрудников около 20 000 человек и объемом производства свыше 30 млрд руб. в год. Создано 86 центров трансферта технологий, которые оказывают содействие более чем 2000 организаций (ВУЗам, институтам РАН, отраслевым НИИ), а также 10 национальных информационно-аналитических центров для мониторинга мирового и российского научно-технического потенциала [5].
2. Интегрально-параметрический механизм включает инновационную восприимчивость и инновационный потенциал региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства. Это два наиболее важных интегральных индикатора, позволяющих охарактеризовать состояние данной системы, возможности и направления ее дальнейшего развития.
Инновационный потенциал является общепринятой, иногда практически единственной рассматриваемой характеристикой в области инновационной деятельности экономической системы любого уровня. Несмотря на это, до сих пор отсутствует единый подход к составу его показателей. Инновационный потенциал объединяет в себе характеристики всех видов ресурсов, непосредственно участвующих в реализации инновационного процесса.
Инновационная восприимчивость региона играет двоякую роль. С одной стороны, она несет в себе потенциал использования нововведений, начиная от промышленного и заканчивая потребительским уровнями экономики, а с другой, дает импульс развитию инновационного потенциала и всех остальных элементов региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства.
3. К инструментальному механизму относятся инновационная политика и инвестиционная политика как основные регуляторы в сфере организации и управления инновационным развитием на региональном уровне, представляющие собой наиболее явное проявление действия административного ресурса.
Инновационная политика, как правило, реализуется в виде конкретных направлений, стратегий и программ, обозначая приоритеты развития тех или иных технологических направлений, организационных форм и видов взаимодействия в области инновационной деятельности и являясь включенной частью других видов региональной политики (например, в области промышленного развития, образования, кадров и т.д.).
4. Связующий механизм образуют инновационные институты и инновационные кластеры. Это соединительная ткань региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства, основной механизм действия которой определяется рынком и человеческим фактором и реализуется в процессе применения законов, заключения и выполнения договоров, соглашений, договоренностей и пр.
Инновационные институты, представляя, по сути, набор формальных и неформальных правил взаимодействия между организациями, людьми и т.д., в процессе осуществления инновационной деятельности, в основе своего функционирования содержат так называемый трансакционный механизм, проявляющийся в виде совокупности договоров между людьми, касающихся способов осуществления кооперации и ведения конкурентной борьбы. Последний, в свою очередь, приводит к возникновению трансакционных издержек, в которых заложен потенциал снижения затрат на инновационную деятельность [1].
Во многом сходен механизм воздействия и инновационных кластеров, позволяющих, в первую очередь, значительно облегчить и ускорить процессы обмена научной информацией и технологиями между малыми инновационными предприятиями кластера, тем самым повышая конкурентоспособность не только предприятий-членов кластера, но и всего региона в целом.
Методологическими принципами формирования региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства должны стать следующие:
- принцип целостности - элементы системы, обладая определенной самостоятельностью, тесно взаимосвязаны друг с другом, и успешное развитие каждого из них не может осуществляться без согласованного развития других;
- принцип синергии - генерация и использование дополнительного эффекта за счет взаимосвязей и взаимодействий;
- принцип разнообразия - адекватность модели соответствующим условиям и определенным стратегическим целям;
- принцип развития общественной инициативы - участие в данном процессе региональных органов власти и общественных структур; такое взаимодействие позволяет мобилизовать общественную инициативу на решение важных региональных задач;
- принцип комплексности - вовлечение в сферу инновационной деятельности всех участников инновационного процесса при активизирующей и направляющей роли представительных органов власти, общественных организаций и трудовых коллективов в выборе наилучших форм участия и воздействия на принятие глобальных и локальных решений;
- принцип согласованности, означающий, что взаимодействия между относительно автономными элементами модели должны быть в целом согласованы с основными целями регионального развития.
Развитие элементов рассматриваемой региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства происходит на основе принципа комплексности, достижение которого означает переход региона в новое качественное состояние, позволяющее обеспечивать наилучшие показатели взаимодействия основных участников инновационного процесса при определенных исходных финансовых, материальных и трудовых ресурсах. Особенностью результатов инновационной деятельности в рассматриваемой инновационной системе является целевая установка показателей и критериев инновационной деятельности: не количество исследовательских подразделений, а результат, имеющий инновационную составляющую; новые технологии, имеющие научное и прикладное значение; патенты и т. п.
В этой связи специалисты предлагают придерживаться определенной схемы поддержки малого инновационного предпринимательства, разработанной на основе методологии SADT. Технология структурного анализа и проектирования (SADT - Structured Analyses and Design Technique) является одной из самых известных и широко используемых сегодня в мире методологий (её автор Дуглас Т. Росс) [8]. Стандартизованная часть SADT известна в коммерческом мире в виде аббревиатуры IDEFO. Главная идея методологии состоит в следующем: ресурс (вход) при наличии мотивации (управления) преобразуется в продукт (выход) с помощью исполнителя («механизма»). Вторая центральная идея SADT - концепция «декомпозиции», отражающая иерархическую многоуровневую модульную систему. SADT является единственной методологией, которая легко отражает такие характеристики системы, как управление, обратная связь и исполнители. Кроме того, широкое использование SADT показало, что ее можно сочетать с другими структурными методами, каковой, например, является методология кластерного анализа, которая центральное внимание уделяет комплексу взаимосвязей между участниками инновационной деятельности.
В современных российских условиях императивы формирования региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства должны включать следующие обязательные элементы:
- - внедрение механизма воздействия региональных органов власти, направленного на повышение инновационной активности малых инновационных предприятий на основе реструктуризации системы приоритетов научно-технологического развития и разработки инновационно-ориентированных программ;
- - внедрение институциональных механизмов отбора проектов малых инновационных предприятий, комплексной оценки их эффективности и организация их прямого финансирования через систему конкурсных программ;
- - обеспечение информационной поддержки деятельности всех участников региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства посредством организации частичного или полного финансирования мероприятий по представлению перспективных разработок на выставках и ярмарках новых технологий;
- - обеспечение нормативно-правового регулирования инновационной деятельности, в том числе разработка комплексной системы правовой охраны и реализации прав на объекты интеллектуальной собственности;
- - создание регионального научно-исследовательского центра с целью научного обоснования и развития теории инновационного предпринимательства и коммерциализации интеллектуального продукта;
- - создание гибкой и разнообразной системы подготовки кадров для высокотехнологичной сферы;
- - встраивание региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства в общероссийскую и международную инновационные системы;
- - внедрение системы «паблик рилейшнз» по созданию истории экономического успеха инновационных менеджеров, а также формированию благоприятного общественного мнения об инновационной деятельности.
Таким образом, в России, хотя и признана национальным приоритетом поддержка инновационного развития, в настоящее время разработка региональных инновационных стратегий и программ сталкивается с различными проблемами методологического характера, поскольку в отличие от западных стран экономика России находится в состоянии серьезных структурных и культурных трансформаций, формирования новой институциональной среды. Поэтому проблемы формирования целостной региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства должны найти свое отражение в целом ряде теоретических и прикладных исследований. В этом процессе полезным опытом может стать разработка и построение систем поддержки малого инновационного предпринимательства в нескольких пилотных регионах с целью выработки методологии формирования соответствующих структур и механизмов, отвечающих специфике российских условий с дальнейшей её апробацией в регионах.
Статья подготовлена по результатам госзадания ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» на 2009-2013 годы, регистрационный номер: 8.1445.2011.
Рецензенты:
Шманёв Сергей Владимирович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики предприятий ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли», г. Орёл.
Ляпина Иннара Рафаильевна, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой профессионального обучения и бизнеса ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл.