Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALYSYS OF CONTENT AND FEATURES IN MANAGEMENT OF YOUTH PUBLIC ORGANIZATIONS IN SAINT-PETERSBURG

Gusev E.V. 1 Margulyan Ya.A. 1
1 St. Petersburg University of Management and Economics, Saint Petersburg, Russia (190103, Saint Petersburg, Lermontovskij pr., 44, letter A)
This article provides the management analysis of youth public organizations in Saint-Petersburg due to socio-economic and political procceses transformation in society. The principal attention is given to youth public organizations which are determined by deep reforms and dynamic of socio-economic, political and culturological processes in russian social conditions. The results of the research provides analysys of organizational structure, rules of organizational administration, human, financial, material resources and intersectoral interaction due to trends events occurring this sphere. Due to the results of application study, hupothesis of technological unsufficiency of management in youth public organizations was checked. Scientific and practical innovation of the research implies systemization of the submissions about problems which public youth organizations face with and also deepening basic views on youth public organization activity in Saint-Petersburg. The accuracy of survey data determined imrovement trends of social management in youth pubic organizations.
молодежь
общество
общественная организация
молодежная политика
управление общественной организацией.
Как показывают социологические исследования, лишь около 3 % юношей и девушек в возрасте от 15 до 25 лет принимают участие в деятельности молодежных общественных организаций [3].  Данная тенденция наталкивает на определенные выводы о социально-экономических и политических процессах, протекающих в обществе на современном этапе его развития. Сегодня в условиях трансформации социальных процессов целые группы общества остались незащищенными. Нестабильность политической ситуации на протяжении последних десятилетий, финансовые кризисы и неубедительная экономическая политика, а также отсутствие эффективной социальной политики поставили под угрозу реальное участие молодежи в социальных процессах [1]. Отсюда, налицо, такие проблемы, как когнитивный вакуум современной молодежи, смена ценностей на потребительские, индивидуализм, отсутствие социальной мобильности в обществе и ограниченность равного доступа к распределению ресурсов [2]. В данном контексте встает вопрос оздоровления сложившейся ситуации путем позитивного воздействия на молодежь через институт общественных организаций, создаваемого в рамках нашего социума [4]. Таким образом, актуальность приобретает исследование сущности и отличительных особенностей системы управления региональными молодежными общественными организациями на примере Санкт-Петербурга.

Анализ содержания и особенностей управления молодежными общественными организациями Санкт-Петербурга проводился на основе данных, полученных в ходе экспертного интервью (на основе разработанного автором гайда) с руководителями молодежных общественных объединений разной направленности, функционирующих на региональном уровне, а также специалистами, работающими в сфере молодежной политики. Содержание и специфика управления деятельностью молодежных общественных организаций Санкт-Петербурга рассматривается с точки зрения институционального подхода, который детерминирует приоритеты при методологическом анализе их сущности на институциональном уровне, организационном уровне, субъективном уровне. Фундаментальное основание исследования заключается в исследовании молодежных общественных организаций как специфических социальных организмов, обладающих структурой, функциями, связями, а также  эволюционно и поэтапно развивающихся и функционирующих по законам общественной системы, в которой они функционируют.

Цель: изучить сущность и особенности функционирования молодежных общественных организаций в Санкт-Петербурге.

Задачи

  • Систематизировать основные направления и цели молодежных общественных организаций Санкт-Петербурга;
  • Проанализировать типы организационных структур молодежных общественных организаций;
  • Провести анализ особенностей внутриорганизационного управления молодежными общественными организациями;
  • Провести анализ в части, касающейся ресурсов и финансирования деятельности молодежных общественных организаций;
  • Проанализировать кадровый потенциал МОО Санкт-Петербурга;
  • Изучить особенности межсекторного взаимодействия МОО Санкт-Петербурга с органами государственной власти.

Объект: молодежные общественные организации Санкт-Петербурга как добровольные массовые объединения молодежи, созданные организационно и юридически, как канал социального взаимодействия молодежи по отстаиванию индивидуальных интересов через достижение общих интересов группы.

Предмет: структурные элементы, связи, функции и ресурсы как составные части, определяющие сущность функционирования молодежных общественных организаций Санкт-Петербурга.

Неформализированный стандартизированный опрос экспертов в количестве 20 человек обеспечил обширность рассматриваемого диапазона, что обусловило многообразие мнений и позиций опрошенных респондентов.

Главными критериями отбора экспертов являются их формальный статус, компетентность, опыт и авторитетность, поэтому численность и представительность группы респондентов в данном случае оценивается не столько количественными, сколько качественными показателями. Как указывает В. А. Ядов, в этом случае важна не только объективно обусловленная возможность респондента судить по данному предмету, но и реальная способность высказать обоснованное мнение [5]. Иными словами, опрос эксперта направлен на получения знания о неизвестном, поэтому достаточно сложно каким-то образом обосновать то или иное количество респондентов. На первом этапе формировался список категорий экспертов - теоретическая выборка, которые следовало бы опросить, а  на втором - проводился отбор в рамках уже составленных списков. С учетом поправок на критерии компетентности и отказы экспертов, в итоге, была сформирована окончательная выборка.

Как считают 17 из 20 экспертов, формирование гражданского общества предполагает воспитание и становление молодого поколения, обладающего определенными качествами и имеющего соответствующие жизненные ориентиры. Очевидно, что в той или иной мере молодежные общественные организации участвуют в процессе социализации молодежи, предлагая различные возможности развития и самореализации данной категории населения.

Основной целью деятельности молодежных организаций, по мнению 45 % экспертов, является обеспечение возможностей для реализации прав молодежи. Выполнение этой функции молодежными общественными организациями носит во многом компенсаторный характер и следует из недостаточности внимания к проблемам молодежи со стороны государства, а также невыполнения определенным количеством семей своих обязанностей по обеспечению нормальной жизнедеятельности молодых людей. Всестороннее развитие молодых людей - это еще одна цель деятельности МОО Санкт-Петербурга - об этом заявили  25 % экспертов. Далее следует группа ответов экспертов, связанных с получением молодыми людьми опыта и навыков социального взаимодействия в неформальной группе (15 % экспертов высказали эту точку зрения). Здесь эксперты упоминают те виды деятельности молодежных организаций по раскрытию способностей молодого поколения в различных сферах жизнедеятельности, необходимых для реализации активной жизненной позиции.

Обобщив позиции экспертов, касаемо целей и направлений деятельности молодежных общественных организаций Санкт-Петербурга, можно сказать, что молодежные организации, играя роль своеобразного посредника между обществом и молодым поколением граждан, с одной стороны, должны создавать условия для формирования у подрастающего поколения необходимых личностных качеств, отвечающих современному уровню общественного развития, т.е. непосредственно участвовать в процессе его социализации.

Если «спуститься» на организационный (мезо) уровень анализа деятельности молодежных общественных организаций Санкт-Петербурга, в первую очередь, необходимо детально остановиться на организационной структуре МОО как структуре объекта управления, в которой элементами являются подразделения или отдельные участники системы, а связи выражают включенность участников или подразделений в другие подразделения. В этой сфере  мнения экспертов разделились.

Участники экспертных интервью отмечали тенденцию «размытости» структуры молодежных общественных организаций, которая обусловлена различиями типов и принципов формирования объединений. Все это приводит к нескоординированности их действий - возникает своеобразный эффект «расстроенного пианино», когда отсутствует единое информационное пространство, предпосылки к сотрудничеству и развитию, когда  существует проблема разношерстности организаций, у которых свои собственные меркантильные цели и интересы, идущие в разрез с декларируемой миссией этих же организаций. Анализ ответов экспертов, касаемо организационной структуры молодежных общественных организаций Санкт-Петербурга, позволил сделать вывод не только об отсутствии унифицированного подхода к формированию организационных структур управления и размытости представления о ее должном формате, но и об отсутствии необходимых компетенций и методологических знаний в среде экспертов для ее проектирования и внедрения.

Одной из проблем многих МОО Санкт-Петербурга является так называемый «интуитивный» подход к менеджменту, который характеризуется работой по принципу «как получается», «как умеем». Для этого подхода типичным является пренебрежение изучением социальной среды функционирования, потребностей и удовлетворенности целевой аудитории, отсутствием стремления к увеличению операционной эффективности. Как в любом некоммерческом сообществе, управление молодежными общественными организациями Санкт-Петербурга отличается демократичностью, коллегиальностью, отсутствием жесткой иерархии и соподчиненности. В то же время, поскольку современные организации и движения находятся в процессе своего институционального становления, в данной сфере возникают проблемы менеджмента. Участники экспертных интервью часто упоминали о недостаточном профессионализме в управлении, заостряя внимание на отсутствии планирования, регулярности и методичности. Важная оценка экспертов заключается в том, что  из основных тенденций в нынешнем молодежном движении является преобладание «мероприятийного» вместо программно-целевого подхода, характеризуемого четким определением целей, разработкой программ для оптимального достижения поставленных целей, выделением  необходимых ресурсов для осуществления программ и формированием организаций, осуществляющих руководство их выполнением. Кроме того, 95 % опрошенных экспертов отметили отсутствие хоть сколько-нибудь приблизительного «эскиза» стратегического плана развития организации, и лишь около 5 % утверждают, что в их организациях есть четко сформулированный план. 

По словам экспертов, представляющих руководство молодежных общественных организаций, в Российской Федерации система ресурсного обеспечения молодежного общественного движения на региональном уровне развита крайне слабо. Законодательство РФ не предусматривает выделение бюджетных средств собственно на деятельность общественных объединений (на заработную плату, на организационные расходы). В связи с этим общественные объединения вынуждены в основе своей либо использовать труд волонтеров, либо изыскивать какие-либо скрытые источники оплаты труда работников в структуре финансового обеспечения объединения.

Современные молодежные объединения сталкиваются также с проблемой воспроизводства и ротации кадров. Участники экспертных интервью часто упоминали о нехватке молодых лидеров, способных самостоятельно принимать решения и воплощать свои инициативы в конкретные действия. Эксперты утверждают, что система подготовки кадров отсутствует, прежде всего, исходя из слабой востребованности, низкого уровня зарплат в этой сфере, отсутствия реальных перспектив карьерного роста, перехода на серьезные участки в государственный и коммерческий секторы. В молодежных общественных организациях кадровая политика основывается либо на индивидуальном подборе кадров и передаче знаний, опыта, традиций от поколений, прошедших еще школу работы в комсомоле, либо по шаблонам, взятым из неправительственных организаций западных стран.

Как утверждают эксперты, «в последнее время наблюдается тенденция формализации отношений между МОО и представителями власти, утрата интереса к деятельности организаций, все потенциально возможное многообразие отношений, как правило, сводится к выполнению роли заказчика и исполнителя конкретных мероприятий. Полностью отлаженными взаимоотношения МОО и органов государственной власти не назвал ни один из опрошенных, несмотря на то, что в состав экспертного сообщества входили как представители МОО, так и чиновники различных ветвей власти. Сейчас в практике взаимодействия государственных органов с общественными организациями молодежи Санкт-Петербурга существует целый ряд проблем. К ним относятся:

  • фрагментарность поддержки МОО Санкт-Петербурга;
  • преобладающий «субъект-объектный» характер взаимодействия, когда государство выступает в большей степени заказчиком, а общественное объединение исполнителем в сфере государственной молодежной политики;
  • отсутствие общего стратегического анализа имеющихся и потенциальных проблем, а также стратегического планирования по их решению, что ведет к формированию в качестве требующих решения конъюнктурных, сиюминутных проблем.

Посредством синтеза фактической информации, а также сопоставления мнений экспертов исследования происходило изучение структуры и особенностей управления молодежными общественными организациями Санкт-Петербурга, условий их деятельности, характера взаимодействия с различными социальными группами и между собой. Качественная стратегия исследования обеспечила транспарентный, поисковый подход при сборе и анализе данных, позволила взглянуть на сегодняшнюю жизнь молодежных общественных организаций Санкт-Петербурга глазами их непосредственных участников. Используемые методы обеспечили сохранение уникальности каждого высказывания - в результате был получен спектр актуальных мнений и распространенных оценок.

Рецензенты:

Бразевич Святослав Станиславович, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и управления персоналом, Санкт-Петербургский университет управления и экономики, г. Санкт-Петербург.

Покровская Надежда Николаевна, доктор социологических наук, доцент, профессор, Санкт-Петербургский университет управления и экономики, г. Санкт-Петербург.