Современный этап общественного развития, конец ХХ и начало ХХI века, характеризуется интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий и внедрением их во все сферы общественной жизни, в том числе и в образование.
Инновационное развитие социологического образования началось с информатизации и компьютеризации образования, когда учебные заведения создавали вычислительные центры, инфраструктуру для внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий. Процессы информатизации и модернизации вузов привели к возникновению разнообразных центров, открытых учебных заведений и других форм получения знаний с помощью дистанционных технологий. В связи с этим была разработана «Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России» [1], а в конце 2000 г. Министерство образования РФ утвердило научно-техническую программу (НТП): «Создание системы открытого образования» [2]. В настоящее время создан и функционирует российский портал открытого образования [3], который включает в себя свыше 50 регионов и объединяет усилия более 150 университетов, расположенных практически во всех субъектах Российской Федерации. Объединяющей и консолидирующей основой этого портала выступают Российский государственный институт открытого образования совместно с Государственным научно-исследовательским институтом информационных технологий и телекоммуникации (ГНИИ ИТТ «Информика»).
Практическое внедрение технологий дистанционного обучения в образовательных учреждениях потребовало теоретического обобщения и уточнения основных понятий и категорий системы открытого образования. Поэтому, начиная с 90-х г. ведутся дискуссии и проводятся конференции, посвященные вопросам дистанционного и открытого образования, а также новым образовательным технологиям. Однако все эти подходы представители гуманитарных и технических наук анализируют в рамках своих предметов и методов изучения. Следовательно, отсутствует целостный и научный взгляд на открытое образование как развивающийся социальный институт в условиях российского общества. Актуальность социологического подхода к анализу открытого образования обуславливается также следующими обстоятельствами.
Во-первых, с одной стороны, в условиях модернизации и информатизации российской системы образования происходит трансформация системы традиционного образования, которая в силу формализованного подхода не может полностью удовлетворять возросшие потребности населения в получении качественного образования, поэтому, - с другой стороны, развиваются открытые формы образовательной деятельности в условиях формирования гражданского общества.
Во-вторых, становление и развитие системы открытого образования в России основывается на новых принципах и технологиях обучения, что вызывает различные точки зрения на его развитие в условиях российского общества. Большинство педагогов видят в развитии открытого (дистанционного) образования лишь более развитую форму заочного обучения, основанную на внедрении современных информационных технологиях.
Другие считают, что открытое образование - это дополнительная форма обучения к системе государственного образования, которое по своим целям, задачам и функциям не может конкурировать с государственной системой образования. Поэтому его развитие ограничено определенными рамками и связано с целью оказания платных образовательных услуг лишь для определенной части населения.
Наконец, существуют подход, согласно которому социологи пытаются доказать, что в открытом обществе должно существовать и открытое образование. По их мнению, в условиях развития гражданского общества, наряду с традиционной системой образования, должны развиваться и негосударственные формы образования. Поэтому развитие системы открытого образования в российском обществе соответствует времени, месту и условиям современного общественного развития. Кроме того, система открытого образования имеет многие преимущества перед традиционным образованием, поэтому она будет развиваться и дальше, вбирая в себя все лучшее, что было накоплено в различных формах традиционного образования.
В-третьих, анализ основных подходов к развитию системы открытого образования в российском обществе показывает, что в настоящее время:
а) не разработаны теоретико-методологические основы открытого образования как социального института, в результате чего:
- система открытого образования рассматривается только как альтернативная традиционной системе образования, а не с точки зрения единства традиционного и нетрадиционного образования;
- отсутствует научное понимание единой информационной образовательной среды системы открытого образования как механизма функционирования образовательных учреждений открытого типа;
- не определены до конца понятия «дистанционное образование», «дистанционное обучение», «открытое образование» и их соотношение;
- не разработаны структура и функции управления системой открытого образования и др.;
б) не изучены социально-педагогические аспекты взаимодействия между преподавателями и студентами в системе открытого образования, позволяющие моделировать и конструировать образовательную среду в соответствии с различными потребностями социальных групп.
В-четвертых, развитие системы открытого образования необходимо исследовать на основе институционального подхода, связанного с поиском эволюционного механизма наследственности, смены и развития образования как социального института, в котором осуществляется трансформация одних систем образования и развитие других, отвечающих современным требованиям социального прогресса.
В-пятых, развитие глобальной сети - Интернет и единого информационно - образовательного пространства способствовали формированию мирового рынка образовательных услуг на основе использования глобальных и локальных сетевых технологий. В связи с этим актуальность исследования обусловлена интеграцией национальных образовательных систем в единое информационное образовательное пространство, а также развитием сетевых технологий в профессиональном сообществе граждан.
В-шестых, актуальность внедрения современных технологий обучения связано с развитием качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Открытое образование - это комплексная и целостная система обучения, основанная на взаимодействии между собой учебных учреждений, центров и виртуальных представительств, предоставляющих образовательные услуги различным группам населения независимо от места, времени и форм обучения на основе новых социально-образовательных технологиях. Цель системы открытого образования - это создание оптимальных условий для развития личности каждого человека путем непрерывного обучения и повышения своего профессионального роста в условиях информационного общества.
Систему открытого образования можно определить как совокупность дидактических, технических, информационных и организационных подходов в образовании, обеспечивающих процесс обучения на основе компьютерно - опосредованной коммуникации с целью предоставления образовательных услуг всем желающим с помощью технологий дистанционного обучения.
Система открытого образования на практике реализуется с помощью информационно-образовательных порталов, имеющих организационную структуру и выполняющих определенные функции для оказания образовательных услуг любому человеку. Образовательный портал - это комплексный учебно-методический и программно-технический комплекс, обеспечивающий процесс обучения или содержащий распределительные сведения о научно-методических информационных ресурсах, государственных образовательных стандартах и любой другой информации на основе инновационных технологиях обучения. Целью создания образовательных порталов является обеспечение возможности доступа пользователю к информационно - образовательным ресурсам через единую информационно-образовательную среду.
С развитием открытого образования необходимо определить его научную область исследования, а также место и роль в рамках социологического знания. Поскольку целостный и научный подход к открытому образованию может и должна дать только социология, то в рамках отраслевой социологии следует выделить новое направление: социологию открытого образования. Социология открытого образования - это научно-практическое направление, которое имеет свой объект, предмет и функции, дающие ей право на существование в рамках социологии.
Место открытого образования в рамках социологии образования обуславливается как потребностями теоретического обобщения проблем открытого образования на современном этапе, так и необходимостью анализа практических результатов в развитии системы открытого образования как важнейшего социального института общества. Роль системы открытого образования определяется функциями, которые в единстве создают условия и факторы, способствующие развитию образовательных услуг различным социальным группам населения на основе доступности, эффективности и качества образования.
Основные направления и тенденции развития социологии открытого образования связаны с решением актуальных задач, накопившихся в системе российского образования. Важнейшим направлением является становление и развитие системы открытого образования в России на основе интеграции ее в глобальное образовательное пространство. Это значит, что развитие российской системы образования должно осуществляться на основе общемировых тенденций, связанных с глобализацией образования и с использованием инновационных технологий в создании более эффективных образовательных систем открытого типа.
Как известно, в 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию, в соответствии с которой система российского образования должна развиваться на основе принятых соглашений о создании единых принципов и подходов к системе образования. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов ("бакалавр-магистр"); введение кредитной системы; контроль качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников; признание дипломов выпускников национальных образовательных учреждений; интернационализация научных исследований в области образования; сохранение и развитие национальных интересов, традиций и особенностей образования.
Актуальной проблемой в развитии системы открытого образования по-прежнему остается ее институционализация, утверждение нормативно-правовой базы в области открытого (дистанционного) образования. Под институционализацией системы открытого образования понимается законодательная база государства, создаваемые на ее основе те или иные институциональные структуры (организации, ассоциации), а также определяемые последними социальные механизмы.
Актуальной проблемой развития системы открытого образования (СОО) является разработка содержательной части образования всеми виртуальными образовательными учреждениями, которое должно быть формализовано с точки зрения понятного аппарата, учебно-методического обеспечения и заданных квалификационных характеристик подготовки специалистов. Это требует моделирования объема знаний выпускников и конструирования их определенной модели специалиста в зависимости от требований рынка труда.
Одна из главных тенденции в развитии системы открытого образования связана с формированием единой информационно-образовательной среды, открывающей функционирование виртуальных центров и учебных заведений для предоставления образовательных услуг населению. Информационно - образовательная среда открытого образования должна включать в себя все структурные компоненты подсистем, которые представляют собой сеть виртуальных университетов и представительств в рамках системы открытого образования, объединяющей на единых принципах множество разнообразных учебных заведений.
Проблема качества открытого образования на сегодня является одной из актуальных в связи с интеграцией России в общеевропейское образовательное пространство. Основы системы качества открытого образования обеспечиваются:
- образовательными программами ВПО третьего поколения, в которых внедрена технология модульного обучения;
- качеством технологических систем иинформационных технологий, которые должны соответствовать определенным требованиям и иметь сертификат качества;
- качеством программных продуктов учебного назначения, которые необходимо оценивать в трех аспектах: качество построения образовательного процесса; качество учебного материала; качество самой программы, по которой работает компьютер.
В системе открытого образования существенным образом меняется роль и функции преподавателя, который должен свои отношения со студентами строить на основе сотрудничества и взаимопомощи. Оценка работы преподавателя в условиях дистанционного обучении при использовании Интернет-технологий предполагает определенные качества педагога. Во-первых, преподаватель должен знать свой предмет и уметь свободно в доходчивой форме излагать эти знания. Во-вторых, он должен уметь конструировать свои знания с помощью образовательных технологий, формируя мотивацию студентов к обучению с помощью компьютерно - опосредованной коммуникации. В-третьих, проведение занятий в режиме открытого образования требует высокого уровня психолого-педагогических знаний в области электронной педагогики, а также определенного уровня информационной культуры. В-четвертых, обучение студентов должно формировать у них как личностные, так и компетентностные качества.
В современном открытом университете изменяются не только содержание обучения, но и формы, методы преподавания. Поскольку на информационно-образовательных порталах наиболее полно представлена вся информация по организации обучения той или иной дисциплине, включающая в себя электронные учебники, пособия, тестовые программы, дополнительную справочную литературу, то это позволяет строить лекционное занятие с помощью мультимедийных средств в аудиториях, предназначенных для чтения таких лекций. Информация подается с помощью программ PowerPoint, что требует совершенно по-новому разрабатывать и читать лекцию.
Таким образом, социология открытого образования как одно из направлений в развитии социологии образования имеет право на существование как социального института, призванного удовлетворять общественные потребности в образовании различных групп населения. Социология открытого образования имеет свой объект и предмет исследования, определенную специфику, связанную с решением практических проблем на основе современных технологий обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России / Госкомвуз РФ. - М., 1995.
2. Федеральная целевая программа: "Создание системы открытого образования в России" //Дистанционное образование, 2000, №1, С.6-13.