Исследователи процесса подготовки школьников к обеспечению транспортной безопасности (Р. Ш. Ахмадиева [1], В. Н. Мошкин [2], М. Л. Форштат [3], А. М. Якупов [4, 5] и др.) отмечают низкий уровень готовности участников дорожного движения к обеспечению безопасности. Однако до настоящего времени в педагогике к наименее изученным относятся факторы совершенствования культуры транспортной безопасности школьников. В связи с этим мы провели исследование, направленное на выявление эмпирических характеристик факторов совершенствования готовности учащихся 5-10 классов общеобразовательной школы к обеспечению транспортной безопасности.
Цель исследования - выявить отношение учащихся 5-10 классов общеобразовательной школы к различным факторам совершенствования их готовности к обеспечению транспортной безопасности.
Материал и методы исследования
В нашем исследовании была использована анкета, отвечая на вопросы которой школьники выражали свое мнение, выбирая 1 вариант ответа из трех (2 варианта ответов, содержательно раскрывающие положительное или отрицательное мнение опрашиваемых об изучаемых явлениях, и вариант «Затрудняюсь ответить»). Анкетирование было проведено в 2009 г. в общеобразовательных учреждениях № № 107, 108, 83 г. Барнаула с использованием электронного варианта анкеты (создана в Microsoft Office Excel). При статистической обработке результатов анкетирования использована программа Microsoft Office Excel. Всего в опросе приняли участие 246 человек, из них - 125 мальчиков и 121 девочка.
Результаты
На основе анализа результатов анкетирования определим отношение школьников к различным факторам воспитания культуры транспортной безопасности. В частности, проанализируем роль уроков ПДД (Правила дорожного движения), ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности), других уроков (не ПДД и не ОБЖ), использования на уроках плакатов, фотографий и рисунков, кинофильмов, компьютеров, классных часов, школьных мероприятий (вечеров, конкурсов и др.), а также самостоятельного чтения литературы (книг, журналов, газет), просмотра телепередач, работы в Интернете в процессе воспитания готовности школьников к обеспечению транспортной безопасности, Сравним отличия взглядов на проблемы подготовки к обеспечению транспортной безопасности учащихся 5-8-х и 9-11-х классов.
Изложим наиболее существенные выводы о результатах анкетирования школьников по проблеме факторов воспитания культуры транспортной безопасности. Анализ ответов школьников на вопросы 27-43, предложенные в анкете, позволил исследовать отношение школьников к различным источникам информации по проблеме ПДД, существующей практике подготовки к обеспечению транспортной безопасности в процессе проведения классных часов, преподавания ПДД, ОБЖ и других уроков.
Ответы школьников на вопросы 27-43 показали, что они по-разному оценивают роль различных факторов совершенствования культуры транспортной безопасности. При анкетировании получены данные о процентных долях школьников (от числа опрошенных), которые дали положительные оценки различным факторам. Если расположить факторы воспитания культуры транспортной безопасности от наиболее часто положительно оцениваемые школьниками к более редко положительно оцениваемым, то ими оцениваются от максимума к минимуму:
- уроки ПДД, ОБЖ - 70,04 % (вопрос 30);
- телепередачи - 64,78 % (вопрос 35);
- различные уроки (не ОБЖ, ПДД) - 61,54 % (вопрос 33);
- пример родителей - 64,37 % (вопрос 29);
- плакаты на уроках - 57,89 % (вопрос 39);
- классные часы - 57,49 % (вопрос 34);
- фотографии и рисунки на уроках - 50,61 % (вопрос 41);
- вопросы родителям - 48,18 % (вопрос 28);
- школьные мероприятия (вечера, конкурсы и др.) - 46,56 % (вопрос 38);
- самостоятельное чтение литературы (книги, журналы, газеты) - 46,56 % (вопрос 36);
- интернет - 34,01 % (вопрос 37);
- кинофильмы на уроках - 31,98 % (вопрос 43);
- мнение друзей - 29,96 % (вопрос 27).
В перечне факторов выше приведены процентные доли опрошенных школьников (от числа заполнивших анкету), которые дали положительную оценку тому или иному фактору. Анализируя статистические данные об ответах школьников, мы пришли к выводу, что о процессе обеспечения транспортной безопасности они в основном узнают на уроках ПДД, ОБЖ, из телепередач, на других уроках (не ПДД и ОБЖ) и на примере родителей.
Перейдем к изложению данных об отличии оценок учащихся 5-8-х и 9-11-х классов, которые они дали различным факторам их подготовки к обеспечению транспортной безопасности.
Вопрос 27. Обсуждаешь ли ты с друзьями вопросы безопасности на дороге? В 5-8-х классах ответили на этот вопрос: «Я обсуждаю с друзьями вопросы безопасности на дороге», - 36,42 %, в 9-11-х - лишь 15,49 % от опрошенных школьников.
Вопрос 28. Задаешь ли ты вопросы родителям о том, как обеспечить безопасность на дороге? Вариант ответа: «Я задаю вопросы родителям о том, как обеспечить безопасность на дороге», - выбрали 56,65 % от опрошенных в 5-8-х классах и 28,17 % - в 9-11-х. «Я не задаю вопросы родителям о том, как обеспечить безопасность на дороге», - ответили 31,79 % школьников средних классов и 57,75 % от опрошенных в старших классах. Затруднились ответить 7,51 % и 9,86 % соответственно.
Вопрос 29. Учишься ли ты безопасности на дороге на примере своих родителей? Вариант ответа: «Безопасности на дороге я учусь на примере своих родителей», - выбрали 71,10 % от опрошенных в 5-8-х классах и 47,89 % - в 9-11-х. «Я не учусь безопасности на дороге на примере своих родителей», - ответили 15,61 % школьников средних классов и 32,39 % от опрошенных в старших классах. Затруднились ответить 9,25 % и 15,49 % соответственно.
Вопрос 30. Учишься ли ты основам безопасности на дороге в школе? Ответили: «Безопасности на дороге я учусь в школе на специальных уроках (ОБЖ - «Основы безопасности жизнедеятельности», ПДД - «Правила дорожного движения»)», - 78,61 % от опрошенных учащихся 5-8-х и 49,30 % 9-11-х классов. «В нашем классе мы не учимся безопасности на дорогах на специальных уроках (ОБЖ, ПДД)», - ответили соответственно 9,83 % и 33,80 %, что свидетельствует о негативной динамике педагогического процесса от подростковых к старшим классам.
Вопрос 31. Интересно ли на уроках о безопасности на дорогах? Число школьников, которым на уроках о безопасности на дорогах интересно снизилось от 5-8-х к 9-11-м классам от 65,32 % до 38,03 %. Соответственно не интересно на уроках о безопасности на дорогах 19,08 % от опрошенных учащихся 5-8-х и 35,21 % - 9-11-х классов. Затруднились ответить 12,14 % и 22,54 % соответственно.
О том, что уроки о безопасности на дорогах дают практическую пользу сообщили 75,72 % от опрошенных в 5-8-х и 61,97 % в 9-11-х классах (вопрос 32).
На вопрос 33: «Учишься ли ты безопасности в транспортных ситуациях на разных уроках (не ОБЖ и не ПДД)?», - ответили положительно 65,32 % от опрошенных учащихся 5-8-х классов и 52,11 % - 9-11-х классов.
Вопрос 34. Учишься ли ты безопасности в транспортных ситуациях на классных часах? Подтвердили данное предположение 61,85 % учащихся 5-8-х и 47,89 % 9-11-х классов.
Наблюдаются признаки снижения оценки роли телепередач в получении знаний о безопасности на дорогах от 67,05 % (подростки) к 60,56 % (старшеклассники) от опрошенных школьников (вопрос 35).
Выявлены признаки уменьшения от 5-8-х классов к 9-11-м классам процентной доли учащихся, которые учатся безопасности на дороге, самостоятельно читая литературу (книги, журналы, газеты) от 41,62 % в 5-8-х классах до 26,76 % в 9-11-х классах (вопрос 36).
Снижается от 5-8-х к 9-11-м классам доля учащихся, которые говорят о том, что безопасности на дорогах они учатся на школьных мероприятиях (вечерах, диспутах и др.): 54,91 % и 26,76 % соответственно (вопрос 38).
При анализе ответов на вопрос 39: «Используют ли учителя на уроках, классных часах плакаты по Правилам дорожного движения?», выяснилось, что ответ «используют» дали 65,90 % от опрошенных учащихся 5-8-х классов и 39,44 % - 9-11-х классов. Интересными эти плакаты считают 65,32 % учащихся 5-8-х и 33,80 % 9-11-х классов (вопрос 40).
Выяснилось также, что в 5-8-х классах, по мнению 57,23 % опрошенных школьников, на уроках, классных часах учителя показывают фотографии и рисунки о Правилах дорожного движения (при помощи проектора на специальный экран). В 9-11-х классах, по мнению 33,80 % учащихся, учителя показывают фотографии и рисунки о Правилах дорожного движения (вопрос 41).
Обобщая результаты анкетирования, сформулируем выводы о наличии признаков динамики оценки школьниками факторов воспитания культуры транспортной безопасности по годам обучения. От 5-8-х классов к 9-11-м классам не возрастает оценка ни одного из факторов воспитания культуры транспортной безопасности.
Полученные фактические данные свидетельствуют о том, что от 5-8-х классов к 9-11-м классам уменьшается процентная доля учащихся, которые:
- обсуждают с друзьями вопросы безопасности на дороге;
- задают вопросы родителям о том, как обеспечить безопасность на дороге;
- учатся безопасности на дороге на примере своих родителей;
- учатся в школе на специальных уроках (ОБЖ, ПДД);
- утверждают, что им интересно на уроках о безопасности на дорогах;
- считают, что уроки о безопасности на дорогах дают практическую пользу;
- учатся безопасности в транспортных ситуациях на разных уроках (не ОБЖ и не ПДД);
- учатся безопасности в транспортных ситуациях на классных часах;
- получают знания о безопасности на дорогах из телепередач;
- учатся безопасности на дороге, самостоятельно читая литературу (книги, журналы, газеты);
- безопасности на дорогах учатся на школьных мероприятиях (вечерах, диспутах и др.);
- говорят о том, что учителя используют на уроках, классных часах плакаты по Правилам дорожного движения;
- считают интересными используемые в школе плакаты по Правилам дорожного движения;
- говорят о том, что на уроках, классных часах учителя показывают фотографии и рисунки о ПДД.
Одинаково оценивают подростки и старшеклассники практику использования учителями на уроках, классных часах кинофильмов о Правилах дорожного движения. О применении кинофильмов по ПДД сообщают 54 % подростков и 53 % опрошенных старшеклассников.
Выводы
Из приведенных выше фактических данных следует, что от подростковых к старшим классам снижается интерес школьников к обучению основам транспортной безопасности на уроках ОБЖ и ПДД. Кроме того, результаты анкетирования свидетельствуют о наличии признаков уменьшения влияния целого ряда факторов на культуру транспортной безопасности школьников, снижения качества обучения школьников основам безопасности на дороге (от подростковых к старшим классам). Это означает, что в педагогической практике не созданы условия для эффективного совершенствования культуры транспортной безопасности школьников. Возможно, наблюдается взаимосвязь факторов, влияющих на оценку школьниками различных аспектов процесса подготовки к обеспечению безопасности в транспортной сфере. Проведенный анализ результатов исследования послужит основой для выявления такого рода взаимосвязей.
Рецензенты:
Веряев Анатолий Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор Алтайской государственной педагогической академии, г. Барнаул.
Морозова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, профессор Алтайского государственного университета, г. Барнаул.