Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

RELATION OF SCHOOL STUDENTS TO FACTORS OF IMPROVEMENT OF CULTURE OF TRANSPORT SAFETY

Beloborodov A.F. 1
1 GU MVD of Russia in the Altai territory, Barnaul
For research of factors of education of culture of transport security conducted a survey of the students of 5-11 grades of secondary schools of the city Barnaul. The article presents data on the assessment of pupils of the role of various academic disciplines, posters, photos and pictures, movies, computers, class hours, school events, literature reading, watching television, surfing the Internet in the process of improving the readiness of the students to ensure transport safety. It is established, that from teenagers to senior classes of reduced interest of pupils to teaching the basics of transport security on the lessons of life safety and traffic rules. Revealed signs of decrease in the quality of learning the basics of safety on the road (from teenagers to senior classes). Revealed differences estimation of the role of various factors of training to ensure transport safety, which gave the teenagers and students, provides the data about the peculiarities of the views of boys and girls about the factors training to safe behavior in the transport sphere.
culture of transport safety
traffic regulations
pedagogical factors
Questioning
Введение

Исследователи процесса подготовки школьников к обеспечению транспортной безопасности (Р. Ш. Ахмадиева [1], В. Н. Мошкин [2], М. Л. Форштат [3], А. М. Якупов [4, 5] и др.) отмечают низкий уровень готовности участников дорожного движения к обеспечению безопасности. Однако до настоящего времени в педагогике к наименее изученным относятся факторы совершенствования культуры транспортной безопасности школьников. В связи с этим мы провели исследование, направленное на выявление эмпирических характеристик факторов совершенствования готовности учащихся 5-10 классов общеобразовательной школы к обеспечению транспортной безопасности.

Цель исследования - выявить отношение учащихся 5-10 классов общеобразовательной школы к различным факторам совершенствования их готовности к обеспечению транспортной безопасности.

Материал и методы исследования

В нашем исследовании была использована анкета, отвечая на вопросы которой школьники выражали свое мнение, выбирая 1 вариант ответа из трех (2 варианта ответов, содержательно раскрывающие положительное или отрицательное мнение опрашиваемых об изучаемых явлениях, и вариант «Затрудняюсь ответить»). Анкетирование было проведено в 2009 г. в общеобразовательных учреждениях № № 107, 108, 83 г. Барнаула с использованием электронного варианта анкеты (создана в Microsoft Office Excel). При статистической обработке результатов анкетирования использована программа Microsoft Office Excel. Всего в опросе приняли участие 246 человек, из них - 125 мальчиков и 121 девочка.

Результаты

На основе анализа результатов анкетирования определим отношение школьников к различным факторам воспитания культуры транспортной безопасности. В частности, проанализируем роль уроков ПДД (Правила дорожного движения), ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности), других уроков (не ПДД и не ОБЖ), использования на уроках плакатов, фотографий и рисунков, кинофильмов, компьютеров, классных часов, школьных мероприятий (вечеров, конкурсов и др.), а также самостоятельного чтения литературы (книг, журналов, газет), просмотра телепередач, работы в Интернете в процессе воспитания готовности школьников к обеспечению транспортной безопасности, Сравним отличия взглядов на проблемы подготовки к обеспечению транспортной безопасности учащихся 5-8-х и 9-11-х классов.

Изложим наиболее существенные выводы о результатах анкетирования школьников по проблеме факторов воспитания культуры транспортной безопасности. Анализ ответов школьников на вопросы 27-43, предложенные в анкете, позволил исследовать отношение школьников к различным источникам информации по проблеме ПДД, существующей практике подготовки к обеспечению транспортной безопасности в процессе проведения классных часов, преподавания ПДД, ОБЖ и других уроков.

Ответы школьников на вопросы 27-43 показали, что они по-разному оценивают роль различных факторов совершенствования культуры транспортной безопасности. При анкетировании получены данные о процентных долях школьников (от числа опрошенных), которые дали положительные оценки различным факторам. Если расположить факторы воспитания культуры транспортной безопасности от наиболее часто положительно оцениваемые школьниками к более редко положительно оцениваемым, то ими оцениваются от максимума к минимуму:

- уроки ПДД, ОБЖ - 70,04 % (вопрос 30);

- телепередачи - 64,78 % (вопрос 35);

- различные уроки (не ОБЖ, ПДД) - 61,54 % (вопрос 33);

- пример родителей - 64,37 % (вопрос 29);

- плакаты на уроках - 57,89 % (вопрос 39);

- классные часы - 57,49 % (вопрос 34);

- фотографии и рисунки на уроках - 50,61 % (вопрос 41);

- вопросы родителям - 48,18 % (вопрос 28);

- школьные мероприятия (вечера, конкурсы и др.) - 46,56 % (вопрос 38);

- самостоятельное чтение литературы (книги, журналы, газеты) - 46,56 % (вопрос 36);

- интернет - 34,01 % (вопрос 37);

- кинофильмы на уроках - 31,98 % (вопрос 43);

- мнение друзей - 29,96 % (вопрос 27).

В перечне факторов выше приведены процентные доли опрошенных школьников (от числа заполнивших анкету), которые дали положительную оценку тому или иному фактору. Анализируя статистические данные об ответах школьников, мы пришли к выводу, что о процессе обеспечения транспортной безопасности они в основном узнают на уроках ПДД, ОБЖ, из телепередач, на других уроках (не ПДД и ОБЖ) и на примере родителей.

Перейдем к изложению данных об отличии оценок учащихся 5-8-х и 9-11-х классов, которые они дали различным факторам их подготовки к обеспечению транспортной безопасности.

Вопрос 27. Обсуждаешь ли ты с друзьями вопросы безопасности на дороге? В 5-8-х классах ответили на этот вопрос: «Я обсуждаю с друзьями вопросы безопасности на дороге», - 36,42 %, в 9-11-х  - лишь 15,49 % от опрошенных школьников.

Вопрос 28. Задаешь ли ты вопросы родителям о том, как обеспечить безопасность на дороге? Вариант ответа: «Я задаю вопросы родителям о том, как обеспечить безопасность на дороге», - выбрали 56,65 % от опрошенных в 5-8-х классах и 28,17 % - в 9-11-х. «Я не задаю вопросы родителям о том, как обеспечить безопасность на дороге», - ответили 31,79 % школьников средних классов и 57,75 % от опрошенных в старших классах. Затруднились ответить 7,51 % и 9,86 % соответственно.

Вопрос 29. Учишься ли ты безопасности на дороге на примере своих родителей? Вариант ответа: «Безопасности на дороге я учусь на примере своих родителей», - выбрали 71,10 % от опрошенных в 5-8-х классах и 47,89 % - в 9-11-х. «Я не учусь безопасности на дороге на примере своих родителей», - ответили 15,61 % школьников средних классов и 32,39 % от опрошенных в старших классах. Затруднились ответить 9,25 % и 15,49 % соответственно.

Вопрос 30. Учишься ли ты основам безопасности на дороге в школе? Ответили: «Безопасности на дороге я учусь в школе на специальных уроках (ОБЖ - «Основы безопасности жизнедеятельности», ПДД - «Правила дорожного движения»)», - 78,61 % от опрошенных учащихся 5-8-х и 49,30 % 9-11-х классов. «В нашем классе мы не учимся безопасности на дорогах на специальных уроках (ОБЖ, ПДД)», - ответили соответственно 9,83 % и 33,80 %, что свидетельствует о негативной динамике педагогического процесса от подростковых к старшим классам.

Вопрос 31. Интересно ли на уроках о безопасности на дорогах? Число школьников, которым на уроках о безопасности на дорогах интересно снизилось от 5-8-х к 9-11-м классам от 65,32 % до 38,03 %. Соответственно  не интересно на уроках о безопасности на дорогах 19,08 % от опрошенных учащихся 5-8-х и 35,21 %  - 9-11-х классов. Затруднились ответить 12,14 % и 22,54 % соответственно.

О том, что уроки о безопасности на дорогах дают практическую пользу сообщили 75,72 % от опрошенных в 5-8-х и 61,97 % в 9-11-х классах (вопрос 32).

На вопрос 33: «Учишься ли ты безопасности в транспортных ситуациях на разных уроках (не ОБЖ и не ПДД)?», - ответили положительно 65,32 % от опрошенных учащихся 5-8-х классов и 52,11 % - 9-11-х классов.

Вопрос 34. Учишься ли ты безопасности в транспортных ситуациях на классных часах? Подтвердили данное предположение 61,85 % учащихся 5-8-х и 47,89 %  9-11-х классов.

Наблюдаются признаки снижения оценки роли телепередач в получении знаний о безопасности на дорогах от 67,05 % (подростки) к 60,56 % (старшеклассники) от опрошенных школьников (вопрос 35).

Выявлены признаки уменьшения от 5-8-х классов к 9-11-м классам процентной доли учащихся, которые учатся безопасности на дороге, самостоятельно читая литературу (книги, журналы, газеты) от 41,62 % в 5-8-х классах до 26,76 % в 9-11-х классах (вопрос 36).

Снижается от 5-8-х к 9-11-м классам доля учащихся, которые говорят о том, что безопасности на дорогах они учатся на школьных мероприятиях (вечерах, диспутах и др.): 54,91 % и 26,76 % соответственно (вопрос 38).

При анализе ответов на вопрос 39: «Используют ли учителя на уроках, классных часах плакаты по Правилам дорожного движения?», выяснилось, что ответ «используют» дали 65,90 % от опрошенных учащихся 5-8-х классов и 39,44 % - 9-11-х классов. Интересными эти плакаты считают 65,32 % учащихся 5-8-х и 33,80 % 9-11-х классов (вопрос 40).

Выяснилось также, что в 5-8-х классах, по мнению 57,23 % опрошенных школьников, на уроках, классных часах учителя показывают фотографии и рисунки о Правилах дорожного движения (при помощи проектора на специальный экран). В 9-11-х классах, по мнению 33,80 % учащихся, учителя показывают фотографии и рисунки о Правилах дорожного движения (вопрос  41).

Обобщая результаты анкетирования, сформулируем выводы о наличии признаков динамики оценки школьниками факторов воспитания культуры транспортной безопасности по годам обучения. От 5-8-х классов к 9-11-м классам не возрастает оценка ни одного из факторов воспитания культуры транспортной безопасности.

Полученные фактические данные свидетельствуют о том, что от 5-8-х классов к 9-11-м классам уменьшается процентная доля учащихся, которые:

- обсуждают с друзьями вопросы безопасности на дороге;

- задают вопросы родителям о том, как обеспечить безопасность на дороге;

- учатся безопасности на дороге на примере своих родителей;

- учатся в школе на специальных уроках (ОБЖ, ПДД);

- утверждают, что им интересно на уроках о безопасности на дорогах;

- считают, что уроки о безопасности на дорогах дают практическую пользу;

- учатся безопасности в транспортных ситуациях на разных уроках (не ОБЖ и не ПДД);

- учатся безопасности в транспортных ситуациях на классных часах;

- получают знания о безопасности на дорогах из телепередач;

- учатся безопасности на дороге, самостоятельно читая литературу (книги, журналы, газеты);

- безопасности на дорогах учатся на школьных мероприятиях (вечерах, диспутах и др.);

- говорят о том, что учителя используют на уроках, классных часах плакаты по Правилам дорожного движения;

- считают интересными используемые в школе плакаты по Правилам дорожного движения;

- говорят о том, что на уроках, классных часах учителя показывают фотографии и рисунки о ПДД. 

Одинаково оценивают подростки и старшеклассники практику использования учителями на уроках, классных часах кинофильмов о Правилах дорожного движения. О применении кинофильмов по ПДД сообщают 54 % подростков и 53 % опрошенных старшеклассников.

Выводы

Из приведенных выше фактических данных следует, что от подростковых к старшим классам снижается интерес школьников к обучению основам транспортной безопасности на уроках ОБЖ и ПДД. Кроме того, результаты анкетирования свидетельствуют о наличии признаков уменьшения влияния целого ряда факторов на культуру транспортной безопасности школьников, снижения качества обучения школьников основам безопасности на дороге (от подростковых к старшим классам). Это означает, что в педагогической практике не созданы условия для эффективного совершенствования культуры транспортной безопасности школьников. Возможно, наблюдается взаимосвязь факторов, влияющих на оценку школьниками различных аспектов процесса подготовки к обеспечению безопасности в транспортной сфере. Проведенный анализ результатов исследования послужит основой для выявления такого рода взаимосвязей.

Рецензенты:

Веряев Анатолий Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор Алтайской государственной педагогической академии, г. Барнаул.

Морозова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, профессор Алтайского государственного университета, г. Барнаул.