Психофизиология труда большое внимание уделяет профессиональному здоровью, определяющему профессиональную надежность и имеющему свойства биосоциального фактора [6]. В профилактике профессиональных заболеваний и состояний, среди которых обозначен профессиональный стресс, важная роль принадлежит регламентации нервно-эмоциональных нагрузок в процессе трудовой деятельности [8]. Заболевания, связанные с профессиональными стресс-факторами, включены в перечень производственно обусловленных заболеваний (work-related diseases) по МКБ-10.
Психоэмоциональный стресс зависит от индивидуальных характеристик функций центральной нервной системы (ЦНС), которые необходимо учитывать и при прогнозировании его последствий [5]. Для разработки оздоровительно-коррекционных мероприятий в трудовом процессе необходимо изучать адаптационные реакции, направленные на защиту организма от негативных воздействий стрессоров физической и психосоциальной природы [1].
Цель нашего исследования заключалась в изучении психофизиологических функций у представителей двух профессиональных групп: менеджеров и преподавателей средней школы. Общеизвестно, что в трудовом процессе представителей этих профессий нередко возникают стрессовые состояния и психоэмоциональное напряжение.
Методика
Обследовали две аналогичные по возрастному составу группы: 1 - менеджеры ЗАО в возрасте от 23 до 57 лет (средний возраст 37,1±5,6) и 2 - школьные преподаватели от 24 до 55 лет (средний возраст 42,8±7,6). Для определения функционального состояния ЦНС использовали компьютерную программу "НС-Тест 2003" [4], включающую теппинг-тест. Производили самооценку психоэмоционального состояния при помощи опросника САН (самочувствие, активность, настроение) по [3]. Оценку регуляторных процессов сердца проводили по показателям вариабельности структуры сердечного ритма, для этого регистрировали кардиоинтервалограмму (КИГ) по [2] в течение 5 мин.
Результаты
Результаты исследований показали, что в 1-й группе у мужчин скорость зрительно-моторной реакции (тест 1), реакции различения (тест 3), реакции в условиях динамической помехи (тест 5) и распределения внимания (тест 7) были выше, чем у женщин, а у женщин более высокая скорость реакции выбора (тест 2). Среднее время зрительно-моторной реакции в условиях статистической помехи (тест 4) и аудиомоторной реакции (тест 6) у мужчин и женщин практически не отличалось (табл. 1).
В группе 2 также наблюдаются различия в показателях мужчин и женщин. В тесте на зрительно-моторную реакцию (тест 1) - мужчины затратили намного меньше времени на выполнение данного теста; у женщин средняя скорость реакция выбора ниже (тест 2); а максимально длительное время поиска чисел по таблице Шульте - Платонова наблюдалось у женщин (тест 6).
Таблица 1
Показатели нейродинамических функций у испытуемых разных профессиональных групп
Группы |
пол |
Психомоторные тесты |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||
1 |
м |
349,1± 23,2 |
471,2± 26,7 |
342,6± 15,7 |
381,3± 19,1 |
430± 22,5 |
312,1± 20,3 |
1858,6± 46,2 |
ж |
469,0± 28,3* |
428,1± 22,4* |
387,8± 16,4* |
422,8± 16,8 |
508,1± 31,4* |
355,8± 19,0 |
2010± 59,5* |
|
2 |
м |
411,5± 26,6** |
458,6± 32,3 |
359,8± 23,1 |
380,1± 18,3 |
470± 22,9 |
361± 16,5** |
1614,8± 91,7** |
ж |
503,2± 37,4* |
518,7±* 29,8** |
361,6± 17,5 |
421,6± 24,8 |
465± 27,7 |
367,8± 16,6 |
1941± 32,6* |
Примечания: * - достоверные различия с мужчинами; ** - с испытуемыми 1 группы.
Различия между профессиональными группами были больше выражены у мужчин. Большинство тестов выявляли высокую скорость у мужчин-менеджеров, но реакция на распределение внимания была выше у преподавателей, как у мужчин, так и у женщин. Скорость реакций различения и аудиомоторной также была выше у женщин-преподавателей.
Теппинг-тест показал, что у всех испытуемых подвижность нервных процессов была выше у мужчин, а утомляемость - у женщин (табл. 2).
Таблица 2
Показатели теппинг-теста у испытуемых разных профессиональных групп
Группы |
пол |
Квадраты |
У |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
1 |
м |
46,0±3,0 |
45,7±4,2 |
48,0±3,7 |
49,1±5,6 |
2,1±1,3 |
ж |
39,8±2,7* |
44,5±5,3 |
47,0±4,4 |
45,5±3,9 |
11,6±2,5* |
|
2 |
м |
42,4±2,7 |
46,7±3,1 |
47,3±4,2 |
48,1±5,8 |
4,6±1,6 |
ж |
40,0±2,8* |
44,0±3,9 |
45,3±3,7 |
46,8±3,5 |
7,1±3,2* |
Примечания:* - достоверные различия с мужчинами.
Самооценка психоэмоционального состояния по тесту САН показала существенные различия в самочувствии, активности, настроении менеджеров высшего и среднего звена и преподавателей школы. Так, в 1 группе у женщин все показатели, особенно самочувствие (5,28±0,3), были выше у женщин, чем у мужчин (4,80±0,2). Во 2 группе, напротив, показатели самочувствия и настроения были выше у мужчин, чем у женщин, а активности - даже несколько ниже. В целом, самооценка психоэмоционального состояния у мужчин была выше во 2 группе, а у женщин - в 1 группе.
Результаты анализа сердечного ритма свидетельствуют, что у представителей обеих групп показатели индекса напряжения (ИН) были выше 100 усл. ед., причем, у испытуемых-женщин выше, чем у мужчин. Эти данные свидетельствуют о напряжении центральных механизмов регуляции сердца у представителей исследуемых профессий.
Заключение Таким образом, в процессе адаптации к трудовой деятельности динамика нейродинамических функций различается у испытуемых разного пола и профессиональной принадлежности. Изменения показателей свидетельствуют, что для менеджеров ведущим является качество быстроты, а для преподавателей - качество внимания. При этом в обеих профессиональных группах утомляемость в центральной нервной системе у женщин была выше, чем у мужчин. Данные самооценки также подтверждают, что степень психоэмоционального напряжения у женщин была выше, чем у мужчин, а у преподавателей-женщин выше, чем у менеджеров.
Полученные нами данные о различиях в нейродинамических функциях у представителей разных профессиональных групп имеют значение как для профориентирования, так и профподготовки будущих специалистов. Результаты работы свидетельствуют о необходимости психофизической коррекции и оздоровления [7] в трудовом процессе менеджеров и преподавателей школ.
Рецензенты:
Павлова В. И., д.б.н., прфессор, профессор каф. ТОФК, ЧГПУ, Челябинск.
Колосова О. С., д.м.н., профессор, зав. каф. СиКП, ЧелГУ, Челябинск.