Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

YOUTH POLICY IN RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES

Zelenkova M.M. 1
1 BMSTU, Moscow
In article the comparative analysis of basic elements and the directions of youth policy in Russia and foreign (first of all western) the countries, the directions of implementation of the target programs promoting improvement of various fields of activity of youth in these countries is carried out. Besides, the assessment of efficiency of methods of work used by the foreign states with youth and its involvement in political processes of these countries is given, possibility of use of these methods conditions of modern Russia is considered. The separate block in article considered legislative base of youth policy in the various states. The comparative analysis of youth policy of Russia and foreign countries allows to draw a conclusion on possibility of use of foreign experience in the Russian practice, under condition of its adaptation to our realities.
social inequality
law on youth
foreign experience
youth policy
Молодежная политика (МП) - это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения, а вместе с ним определенного качества жизни самой молодежи, которая в перспективе станет экономически активным населением страны.

Данная категория населения представляет собой социальный слой населения крайне важный для государства, поскольку молодежь - это те люди, которые придут на смену действующему в данный момент поколению. В этой связи потенциал подрастающего поколения, а также степень его соответствия потребностям страны и сложившимся условиям обуславливаются эффективностью молодежной политики.

Эффективность МП обеспечивается действенностью реализации комплекса мер самого различного характера: правового, социально-экономического, организационного, духовно-нравственного, психологического, воспитательного и т.д. Реализация указанных мер создает условия для достижения главной цели молодежной политики - создание благоприятных условий для наиболее результативного развития потенциала молодого поколения и дальнейшего направления появившихся возможностей на благо страны.

По мнению многих экспертов, ряд западных стран достигли в данной области хороших результатов. В связи с этим для России может быть полезным изучение их опыта в формировании и реализации молодежной политики (безусловно, с учетом особенностей культуры, менталитета и образа жизни российского народа).

Принципы и направления молодежной политики в западных странах зарождались в 50-60-е годы прошлого столетия на основе благотворительности и добровольности, а также государственной помощи нуждающимся категориям молодежи («группы риска», студенты, маргинальная молодежь и т.д.).

В 80-е годы XX века Европейские государства совершили прорыв в сфере образования молодежи, ориентируя, кроме того, молодых людей, на активный труд и профессиональный рост. При этом в основу молодежной политики европейских государств были положены следующие направления: во-первых, увеличение занятости молодежи и активная борьба с безработицей, во-вторых, образовательная политика и профессиональная подготовка молодых людей. Молодых людей, как правило, условно разделяют на группы (от 14 до 18 лет до 25-27 лет), что позволяет более точно адресовать мероприятия в зависимости от возраста. Осуществление политики разворачивалась под лозунгом «Молодежь - это Мы!».

Цель современной МП европейских стран - бесконфликтная интеграция молодых людей в общество. За 10-12 лет пребывания в молодежной возрастной группе необходимо овладеть профессиональными навыками, усвоить свои права и обязанности, пройти курс гражданского и нравственного воспитания. Таким образом, во взрослую жизнь молодой человек входит как уже сформировавшаяся, полноценная и сознательная личность.

Анализируя деятельность европейских государств по реализации молодежной политики, можно выделить четыре страны, в которых она осуществляется наиболее эффективно, -  Германия, Франция, Великобритания и Швеция.

Итак, в зарубежных странах, отличительной чертой западной молодежной политики является ее направленность на молодежь, а не только на ее «проблемную» часть. Молодых людей, как правило, условно разделяют на группы (от 14 до 18 лет до 25-27 лет), что позволяет более точно адресовать мероприятия в зависимости от возраста.

Государственная молодежная политика России имеет ряд отличительных особенностей по сравнению с зарубежным опытом. 

МП в нашей стране насчитывает уже несколько десятков лет. Однако ранее она не была оформлена в отдельную сферу деятельности, поскольку вся работа с молодежью проводилась в рамках идеологии и реализовалась партией через все ее механизмы (прежде всего, посредством воспитания).

В период перестройки 90-х годов XX века сложившаяся система оказалась полностью разрушенной. В связи с этим, появление понятия «молодежная политика» многие ученые связывают с распадом Советского Союза и завершением реформирования политической системы новой России.

В соответствии со «Стратегией государственной молодежной политики Российской Федерации»  ее цель - развитие потенциала молодежи в интересах России, т.е. «взросление» в нашей стране происходит посредством привлечения молодых людей к участию в общественно-политических процессах, что положительно сказывается на состоянии страны [1]. Результатом этой работы является формирование открытой и доступной для молодежи системы поддержки инициатив, направленных на решение задач улучшения качества жизни в России в целом. Следствием данной деятельности является осознание молодым человеком своей полезности, востребованности в обществе, предоставление молодежи возможности проявить себя.

Основными инструментами реализации молодежной политики современной России является информирование молодых людей об имеющихся возможностях развития.

Следует отметить, что такой подход к МП не охватывает все 100 % молодого поколения страны. Он нацелен лишь на ее малую часть - наиболее активную и дееспособную, а также ограниченную возрастными рамками (в отличие от европейской молодежной политики, которая базируется на вовлечении молодежи с малых лет). Фактически незащищенные слои молодого поколения (лица с ограниченными возможностями), а также менее активные на своем этапе развития молодые люди остаются в стороне, пополняя ряды маргинальных элементов.

Согласно принятым в России законам молодежь - это люди от 14 до 30 лет. Тем не менее, по мнению общественных экспертов, в России до 1 миллиона беспризорных и безнадзорных детей, которые не посещают школы и пополняют ряды преступников, наркоманов, алкоголиков. Средний возраст молодых пьяниц опустился с 14-15 лет (данные 1960-х годов) до 11 лет. На учете в наркодиспансерах состоят 580 тысяч детей. За последние 5 лет число 15-17-летних больных алкоголизмом подростков выросло в два раза. В стране, по данным Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, 6 млн наркоманов, причем большинство из них молодые люди [6].

Как показывают события, произошедшие в Москве в 2011 году на Манежной площади, сложившаяся крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, уничтожению материальных ценностей и даже гибели людей. Согласно проведенным соцопросам в обеих российских столицах и многих городах-миллионниках до 76 % молодежи поддерживают в той или иной степени действия участников данных акций, лозунги которых имеют националистический характер («Россия для русских», «Москва для москвичей» и т.д.).

В то же время опыт западных стран показывает, что необходимо смягчать социальное неравенство, создавать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей всех представителей данной части населения (по крайней мере, ее подавляющего большинства).

Для охвата всего молодого поколения необходимо вовлечение непосредственно молодежи в обсуждение ее актуальных проблем, а также активное сотрудничество органов исполнительной власти и неправительственных молодежных организаций в вопросах создания благоприятных условий для адаптации молодежи к социальной действительности.

Так в западных странах уже многие годы активно создаются молодежные парламенты, различные советы при органах власти, где молодые люди учатся аргументированно отстаивать свою точку зрения и доносить ее до органов власти.

В Германии проводится регулярный мониторинг проблем молодежи независимыми экспертами, что позволяет уполномоченным органам принимать взвешенные долгосрочные решения на основе различных оценок ситуации и возможностей ее развития, внося соответствующие коррективы в программы.

К сожалению, в России, по мнению многих ученых, действительную ситуацию в молодежной среде сегодня не знает никто: в стране нет серьезной структуры, отвечающей за изучение и оценки этой ситуации, за выработку мер, направленных на ее улучшение [2].

Самостоятельно молодежь не может найти свое место в обществе, поскольку не приспособлена выживать в сложившихся условиях (в первую очередь, с психологической стороны). Это приводит к тому, что в нашей стране молодые люди устраивают всякого рода массовые демонстрации, акции, протестные митинги, причем далеко не всегда мирного характера, а иногда и националистического. Популярным веянием последних лет стали флешмобы, которые зачастую носят абсурдных характер и никак не способствуют решению молодежных проблем и тем более развитию страны. И это вместо того, чтобы принимать участие в различных молодежных движениях, конференциях, форумах, семинарах, набираясь соответствующего опыта.

Одновременно с этим следует отметить, что важную роль западные страны отводят подготовке и реализации программ, направленных на искоренение расизма, антисемитизма, ксенофобии и иной социальной нетерпимости. Так в 2006 году была возрождена Европейская молодежная кампания «Все различны - все равны», которая проводилась Советом Европы, при поддержке Европейского Союза. Цель кампании состояла в мобилизации молодежи под единым девизом - с тем, чтобы все и всюду имели право быть самими собой, рассчитывать на равноправное и справедливое отношение к себе. Кампания служит продвижению ценностей, которые Совет Европы отстаивает уже 55 лет: каждый европеец имеет право на демократический выбор, права человека должны быть принципом жизни, в социальная справедливость - сердцевиной современного общества [3].

Практику организации подобных кампаний можно использовать и в российских условиях. Проведение кампаний такого рода важно именно сейчас, поскольку события последних лет показали, что молодежь нуждается не только в трудоустройстве и интеграции в общество, но и в защите своих интересов. Для молодежи также важно участие в жизни общества - города, школы, трудового коллектива.

Не менее важным при формировании государственной молодежной политики является ее законодательно-правовой аспект.

В западных странах действует «Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне» (новая редакция принята в 2003 году). В апреле 2009 года Европейская Комиссия утвердила новую Стратегию Европейского Союза в сфере молодежной политики на период с 2010 по 2018 г., получившую название: «Молодежь - инвестирование и расширение возможностей». Кроме того, в каждой развитой европейской стране молодежная политика основывается на Конституции и различных принятых федеральных законах, регламентирующих основные направления, инструменты и методы ее реализации. Принятые законы определяют место и роль молодежи в жизни общества в целом, обеспечивает получение молодыми людьми социальной помощи, защиту их прав и свобод, предусматривает обязательное получение ими образования и последующее трудоустройство. К примеру, в 2006 году во Франции принят закон «О равенстве шансов», который обязывал компании всех форм собственности ежегодно принимать на работу пропорционально численности штатов сотрудников моложе 25 лет, даже если последние не имели опыта работы по специальности.

В Германии молодежная политика реализуется на основе Конституции и федеральных законов «О помощи молодежи и детям» (помощь семьям в воспитании, консультации, опека, социальная педагогика, ювенальные суды, организация работы с молодежью) и «О защите молодежи»; а также ежегодного федерального плана по молодежной и детской политике (конкретные мероприятия по социализации молодежи - социальное обеспечение, борьба с бедностью и безработицей, нравственное воспитание, интеграция иностранцев в немецкое общество, помощь молодым людям в «восточных землях») [4].

Следует отметить комплексный подход ряда европейских стран к реализации молодежной политики. Так, в частности, в Германии образовательные программы сочетаются с обеспечением молодых людей рабочими местами.

Кроме того, отличительной особенностью молодежной политики западных стран является ее строение по отдельным направлениям (спорт, образование, здравоохранение и т.д.). Однако для России наилучшим вариантом действий в сложившихся условиях является комплексность проводимых действий. ГМП должна охватывать одновременно все возможные направления, посредством которых возможно влияние на молодежные структуры страны.

Таким образом, молодежная политика зарубежных стран - это сложный, организованный и эффективный механизм, основные принципы которого могут оказаться полезными при определении путей развития молодежной сферы в России.

В нашей стране до настоящего времени нет такого нормативно-правового акта, который бы в достаточной мере регламентировал молодежную сферу.

Первым документом о молодежи был Закон СССР «Об основных началах государственной молодежной политики в СССР», принятый в 1991 году. По мнению многих западных исследователей, это был один из самых лучших законодательных документов в данной области. Однако после событий декабря того же года закон утратил силу.

В дальнейшем с начала 90-х годов XX века было издано несколько законодательных документов, а также подготовлено множество проектов законов о молодежи (Доктрина государственной молодежной политики, Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации и др.). Однако все они (как и большинство решений и целевых программ, принятых на региональных уровнях) носили декларативный характер и напрямую зависели от позиций органов местного самоуправления, а также наличия финансового обеспечения этих целей.

В декабре 2006 года была утверждена уже упомянутая выше «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации», которая разработана на период до 2016 года и определяет приоритетные направления, включающие задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектах, о чем уже говорилось выше. Однако и она не принесла должного результата, поскольку не было разработано реальных механизмов ее воплощения в жизнь. Современная обстановка в России, а также существующее положение молодых людей в обществе показывают, что МП в стране далеко не совершенна и требует значительной доработки. По данным социологического опроса ВЦИОМ, за последние 20 лет доля россиян, желающих эмигрировать, выросла с 5 % до 21 %. Наибольший эмиграционный потенциал у 18-24-летних (39 %), высокообразованных респондентов (29 %), а также активных пользователей интернета (33 %) [5].

В сложившихся условиях России нужен новый закон о молодежи, которых будет отвечать современным реалиям. Во-первых, потому что сегодня появились новые формы самореализации, которые не закреплены законодательно, а необходимо предоставить молодежи больше возможностей для их использования. Во-вторых, необходимо повысить степень защищенности молодых людей, в первую очередь это относится к социальной сфере. В-третьих, закон должен заложить основы создания реального социального лифта вселяющего уверенность в молодом поколении, что при определенных условиях каждый может добиться своего, что профессионализм, социально ответственное поведение будут вознаграждены. Результат неработающего социального лифта - безразличие к выборам, появление радикальных группировок (скинхеды, нацболы), обострение межнациональных отношений, апатия молодежи, озлобленности против богатых и недоверие к властям. В экономической жизни «сломанный» социальный лифт вызывает стагнацию производительности труда, отсутствие инноваций и низкую активность малого и среднего бизнеса. Эта симптоматика весьма характерна для современной России. Программа лечения -  запуск механизма социального лифта в кратчайшие сроки.

Таким образом, формирование адекватной ситуации и нацеленной на перспективу молодежной политики важнейшая и насущная проблема российской власти, данные требования актуализируются усиливающимся влиянием молодежных акций и движений на процессы стабилизации и дестабилизации государства и политической системы.

Очевидно, учитывая успешный опыт западных стран в формировании и реализации молодежной политики, нам не стоит в поисках решения молодежных проблем в России ограничиваться пределами своего опыта. В условиях развития многогранных интеграционных процессов вполне допустим синтез западных течений и отечественных направлений по формированию целенаправленной государственной молодежной политики с учетом специфики российского образа жизни и традиций.

Рецензенты:

Скалепов А. Н., д.ф.н., доцент, профессор кафедры «Общественные науки» Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), г. Москва.

Чаевич А. В., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой международных отношений МАБИУ, г. Москва.