В условиях модернизации Российского образования базовым условием и результатом достижения качества образования становится обеспечение безопасности учебно-воспитательного процесса. Традиционно эта проблема рассматривалась с позиции опасностей и рисков для физического, психического и психологического здоровья обучающихся и преподавателей. Однако мы считаем, что проблема безопасности образовательной среды намного шире. Она имеет не только медико-психологический, но и социокультурный аспект, и выходит за рамки потребностей личности в личной безопасности. Нами выделены опасности и риски учебно-воспитательного процесса социокультурного характера, связанные с нереализацией социальных интересов обучающихся, преподавателей, педагогического колледжа, государства (низкий уровень воспитанности и общекультурной подготовки будущих педагогов, невыполнение требований государственного стандарта и ожиданий общества, неучет потребностей рынка труда, запросов работодателей и др.).
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на современном этапе развития общества безопасность должна обеспечиваться не тепличностью условий, а в рамках деятельностной парадигмы образования - умением субъектов образования регулировать опасности и риски, управлять ими. Как следствие, выделяются две формы достижения безопасности - активная и пассивная. Реализация пассивного сценария предполагает фокусирование ориентиров среды на сохранении достигнутого состояния (принцип «комфорта застывших форм»). В противовес активная форма предполагает разработку безопасной траектории движения к цели (принцип «безопасности на марше»). В логике последней нами разработана стратегия организации безопасной образовательной среды педагогического колледжа, предполагающая: педагогическое прогнозирование (от греческого prognosis - предвидение) ее опасностей и рисков - их обнаружение - проектирование способов контроля для достижения качества образования - реализацию безопасной среды педагогическими средствами, предусматривающей ликвидацию (или минимизацию) опасностей и рисков.
Социокультурная безопасность образовательной среды педагогического колледжа рассматривается нами на трех уровнях. Личностно-профессиональный уровень предполагает реализацию потребностей студентов и преподавателей в их личностно-профессиональной самореализации. Нормативно-деятельностный - связан с достижением требований государственных образовательных стандартов по профессиональной подготовке студентов. Социально-педагогический уровень учитывает взаимные интересы образовательного учреждения и его микросоциума, социальных партнеров колледжа как социокультурного центра развития общества.
Проведенный анализ уровневой дифференциации организации безопасной образовательной среды педагогического колледжа показал ее связь с требованиями, которые включены в показатели качества образования. На основе этого нами был сделано предположение о том, что уровень качества образования в педагогическом колледже можно рассматривать одним из показателей достижения социокультурной безопасности его образовательной среды.
Выделенные нами на основе анализа работ Боденко Б.Н., Боденко Л.А., Грачева Г.Ф., Дзятковской Е.Н., Захлебного А.Н., Липского И.А., Ясвина В.А. и др. опасности и риски недостижения качества образования включают: несоответствие педагогических результатов заявленным целям; недостаток или чрезмерность профессионализма (в ущерб общекультурной подготовке); предметоцентризм в преподавании; неспособность выпускников оптимально адаптироваться к последующей ступени образования из-за слабой их преемственности; недооценку обучающимися непрерывного образования как фактора социальной и профессиональной мобильности; прогрессирующее снижение возраста потери познавательной активности; низкое качество средств обучения, их несоответствие возможностям обучающихся (источник информационно-психологических количественных и качественных перегрузок) и др.
Как отмечает Тюгашев Е.А., «современное образование в целом следует квалифицировать как "опасное" образование» (2004), в то же время осознание опасностей и рисков выступает фактором мобилизации ресурсов учреждения для повышения качества образования.
Разработанная нами технология проектирования способов обеспечения социокультурной безопасности образовательной среды включала:
- работу с педагогами колледжа, направленную на формирование у них ценностно-смысловой направленности на проектирование безопасных педагогических ситуаций, интегрирующих смыслы - цели - содержание - способы, средства деятельности - нормы и правила взаимодействия на уровне целевого, содержательного и операционально-деятельностного компонентов;
- организацию службы прогноза в колледже, в функционал которой входило:
- прогнозирование опасностей и рисков достижения качества образования на каждом конкретном этапе личностно-профессионального становления специалиста (идентификация, определение масштаба, построение параметров безопасной образовательной среды с позиции ее безопасности и направленности на регуляцию опасностей и рисков);
- анализ, моделирование и апробация условий и ограничений, способствующих разрешению опасностей и рисков педагогически целесообразными средствами;
- рефлексия качества проектирования педагогических ситуаций, преобразование педагогической ситуации для минимизации опасностей и рисков с позиции достижения качества образования.
Результаты апробации разработанной технологии обеспечения социокультурной безопасности образовательной среды средствами проектирования педагогических ситуаций представлены в таблице 1.
Соотнесение данных об изменении индекса безопасности организуемой образовательной среды педагогического колледжа и показателей качества образования позволило утвердиться в том, что проектирование педагогических ситуаций, обеспечивающих регуляцию опасностей и рисков достижения качества образования, стало основанием для продуктивного изменения отношения студентов к обучению в педагогическом колледже и получению профессии. В частности, это можно проиллюстрировать следующими данными, выявленными в рамках констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Таблица 1. Динамика индекса безопасности параметров проектируемых педагогических ситуации и показателей качества образования на начало и завершение исследования
|
Показатели для оценки качества проектирования педагогических ситуаций как средства организации безопасной образовательной среды педколледжа и показатели качества образования |
2000 |
2006 |
I. |
Индекс безопасности по параметрам педагогических ситуаций (в баллах). |
||
|
Осознаваемость. |
1,22 |
1,74* |
|
Устойчивость. |
1,08 |
1,81** |
|
Интенсивность. |
1,21 |
1,83* |
|
Модальность: контрольный индекс. |
1,1 |
1,78** |
II. |
Нормативный показатель качества образования. |
||
|
Коэффициент обученности студентов выпускных групп. |
3,2 |
3,8* |
III. |
Личностно-профессиональный показатель качества образования. |
||
Интерес к педагогической профессии. |
3,1 |
4,6* |
|
|
Организованность. |
2.8 |
4,3* |
|
Активность и доброжелательность в общении со студентами, преподавателями. |
3,8 |
4,7 |
|
Стремление реализовать себя творчески в учебе, педагогической практике. |
3,6 |
4,5* |
|
Использование самостоятельной работы, самообразования для качества самореализации. |
1,8 |
4,2** |
|
Опора на проектную и исследовательскую деятельность для повышения качества самореализации. |
3,1 |
4,5* |
|
Активность и продуктивность в творческой деятельности во внеучебное работе. |
3,6 |
4,6 |
|
Стремление к анализу качества самореализации и повышению эффективности личностно-профессиональной самореализации. |
1,5 |
4,5** |
|
Ответственность в деятельности. |
2,2 |
4,4** |
|
Поступление в вуз. |
21,8% |
46,4%** |
III. |
Социально-педагогический показатель качества образования. |
||
|
Колледж, по оценке студентов, выступает для них как центр личностно-профессиональной и творческой самореализации и способствует становлению здорового образа жизни. |
34,2% |
83%** |
|
Студенты - участники областных и городских культурно-массовых мероприятий: акций, конкурсов, представлений, спортивных соревнований. |
7% |
32%*** |
|
Расширение социального партнерства колледжа с педагогическими работниками региона в рамках экспериментальной деятельности, форм повышения квалификации. |
100% |
520% ** |
|
Преподаватели колледжа - участники Всероссийских, межрегиональных, областных и городских научно-практических конференций. |
23% |
73%** |
* p<0,05
** p<0,01
*** p<0,001
Например, большая часть студентов (91,7%), имеющих возрастной ценз от 17 до 19 лет, на начало исследования проявляли направленность на перекладывание ответственности за свое личностно-профессиональное развитие на внешние обстоятельства (любовь, поддержка старших), в результате проведенной работы в ряду ориентиров 83% выступили показатели собственной активности, образованности, здорового образа жизни и настойчивости в достижении цели.
84% при поступлении в колледж объясняли выбор образовательного учреждения рекомендациями родителей и низким материальным положением семьи, которое не позволяло им обучаться в вузе по престижной специальности. Как следствие, 76% не осознавали образование в колледже как возможность эффективного личностно-профессиональную становления и, как результат, показывали пассивность, нежелание брать ответственность и инициативу за свое образование на себя, не имели мотива на получение педагогической профессии и не видели в ней перспектив. По итогам формирующей работы 86,4% утвердились в выборе педагогической профессии, из них 72,1% получили распределение на трудоустройство, в том числе в сельскую школу, 46,4% поступили в вуз по очной и заочной формам обучения.
Качественную динамику претерпело и изменение отношения преподавателей к повышению качества образования посредством проектирования педагогических ситуаций. Ведущим показателем для оценки становления ценностно-смыслового единства педагогического коллектива в обеспечении качества подготовки специалистов и регуляции возникающих в образовательной среде опасностей и рисков достижения качества образования выступили результаты диагностики готовности педагогов к формированию безопасной образовательной среды. Основные методы изучения включили в себя: наблюдение и анализ занятий, педагогической практики и форм внеучебной работы; экспертную оценку программных документов и методических материалов, беседы с преподавателями, председателями дисциплинарно-цикловых комиссий, заведующих кафедрами и лабораториями, рейтинг профессионального мастерства и др. Представленная ниже сводная таблица 2 отражает качественные характеристики готовности и позитивную динамику на 2006 г. (по сравнению с 2000 и 2003 гг.)
Анализ полученных данных позволил утверждать, что организация безопасной образовательной среды посредством проектирования педагогических ситуаций выступила основанием для эффективной регуляции опасностей и рисков достижения качества образования. Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена показало наличие высокой связи между проектированием параметров педагогических ситуаций и достижением качества образования, что подтвердило истинность выдвинутой в исследовании гипотезы.
Все это позволило сделать вывод о том, что в основе обеспечения безопасности образовательный среды - прогнозирование, обнаружение, регуляция и ликвидация опасностей и рисков достижения качества образования. Ядром ее организации выступает ценностно-смысловая направленность педагогического коллектива на проектирование педагогических ситуаций, регулирующих опасности и риски достижения качества образования.
Как результат, с учетом условий, возможностей и ограничений обеспечения безопасности и качества образования разработана структурно-функциональная модель проектирования педагогических ситуаций как средство организации безопасной образовательной среды педагогического колледжа. Проведенное нами исследование открывает перспективы дальнейших разработок, направленных на изучение социокультурного аспекта безопасности образовательной среды как актуальной проблемы достижения качества образования.
Таблица 2. Динамика развития готовности преподавателей к формированию безопасной образовательной среды
Уровень |
2000 г. |
2003 г. |
2006 г. |
Эвристический с тенденцией к креативному: целенаправленность и устойчивость в проявлениях инновационной деятельности; осознанность проблем формирования безопасной образовательной среды, готовность к прогнозированию, обнаружению и минимизации угроз и рисков в достижении качества подготовки специалистов (в т.ч. посредством проектирования и реализации целенаправленных педагогических ситуаций ). |
- |
23% |
49% |
Эвристический: устойчивое отношение к изучению и апробации условий и возможностей формирования безопасной образовательной среды, активное освоение приемов обнаружения и минимизации угроз и рисков в достижении качества подготовки специалистов, направленность на участие в проектировании и реализации целенаправленных педагогических ситуаций для повышения качества подготовки специалистов |
20% |
24,5% |
16% |
Репродуктивно-эвристический: стремление к освоению новшеств, введения элементов поиска в работу для педагогической регуляции угроз и рисков в достижении качества образования, мотивация к участию в проектировании и реализации целенаправленных педагогических ситуаций. |
16% |
13,5% |
19,5% |
Репродуктивный: осмысление теории и практики формирования безопасной образовательной среды, в т.ч. через проектирование педагогических ситуаций; разработка и реализация по представляемым рекомендациям и алгоритмам. |
12% |
26% |
12% |
Адаптивный: настороженное отношение к инновациям и экспериментальной работе по формированию безопасной образовательной среде; отсутствие мотивации, низкий уровень овладения методологией исследования, преобладание позиций «предметника», неудовлетворенность, проявление признаков профессионального «замораживания» (работа на основе выработанных стереотипов). |
50% |
13% |
3,5% |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания: Дисс... докт. психол. наук. - СПб., 2002. - 386 с.
- Боденко Б.Н., Боденко Л.А. Педагогические условия общекультурного становления школьника в образовательной среде - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.-93 с.
- Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: теория и технология психологической защиты: Дисс. ...докт. псих. наук. - М., 2000. - 360 с.
- Дятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Проблемы информационной безопасности человека и задачи экологического образования // Современные проблемы науки и образования. Электронный журнал, 2006. -№2. - www. science-education.ru/number2.htm
- Концепция модернизации образования рф./ Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р. - http://sputnik.informika.ru/Docs_39/mosedu.ru/normative/ modernization.php.htm
- Липский И.А. Социально-педагогическая ситуация: сущность, структура, управление // Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. - М., 2004. - Том I. - С.39-47.
- Тюгашев Е.А. Концептуальные основы системы безопасного образования - http://filosof10.narod.ru/lib/Ped/educ.doc
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.- М.:Смысл, 2001.- 366 с.